Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Выбор воспитательных средств




Средства воспитания отбираются педагогом в зависимости от цели и стратегических задач воспитания. Но не только. Они опосредуются выбранным методом воспитания, набором используемых педагогом приемов воспитательного воздействия, избранных организационных форм воспитания. Зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей, специфики ученического коллектива и входящих в него групп детей, принятых ценностей, сложившейся психолого-педагогической ситуации, возможностей и мастерства самого педагога...

Так, есть профильные классы — педагогический, туристический, театральный, физико-математический, фольклорный, экологический, правовой, библиотечный... И средства воспитания разные: виды деятельности, ценности культуры, предметы обставления воспитательного процесса.

При отборе средств воспитания главным для педагога выступают ключевые воспитательные функции (СНОСКА: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. С. 479), которыми потенциально наделен предмет или явление действительности:

§ функция наглядности (обеспечивает наглядную опору детям при изучении явлений жизни: книга, фотография, вещественная реликвия, звучащая мелодия, человек — свидетель событий, слайды...);

§ функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблем жизни. Например, использование афоризмов как средства: «Так хлопотно быть хорошим человеком» (Е. Шварц), «Я живу в сутки всего два часа. Когда пою» (К.И. Шульженко);

§ функция инструментальная, обеспечивающая воспитаннику самостоятельное взаимодействие с предметами или явлениями окружающей действительности, а значит, усвоение и развитие умений: социальных, трудовых, интеллектуальных, нравственных, эстетических, экологических.

ПЯТЬ «ТОЧЕК ОПОРЫ»

Для реализации конкретных целей и задач воспитания педагог может использовать предметы и явления с одной из функций, но может подбирать средства, позволяющие использовать все три функции одновременно. Мы уже вели разговор о пяти «точках опоры», которые позволяют выстроить особую логику воспитания. Это природа, культура, дело (которое человек делает), люди (с которыми он вступает в самые разнообразные отношения), «Я сам» как наивысшая ценность.

Раскроим их подробнее.

Первое средство воспитания как жизненная «точка опоры» — ПРИРОДА. Человек сам прежде всего — плоть от плоти, кровь от крови — произведение ее; он — природное существо, а потому живет и развивается по ее законам. И если они, эти законы, нарушаются (к примеру, современным образом жизни, условиями развития детей, характером воспитания), то природа жестоко мстит за это: детской смертностью, болезнями, искажениями в развитии личности. Спасение одно — здоровый образ жизни растущего человека в гармонии с природой. И, с другой стороны,, именно в природе он находит для себя гармонию жизни. Она — для радости, отдохновения, в ней он.черпает силы и стимулы для творчества, она же для различных способов самоотдачи, самовыражения.

Обратимся к мыслям великих (они могут пригодиться педагогу в убеждении детей). «Природа и воспитание подобны... воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу» (Демокрит). «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую» (Ф. Бекон). «Природа — единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (Гете). «Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью» (Зенон).

И у М.М. Пришвина об этом же: «Солнце светит, небо голубое. Все блестит и сияет. День-то хорош, а ты каков?».

Формирование отношения детей к природе как к «точке опоры» благодатно: дети сами ближе к природе, чем взрослые (не все еще атрофировано искусственно созданными условиями жизни и воспитания!), дети самозабвенно любят природу, видят в ней союзника, хотят с ней общаться постоянно.

«Я люблю природу просто так: за красоту, за плавность пейзажей, за то, что ты дышишь ею, природа вдохновляет человека. Она что-то вечное, незыблемое, ее нельзя не любить, так как ты сам — частица природы. Природа бывает разная: дождь, ветер, бури или, наоборот; зябь, прохлада, ночная тишина, покой... и люди любят ее разной» (Лаковщикова Лена, 9-й класс).

Вот почему мы считаем, что воспитательная работа школьного педагога (любого — учителя, классного руководителя, воспитателя...) должна быть предельно насыщена делами, которые бы, во-первых, развивали природную сущность ребенка и, во-вторых, обогащали бы его опыт общения с природой: учили бы видеть природу глубже, тоньше, уводили бы от только лишь потребительского отношения к ней (люблю ловить рыбу, собирать грибы, рвать цветы...), привели бы к потребности действенного отношения к природе: выращивать цветы и деревья, помогать животным и птицам в холодное и голодное время, беречь лес от пожара и браконьеров...

