Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как форма самореализации человека




В переводе с латинского «культура» - возделывание. Культура противопоставлялась природе, которую «пересоздает» человек. Культура становится носителем определенных человеческих замыслов, смыслов и это становится главным в понимании культуры. Культуру делят на материальную и духовную.Концепции культуры

1. Деятельностная концепция культуры.

В этой концепции подчеркивается, что культура – это специфически человеческий способ деятельности. Что в человеческой деятельности специфически человеческого, отличающего ее от деятельности животных? – то, что она регулируется надбиологической системой средств – ценностей¸ знаний.

2. Семиотическая концепция культуры.

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. В этой концепции культура представляется как система знаков.. Основной функцией знаковых систем, а значит, и культуры, является передача сообщений и выражение смыслов Передаче смыслов должны служить системы образования, воспитания, СМИ, традиции и т.п. Все они и относятся к сфере культуры.Отсюда, одна из основных функций культуры – это трансляция смыслов.

3. Аксиологическая концепция культуры

В рамках этой концепции культура определяется как мир ценностей. Одно из главных определений культуры: Культура – это система ценностей. Система ценностей (культура) является итогом предшествующей деятельности человека и представляет собой сложную иерархию значимых для конкретного общества духовных и материальных образований.Осваивая их, человек становится человеком. Отсюда, культуру определяют также как меру человеческого в человеке. Универсалии культуры – это то, что есть в любой культуре. Это: язык, традиции, ценности, система символов, типичные связи (родственные, брачные отношения, ритуальные, обряды). В каждой культуре они разные, но в каждой культуре они есть.Человек становится человеком, когда усваивает и далее развивает все универсалии культуры.Культура – это всегда характеристика взаимоотношений людей и к предметам, созданным людьми (Я). Экологическая культура – совокупность знаний, ценностных ориентаций, а также основанные на них умения и навыки взаимодействия с о средой обитания. Функции культуры 1.Познавательная: достижения культуры используются для дальнейшего познания. 2.Информативная: культура накапливает и транслирует социальный опыт. 3.Коммуникативная: культура позволяет людям вступать в общение, служит средой, условием общения. 4.Нормативная: культура вырабатывает нормы, ценности, с помощью которых оценивает всё происходящее в обществе.5.Гуманистическая: воспитывает человека.6. Социально организующая. 7.Экологическая функция культуры. Классическая культура учила жизни, формулировала идеалы, цели развития. Современная массовая культура – это средство отвлечения от будней.

48) Философская антропология: человек как предмет философского анализа в классической и постклассической философии.

Познание человека - центральная проблема философии. Сократ говорит «Познать самого себя». Познать себя - это познать в себе человека вообще. Считается, что по природе свой человек существо биологическое, а сущность человека социальная. Человек есть движение. Сократ «человек есть проект».

Особенности существования человека:

1)животное приспосабливается к среде, а человек среду приспосабливает к своим целям, создавая культуру, вторую природу, техногенную среду обитания.

2)удовлетворение естественных потребностей регламентируется культурными нормами. Культура накладывает ограничения на удовлетворение биологических потребностей в определенных ситуациях, но это дает простор для развития качеств сознания человека.

3)общество формирует у человека новые потребности: социальные, духовные, культурные. Выделяют 2 основных подхода к человеку:

1.биологизаторский - преувеличивает биологическое, недооценивает социальное.

2.социологизаторский.

Классический взгляд на человека: Этот взгляд развивался с классической наукой и культурой. Человек понимается как существо разумное, как микрокосмос. Это творческое существо, способное самостоятельно осмысленно делать выбор, а значит существо свободное. Энгельс «человек - это существо, в котором природа приходит к осознанию самой себя». Антропозиция - состоит в том, что сущ. Чел. может быть оправдано его творчеством, для которого нужна свобода. Неклассический подход к человеку. Неклассика начинается с иррационализма.Стала развиваться идея, что что в человеке есть силы,неподвластные ему.Значит найти сущность человека невозможно.Отсюда экзистенциолисты считают, что надо описывать существование человека.Оно хар-ся отчуждением, отчаянием, страхом, абсурдом. Человек всегда стоит между жизнью и смертью, инстинктом, свободой и необходимостью, инстинкотом и разумом, животным и социальным, эгоизмом и альтруизмом. Отсюда сомнения, моменты отчаяния. Человек пытается преодолеть дискомфортность бытия, обращаясь к вере и творчеству, к нравственным ценностям. В конце 19-нач.20 века Фрейд начал разрабатывать тему бессознательного в человеке.Человеком движут инстинкты.Шелер отмечает, что в отличие от животных, в человеке есть духовное начало. Дух преодалевает ограничение среды, отсюда выростает возможность познания мира и любви к окружающим. Гелен считает, что человек является биологически незавершенным существом. Благодаря этому ему приходится действовать, чтобы выжить.Сущность человека дуалистична.В конце 20 века постмодернисты стали говорить о сметри человека-субъекта.Наука позволяет заменять органы, менять внешность, пол.Психология позволяет менять мнение о себе, об окружающих.При массовом производстве возникает массовая культура, массовое сознание и соответственно массовый человек, который хочет быть как все. Возникает проблема самоидентификации.Что есть я? Субъект. Сегодня развивается афтерпостмодернизм, говорят о воскрешении субъекта.Человек может найти себ в общении с другим.Главное в человеке:одушевленность, деятельность и социальность.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1213 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.