Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Система не может перейти в состояние, не входящее в спектр возможных именно для неё. Это видно на примерах неудачной деятельности многих преобразователей социальных систем




Обычно имеют место непредсказуемые результаты: хотят как лучше, а получается (не совсем по Черномырдину) не «как всегда», какой-либо вариант из спектра возможных состояний. Не мог, например, Советский Союз вдруг превратиться в классическую буржуазную либеральную демократию.

Государство. В самом простом смысле это: 1) способ политического управления обществом; 2) основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической, социальной и политической структуры, развитие его культуры и производительных сил.

Для «системщиков» государство это аппарат (институт), осуществляющий легитимное политическое и политико-административное управление обществом в интересах какой-то части или абсолютного большинства общества данной страны или в интересах каких-то зарубежных лиц.

Диалектика [ лат. - искусство спорить]:

1. Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей (источник развития), приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое (механизм развития) путем «отрицания отрицания» (направленность развития).

Эти три закона диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания) и составляют методологическую основу диалектического анализа, исследований материальных и духовных феноменов Мира.

Это учение представлено идеалистической диалектикой и материалистической диалектикой.

2. Самый процесс такого движения и развития природных, социальных, духовных феноменов.

Согласно диалектическому материализму XIX века: материя и энергия — единственные основы мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира — результат его внутренних противоречий.

Ф.Энгельс [39] полагал, что:

- единство мира состоит в его материальности, а движение есть способ существования материи;

- существуют пять форм ее движения — механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная;

- Пространство и время являются формами существования материи;

- развивающийся мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражаются в законах (отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей) и категориях (сущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость; всеобщее, наиболее общее, общее, особенное, специфическое и единичное и др.).

Это явилось материалистическим переосмыслением диалектики Г. Гегеля.

Диалектико-материалистический анализ. Этот анализ часто применяется при политико-экономическом подходе к исследованию явлений и процессов нашего материального Мира и основывается на идеях А.Смита, К.Маркса и других известных ученых прошлого.

Чаще всего при этом аналитики используют модель «общественно-экономическая формация», предложенную К.Марксом (см. рис.1) [40].

 

 

Рис.1. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАДСТРОЙКА ОБЩЕСТВА
Органы государственной и региональной власти и управления
Партии, общественно-политические движения, лоббистские группы …

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Научный уровень Теории,доктрины,научные системы идей
Научные суждения, научные концепции
Научные понятия, категории
Обыденный, рассудочный уровень   Рассудочные, обыденные концепции, Рассуждения
Рассудочные умозаключения, суждения
Обыденные понятия, представления
Чувственно-эмоциональный Уровень Чувственно-эмоциональные представления
Чувства
Эмоции

 

СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ (материальная основа духовных категорий «ДОБРО» – «ЗЛО» = справедливо – несправедливо, честно – нечестно…)
МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА И ЛЮДИ (ПОТРЕБИТЕЛИ):   ОТНОШЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ:
1.Имеющиеся материальные блага (ранее созданные) 1.Отношения между людьми по по- воду имеющихся мат. Благ
2.Вновь произведенные материальные блага 2.Отношения между людьми по поводу произведенных мат.благ
3.Люди с их потребностями, предпо- чтениями, интересами, ценностям, установками 3.Отношения между людьми в процессе распределения имею-щихся и произведенных мат. благ

Б А-

ЗИС

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ Критерий эффективности: создают ли производственные отношения условия для развития людей, орудий и предметов труда (а значит и бОльших благ)
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ:   ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ:
1.Орудия труда(инструменты, станки,производственные установки и комплексы, аппаратура 1.Отношения между людьми по поводу орудий труда
2.Предметы труда – обработанная земля, добытые, переработанные природные ресурсы, склады,линии электропередач, ж.д., газопроводы.. 2.Отношения между людьми по поводу предметов труда  
3.Люди с их НАУЧНЫМИ знаниями и ПРАКТИЧЕСКИМ опытом, занятые в производстве материальных благ 3.Отношения между людьми в процессе производства материальных благ

 

БАЗА ОБЩЕСТВА
ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА ЖИЗНИ ДАННОГО ОБЩЕСТВА

 

Обозначены: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ, их РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ,

КЛАССОВЫХ и НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ОБЩЕСТВА;

 
 


Отражение базы и базиса страны в общественном сознании

 

Карл Маркс предложил, основываясь на законах диалектики, свою системную идеологическую модель для понимания того, как развивается общество, проходя различные общественно-экономические стадии, ступени цивилизации (ступени-формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая; см.: 40).

Суть этого саморазвития заключалась в том, что по мере роста численности людей, постоянно растущих потребностей людей в материальных благах способ производства материальных благ уже не справляется в удовлетворении этих количественно и качественно увеличившихся потребностей из-за устаревающих производственных отношений.

Дело в том, что они уже не создавали условия для развития производительных сил, орудий труда, прежде всего. Поэтому производство уже не воспринимает новации в технике, технологии и отстает от растущих потребностей увеличивающегося числа потребителей и изменения самих потребностей.

Этот конфликт отражается в общественном сознании и в нем появляются экономические и политические идеи, концепции об изменении устаревших производственных и распределительных отношений (и смене тех, кто защищает старое – госаппарата), а в обществе создаются материальные предпосылки (производства) нового.

