МЕРА – единство качественных и количественных сторон предмета
ГРАНИЦЫ МЕРЫ: здесь происходит СКАЧОК – изменение структуры. Этот закон отражает механизм развития, отвечает на вопрос «как происходит развитие?» и отвечает: развитие идет путем изменения количества и структуры.
Закон раскрывается через категории: КАЧЕСТВО – это определенность предмета, совокупность его свойств. КОЛИЧЕСТВО – это степень выраженности качества. МЕРА – это границы, в которых изменение количества не ведет качественным изменениям. СКАЧОК – это переход от одного качества к другому. Предметы многокачественны, но есть ведущее качество, сущность предмета. Например, я – человек, белорус, студент, покупатель и т.д.. Главное качество – человек. Любое качество проявляет себя через свойства. Предметы и явления всегда представляют собой систему состоящую из элементов, связанных устойчивыми связями, т.е. структурой, поэтому переход к новому качеству (скачок) – это изменение связей между элементами системы. Это ведет к изменению и самих элементов и, в итоге, к новому предмету. Формы скачков: 1) общие (или взрывные) – когда ломается вся структура, все связи системы; 2) частные (или постепенные), когда рвутся отдельные связи структуры. Форма скачка зависит: а) от внутренней природы предмета и б) от внешних условий.
Метафизики преувеличивают роль в развитии чего-либо одного – количества или качества, не видят их диалектической взаимосвязи.
Закон отрицания отрицания.
Сущность этого закона состоит в том, что он отражает направленность и форму развития (от низшего к высшему, от простого к сложному, в форме спирали), отвечает на вопрос «куда идет развитие?»
Этот закон раскрывается через понятия «отрицание», «относительные (не замкнутые) круговороты», «спиралевидность».
Переход к новому связан частичным разрушением, отрицанием старого. Качественно новое выступает как противоположность старому и в этом его односторонность. А ведь было что-то хорошее и в старом. Поэтому Гегель говорил, что необходимо второе отрицание, т.е. нужен переход к третьей ступени. Но эта новая ступень должна включать в себя лучшее из того, что было на первой и на второй ступени, т.е. второе отрицание – это, по сути дела, синтез (например, маленький ребенок не умеет анализировать, у него неразвито абстрактное мышление, ему характерен целостный взгляд на мир на уровне чувственного отражения, без знания деталей). Взрослый человек анализирует, дифференцирует мир вокруг себя и погружается в суету мира, в детали. Синтез завершает развитие. Поэтому закон формулируется как двойное отрицание.
Понять сущность предмета, направленность его развития можно только как минимум после двух отрицаний, ибо тогда предмет достигает своей целостности.
ОТРИЦАНИЕ – это: 1) уничтожение устаревшего; 2) сохранение лучшего (чтобы была преемственность в развитии); 3) преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую роль при этом играют и внешние условия, хотя источником отрицания старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит как саморазвитие. Удержание лучшего очень важно, ибо при полном отрицании предмет уничтожится, и развития не будет. Внешние условия могут способствовать развитию, а могут ему препятствовать. Отрицание - это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию. За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются (расширяющаяся спираль, а не круговорот).
Метафизики рассматривают развитие как движение по замкнутому кругу, т.е. по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень.
Категории диалектики.
Категории – всеобщие понятия, которые отражают присущие всем предметам и явлениям стороны.
Следует иметь в виду, что объективно существуют не категории, а предметы и явления, стороны, свойства которых и можно охарактеризовать как форму, содержание, случайность и т.п.
ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ ЕДИНИЧНОЕ – категория, которая отражает отдельные предметы и явления, их изменчивость, разнообразие, отличие одного от другого…ОБЩЕЕ – категория, которая отражает связь предметов, явлений, их сходство, устойчивость, непрерывность связей. ОСОБЕННОЕ – это единство единичного и общего в самом предмете.Ведущим в развитии является общее СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ Категория сущности отражает внутренние, главные стороны предметов и явлений, связана с их качеством, природой. Категория явления выражает то, что лежит на поверхности, внешние связи. Явления выражают сущность предметов, но завися также и от внешних условий, несут их черты. Категория видимости (кажимости) – это явления противоположные сущности, которые как бы скрывают сущность, но и они в итоге, в совокупности со всеми другими явлениями позволяют лучше понять сущность.То, чем один наш поступок отличается от другого, во многом зависит и от внешних условий. Можно ли по одному из явлений судить о сущности? Почему?
