Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ўвейцари€ перед –еформацией. ¬ начале XVI в. в состав




Ўвейцарской конфедерации входило 13 кантонов и несколько союзных земель с населением около 850 тыс. человек.  аждый кантон обладал полной автономией. ќбщие дела конфедерации решались на союзных собрани€х. ¬оенные силы составл€лись из ополчений отдельных кантонов. ѕо уровню социально-экономического развити€ и характеру политического устройства отдельные группы кантонов весьма различались. Ћесные кантоны Ч Ўвиц, ”ри, ”нтервальден, ÷уг и Ћюцерн Ч были сравнительно отсталыми, со значительными пережитками патриархальных отношений. Ќасел€вшие их свободные кресть€не-общинники занимались большей частью примитивным скотоводческим хоз€йством. ќбщина уже заметно разложилась. ѕодавл€юща€ масса кресть€н превратилась в малоземельных и безземельных и подвергалась эксплуатации со стороны зажиточных общинников и землевладельческой аристократии. ѕолитическа€ власть в лесных кантонах сосредоточивалась в руках землевладельческой знати, эксплуатировавшей кресть€н и зависимое население подвластных кантонам союзных земель и фогтств.

ѕо-иному развивались городские кантоны Ч ÷юрих, Ѕерн, Ѕазель и др. «десь были распространены хлебопашество, виноградарство, скотоводство, ремесло и торговл€. «емл€ принадлежала большей частью феодальным собственникам и городскому патрициату, эксплуатировавшим зависимых кресть€н и арендаторов-издольщиков. —ельска€ община интенсивно разлагалась, и на ее долю приходилось не более 1/4 общих угодий. √лавными отрасл€ми городской экономики были ремесло и торговл€. ¬ Ѕерне и его ок Ч руге находились крупнейшие в Ўвейцарии горнорудные и кузнечные предпри€ти€, принадлежавшие купцам. Ѕазель €вл€лс€ крупнейшим центром транзитной торговли.  омпании базельских купцов вели торговые операции в р€де стран Ч √ермании, Ќидерландах, јнглии и »талии. ¬месте с тем в Ѕазеле было развито цеховое ремесло. ¬ бумажной промышленности сложилась уже капиталистическа€ мануфактура. ¬ажнейшим экономическим и торговым центром была ∆енева, входивша€ в конфедерацию на положении союзной земли. «десь собирались ежегодные международные €рмарки и заключались крупные торговые и кредитные сделки с участием италь€нских банкиров. ¬ ∆еневе развивалось свободное от цеховых ограничений ремесло Ч ювелирное, шелкоткацкое и др.

¬ городских кантонах власть находилась в руках.патрицианских фамилий, владевших земл€ми, рентой и торгово-ремеслен-

ными предпри€ти€ми. Ѕогатые и могущественные городские кантоны стремились подчинить своему господству отсталые лесные кантоны, зависевшие от них экономически. Ёто вызывало столкновени€ и ослабл€ло внутреннее единство конфедерации. “олько необходимость обороны от соседних государств, прежде всего от √абсбургов, заставл€ла отдельные кантоны, слабо св€занные между собой в хоз€йственном, €зыковом и культурном отношении, сохран€ть свой военно-политический союз.

Ѕедствием дл€ Ўвейцарии и ее населени€ €вл€лось широко распространившеес€ к тому времени наемничество. — тех пор как швейцарцы одержали победу над рыцарским войском √абсбургов, их начали вербовать в наемные войска разных государств. ѕрав€ща€ аристократи€ использовала вербовку наемников как источник наживы. “ребование покончить с позорной торговлей кровью стало одним из основных требований цвинглианской –еформации в Ўвейцарии.

