Характерной чертой для православия нашего времени является богословская многообразность и многовекторность жизненности позиций православных Богословов.
Такая постановка вопросов касается и основных богословских течений в научном подходе к доктрине искупления.
Юридическая позиция. Сатисфакционное Богословие, схоластические ансельмовские взгляды на искупление и спасение.
Протопресвитер Иоанн Мейендорф пишет: «В таких учебниках не было никакого творческого использования и интеллектуальной силы».
Размышляя над юридической теорией искупления совр. Греч. Богослов архимандрит Георгий пишет: «Учение о спасении приобрело юридическую форму и стало основываться на учении о падшем состоянии человека. На Западе учение о спасении ограничивается только юридической теорией – удовлетворение Божественной правды, уязвленной по причине греха человеческого. Это удовлетворение осуществляется крестной смертью Христа, Христу подобало пострадать, чтобы принести удовлетворение Божественной Правде. В то же самое время спасение в православном, святоотеческом Предании означает прощение, оживотворение и обожение мертвого во грехе человека через Домостроительное воплощение Сына Божия.
В Западном Богословии весь вопрос спасения состоит в том, каким образом, разгневанный по причине человеческого преслушания, Бог смилостивится к человеку и дарует ему Свое благоволение, и вовсе не в том, каким образом отделенный от Бога и поэтому мертвый человек, восстановит связь с Богом, будет оживотворен и обожен.
На первом плане в Западном Богословии стоит оправдание (понятое в юридическом ключе), болезненная привязанность ко Кресту, без одновременного созерцания Воскресения и преображения, делает все Западное христианство крестным (пресным, серым), оно не знает крестно-воскресного облика православия».
Вся сакраментальная жизнь Церкви в таком направлении становится оправдательным юридическим средством спасения, Церковь превращается в законническое учреждение по предоставлению спасения.
В контексте юридической теории Искупления и спасения в устроении Церкви на первом плане стоит свод законов, а уж затем таинственное созидание и преображение. В подлинном же понимании Православия, напротив, приоритет принадлежит таинственному созиданию Церкви и освящению мира благодатью.
Исихастская позиция. Традиция Византийского исихазма и духовной жизни, выраженная этим течением, придавала в вопросе спасения и искупления первостепенное значение понятию духовного восхождения личности и общины, предполагая синергию (согласное действие) между благодатью и человеческой свободой, и отвергая всякое законническое понимание Искупления.
Философская позиция. Основной чертой этой позиции является критика рационализма и законничества, что приводит к пониманию Церкви, как исцеляющего познания Бога и приобщения к Нему (Кириевский, Хомяков и др. славянофилы).
Позиция морализма и психологизма. Критика законничества и рационализма в Богословии, которая доминировала в Мышлении столь крупных и авторитетных Богословов как Сергий Старогородский, митр. Антоний Храповицкий, Тареев, профес. МДА.
Позиция софиологии. Антирационалистическое движение наряду с моралистами было предоставлено другой школой, ставившей своей задачей преодоление философского секуляризма и атеизма; у истоков этой школы стоял В.В. Соловьев, Е. Булгаков, Павел Флоренский, Пауль Тильех.
Эта школа понимала спасение не в исторических, а в космических представлениях, отождествляя онтологически божественную природу твари с понятие Софии или Божественной Премудрости, открывающей и сущность Бога и основу тварных существ.
Неосвятоотеческая позиция. Православное понимание спасения и сотериологии должна вытекать из более строгого подхода к святоотеческой мысли и традиции, что становится осуществимым в результате возобновления изучения святых Отцов:
Георгий Флоровский, И.Мейендорф, В.Н. Лосский, Христос Яннарас, Димитрус Станислоэ, прп. Иустин Попович.
Экклезиологическая позиция. Измерение Евхаристичной экклезиологии значима прежде всего для определения спасения и искупления и для всей христианской жизни, христианского свидетельства в современном мире и миссии Церкви.
В контексте святоотеческого возрождения это направление непосредственно связано с вопросом христологии и спасения (Христос даровал нам свою Плоть).
Это А.Штеман, Н. Афанасьев, Зизиула
Вывод: Несмотря на все разнообразия эти различные течения современного православного Богословия сходятся на том, что спасение должно пониматься как приобщение, освящение или обожение, и, что основывается оно на синергии Божественной благодати и человеческой свободы. Этот общий подход к Богословию искупления и спасения явно сказывается и на понимании значений церковных установления.