...Директор школы-интерната, биолог по базовому образованию, вовлек всех учащихся от мала до велика и всех педагогов в интересное и архиполезное дело — ежегодные длительные экспедиции в разные регионы страны по очистке родников, ручьев и малых рек. Количество спасенных и возрожденных, их обширная география — предмет особой гордости каждого и школьника, и учителя... Это очень важно: ^ для самого ребенка, и для природы, и для всего общества и Родины: «Человеку в наше время, как никогда, важно периодически, не от случая к случаю, переключаться на тишину, на природу и на высокие размышления. Это не доброе пожелание, это объективная необходимость, условие, при котором мы сумеем создать нравственное здоровье, активное, психически устойчивое общество будущего...» (Д.С. Лихачев. Раздумья).

Вторая «точка опоры» — КУЛЬТУРА. Во всех ее ипостасях и проявлениях: наука и техника, предметы (материальная культура людей), литература, музыка, живопись, архитектура, театр, кино, культура общения и поведения, мода (в одежде, интерьере жилища и школы, стиле и тоне обращения с людьми...), культура труда, культура речи... При этом у растущего человека должна быть развита потребность в культурных ценностях и сформировано отвращение к бескультурью (во всех его проявлениях), а равно и к столь активно заполонившей наше жизненное пространство псевдокультуре (низкопробному чтиву, псевдомузыке, разнузданности и «раскованности» поведения, безнравственности, заполонившей все рекламы, пошло оголенного секса вместо высшего человеческого чувства — любви и т.д.).

Приобщение к КУЛЬТУРЕ как «точка опоры» дает детям критерии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие всех сторон личности. Еще Платон в «Трактате о государственности» писал: «Ввиду этого воспитание в музыке (СНОСКА: Примечание: имеется в виду не конкретное занятие музыкой, а «служение всем музам») надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Мы задали современным десятиклассникам вопрос «Зачем человеку музыка?» и получили такую разнообразную палитру ответов: «помогает жить», «вселяет оптимизм», «призывает размышлять о жизни», «поддерживает, когда трудно», «позволяет отдохнуть, расслабиться», «помогает понять и решать свои проблемы», «делает жизнь яркой, эмоциональной», «ведет на добрые дела», «раскрывается характер, ум, доброта человека», «музыка — способ самовыражения и самоутверждения», «позволяет лучше понимать и видеть мир», «помогает выйти из тупика», «средство общения» и др.

Наш опыт подсказывает, что можно вводить классическую музыку («маленькие шедевры большой музыки») в качестве музыкальных эпиграфов уроков, прелюдий к классным часам, прекрасного фона к чтению художественных произведений... Дети зачарованно слушают, происходит психологический настрой на предмет общения... И еще обращение к собственному внутреннему миру, к осмыслению своей жизни и себя самого, что очень важно для саморазвития, самовоспитания личности.

Вот мы с детьми слушаем «Мелодию» Глюка — они пишут и рисуют. Разное. О разном думают, но... думают, переживают, мечтают. И все — о хорошем: «Я чувствую радость, спокойствие и свободу. Я чувствую себя этой птицей, которую я хочу нарисовать. Птица спокойно парит и наслаждается красотой» (Селина Оксана, 9-й класс)... «Я чувствую, какое-то волнение и переживание, как будто что-то случится, но и одновременно мне очень хочется что-нибудь сделать для других. Я думаю о жизни, как порой жестоки люди, как сейчас тяжело живется, что хочется сказать: «Люди, что вы делаете, остановитесь!» (Наталья С.)...

Небезынтересны и «Раздумья» Д.С. Лихачева в этом плане: «Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества».