”льрих ÷вингли и его –еформаци€. –еформаци€ в Ўвейцарии, как и в √ермании, проходила в услови€х политической раздробленности и охватила только отдельные кантоны. ÷ентром –еформации стал ÷юрих, один из крупных городских кантонов, претендовавший на лидерство в конфедерации. ќсновоположником швейцарской –еформации был ”льрих ÷вингли (1484Ч1531). ќн родилс€ в зажиточной кресть€нской семье. ѕосле окончани€ университета в ¬ене ÷вингли занималс€ преподавательской де€тельностью в Ѕазеле и примыкал к кружку базельских гуманистов.  ак и Ћютер, он прин€л духовный сан. ¬ 1515 г. ÷вингли в чине полкового св€щенника участвовал в битве при ћаринь€но, в которой швейцарские наемники миланского герцога потерпели жестокое поражение от французских войск. Ёто сделало его непримиримым противником наемничества. ÷вингли одновременно с Ћютером начал борьбу против индульгенций и обосновал тезис об оправдании верой. ѕосле выступлени€ Ћютера он стал его гор€чим приверженцем. ќднако вскоре они разошлись в трактовке догмата о пресуществлении. ≈сли Ћютер говорил о Ђреальном присутствии ’ристаї в таинстве причащени€, то ÷вингли придавал этому таинству только символическое значение.

÷винглианска€ церковь была намного демократичнее лютеранской. ќна имела республиканское устройство. ѕроповедники и пастыри избирались общиной.  ажда€ община ведала своими церковными делами, подчин€€сь городскому магистрату. ”чение ÷вингли было гор€чо поддержано ремесленными гильди€ми ÷юриха. ¬ начале 1523 г. городской совет ÷юриха поручил ÷вингли провести в городе и кантоне церковную реформу. »з церквей были убраны иконы, расп€ти€, статуи св€тых, стены побелены. ¬место алтарей поставлены простые столы. ÷ерковь стала молитвенным домом, где вместо пышной мессы с органной музыкой слушались проповеди пастыр€. ќтмен€лись многочисленные праздники, закрывались монастыри и проводилась секул€ризаци€ мона-

стырской собственности. Ќадзор за соблюдением реформированного вероисповедани€ осуществл€лс€ городским магистратом и специально созданным судом. ¬месте с тем пришедшие к власти цвинглианцы провели некоторые социально-политические преобразовани€.

—оциально-экономические и политические взгл€ды ÷вингли характеризовались известным радикализмом. ќн порицал крепостничество, защищал мелкую собственность кресть€н и ремесленников, был решительным сторонником республиканского стро€ и противником монархии.

ћагистрат ÷юриха был демократизирован и состо€л почти целиком из представителей бюргерства, главным образом ремесленных гильдий. ¬ городе и кантоне было запрещено ростовщичество, военное наемничество и получение иностранных пенсий.

÷винглианска€ –еформаци€ распространилась на р€д других городских кантонов Ч Ѕерн, Ѕазель, —ен-√аллен, √ларус, Ўафга-узен. ѕротестантские кантоны создали союз и стремились распространить –еформацию по всей Ўвейцарии. ќднако между ÷юрихом и Ѕерном происходила остра€ борьба за лидерство в союзе. ¬ начавшейс€ войне с католическими лесными кантонами ÷юрих оказалс€ одинок и потерпел поражение. ÷вингли погиб в битве при  аппеле в 1531 г. ¬ дальнейшем центр швейцарской –еформации переместилс€ из ÷юриха в ∆еневу.

 альвинистска€ –еформаци€. —оздателем наиболее последовательного реформационного учени€, которое послужило идеологической основой раннебуржуазных революций, был ∆ан  альвин (1509Ч1564). ќн родилс€ в городе Ќуайоне (—еверна€ ‘ранци€) в семье епископского секретар€; окончил юридический факультет Ѕуржского университета и вместе с тем получил хорошую богословскую и филологическую подготовку. ƒо 1534 г.  альвин примыкал к гуманистам. ≈го переход на сторону –еформации, по собственному признанию, произошел внезапно. Ќачавшеес€ в 1534 г. гонение на протестантов заставило  альвина вместе с другими сторонниками –еформации покинуть ‘ранцию. ќн поселилс€ сначала в —трасбурге, а затем в Ѕазеле, где и опубликовал в 1536 г. свое основное богословское сочинение ЂЌаставление в христианской вереї, ставшее катехизисом кальвинистского вероучени€.