Когда старые производственные отношения окончательно исчерпывают себя, тогда наступает очередь глубоких качественных изменений (поворота, переворота, т.е. революции) в производственных и распределительных отношениях и в госаппарате, который должен теперь защищать это новое.

Заметим, что решающую роль в саморазвитии производительных сил базиса играют люди с их НАУЧНЫМИ знаниями и ПРАКТИЧЕСКИМ опытом. Словом, НАУКА и Производственный Опыт есть производительные силы страны.

К.Маркс был в большей степени идеолог, а не философ. Создавая свое учение в условиях развивающейся буржуазно-капиталистической модели, он подчинил свои философские и политэкономические взгляды обоснованию принципиально новой идеологии. Для этого им были разработаны совершенно новый понятийный аппарат и принципы материалистического понимания истории (исторический материализм). А в результате исследования развития капитализма - теория прибавочной стоимости.

На этой теоретической основе он и обосновал положение о неизбежности гибели буржуазной модели и перехода человечества к коммунизму в результате пролетарской революции. В написанной в 1875 г. «Критике Готской программы» Маркс разработал и вопрос о двух фазах коммунизма (социализм и собственно коммунизм).

Бурно растущий в то время рабочий класс (пролетариат - наемные рабочие, лишенные средств производства) должен был стать основной социальной силой революционных (при сломе буржуазной модели), а затем и эволюционных преобразований на планете.

Марксистская модель описывала новое общество, как такой способ хозяйствования, в котором при социализме отдается приоритет практической трудовой деятельности и «справедливому перераспределении» благ в обществе под контролем государства и общества. А при коммунизме - социальному равенству, общности граждан в свободном труде (при «отмирании» большинства традиционных на то время задач госаппарата) и создании мирового правительства для планового, управляемого развития человечества.

При строительстве нового общества предложенная К.Марксом модель предполагала различные мероприятия в различных по уровню развития странах.
Однако в наиболее передовых странах (речь идет о второй половине ХIХ в.) могут быть почти повсеместно применены следующие меры: 1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов. 2. Высокий прогрессивный налог. 3. Отмена права наследования. 4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. 5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией. 6. Централизация всего транспорта в руках государства. 7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану. 8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. 9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней. 10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д. [41]

Идеи Маркса оказали значительное влияние на гуманитарную мысль и историю человечества в конце XIX в. и всего ХХ в. Новых идей, новой модели, описавшей бы мир в нынешних его реалиях и предложивших бы выход человечеству из цивилизационного кризиса, подобных идеям Маркса в XIX в., пока не наблюдается.

Справка. Заметим, что идеи К.Маркса о мировом правительстве, по свидетельству очевидцев, внимательно изучались создателем ЦРУ выдающимся американским государственным деятелем Алленом Даллесовм (1893-1969), который в 1942-1945 г. возглавлял систему политической разведки США в Европе, затем руководил комитетом по контролю над разведывательными органами США, работал в созданном Центральном разведуправлении США (ЦРУ), а с 1953 г. был директором ЦРУ.

Убежденный антикоммунист, Даллес боролся с советским влиянием во всем мире. И негласно связал свою деятельность с руководством только что появившимся в те годы новым наднациональным феноменом – транснациональными капиталистическими корпорациями (ТНК). Благодаря усилиям Даллеса и ТНК, например, были свергнуты правительства Мохаммеда Мосаддыка в Иране (1953) и Хакобо Арбенса в Гватемале (1954).

Даллес согласовывал свою деятельность с укреплявшимися на мировой арене сословием сверхбогатых людей, которые четко видели, что основным условием сохранения капиталистической модели (и своего руководящего положения в ней) является распространении этой модели по всему земному шару.

Основным препятствием для этих планов был советский режим, контролировавший ресурсы СССР (надгосударственное Политбюро ЦК КПСС), и боровшийся с США за влияние на планете. В этой связи именно А.Даллес стал одним из основных организаторов широкой разведывательной и идеологическо-диверсионной деятельности США, направленной против СССР, социалистических стран, национально-освободительного движения, соавтором плана психологической войны против СССР и его союзников.

После того, как Советский Союз сбил разведсамолет «У-2» пилота Г. Паэурса над своей территорией (1960) и провалилось организованное Даллесом вторжение кубинских эмигрантов на Кубу (Плайя-Хирон, 1961 г.) и возник мировой скандал с обвинениями руководства США, А.Даллес был вынужден уйти в отставку. Он продолжал консультировать своих работодателей и выступил как писатель, став автором многих статей и книг (среди них: «Искусство разведки», 1963 г. и «Секретная капитуляция», 1966 г.).

Основными недостатками этой модели, как нам представляется, являются, во-первых, слабое присутствие (и интерпретация) в ней ценностной базы жизнедеятельности людей. Базы, а не надстроечного феномена, т.е. традиционных ценностей и ценностных ориентаций миллионов людей с различными национально-культурными психологическими характеристиками (менталитетами), принимающих решения, действующих практически и повседневно в сфере производства и сфере распределения материальных благ в различных регионах планеты.

Во-вторых, раскрыв сущность бюрократии (использование государства и его ресурсов как своей собственности и тайна принятия решений), он романтически полагал, что при переходе от капитализма через социализм к коммунизму, пролетариат такого порока госаппарата каким-то образом не допустит.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 468 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2375 - | 2322 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.