Активная миссионерская деятельность любой религиозной организации, ее количественный рост всегда сопряжены с проблемой нехватки профессионально обученных кадров и, соответственно, с необходимостью их подготовки, желательно в специальных учебных учреждениях. Особенно актуальными для Церкви АСД стали эти проблемы в XX веке. По мере их решения значительно увеличилось число слушателей адвентистских образовательных учреждений. В колледжах в конце 1920-х годов рост составил 400 процентов, в среднеобразовательных школах - 442 процента, в заведениях начального и промежуточного уровня - 1987 процентов. В 1929 г. были созданы Аккредитационная Комиссия Церкви и Ассоциация колледжей и средних школ Церкви, которые следили за тем, чтобы и профессиональная, и вероучительная части учебных программ находились в гармоничном равновесии. Была решена и задача аккредитации государственными органами дипломов выпускников адвентистских колледжей и университетов, в первую очередь по медицинским профессиям. Для этого Церковь решила проблемы учебного и организационного плана, и после реорганизации и укрупнения учебных заведений возникли крупные университеты вроде университета Лома Линда (1961 г.), выросшего на базе Колледжа медицинских евангелистов (51).
Не были забыты и учебные заведения теологического профиля. Было сочтено, что уровень подготовки в Библейских школах уже не отвечал духу времени и не соответствовал сложности стоявших перед Церковью задач. В 1937 г. была открыта Теологическая семинария Церкви адвентистов седьмого дня, которую в 1960 г. перевели в Берриен Спрингс, Мичиган, и присоединили к миссионерскому колледжу Эммануила. Новое учреждение назвали Университетом Эндрюса.
1970-е годы, по словам адвентистских авторов, поставили перед Церковью новые проблемы, обусловленные характером стремительных изменений в мире, которые тогда начались (52). Социальные изменения и процессы в западном обществе потребовали адекватной реакции Церкви. Семидесятые годы - это война США во Вьетнаме, стремительный рост самосознания молодых и связанный с этим конфликт «отцов и детей», годы студенческих волнений и бунтов и т. д. На первое место по степени важности для Церкви адвентистские авторы поставили, конечно, войну во Вьетнаме, а точнее - отношение к службе в армии. До этого Церковь заявляла, что молодежь может нести воинскую службу на нестроевых работах, не связанных с ношением оружия в руках. Агрессивный характер войны породил даже среди адвентистской молодежи линию поведения, которую можно назвать «отказничеством». Осложнило положение церковного руководства и то, что адвентисты призывного возраста, которые с началом всеобщей мобилизацией призывников согласились пойти в армию на условиях нестроевой службы, впоследствии были привлечены к участию в правительственном проекте Вайтсоут - программе испытаний средств защиты от биологического оружия. Церковь вынуждена была пересмотреть свою отношение к воинской службе (53).
Необходимо было реагировать и на изменения в среде адвентистской молодежи. Все больше молодых членов Церкви посещали нецерковные, государственные школы, учились в светских высших учебных заведениях. Это привело к росту активности церковной молодежи, недовольной тем, что Церковь не замечает ее интеллектуальных, духовных и социальных интересов, не удовлетворяет их изменившиеся потребности. Церковь признала справедливость этой критики и приняла меры. Было прекращено издание адвентистского журнала «Молодежный наставник» и начато издание нового журнала для молодежи - «Проникновение», который в большей степени отвечал современным нормам и стилю, учитывал пожелания молодежи и вскоре стал популярным. Появились другие евангелические издания, ориентированные на интересы молодежи и рекламировавшиеся даже в любимых молодежью рок-передачах на радио. Так Церковь, несмотря на свой консерватизм, осознала, что в работе с молодежью нельзя пользоваться дедовскими методами и приемами.
Растущая активность адвентистской молодежи привела к созданию в 1967 г. с помощью церковных лидеров Рейнхольда Р. Витца и Нила Вильсона
Ассоциации адвентистских (молодежных) форумов во главе со студентом Гарвардского университета Роем Брэнсом. Через два года Ассоциация стала издавать ежеквартальный молодежный журнал «Спектрум», который быстро стал популярным (54).
Среди проблем, волновавших США в 1970-е годы, была и проблема чернокожего населения. Марши чернокожих во главе с Мартином Лютером Кингом потрясли всю страну. Самосознание чернокожих жителей США проснулось: они требовали равенства всех граждан. Активизировались и чернокожие члены Церкви адвентистов седьмого дня, которых становилось все больше. И хотя адвентизм - это деноминация консервативного, фундаменталистского толка, т. е. отрицающая идеи популярного в Америке «социального евангелизма», Церковь отреагировала на изменения в общественном сознании своих чернокожих членов. Изучив социально-экономические проблемы, тревожившие негритянское население, особенно в крупных городах, Церковь развернула серию программ, соединявших образовательную, социальную, медицинскую заботу и помощь с евангелизмом. Так Церковь АСД попыталась решить проблему межэтнических отношений в среде своих верующих.
Проблема осложнялась расширившейся активностью чернокожих адвентистов, требовавших все больше прав в организационной структуре Церкви. В 1965 г. исполнительный комитет принял резолюцию, согласно которой внутри деноминации не может быть никакой расовой дискриминации. На следующий год при Конференции был основан Комитет по Человеческим Отношениям, который принял резолюцию о невозможности разделения по расовым признакам внутри Церкви. Подобные акции не достигли цели - недовольство не прекратилось, так как чернокожие члены Церкви выступали за увеличение количества чернокожих служителей, выделение больших средств для работы и содержания союзов чернокожих верующих и т. д.
