Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Адвентизм в России на рубеже XIX-XX веков 1 страница




Уже с конца 80-х и особенно в 90-е годы XIX столетия адвентизм в России все больше формируется благодаря усилиям и подвижничеству его отечественных последователей. К тому времени миссионерская работа в России принесла адвентистам неплохие плоды. Их общины возникали все в новых регионах России: в Оренбургской, Самарской губерниях, в Бессарабии, в Прибалтике, в Закавказье, Польше, в российских городах: в Либаве, Киеве, Одессе, Армавире, Евпатории, Риге, Таллинне, Петербурге.

В Санкт-Петербурге проповедь адвентизма начал Герхард Перк, вернувшийся к тому времени из Германии, куда он был выслан после ареста в 1886 г. вместе с Конради. Вскоре благодаря его усилиям семь жителей столицы, в основном принадлежавших к низшим слоям, стали соблюдать седьмой день - субботу. Деятельность Перка привлекла к себе внимание членов других религиозных движений в столице, главным образом из числа евангельских христиан, которые в столице возникли раньше. К 1901 г. здесь уже было образовано две адвентистские группы: русскую составляли 20 человек, а немецкую - 50.

Наличие немецкой и русской общин в Петербурге не должно удивлять читателей - это было всероссийское явление. В стране из-за строгих законов долгое время приходилось отделять членов адвентистской Церкви из немцев от членов Церкви из русских, ибо каждый случай отпадения от православия Православной Церковью и местными властями рассматривался если не как преступление, то как вызов обществу. Практически повсеместно в России (в Киеве, Евпатории, Петербурге, Бендерах, Ставрополе и т. д.) Церковь адвентистов седьмого дня имела русские и немецкие общины, они принадлежали к различным полям. Русские общины принадлежали к Среднероссийскому полю. В результате такой раздвоенности адвентистские общины одного города посещались служителями разных полей, что естественно, вызывало определенные трудности в организации внутренней жизни общин и их управлении.

Царские власти как в центре, так и на местах чинили всяческие препятствия деятельности адвентистской Церкви, как, впрочем, и всем другим неправославным движениям. Пионеры адвентизма в России в своих воспоминаниях указывают, что они не раз подвергались преследованиям администрации, а некоторые даже оказывались в кратковременном тюремном заключении. Правда, местные чиновники плохо разбирались в особенностях нового для России вероучения. В первую очередь их беспокоило, что адвентисты праздновали субботу, и на этом основании они относили их к объявленной вне закона секте «жидовствующих». Руководству пришлось приложить много усилий, чтобы недоразумение рассеялось. Одновременно было заявлено и о верноподданнической позиции Церкви. На I Всеобщем собрании в 1890 г. было принято специальное обращение к правительству: «Мы не враги правительства, а его друзья. Истинный христианин должен исполнять законы Божьи, а заповеди Его требуют повиновения властям предержащим». Впрочем, скоро адвентистское руководство поняло, что российские власти не очень-то поверили таким заявлениям и продолжали репрессивный курс в отношении Церкви АСД.

Несмотря на преследования, российские адвентисты, под руководством опытных инструкторов из-за рубежа упорно строили прочное здание своей Церкви. Уже в 1890 году прошло два окружных и одно общее собрание российских адвентистов, и все - под руководством Конради, специально для этого приезжавшего в страну. Первое общее собрание адвентистов состоялось на Кавказе с 3 по 6 ноября 1890 г. На нем присутствовало более 100 верующих, среди которых были и местные уроженцы. К тому времени «восточное» поле Церкви имело уже 9 общин и 356 членов Церкви, а общая сумма взносов достигала 954 рублей в год.

