Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Уровни, методы и формы научного познания




Структура научного познания включает в себя уровни научного исследования: эмпирический, теоретический, метотеоретический. В науке есть система методов познания. Метод – это путь, способ познания, совокупность приёмов. Наука наз. методологией, её роль выполняет философия.

Классификация методов по степени общности:

1. Частно-научные методы

2. Общно-научные методы

3. Философские методы

Эмпирический уровень научного исследования. Он связан с исследованием объекта в процессе прямого или косвенного взаимодействия с ними, т.е. опирается на чувственный уровень познания. При этом формируются эмпирические выводы:

1. Наблюдения (исследователь старается не вмешиваться в протекающие процессы)

2. Эксперимент (исследователь вмешивается)

3. Цели наблюдения и эксперимента ставятся на теоретическом уровне.

4. Теоретический уровень познания. Имеет место тогда, когда из имеющихся знаний выводятся новые, без непоср.обращения к объекту.

5. Метод математизации, формализации, абстрагирования, обобщения.

6. Системно-структурный метод и метод синергетики.

Философские принципы

Научная картина мира - система общих представлений о мире, получаемых в разных науках. Она исторически меняется. До сер.19 в. доминировала механическая картина мира, а современная НКМ характеризуется принципами глобального эволюционизма: самоорганизации, антропный, представление о ноосфере. Большой вклад в развитие научного познания внес позитивизм. Для решения проблемы выдвиг.идеи, гипотезы. Они подвергаются фальсификации.

На метотеор.уровне возникли такие понятия как научная рациональность.

Ее типы:

1. Классический тип научной рациональности. Считалось мажно получить 100% обьективное знание.

2. неклассический тип научной рациональности.

3. постклассический тип научной рациональности.


34.Социальное и гуманитарное познание: специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания. Проблема истины в социально-гуманитарном познании.

Для социально-гуманитарного познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обобщение фактов (эмпирический этап), тео­ретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей, адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т.д. Но единство всех форм и видов познания не исключает и определенных внутренних различий между ними, выражающихся в специфике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание в социально-гуманитарной сфере.

Проблема соотношения естественных наук и обществознания активно обсуждается и в современной литературе. Существует две крайние (а значит ошибочные) позиции в этом вопросе: а) натуралистика — некритическое, механическое заимствование естественнонаучных методов, что неизбежно культивирует редукционизм в разных вариантах — физи-кализм, физиологизм, энергетизм, бихевиоризм и др.; б) гума-нитаристика — абсолютизация специфики социально-гуманитарного познания и его методов, сопровождаемая дискредитацией «точных наук». Но в принципе естествознание и гуманитарные науки — ветви одной науки как целого. Социально-гуманитарные и естественные науки отличаются прежде всего спецификой своих предметов. Социально-гуманитарные науки имеют дело с людьми и их деятельностью, следовательно, с потребностями, интересами, ценностями и целями социальных групп и индивидуумов, и ставят своей задачей обнаружить, описать и раскрыть сущность этих потребностей, интересов, ценностей и целей. Природа же не обладает подобными свойствами. Таким образом, рассмотрение человеческой деятельности во всех его формах и на всех стадиях – главный ориентир социально-гуманитарного познания Но что же такое истина? Не является ли этот предельный вопрос лишь некой скептической и риторической фигурой, в которой выражена уверенность в относительности, субъективности и бессмысленности истины? Истина здесь, рядом с нами, и не видеть этого – значит обречь себя на вечную бессмысленность бытия. Что представляет собой истина? Мы говорим, например, «истинное счастье». Это значит настоящее, неподдельное, действительное счастье. Точно также мы говорим о настоящем бриллианте, т.е. неподдельном, не фальшивом, естественном, а не искусственном. Фальшивый бриллиант – в действительности не то, чем он кажется. Но ведь фальшивый бриллиант – это тоже нечто действительное. Следовательно, истинность не может быть оправдана одной действительностью. Истинное – это такое действительное, которое прежде всего согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант и действителен, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а следовательно, нашему представлению о бриллианте. Слово истина мы относим не только к самому сущему. Если суть истины – в соответствии предмета своему понятию, т.е. в истинности наших представлений о предмете, о сущем, то истинным или неистинным (ложным) должны являться, в первую очередь, наши высказывания о сущем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 599 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.