Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эсхатология как богословская и философская наука




Характерной чертой для православия нашего времени является богословская многообразность и многовекторность жизненности позиций православных Богословов.

Такая постановка вопросов касается и основных богословских течений в научном подходе к доктрине искупления.

Юридическая позиция. Сатисфакционное Богословие, схоластические ансельмовские взгляды на искупление и спасение.

Протопресвитер Иоанн Мейендорф пишет: «В таких учебниках не было никакого творческого использования и интеллектуальной силы».

Размышляя над юридической теорией искупления совр. Греч. Богослов архимандрит Георгий пишет: «Учение о спасении приобрело юридическую форму и стало основываться на учении о падшем состоянии человека. На Западе учение о спасении ограничивается только юридической теорией – удовлетворение Божественной правды, уязвленной по причине греха человеческого. Это удовлетворение осуществляется крестной смертью Христа, Христу подобало пострадать, чтобы принести удовлетворение Божественной Правде. В то же самое время спасение в православном, святоотеческом Предании означает прощение, оживотворение и обожение мертвого во грехе человека через Домостроительное воплощение Сына Божия.

В Западном Богословии весь вопрос спасения состоит в том, каким образом, разгневанный по причине человеческого преслушания, Бог смилостивится к человеку и дарует ему Свое благоволение, и вовсе не в том, каким образом отделенный от Бога и поэтому мертвый человек, восстановит связь с Богом, будет оживотворен и обожен.

На первом плане в Западном Богословии стоит оправдание (понятое в юридическом ключе), болезненная привязанность ко Кресту, без одновременного созерцания Воскресения и преображения, делает все Западное христианство крестным (пресным, серым), оно не знает крестно-воскресного облика православия».

Вся сакраментальная жизнь Церкви в таком направлении становится оправдательным юридическим средством спасения, Церковь превращается в законническое учреждение по предоставлению спасения.

В контексте юридической теории Искупления и спасения в устроении Церкви на первом плане стоит свод законов, а уж затем таинственное созидание и преображение. В подлинном же понимании Православия, напротив, приоритет принадлежит таинственному созиданию Церкви и освящению мира благодатью.

Исихастская позиция. Традиция Византийского исихазма и духовной жизни, выраженная этим течением, придавала в вопросе спасения и искупления первостепенное значение понятию духовного восхождения личности и общины, предполагая синергию (согласное действие) между благодатью и человеческой свободой, и отвергая всякое законническое понимание Искупления.

Философская позиция. Основной чертой этой позиции является критика рационализма и законничества, что приводит к пониманию Церкви, как исцеляющего познания Бога и приобщения к Нему (Кириевский, Хомяков и др. славянофилы).

Позиция морализма и психологизма. Критика законничества и рационализма в Богословии, которая доминировала в Мышлении столь крупных и авторитетных Богословов как Сергий Старогородский, митр. Антоний Храповицкий, Тареев, профес. МДА.

Позиция софиологии. Антирационалистическое движение наряду с моралистами было предоставлено другой школой, ставившей своей задачей преодоление философского секуляризма и атеизма; у истоков этой школы стоял В.В. Соловьев, Е. Булгаков, Павел Флоренский, Пауль Тильех.

Эта школа понимала спасение не в исторических, а в космических представлениях, отождествляя онтологически божественную природу твари с понятие Софии или Божественной Премудрости, открывающей и сущность Бога и основу тварных существ.

Неосвятоотеческая позиция. Православное понимание спасения и сотериологии должна вытекать из более строгого подхода к святоотеческой мысли и традиции, что становится осуществимым в результате возобновления изучения святых Отцов:

Георгий Флоровский, И.Мейендорф, В.Н. Лосский, Христос Яннарас, Димитрус Станислоэ, прп. Иустин Попович.

Экклезиологическая позиция. Измерение Евхаристичной экклезиологии значима прежде всего для определения спасения и искупления и для всей христианской жизни, христианского свидетельства в современном мире и миссии Церкви.

В контексте святоотеческого возрождения это направление непосредственно связано с вопросом христологии и спасения (Христос даровал нам свою Плоть).

Это А.Штеман, Н. Афанасьев, Зизиула

Вывод: Несмотря на все разнообразия эти различные течения современного православного Богословия сходятся на том, что спасение должно пониматься как приобщение, освящение или обожение, и, что основывается оно на синергии Божественной благодати и человеческой свободы. Этот общий подход к Богословию искупления и спасения явно сказывается и на понимании значений церковных установления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 384 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2264 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.