Успехи на российских просторах обрадовали европейское руководство адвентистской Церкви, и оно предприняло ряд организационных мероприятийпо совершенствованию управления российскими общинами. До этого последние входили в состав Среднеевропейского Союза, что затрудняло их прямую связь с руководством. В 1890 г. в Базеле было принято решение объединить российское «дело» с германским, как территориально наиболее близким, в один Союз. Это решение утвердил Всемирный Совет Церкви, и в 1891 г. на собрании Среднеевропейского Союза общин в Гамбурге в повестку дня было включено постановление Всемирного Союза «Дело Божие в России и Германии отделить от Среднеевропейского Союза общин, и пока они нуждаются в финансовой поддержке, не организовывать в Германский Союз Общин, а признавать их как два отдельных миссионерских поля». Вновь образованное поле в России получило название «Восточноевропейское миссионерское поле». С 7 по 17 октября 1894 г. на третьем собрании Восточноевропейского поля впервые в России был совершен обряд рукоположения в проповедники Церкви Г. И. Лебсака, сыгравшего впоследствии весьма важную роль в истории российского адвентизма. Знаменательность этого события для истории адвентизма в России состояла в том, что Г. И. Лебсак был первым местным рукоположенным адвентистским руководителем.

Родился Генрих Иванович Лебсак 4 января 1870 г. в немецком поселении Франк на берегу Волги, недалеко от речки Медведица, в Саратовской губернии. Родители его были ревностными лютеранами и под их влиянием получивший специальность переплетчика Генрих Лебсак также увлекается Библией. Уже в 16 лет он проводит по поручению пастора изучение Библии на молитвенных собраниях не только в своем родном поселении, но и в соседних колониях. В 1890 г. он был обращен в адвентистскую веру его новым знакомым немецким проповедником российского происхождения Якобом Клейни. Г. И. Лебсак и его жена, тоже лютеранка, покинули лютеранскую Церковь и стали готовиться к крещению в адвентистской общине. Вскоре Г. И. Лебсак решил стать служителем адвентистской Церкви и отправился в Гамбург, где в 1890 г. принял крещение, за несколько недель прошел курс для миссионеров, после чего прибыл в Россию со специальным поручением как литературный евангелист и помощник пастора.

По возвращении в Россию Г. И. Лебсак с головой окунулся в строительство адвентистской Церкви в своих родных местах. В августе 1890 г. он начинает активно работать книгоношей в немецких колониях на Волге, ибо в то время почти вся адвентистская литература была на немецком языке. Зимой 1892 г. Генрих Иванович Лебсак и его однофамилец и очень дальний родственник Генрих Конрадович Лебсак, который также был литературным евангелистом, были арестованы и посажены в тюрьму в Таганаше, что на северной линии крымской железной дороги. Впоследствии Г. И. Лебсакунеоднократно приходилось отбывать тюремное заключение в связи с его церковной деятельностью, и он писал об этом: «Царские власти охотились за мной как адвентистским служителем, как за оленем.., но Бог всегда стоял рядом в моих «Гефсиманиях» и на моих «горах Преображения». Он никогда не оставлял меня».

На III съезде Восточноевропейского поля 7-17 октября 1894 г. в Александродаре, на Северном Кавказе, было совершено рукоположение Г. И. Лебсака в высший сан адвентистской Церкви на территории России. Так 25-летний Генрих Лебсак стал первым российским проповедником Церкви адвентистов седьмого дня. Позже Г. И. Лебсак работал на Кавказе и в Поволжье, в 1887 г. по приглашению общины менонитов Западной Сибири выехал в эти далекие края и в течение некоторого времени распространял там адвентистское вероучение.

В 1880-е гг. Г. Лебсак, как и другие адвентистские проповедники, вынужден был приспосабливаться к новым, более суровым условиям функционирования протестантских церквей и объединений, ибо царское правительство объявило, по сути, войну всем неправославным религиозным движениям. Обер-прокурором Синода в то время стал К. П. Победоносцев, возглавивший этот курс. Единственно возможной верой для русского народа он считал православие, а все остальные религии называл смертельным врагом народа и Отечества. Официальный статус Победоносцева и его личные дружеские отношения с Александром III способствовали тому, что свои взгляды он реализовывал на практике. Его мечтой было уничтожение в России всех неправославных религиозных движений и учений. Именно К. П. Победоносцев был подлинным вдохновителем обнародованного в мае 1883 г. «Мнения Государственного совета о даровании раскольникам всех вероисповеданий права богослужения». В этом документе всем верующим вне Православной Церкви предоставлялось право на исповедание своей веры и отправление своего культа, но с одной, очень важной, оговоркой: «чтобы при этом не были нарушаемы бы общие правила благочестия и общественного порядка». Имелось и еще одно ограничительное условие: люди, «исполняющие требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными...»