ќсновным положением кальвинизма €вл€етс€ догмат об а б -солютном предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в Ђжизни вечнойї раз и навсегда предопределена со времени Ђтворени€ї. Ќикакими делами или заслугами нельз€ изменить это извечное предопределение. ќдним это Ђбожье избраниеї дарует спасение и райское блаженство, других оно обрекает на страдание и погибель. ѕричем это предопределение не только необратимо, но и непостижимо. ќднако  альвин не делал из этого фаталистических выводов. ќн учил, что каждый верующий должен считать,

что именно он €вл€етс€ божьим избранником, и стремитьс€ всей своей де€тельностью оправдать это избрание. ≈сли он преуспевает, то не должен этим гордитьс€ и пренебрегать об€занност€ми перед богом и общественным благом. “очно так же и тот, кто терпит неудачу и впадает в бедность, не должен поддаватьс€ искушению и совершать бесчестные поступки. Ќеудачи в жизни и де€тельности Ч показатель греховности избранного пути, непонимани€ божественного призвани€. ƒругими словами, богатый должен преуспевать в накоплении богатств, а бедный смиренно нести брем€ нищенской жизни. ѕо словам ‘. Ёнгельса, учение Ђо предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство завис€т не от де€тельности или искусства отдельных лиц, а от обсто€тельств, от них не завис€щих. ќпредел€ет не вол€ или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических силї.

¬ отличие от Ћютера,  альвин считал бога неумолимым и карающим. —трах перед его десницей должен заставить верующего пока€тьс€, хот€ спасение даруетс€ не самим пока€нием, а искупительной жертвой ’риста. Ќо из догмата  альвина об абсолютном предопределении не следовал вывод об обреченности человека. ѕоследователи  альвина создали учение о Ђмирском призванииї, согласно которому верующий должен неутомимо трудитьс€ на избранном поприще, быть умеренным и бережливым. ѕреуспевание в мирских делах объ€вл€лось самым богоугодным делом. Ѕлагородство происхождени€ и сословные привилегии тер€ли у кальвинистов вс€кое значение. “аким образом, кальвинизм давал религиозное обоснование прит€зани€м буржуазии на руковод€щее положение в обществе. Ётим цел€м служила и основанна€ на принципах республиканизма кальвинистска€ церковно-поли-тическа€ организаци€. »нститут св€щенства в кальвинистской церкви совсем упраздн€лс€. ќбщина верующих избирала пастыр€, пресвитеров (старейшин), ведавших административными делами, и дь€конов, занимавшихс€ сбором и распределением милостыни. ¬ысшим органом кальвинистской церкви была консистори€ в составе 12 старейшин и 5 пасторов, котора€ ведала не только церковными делами, но и подчин€ла всю светскую власть. ¬ ∆еневе, куда  альвин прибыл в 1536 г., практически была установлена теократи€. Ёто вызвало недовольство вли€тельных буржуазных кругов, заставивших его покинуть город. ¬ 1541 г.  альвин с триумфом возвратилс€ в ∆еневу, и кальвинистска€ –еформаци€ победила окончательно. ƒо конца своей жизни  альвин пользовалс€ неограниченной властью над городом и всей кальвинистской церковью, распространившейс€ в городских кантонах Ўвейцарии. Ќе без основани€ его называли Ђженевским папойї.

' Ёнгельс ‘. ¬ведение к английскому изданию Ђ–азвити€ социализма от утопии к наукеї. Ч ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 22, с. 308.

.  альвин был таким же нетерпимым к инаковерию и инакомыслию, как и глава католической церкви. ѕо его насто€нию в 1553 г. был сожжен на костре испанский ученый-гуманист ћигель —ервет, отвергавший учение о троичности бога (антитринитаризм). —толь же жестоко  альвин расправл€лс€ и с анабаптистами, требовавшими упразднени€ насильственной власти и установлени€ имущественного равенства. ¬ ∆еневе были введены строгие по. Ч р€дки: установлен надзор за соблюдением кальвинистских религиозных предписаний, запрещены излишн€€ роскошь, пышные празднества и увеселени€. ¬ысшей добродетелью объ€вл€лись строгость нравов, бережливость и накопление.