И танец удивителен тем, что он позволяет раскрыть себя. Танцующие владеют необычайной способностью к перевоплощению. Они могут измениться до неузнаваемости и не только благодаря костюму, прическе и макияжу, но и таланту, воле, собранности. Помимо музыкальности и определенной техники каждого отличают свой стиль, своя манера, своя индивидуальность. «В танце можно увидеть все человеческие качества исполнителя, — считает танцор-профессионал Игорь Кандрашов. — Покажи мне, как ты движешься под музыку, и я скажу, кто ты. Если человек груб, то и хореография его поверхностна».

Следовательно, воспитательная работа классного руководителя с детьми должна включать в себя посещение театров, музеев, выставок, концертов, экскурсий по достопримечательным местам своего города, поездки-посещения культурных центров, а в школе — проведение различных форм работы, связанных с большой культурой: литературные, художественные, музыкальные, театральные... вечера, праздники, связанные с культурными датами, месячники, концерты художественной самодеятельности... Детская жизнь должна быть пронизана культурой в большой и малом. Хорошо сказано: «Наша разобщенность может быть соединена поэзией. Наша монотонность может быть разрушена музыкой. Наша разговорчивость может быть заменена молчанием». (СНОСКА: Из кн.: Казанский О.А. Педагогика как любовь. М.,.1996. С. 103.)

Ребенок, выросший на произведениях прекрасного, сам пытается жить на этих образцах. «Имя Пушкина будет жить вечно», — утверждает Юля Локтионова из Курской области:

Это имя — веселое рвенье.

Лихорадка ночного труда,

Нестареющее вдохновенье,

Не сгорающее никогда.

Это имя — бессонница весен,

Увлекающая за моря,

Золотая, румяная осень,

Бодрый холод в конце октября.

Врач-психиатр Д. Соколов создает целую отрасль детской психотерапии — сказкотерапию (СНОСКА: Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., 1997. С. 23): «Сказочные сценарии, повторяя друг друга, валом валятся на ребенка в исключительно нежном возрасте, сопровождая его то время, когда наиболее активно развиваются язык, логика и эмоциональная целостность. Они не могут не повлиять на его поведение... Они могут играть очень влиятельную роль в образовании общего жизненного сценария».

Актуальной проблемой сегодняшнего дня стала проблема воспитания у детей (особенно подростков) неприятия, противодействия псевдокультуре, пссвдоценностям, а то и просто бескультурью и порнокультуре в музыке, в изобразительном искусстве, в культуре поведения и речи, в литературе... К примеру, вот чем заполнены книжные полки магазина «Детский мир»: детективы (по аналогии со взрослой серией «Черная кошка» - «Черный котенок»), ужастики серии «Твой ужастик», любовные романы для детей или наряду с безусловно забавными и, может быть, даже полезными руководствами по этикету, плетению фенечек, кулинарии, гаданию... встречаются потрясающие по "своей нахрапистости книжки: «Парень твоей мечты. Как его покорить». «Первое свидание для девочек» (и соответственно для мальчиков), «Искусство поцелуя для девушек», «Как нравиться девчонкам» и т.п.

Третья «точка опоры» — ДЕЛО, которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, красиво, значимо... Причем не только работа. Любое дело: печет ли хозяйка пироги, ремонтирует ли хозяин автомашину, стирает ли пеленки юная мама или рассказывает малышу сказки, мастерит ли юноша что-то для дома или занят своим хобби. Поразмышляем вместе с нашей современницей А. Демидовой: «Иной раз задумываешься, почему так получается: люди одной профессии получают одинаковую зарплату, а один делает свою работу хорошо, другой плохо. Почему есть дома, построенные на славу, а есть построенные небрежно; есть красивая, добротная одежда и одежда, которую не хочется носить; есть вещи, которые радуют глаз, и есть, которые не хочется брать в руки... Почему?»