Закон 1883 года немедленно стал применяться для борьбы с адвентистами, баптистами, евангельскими христианами и другими «рационалистическими» движениями в России. Воодушевленное поддержкой царского правительства, православное духовенство развернуло шумную пропагандистскую кампанию по борьбе с такого рода «раскольниками, ворующими у них души». Духовные академии и семинарии спешно стали вести подготовку специалистов по борьбе с «раскольниками». Скоро в каждой православной епархии появился специальный священник-миссионер, в обязанности которого входило собирание компромата на всех, кто переставал посещать православные храмы, а также вести вероучительные беседы с местным населением и полемические дискуссии со своими противниками из рядов «раскольников». Этого, однако, правительству и церковному руководству показалось мало, и был взят курс на еще более жесткую линию по отношению к «раскольникам», «совратителям» и «душегубцам», как стали называть в России протестантов. Выражением такого курса служит резолюция совещания православных деятелей во главе с К. П. Победоносцевым, состоявшегося в 1891 г., в которой отмечалось: «Быстрый рост сектантства является серьезной опасностью для государства. Всем сектантам должно быть воспрещено покидать свое местожительство. Все преступления против Православной Церкви должны разбираться не в советах, а в духовных судах. Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом, чтобы их нигде не принимали ни на работу, ни на жительство, пока жизнь в России не станет для них невыносимою. Дети их должны силою отбираться и воспитываться в православной вере».

Не успели православные деятели выразить свои пожелания в адрес «раскольников», чтобы тем «жизнь малиной не казалась», как правительство поспешило эти пожелания облечь в юридическую ткань, придав им форму закона. В уголовный кодекс были внесены необходимые статьи: «Ст. 187. За выход из церкви и присоединение к другому религиозному обществу - лишение всех гражданских и личных прав. В более легких случаях - полтора года исправительных заведений... Ст. 196. За распространение еретических или сектантских учений и пособничество в этом - ссылка в Сибирь, Закавказье или другие отдаленные места».

Репрессии против всех религиозных инакомыслящих, на которые не скупились власти, не приводили, однако, к желаемому результату, а напротив, привлекали к жертвам этих репрессий общее внимание, вызывали в общественном мнении сочувствие и сострадание к ним, придавали им ореол мучеников за веру. В результате, вынужденные уйти в подполье, религиозные диссиденты в России не остановили своей деятельности, еще более ее активизировали, вовлекая в орбиту своего влияния все новые и новые районы, города и губернии империи. О росте численности, например, российских адвентистов говорит следующая таблица.

Рост рядов адвентистов и адвентистских общин в России (55)

Год Название региона
  Северная Америка Европа Австралия Азия Латинская Америка Африка
               

 

  Город/Регион              
  Крым Дон Ейгейнгейм Александрфельд (Александродар) Щербаковка Побочная Синоха Норка Армавир Евпатория Фридрихсфельд Карлсруэ На Лабе Ротиком Романовка Чигир Варенбург Рига Гохфельд     18 5 12          

В 1886 г. в годовом отчете Церкви АСД было также отмечено, но без указания их числа, наличие общин в Тарутино, Олниски, Нейфельд, Гольс-штейн, Добринке, Холосна, Нидерталь.

