Эсхатология ВЗ являлась «противоядием» от натурализации (языческого) образа мышления и в то же время в социальном плане гарантией коллективной идентичности. Она не просто предостерегала израильский народ от греховных путей развития, но и утверждала статус Богоизбранного народа (ВЗ напоминал народу, что он народ царский, народ Божий). В иудейской эсхатологической мысли впервые диалектически сомкнулись две модели развития общества: изгойства и избранности. Согласно языческой мысли у тех народов, у которых нет благополучия и материального процветания нет шансов возглавить историю человечества, будущее. Но материалистическая историософия не учитывает веры (религиозной), секулярного мессианизма, но в жизни израильского народа видно торжество веры. «Маленьким народам» и «маленькому человеку» для того чтобы выжить в этом мире нужна большая вера в метафизический высший смысл истории, чтобы отстоять свое достоинство перед «сильными мира сего».
Смысл христианской истории становится основанием парадокса, согласно которому самые слабые, но сохранившие веру в Творца и свое призвание на земле, восторжествуют над самыми сильными мира сего. Основная миссия еврейского народа состояла в том, чтобы внести в историю осознание исторического смысла, в отличие от того круговорота мыслей, идей, религий, которыми был исполнен языческий мир. В иудейской эсхатологии заложены основные принципы историософии: единая коллективная судьба (существовал запрет на попытки сепаратного образа жизни, отдельно и по-своему); запрет на этику конформизма (нельзя вступать в диалог с языческим миром, растворятся в языческой среде и т.д.); диалектика избранничества-изгойства. В израильском народе существовала теория, что отверженные восторжествуют над самыми могущественными.
Секулярные мессианские формы эсхатологии. ВЗ эсхатология, трансформировавшись в секулярные формы, оказала существенное влияние на современную политику. Народ, отступая от Бога, сохранил веру в счастливый финал человеческой истории. Отсюда возник феномен секулярного мессианизма – вера в особую миссию народа, класса, партии, политического лидера или учение о спасении мира партией, лидером. Ярким примером секулярного мессианизма явился фашизм, коммунизм.
На примере коммунизма можно привести такие параллели: «истинные верующие», «изгои», «малое стадо», «избранный народ» = в коммунизме – пролетариат, рабочие и крестьяне. Иудейский народ всегда был консолидирован вокруг пророков и т.д., коммунисты – вокруг вождя, партии и т.д. Церковь для христиан=партия для коммунистов. Партия, подражая Церкви, ведет непрерывную войну с языческим миром (буржуазия, капитализм).
Сегодня, продолжая политику секулярного мессианизма политики, футурологи и т.д., сделали уклон на либерализм – это идейно-политическое течение, ставящее целью освобождение общества от оков государства и личности (человека) от давления коллективного влияния. Отсюда либеральная идея становится мировоззренческой позицией сильных мира сего. В экономике присутствует либертаризм – это концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Т.о. образом, концепция конца истории, разработанная Ф. Фукуямой «возносит» на пьедестал победы идею полной и окончательной победы систему западного либерализма. Отсюда, во всех сферах жизнедеятельности происходит процесс «вестернизацию». Это распространение западных ценностей, институтов и образа жизни во всем мире. Первым у нас начал процесс вестернизации – император Петр 1. Т.о. в будущем существует тотальная проблема идеологии мондиализма – это особая идеология, предполагающая слияние всех государств и народов единое планетарное образования с установлением мирового правительства. Отсюда мондиализм предполагает стирание расовых, культурных, национальных границ. Реализовать эту политику можно за счет глобализма. Глобализация – это необратимая тенденция сокращения барьеров, расстояний и образование единых экономических, информационных пространств. Футурология – наука о будущем. Ретрология – наука, когда перестраивается прошлое для созидания будущего. Рассматривая вопросы о глобализации, геополитике некоторые православные богословы впадают в редукционизм – это упрощающая трактовка тех или иных явлений, событий, процессов связанная со сведением высших форм к низшим (богословское упрощенчество, примитивизм).