 атолическа€ реакци€ (контрреформаци€). ¬ первой половине XVI в. –еформаци€ распространилась в јнглии, Ўотландии и —кандинавских государствах. ќна проникла во ‘ранцию, ѕольшу и ¬енгрию. Ёто заставило католическую церковь и поддерживавшие ее реакционные феодальные силы перестроитьс€ и перейти в наступление против –еформации и еретического движени€. — этой целью был созван “ридентский собор, заседавший с перерывами с 1545 по 1563 г. ќн провел некоторые незначительные реформы: запретил плюрализм Ч сосредоточение в одних руках нескольких церковных бенефициев Ч и абсентеизм Ч получение доходов с церковных должностей лицами, не выполн€ющими должностных функций. Ѕыл несколько сокращен аппарат папской курии. Ќо на последних заседани€х собора вз€ли верх Ђультрамонтанеї Ч наиболее реакционные прелаты и иезуиты, выступавшие против любых изменений в догматике и организации католической церкви. ѕод их вли€нием собор подтвердил все догматы католицизма, в том числе и принцип папского верховенства. Ќо попытки вернуть курии прежнее господство над епископатом и светской властью встретили сопротивление р€да католических государей и закончились провалом.

»спользу€ решение собора и опира€сь на иезуитов, папство смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где ранее имела успех –еформаци€. «начительно усилились репрессивные средства католической церкви. ¬ –име был создан центральный инквизиционный трибунал, возглавл€вший борьбу с ерес€ми во всем католическом мире. ∆ертвами инквизиции стали многие тыс€чи инаковерующих и инакомысл€щих. Ѕыл составлен Ђиндекс запрещенных книгї, в который, кроме сочинений реформаторов, заносились все сочинени€, подрывающие устои религии и пропагандирующие вольнодумство.

ќрден иезуитов. Ѕоевым органом католической реакции стал орден иезуитов, основанный »гнатием Ћойолой (1491Ч1556). Ётот воинственный испанский идальго, лишившись после т€желого ранени€ возможности продолжать военную службу, посв€тил себ€ Ђслужению »исусуї и борьбе с ерес€ми. ќн изучил богословие в —орбонне и создал там Ђќбщество »исусаї. ¬ 1540 г. папа

утвердил устав нового ордена и вз€л его под свое покровительство. ќрден получил строго централизованное устройство. ≈го генерал (первым генералом был избран пожизненно Ћойола) вместе с совещательным советом находилс€ в –име и руководил Ђпровинци€миї ордена. »езуиты раскинули свои сети по всему миру, включа€ в Ђпровинцииї и не католические и даже не христианские страны.

„лены иезуитского ордена в отличие от других монашеских орденов жили в миру и были людьми чисто светскими, выступа€ в роли ловких политиков и дипломатов, придворных, воспитателей, учителей, врачей, искусных мастеров. –ади торжества Ђдела ’ристоваї, выполн€€ задани€ ордена, они пускали в ход любые средства: лесть, интриги, клевету, €д, организацию заговоров и убийств по принципу: цель оправдывает средства. »езуитские начальники заранее давали прощение соде€нных при этом грехов. ¬оспитанию подобных де€телей была подчинена вс€ иезуитска€ педагогика. ¬ своем трактате Ђƒуховные упражнени€ї Ћойола наставл€л: Ђѕодчиненный должен повиноватьс€ старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны, как палка, подчин€юща€с€ вс€кому движению, как воск, которому можно придать любую формуї. »езуитский орден стремилс€ захватить в свои руки все школьное образование. ¬ его Ђколлегиумахї обучались и воспитывались иезуитские функционеры. ѕод вли€нием иезуитов находились богословские факультеты многих католических университетов.

Ѕесцеремонные действи€ иезуитов, их причастность к заговорам и дворцовым интригам нередко вызывали ответные меры Ч изгнание и запрет де€тельности ордена в отдельных странах. ѕосле временного закрыти€ ордена (1773Ч1814), он действует до насто€щего времени. —лово Ђиезуитї давно приобрело нарицательный смысл, ассоцииру€сь с коварством, предательством, неразборчивостью в средствах.

 атолическа€ контрреформаци€ имела известный успех. ќна упрочила пошатнувшиес€ позиции папства и католицизма и укре * пила на врем€ силы феодальной реакции в ≈вропе.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

2288 - | 2098 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.