По данным чиновника министерства внутренних дел Российской империи С. Бондаря, в 1896 г. «адвентизм был распространен среди немцев в Поволжье, на Дону, в Бессарабии, на Волыни, в Крыму, на реке Молочной,

в Кубанской области, в Привислинском и Прибалтийском крае. Кроме того, адвентизм приняли свыше 100 человек русских, многие латыши, эсты и евреи. «Вследствие притеснений в деле религии» многие из адвентистов выселились в Америку. В 1896 г. в России было 20 общин, 779 членов общин и 8 проповедников. Десятина за 1896 г. дала 2133 рубля; общее количество взносов равнялось 2747 рублям» (56). В 1897 г. в Санкт-Петербурге начал проповедовать Герхард Перк. Вскоре его миссионерская деятельность принесла первые результаты: адвентистская община была создана в самой столице Российской империи. В 1897 г. в журнале «Стражи Сиона» Г. Перк писал: «По милости Божией удалось в этом году сделать начало в столице этой великой страны и, несмотря на много препятствий и затруднений, Господь Бог соизволил, чтобы 17 душ приняли истину. Господь посылает луч третьей ангельской вести и сюда... и освещает искренних. Господь строит Свое царство, и когда Он появится, то и здесь будут некоторые спасены». Адвентисты в столице, как и повсюду в империи, находились вне закона и собирались нелегально на частных квартирах, обычно на квартире Оттона Вильдгрубе (современный адрес - Кронверкский пр., дом 53), на четвертом этаже. Нелегальное положение, впрочем, не мешало питерским адвентистам, как и их единоверцам в других городах России, медленно, но неустанно увеличивать свои ряды. Всего в России в 1901 г. стало 37 адвентистских общин, 1288 членов общин и 13 проповедников (57).

В связи с количественными и качественными изменениями в деятельности российских адвентистов на очередном всеевропейском адвентистском съезде в Германии, проходившем во Фриденсау 18-20 июля 1901 г., было принято решение об организации Немецко-Российского Униона Церкви адвентистов седьмого дня. Там же было рекомендовано разделить Восточноевропейское поле (территорию царской России) на Южно-российскую Конференцию (Союз общин) и Северо-российское миссионерское поле. Рекомендация была утверждена IX съездом Восточноевропейского поля, проходившим в Фор-стенорте. По решению съезда центром Южно-российской Конференции стал Ростов-на-Дону, а Председателем Конференции был избран Г. И. Лебсак. В связи с тем, что немецкие и русские члены адвентистской Церкви в России в то время по этническому признаку не смешивались, а составляли даже в одном городе или поселке две общины, было решено объединить все русские общины в одно Среднероссийское поле. Такое разделение было одобрено адвентистским руководством с тем, чтобы в будущем возникающие в России общины с членами русской национальности появлялись именно как отдельное поле, особо от других полей России. Это поле стало известно как Среднероссийское миссионерское поле.

По данным первого годового отчета, в июне 1902 г. в этом поле насчитывалось 200 членов, состоявших в различных общинах на хуторах Дворцовый в Галичине и Шуше на Кавказе, вместе с 43 членами Церкви, проживавшими врозь. В 1903 г. в поле вошли русские общины, включавшие вообще всех представителей не немецкой национальности, в Евпатории, Яновске, Янцеве, Киеве, Оренбурге с 88 членами, а в 1904 г. общее число этого поля возросло до 523 человек с новыми 10 общинами. Известны и имена первых русских служителей этого поля: М. Кузьмин, И. Пилькевич, А. Гонтарь, К. Шмаков. Отношение к ним местной администрации и православных иерархов, даже в сравнении с адвентистскими служителями немецкой национальности, было еще более жестким. Русских служителей ежедневно преследовали, месяцами они находились в тюрьмах, а целые годы- под надзором полиции. И так продолжалось вплоть до 1905 г.

28 октября 1904 г. на хуторе Якотинцево у Невинномысской станицы состоялся съезд Среднероссийского поля, на котором было избрано руководство. На съезде рассматривался и вопрос о субботних адвентистских библейских школах при общинах, по поводу открытия которых было принято специальное постановление. Председателем съезда был быстро набиравший авторитет Г. И. Лебсак.