Видимо, не воспитано отношение к делу, которое человек делает. С детства. В житейских буднях и повседневности, в.специальных воспитательных воздействиях. Видимо, начинается все с дела любимого. У старшеклассников таких дел много: читать, делать уроки, играть, ри'совать, заниматься спортом, слушать музыку и музицировать, заниматься и играть на компьютере, общаться с друзьями, ходить в походы... Интерес приобщает к делу, учит его делать хорошо и вдохновенно. Но еще Л.Н. Толстой писал: «Доброе дело совершается с усилием; но когда усилие повторено несколько раз, становится привычкой». Значит в практике воспитательной работы должны быть и дела любимые, и дела, которые «совершаются с усилием». Хорошо «выручает» педагога в этом смысле методика КТД И.П. Иванова: «Воспитатели не должны опекать и передавать готовый опыт, дети не должны быть в роли потребителей. Они вместе должны улучшать окружающую жизнь. Только тогда идет воспитание... Улучшать окружающую жизнь - значит к каждому собственному действию подходить по принципу «Все дела — творчески, иначе — зачем?». Чтобы учить детей творческому подходу к жизни, надо организовать коллективную творческую и коллективную организаторскую деятельность. В ней-то и развиваются способности детей» (СНОСКА: См: Соловейчик С. Воспитание по Иванову. М., 1989).

Четвертая «точка опоры» - ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ. Не только друг. Не только мать или ребенок. Не только любимый (или любимая). А все они должны быть у человека. С разной степенью близости и любви. А еще приятели, товарищи по работе и общему делу... Да и просто встречные или знакомые люди. Школьный возраст — это период наиболее интенсивного общения со сверстниками, когда это общение становится самым важным и значительным. И при всей противоречивости подростка, ценится общение со взрослыми - родителями, педагогами, друзьями, родственниками.

Десятиклассникам школы № 45 г. Москвы мы задали вопрос: «Что значит для тебя общение?» И получили такие ответы: «С помощью людей и общения с ними ты накапливаешь жизненный опыт. Это приятное проведение времени с приятными людьми. Люди все разные, и интересно узнать что-то новое» (Наташа С.)- «Это способ познания людей, способ проанализировать свою жизнь, поступки, способ выдачи информации, высказывания своих проблем, открывания другим» (Вадим Г.). «Для меня лично общение - это все: познание мира, философии разных людей, экспериментальные действия по психологии, но не только это, еще и моя жизнь, без общения нельзя существовать» (Мария И.).

Вот почему так важно в содержание воспитательной работы вводить освоение в среднем звене школы «этической граммагики», в старших классах — уроков человековедения либо в воспитательной работе классного руководителя - тематические классные часы по этике и психологии общения под рубрикой «Я и другие люди» (СНОСКА: Методические рекомендации и содержательный материал для этих и других тем представлен в книге: Маленкова Л.И. Я — Человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996).

Кроме этого возможны другие формы воспитательной работы: встречи с интересными людьми (в классе и школе, на местах их работы или творчества); большой популярностью пользуются классные часы типа «Интересный человек рядом» (обо всех учащихся класса), «Интервью со знакомым учителем», конференции по произведениям художественной литературы, обзоры публицистики, дневников и писем великих людей, поэтические вечера и др.

Особое внимание должно быть уделено теме любви: это и лекция учителя (воспитателя) «Любовь как высшее человеческое чувство», литературно-музыкальная композиция «Любовь в письмах, поэзии, живописи, музыке...» (СНОСКА: Замечательный пример такой литературной композиции дан в книге О.А. Казанского «Педагогика как любовь». М., 1996, приложения 2 и 3), дискуссия «Особенности юношеской любви на рубеже веков», час вопросов и ответов, лекции специалистов по сексологии, урок внеклассного чтения «Поэзия любви» (со свечами и музыкой) и другие формы воспитательной работы.

И еще: очень важно проецирование высоких этико-психологических норм общения на повседневную жизнь и деятельность классного и школьного коллектива. И, что нередко нарушается в общении «учитель о ученик», по меткому выражению В. Леви, «соблюдать неприкосновенность личности»: «Выражая неодобрение, определять только поступки, а не личность в целом. Не «ты плохой», а.«ты сделал плохо». Не «ты жестокий», а ты поступил жестоко». Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, повел себя» (СНОСКА: Лени В. Исповедь гипнотезера. Кн. 2, М., 1994. С. 86).