В 1969 г. Региональный Департамент Северной Америки внес предложение о возможности образования союзов чернокожих членов Церкви. Эти организации должны были стать своего рода «крышей» для региональных объединений чернокожих адвентистов и задумывались для того, чтобы они могли добиваться более значительных постов в руководстве деноминации, для сбора средств на мероприятия, предназначенные для чернокожих. Нельзя сказать, чтобы эти меры полностью удовлетворили чернокожих адвентистов, которые сомневались в жизнеспособности подобных союзов. Руководство же Церкви опасалось углубления раскола внутри деноминации по расовому признаку.
С целью снятия растущего напряжения церковное руководство стало проводить политику увеличения числа чернокожих адвентистов на ключевых позициях различных уровней церковной организации, и кульминацией стало избрание К. Е. Брэдфорда вице-президентом Северо-Американского дивизиона в 1979 г. Вместо же «черных унионов» как самостоятельных подразделений Церкви в 1978 г. на ежегодном совещании при Генеральной Конференции, где эта проблема вновь обсуждалась, было решено создать Департамент Этнических Дел вместо Департамента Региональных Дел. Новый Департамент должен был содействовать культурно-этнической интеграции внутри Церкви. Позднее было принято церковное положение о человеческих и расовых взаимоотношениях и решение увеличить выпуск церковной литературы по расовой проблематике. Однако проблема осталась, и если учесть сохраняющиеся пропорции количественного роста новообращенных среди черных и белых американцев, то, как считают адвентистские историки, со временем она вновь выйдет на передний план (55).
Проходили в эти годы и организационные изменения, как в управленческом аппарате Церкви, так и в ее структурных подразделениях. На основе SAWS возникло ADRA - Международное агентство помощи и развития с многочисленными отделениями в различных странах мира. Начиная с 1972 г. адвентистские больницы стали объединяться в крупные кросснациональные медицинские ассоциации с целью взаимной поддержки, обмена опытом и т. д.
В это же время в Церкви проходили многочисленные богословские дискуссии. В центре внимания адвентистских теологов были такие вопросы, как соотношение праведной жизни и совершенствования человека с протестантской концепцией спасения по вере, исполнение Библейских пророчеств, природа небесного святилища, следственного суда и т. д. В этих дискуссиях было уточнено понимание многих аспектов адвентистской доктрины при сохранении ее основополагающих принципов, постоянно публикуемых в «Церковном руководстве». По результатам этих дискуссий были приняты и некоторые практические и организационно-научные проекты и решения. Так, в 1980 г. Генеральная Конференция создала Комитет по изучению Книги Даниила и Откровения Иоанна, которому предстояло заново изучить эти произведения. Комитет поручил адвентистским историкам, археологам, лингвистам написание специальных работ на эту тему. Результатом их труда явились семь монографий. В 1968 г. департамент ветхозаветных исследований Теологической семинарии при Университете Эндрюса направил археологическую экспедицию для раскопок в библейских районах Израиля. Публикации отчетов экспедиции привлекли большое внимание.
На сессии в 1980 г. Генеральная Конференция, чтобы подвести черту богословским дискуссиям, официально утвердила - в первый раз на таком уровне - в качестве официального документа Церкви - Положение об основных принципах адвентистского вероучения.
В это же время укреплялись связи Церкви с другими религиями и деноминациями. Начиная с 1965 г., например, Церковь вела переговоры с Всемирным Советом Церквей. В 1971 г. представители Церкви участвовали в качестве наблюдателей на проходившей в Иерусалиме евангелической конференции по библейским пророчествам, в 1976 г. - на Генеральной Конференции баптистов седьмого дня. В 1968 г. Джерри Л. Петтис как представитель Церкви был избран в Конгресс протестантских Церквей США. Укреплялись связи Церкви с правительственными и общественными учреждениями и организациями, главным образом в области здравоохранения и гуманитарной помощи. Все это, как считают адвентистские авторы, свидетельствовало о том, что период изоляции для Церкви закончился; она стала открытой миру и обществу. Это нашло свое отражение и в современной адвентистской теологии, согласно которой отныне «второе пришествие» имеет значение не только для будущей, но и для настоящей жизни людей. Руководимая этой идеей, Церковь адвентистов седьмого дня на Генеральной Конференции в 1990 г. объявила о своей «Глобальной миссии», предназначенной охватить проповедью до сих пор не затронутые ею народы мира, стала разрабатывать идеологию социального служения Церкви. Уже в 1950- 60 гг. Церковь активно оказывала помощь населению стран «третьего мира».
Сегодня масштабы гуманитарной помощи Церкви адвентистов седьмого дня выросли. По данным адвентистских источников, каждый день более миллиона человек получают помощь и поддержку от Адвентистского агентства помощи и развития (ADRA). ADRA ежегодно поставляет тысячи тонн одежды нуждающимся людям и, по заявлению Генерального секретаря ООН, является самым крупным поставщиком одежды для малообеспеченных и пострадавших от различных природных бедствий и гуманитарных катастроф. Каждая поместная Церковь, как определено ей инструкциями Генеральной Конференции, должна быть, наряду со всеми своими направлениями деятельности, также и «обществом милосердия и благотворительности для всех нуждающихся». Социальное служение Церковь осуществляет также в 113 домах престарелых, реабилитационных центрах, домах для инвалидов и детских домах.
Таков социальный портрет Церкви адвентистов седьмого дня, который рисуют авторы книг по истории адвентистского движения, сами принадлежащие к нему. Они подчеркивают, что в деятельности Церкви более не господствуют такие черты, как изоляционизм и сектантство, которыми «грешили» пионеры адвентистского движения в Северной Америке, что сегодня Церковь АСД - это часть протестантского мира, неотъемлемая часть современного общества.