Обнародование в 1905 г. царского указа «Об укреплении начал веротерпимости», который появился под давлением демократической российской и международной общественности, активно боровшейся с карательными операциями властей по отношению ко всем неправославным «раскольникам» и «совратителям», открыл перед адвентизмом седьмого дня в России новые возможности, чем адвентисты не преминули воспользоваться. В это время многие адвентистские деятели смогли вернуться к своим прежним обязанностям, с новой энергией взявшись за проповедническую деятельность, за консолидацию своей паствы в масштабе империи, за восстановление прерванных в годы репрессий связей и контактов

17 апреля 1905 г. высочайшим повелением были отменены прежние ограничения для последователей неправославных религиозных движений, был разрешен свободный переход «из Православной Церкви в инославные». Так в России впервые была провозглашена, хотя во многом формально, религиозная свобода, свобода совести. Адвентистские лидеры с одобрения верующих направили Николаю II благодарственный адрес с выражением своей верноподданнической позиции. Адрес был принят на собраниях адвентистов седьмого дня в Санкт-Петербурге и в селе Великокняжеское Северо-Кавказского округа. Вот его текст:«Благодарственный адрес Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю Александровичу! Мы, верноподданные Вашего Императорского Величества, принадлежащие к христианскому обществу адвентистов седьмого дня, распространенному по всему миру, в лице нижеподписавшихся уполномоченных общинами, находящимися в государстве Вашего Императорского Величества, ввиду тяжелого положения нашего дорогого отечества, осмеливаемся всеподданнейше выразить Вашему Императорскому Величеству нашу глубокую скорбь, вместе со всеми богобоязненными людьми страны, умоляя Всевышнего о полном успокоении нашей Родины, при котором она могла бы продолжать свое развитие... Мы верим, что правительство поставлено от Бога, и молимся за него и, на основании Библии, обязуемся «отдавать кесарево кесарю», принося ему подати, налоги, страх и честь... Всеподданнейше изложивши все это Вашему Императорскому Величеству, мы осмеливаемся выразить наше сердечное желание, чтобы Господь сохранил Ваше Императорское Величество для блага нашей Родины еще на многие лета.

Решено на конференциях: в Санкт-Петербурге, 1-го октября 1905 г., Великокняжеское 9-го 1905 г.».

Не стоит думать, что адвентисты лицемерили. Да, они не были согласны с неравенством церквей и религий в стране, но воевать за свободу религии они не собирались, ибо действительно исходили из принципа «всякая власть от Бога», чьи заповеди обязаны исполнять все христиане. В обмен на выраженные в этом обращении верноподданнические чувства адвентистские лидеры, впрочем, поспешили ходатайствовать о распространении на них и их паству обещанных в Манифесте от 1905 г. религиозных свобод: «Мы преисполнены величайшей благодарности к Богу, в своем провидении расположившему сердце Вашего Императорского Величества даровать всем христианским вероисповеданиям давно желанную свободу совести, за которую мы горячо благодарим Ваше Императорское Величество, в полной уверенности, что ее блага будут предоставлены и нам».

Современного читателя не должны удивлять заявления адвентистских лидеров в защиту существующего строя, их верноподданнические чувства, их желание поддерживать власть и одновременно осудить ее врагов. Натерпевшись от власти всякого, российское руководство адвентистской Церкви было действительно признательно за полученное законное право веровать по-своему. Власти учли это выражение чувств: Николай II, ознакомившисьс адвентистским адресом, начертал на нем царственный автограф: «Сердечно благодарю общину за выраженные чувства» (58).

Верноподданнические чувства российских адвентистов седьмого дня были замечены, таким образом, на самом верху и соответствующим образом оценены. Вскоре последовало официальное признание Церкви адвентистов седьмого дня правительством, что было зафиксировано в разосланном по всем губерниям империи правительственном циркуляре:

«Министерство внутренних дел.

Департамент духовных дел иностранных исповеданий.

6 ноября 1906 г. №5532

Господину губернатору!

Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 28 марта 1879 г. секте баптистов предоставлено исповедовать их вероучение, отправлять общественное богослужение в устроенных ими или отведенных ими для сего, с разрешения губернаторов, домах с возложением на местные гражданские власти ведения метрических записей браков, рождений и смертей баптистов.