И наконец, пятая «точка опоры» — «Я САМ КАК НАИВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ». С осознанным высоким чувством собственного достоинства. С гордостью и скромностью. С действенной любовью к себе самому. Еще Пифагор призывал: «Прежде всего не теряй самоуважения!» И еще мудрые мысли в защиту7 этой идеи: «...человек — сумма ценностей, которую надо бережно культивировать, укреплять, беречь...» (А. Экзюпери). «Человек может стать вполне человеком, лишь обретя живое чувство личности, научившись помещать точку опоры нравственного поступка внутрь себя» (В. Тендряков).

К сожалению, в практике современного воспитания (как семейного, так и детсадовского и школьного — при массовом обучении оно вынуждено быть коллективным) «Я» личности ребенка сводится к весьма униженному состоянию: дома и в школе — требование послушания и дисциплинированности, подчинения канонам и нравственным нормам и правилам, не осознанным ребенком и не ставшим потребностью (так удобнее устроить домашнюю жизнь, эффективнее обучать массу детей и управлять ими в воспитательной работе). Последствия? Стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых, хождение в школу «по обязанности, а не для души», даже побеги из дома, чувство одиночества и неприкаянности.

Чувство собственного достоинства детей надо растить, бережно культивировать как «точку опоры», пожалуй, важнейшую, ибо оно, это чувство является своеобразной мерой развития человека — его самочувствия и самооценки, его способностей и уровня притязаний, его лучших черт характера. Человек, думающий о себе как о никчемном (мы это видели у подростков спецшкол для перевоспитания педагогически запущенных подростков), не верит в себя и свое будущее, не хочет включаться в общее дело, не реагирует на замечания, часто обижается, конфликтует со сверстниками и взрослыми, использует неадекватные средства самоутверждения (роль «классного шута», задиры и забияки, «грозы школы и микрорайона», мрачного молчуна)...

Что же делать классному руководителю? В психолого-педагогической литературе и многочисленных публикациях по проблеме здорового образа жизни есть много советов по этому поводу. Прислушаемся к советам Луизы Хей (из книги «Как исцелить свою жизнь», Новосибирск, 1996). «Из чего складывается уверенность в себе:

1. Научимся мыслить позитивно. Думать о хорошем, ждать его, верить. Создавая гармонию и равновесие в своем уме, мы тоже самые начинаем находить и в жизни.

2. Освобождайтесь от отрицательных мыслей о себе. Ваше сознательное убеждение, что Вы недостаточно хороши постоянно руководит вашими поступками, поэтому всегда проявляется в жизни.

3. Полюбите себя. Когда мы от души любим и уважаем себя, когда одобряем свои поступки, мы создаем определенную организацию ума, которая способствует возникновению самых чудесных взаимоотношений с людьми, позволяет найти новую интересную работу, стабилизировать вес, укрепить здоровье. Самопринятие и самоодобрение — это ключ к положительным переменам в жизни.

4. Старайтесь как можно меньше критиковать себя. Критика замыкает тот образ мысли, от которого мы пытаемся избавиться.

5. Не отрицайте сами и не давайте повод другим отрицать Ваше совершенство. Как это блестяще умеют делать дети. Все хорошее в жизни начинается с принятия своего внутреннего «Я», которое весьма отличается он внешнего «Я». Не забывайте, что в нашем сердце достаточно любви, чтобы вылечить всю планету.

6. Ищите в себе хорошие качества. С этого начинается значительный прогресс в вашей жизни. Есть упражнение: «Я одобряю в себе все». Чем больше вы будете говорить это, тем лучше.

7. Меньше обращайте внимания на то, что вам будут говорить другие. Каждый — уникален и своеобразен. Мы пришли на эту планету, чтобы выразить себя, а не для того, чтобы стать похожими на кого-то».

Как же эти советы могут быть внедрены в сознание и жизнь школьников? Через специальные классные часы по самопознанию и самовоспитанию, через пример самого педагога, через особые отношения учащихся с учителем, учащихся между собой.

Так все пять «точек опоры», являясь средством воспитания, заполняют нишу содержания воспитательного процесса и позволяют прийти к желаемому результату -формированию жизненной позиции человека, живущего по законам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 567 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2211 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.