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ Форма – это способ существования содержания. Бывает внешняя форма – это способ внешнего проявления предмета, процесса и внутренняя форма – это структура, способ организации содержания, устойчивые связи между элементами содержания. Форма отвечает на вопрос «как содержится». Содержание – совокупность элементов, единство свойств, процессов, связей, противоположностей предмета. Отвечает на вопрос «что содержится».Ведущим в развитии является содержание. Так считает материализм. Содержание активно, поэтому оно и более изменчиво, чем форма. Новый предмет – это новая форма и новое содержание, соответствующие друг другу. Одна форма может заключать разное содержание (так, математические формулы выражают законы разных по своей природе явлений).
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ Причина – категория, которая отражает то, что непосредственно обусловливает и порождает нечто иное, что называется следствием. Причина возникновения и развития материальных явлений и предметов – взаимодействие элементов. Причина всегда предшествует следствию. Следствие может стать причиной другого следствия, но не своей причины. Действие причины зависит от внешних условий, поэтому результат содержит долю неопределенности, неоднозначности. Условия без причин не ведут к следствию, но и причина без условий может не вести к следствию, точнее, в разных условиях одна причина может породить разные следствия. Сложность в том, чтобы отличить порождающее явление (причину) от других явлений, выступающих как условия. Наука всегда ищет причины. Найдя их, можно повлиять на получении нужного нам следствия. Повод – это относительно внешний толчок, спусковой механизм, который приводит в действие причину. Трудности поиска причины связаны еще и с тем, что чаще всего действует несколько причин (противоречий внутри системы взаимодействия). Можно классифицировать причины на главные и неглавные… Детерминизм – признание того, что ничто не происходит без причин (т.е. чудес не бывает). Все причинно обусловлено, детерминировано. И если есть определенные условия, то следствие возникает после причины с необходимостью. Метафизическое понимание детерминизма: причина – это тело, которое действует на другое тело. Причем, одна причина вызывает одно следствие; а оно становится причиной другого и т.д. В результате, весь мир представляется предопределенным (судьба, рок), человек в таком случае не должен нести ответственность за свои поступки. В таком мире нет места для случайности, а значит, и для свободы. А вот диалектический детерминизм с читает, что причина – взаимодействие тел, тела могут вступить во взаимодействие, а могут и не вступить или вступить в какое-то другое взаимодействие. Таким образом, появляется возможность для случайности, а значит, для выбора, свободы. Индетерминиз м – отрицание причинной обусловленности явлений; характерен для религиозных представлений: нечто может происходить с нарушением объективных закономерностей, как чудо. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ Необходимость – то, что закономерно вытекает из внутренних, существенных связей, причин данного процесса и что при наличии определенных условий произойдет обязательно, неизбежно. Случайность – то, что не вытекает из внутренних закономерностей данного процесса, что обусловлено внешними явлениями, то, чего могло и не быть. Случайность возникает при пересечении необходимостей. Необходимость, как закономерность, прокладывает себе путь через множество случайностей. Ученые изучают поведение человека, которое порой кажется случайным. В итоге сопоставлений, сравнений они выделяют общее, существенное, необходимое в содержании поступков, т.е. выявляют закономерности.Итак, случайность есть форма проявления и дополнения необходимости Фатализм – данный взгляд связан с преувеличением роли необходимости в жизни, с отрицанием случайностей. Получается, что все в жизни предопределено, то есть действует некий рок, фатум, судьба. Человек просто не знает судьбы, но она есть и что бы он не делал, он не может ничего изменить. Волюнтаризм – данный взгляд связан с отрицанием необходимостей, закономерностей. Отсюда вытекает вывод, что все зависит от моей воли, нет необходимости с чем либо считаться, так как нет никаких закономерностей. Мы проявляем волюнтаризм в общении друг с другом, давая советы, настаивая на их выполнении, не считаясь с психологическими возможностями человека, его характером как внутренней его закономерностью, необходимостью.
ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Возможность – категория, отражающая наличие объективных тенденций развития в предметах, явлениях существующих в действительности. Основанием возможности служат спорадически возникающие, неустойчивые связи, имеющие место в действительности. Они могут исчезнуть, а могут стать устойчивыми, необходимыми, т.е. новой действительностью. Действительность – объекты, явления, которые уже существуют. Они включают в себя возможность новой действительности.
Понятие «вероятность» отражает большую или меньшую степень превращения возможности в действительность. Преувеличить роль возможностей в нашей жизни – это значит жить иллюзиями, принять желаемое, возможное за действительность.. Преувеличить («обожествить») действительность, посчитать ее раз и навсегда данной, неизменной, идеальной значит не быть критичным, не замечать нарождающихся возможностей, а они могут быть не только позитивными, но и негативными, несущими опасность.