Ныне правительствующий сенат указом от 14 марта 1906 г. за №2783 разъяснил, что учение адвентистов представляется схожим с учением баптистов и может рассматриваться как один из видов последнего, а так как баптистам по ст. 1106 Устр. иностр. исповедан, разрешено свободно исповедовать их вероучение, то нет достаточных оснований к отказу в том же и адвентистам.

Ввиду сего и в целях устранения неопределенности в вероисповедном положении адвентистов, насчитывающих в России около 3000 приверженцев, я признаю необходимым разъяснить, что на секту адвентистов распространяются действия всех правил, установленных для баптистов...

Министр внутренних дел П. Столыпин. Подпись».

С провозглашением религиозной свободы в России и получением новых прав адвентисты седьмого дня стали проявлять особую активность, акцентируя внимание на миссионерской деятельности. Большую роль в распространении адвентистского учения в те годы сыграло учреждение в 1907 г. в Риге адвентистского Трактатного Общества, которое большими тиражами стало издавать и распространять по всей империи посредством очень эффективной системы колпортажа адвентистские книги, брошюры и журналы на русском, латышском, эстонском, польском и немецком языках. Получив новые возможности для широкого распространения своего вероучения и добившись в этом больших успехов, адвентистская Церковь столкнулась с новой проблемой: нехваткой миссионерских и проповеднических кадров для России, особенно из лиц местных национальностей. Был расширен прием и сокращен курс обучения в семинарии во Фриденсау. Многочисленные адвентистские кадры из России после обучения отправлялись обратно, чтобы возглавить все новые и новые общины, открытые в различных уголках России после 1905 г. В конце 1905 г. Церковь адвентистов седьмого дня в России насчитывала 2105 прихожан и 31 служителя.

Рост адвентистских рядов в России, особенно за счет местного населения, привел руководство Всемирного союза адвентистов в мае 1907 г. к решению о необходимости создания самостоятельного Российского униона. С 18 по 28 июля того же года во Фриденсау прошел седьмой годовой съезд Немецко-Российского униона, на котором были представлены и российские делегаты. На съезде были приняты важные для истории Церкви адвентистов в России решения: «Основываясь на предложении Генеральной Конференции Немецко-Русскому Униону относительно выделения Российских Униона и полей, мы решили это дело организации самостоятельного Российского Униона в положительном смысле, поручая организацию таковой Октябрьскому Всероссийскому съезду, в случае непоступления препятствий, до 1 сентября в Риге, и ввести это постановление в действие с 1 января 1908 года. В связи с организацией Российского Униона предлагаем следующее: преобразовать Южно-Российское миссионерское поле в Конференцию, разделить Северо-Российское миссионерское поле так, чтобы часть районов отошла к Среднероссийскому полю, Западнороссийскому миссионерскому полю и в Балтийское соединение (конференцию)».

В 1907 г. решение об организации Российского Униона было принято. Дело оставалось за решением съездов в России, которые состоялись осенью 1907 г., а 12-16 октября 1907 г. в Риге на первом съезде Всероссийского Униона был учрежден Российский унион со штаб-квартирой в Риге. Председателем Российского униона был избран гражданин США Юлиус Теодор Бетхер (1864-1933).

Молодой и энергичный руководитель сразу приступил к активным действиям и уже 30 ноября 1907 г. написал официальное послание директору департамента духовных дел, в котором раскрывал сущность вероучения и ходатайствовал об официальном признании российским правительством Церкви АСД как религиозной организации. Спустя два месяца, 4 февраля 1908 г. был получен официальный ответ с припиской Синода Православной Церкви: «Синод признает нежелательным разрешение собраний адвентистов в видах ограждения населения от распространения среди них неправильных учений и толкований религиозного характера». Ю. Бетхер не отступился и через 5 дней, 9 февраля, написал второе письмо, уже министру внутренних дел П. А. Столыпину. Кроме напоминания о подписанном тем лично в ноябре 1906 г. циркуляра №5532, он просил разрешения самим назначать или избирать проповедников (до того времени этот вопрос находился в ведении департамента духовных дел), проводить съезды, собираться на богослужения в частных домах без особого на то милостивого соизволения местного начальства.

25 апреля 1908 г. пришел положительный ответ и затем, после приведения к присяге в Лифляндском Губернском Правлении на верность службы во время пребывания в России, Ю. Бетхер получил удостоверение Департамента Духовных дел иностранных исповеданий «действовать в качестве проповедника среди адвентистов России, пользуясь льготами духовного мира».

С 1905 и до конца 1910 г. - период наиболее активной деятельности адвентистской Церкви на территории России. Признав в 1908 г. полномочия Ю. Бетхера как ее главы на территории империи, власти дали зеленый свет укреплению адвентистской организации. С появлением в Церкви энергичного лидера ее активность еще более возросла. Ю. Бетхер обладал даром улаживать конфликтные ситуации как с властями, так и с другими конфессиями, вел активную пиаровскую работу, в результате чего Церковь адвентистов седьмого дня становилась все более известной в российском обществе.

Большое внимание российское руководство Церкви стало уделять распространению учения в Москве и Санкт-Петербурге. В результате существовавшая с 1897 г. петербургская община, которая с 1905 г. вошла в Среднероссийское поле, а с 1908 - в Балтийское соединение, значительно выросла и в 1907 г. состояла из 88 членов. В 1913 г. она выросла до 136 членов. О деятельности санкт-петербургской общины один из ее членов, Д. Исаак, в 1913 г. писал: «В Петербурге мы теперь имеем 136 собратьев различных национальностей; есть некоторое число немцев, но большинство из них русские. Поэтому собрания держатся на русском языке. Мы здесь имеем также дневную школу. Теперь в Петербурге находятся три работника, две женщины-фельдшера и четыре колпортера» (59).

Церковь решила и задачу организации общины в Москве, которая стала действовать с 1905 г. Руководство Церкви вышло на самые высокие российские инстанции, письменно обращалось к Николаю II с просьбой разрешить адвентистскую конференцию в Москве. Несмотря на то, что во всем городе было лишь около 30 адвентистов, разрешение было дано. Фактически именно эта конференция стала первым настоящим Всероссийским съездом Церкви адвентистов седьмого дня. Съезд проходил 5-8 марта 1909 г. в доме князя Гагарина, на Кузнецком мосту, где в то время располагалось «Общество взаимопомощи торговых служащих».

Согласно отчету на съезде руководителя Церкви адвентистов седьмого дня в России Ю. Бетхера, только за 1908 г. Церковь в России увеличилась на 800 человек и общая ее численность возросла до 3000. На съезде Ю. Бетхер получил полномочия руководителя Церкви еще на один срок. На съезде присутствовали и чиновники министерства внутренних дел. В деталях описывая каждый день съезда, сам московский градоначальник генерал-майор В. Адрианов нарисовал картину заседаний и богослужений делегатов: «В субботу 7-го марта в 9 часов утра сектанты собрались для школьных (библейских - авт.) занятий. Разбитые на несколько групп, они слушали чтение и разъяснение Библии, а также указания о необходимости воздержания... Весь день был посвящен молитвенным собраниям по случаю субботы; причем сектанты переменили будничную одежду на праздничные туалеты как мужчины, так и женщины».

После 1905 г. происходят изменения в социальном составе адвентистского движения. Если ранее его социальной основой была крестьянская беднота, то теперь он стал быстро и широко распространяться в городах, в том числе в Петербурге, Москве, Одессе, Севастополе, Киеве, Ставрополе, Митаве. Его социальными носителями, насколько позволяют судить данные, относящиеся к первому десятилетию XX века, являлись преимущественно ремесленные круги, городская беднота. В. Белогорский пишет о киевских адвентистах, что они «посылали некоторых своих членов прямо по домам. Наметив себе какую-либо улицу или часть городка, населенную рабочим или ремесленным по преимуществу людом, они ходили из дома в дом» (60). Как писал марксист В. Д. Бонч-Бруевич, они «вербуют своих последователей по большей части из рядов мелкой буржуазии городов, пригородов, местечек, посадов, сел и деревень, из всей мещанской и более или менее обеспеченной крестьянской среды» (61).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 663 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2373 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.