Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёкономическое развитие √ермании в конце XV Ч начале




XVI в. ѕо уровню экономического развити€ в этот период √ермани€ уступала только Ќидерландам и јнглии. ’от€ в деревне и городе господствовали еще феодальные формы производства, в р€де отраслей промышленности начали уже распростран€тьс€ элементы капиталистических отношений. ¬ текстильное, металлообрабатывающее и металлургическое производство проникал торгово-ростовщический капитал.  упцы-предприниматели финансировали мелких ремесленников, снабжали их сырьем и сбывали готовую продукцию. “ак складывалась рассе€нна€ мануфактура. ћелкий производитель, сохран€€ видимую самосто€тельность, работал по существу на скупщика. Ёта система была особенно распространена в сельских местност€х, свободных от цеховых ограничений. Ёксплуатаци€ ремесленников скупщиком усиливалась посредством практиковавшейс€ во многих местах расплаты издели€ми производства. Ќар€ду с рассе€нной мануфактурой по€вл€лась комбинированна€ и централизованна€ мануфактура. ѕоследн€€ распростран€лась особенно в судостроении и горнорудной промышленности, где сам технологический ^ процесс предполагал внутреннее разделение труда и наличие большого количества рабочих.

¬ развитии горной промышленности √ермани€ занимала в ту пору ведущее место в ≈вропе. ¬ этой отрасли было зан€то более 100 тыс. человек. ¬ св€зи с увеличением спроса на металлы и усложнением процесса добычи руд (углубление шахт, устройство водооткачивающих и вентил€ционных сооружений) требовались значительные капиталовложени€ в горнорудные промыслы. ћелкие добытчики не могли конкурировать с крупными предпринимател€ми и разор€лись. ¬ горные разработки вкладывали часть своих капиталов торгово-ростовщические фирмы ‘уггеров, √охштеттеров и др., покупа€ у императора и кн€зей горную регалию. Ёти компании проникали также в горную промышленность јвстрии, „ехии, ¬енгрии. ¬ельзеры пытались даже организовать добычу благородных металлов в Ќовом —вете. ѕрибыли этих фирм возрастали за счет эксплуатации разных слоев общества: ремесленников, кресть€н, рабочих, и поэтому их де€тельность вызывала общую ненависть. —реднее бюргерство требовало ограничени€ размеров торгово-ростовщического капитала и ликвидации крупных фирм.

. √ермани€ в этот период не утратила еще своего положени€ на 400

пут€х мировой торговли.  упечество верхнегерманских городов в частности југсбурга и Ќюрнберга, извлекало огромные выгоды из внешней торговли, в том числе и с восточными странами. ќживленна€ торговл€ наблюдалась в рейнских городах. Ќо на севере страны торговл€ ганзейских городов начала свертыватьс€. √анза

приходила в упадок.

–азвитие капиталистических элементов в стране было сковано системой феодальных ограничений. ѕромышленные города сохран€ли тесную св€зь с аграрно-феодальной средой. ¬ экономике некоторых городов сельское хоз€йство продолжало занимать доминирующее положение. ¬о ‘ранконии и некоторых других районах √ермании часть городского населени€ находилась еще в феодальной зависимости и несла повинности в пользу сеньоров. √ородска€ земл€, как правило, €вл€лась собственностью феодалов. ¬ городском ремесле господствовала цехова€ регламентаци€, хот€ в р€де городов цехи формально были запрещены.

Ќесмотр€ на хоз€йственный подъем в р€де областей √ермании, экономические св€зи в пределах всей страны развивались слабо. Ётому, в частности, мешала политическа€ разобщенность. ¬ стране не сложилось единого хоз€йственного центра, и отдельные области т€готели больше к иностранным, чем к немецким рынкам. ёжногерманские города вели оживленную торговлю с городами »талии; торговые интересы √анзейского союза находились в районе Ѕалтийского и —еверного морей.

–азвитие товарного производства и зарождение капитализма вызвали значительные изменени€ в развитии аграрных отношений и в положении кресть€нства. ¬ св€зи с увеличением спроса на шерсть, лен и продукты питани€ расшир€лось овцеводческое хоз€йство и производство технических и продовольственных культур. «емельные собственники, стрем€сь повысить доходы, увеличивали кресть€нские повинности и ухудшали держательские права, переводили кресть€н на краткосрочные держани€, требу€ взносы за Ђдопуск к владениюї и др. ”силивалась эксплуатаци€ кресть€н церковью и кн€зь€ми, а также проникавшим в деревню ростовщическим капиталом. ѕо приблизительным данным, на долю кресть€нской семьи оставалось немногим более 1/3 производимого ею продукта.

«емлевладельцы увеличивали прежние кресть€нские повинности и изобретали новые. ќни заставл€ли кресть€н платить деньги и вносить натуральные оброки при вступлении в наследство, продаже имущества, заключении браков и т. п. ¬ наиболее т€желом положении оказались кресть€не ёго-«ападной √ермании. «десь особенно ощущалась сеньориальна€ реакци€: возрастала барщина, вводились новые повинности, в частности за пользование общинными угодь€ми; кресть€нам запрещалось убивать мелкую дичь и ловить рыбу в реках.

ѕолитическа€ обстановка в √ермании в начале XVI в. ¬ то врем€ как јнгли€, ‘ранци€ и некоторые другие европейские 40)

страны превратились в централизованные национальные государства, √ермани€ оставалась территориально и политически раздробленной. «а громким названием Ђ—в€щенна€ –имска€ импери€ германской нацииї скрывалось весьма рыхлое политическое объединение феодальных кн€жеств, имперских рыцарей и имперских городов под верховной властью императоров из династии √абсбургов. ¬ласть императора над кн€зь€ми основывалась на их ленной зависимости и носила чисто номинальный характер. Ќе существовало ни имперских финансов, ни имперских войск, ни имперских органов управлени€.  ак любой из крупных кн€зей, император располагал собственными наследственными владени€ми, в которых только и пользовалс€ полной властью и финансовыми средствами.

 рупные феодальные кн€жества превращались в своеобразные централизованные монархии.  н€зь€ собирали налоги с населени€, содержали собственные войска и аппарат управлени€. —трем€сь расширить свои владени€, они нередко вступали в военные конфликты и вели войны против императора. »мператорска€ власть, хот€ по традиции и оставалась за домом √абсбургов, носила выборный характер. ¬ 1519 г., после смерти ћаксимилиана I, курфюрсты избрали императором его внука  арла V, который по материнской линии унаследовал »спанское королевство. ¬ладе€ огромной империей (формально вс€ √ермани€, јвстрийские земли с присоединенными к ним „ехией и частью ¬енгрии, »спани€, Ќидерланды, часть »талии и колонии в Ќовом —вете),  арл V смотрел на √ерманию лишь как на часть своих владений и использовал положение императора в инте, ресах мировой династической политики √абсбургов, что отнюдь не способствовало усилению императорской власти в √ермании, а, наоборот, создавало услови€ дл€ укреплени€ кн€жеского мел-кодержавь€.

”силение социальных противоречий и обострение классовой борьбы. ’оз€йственна€ и политическа€ разобщенность страны, сочетание в экономике развитых и отсталых форм, усиливающийс€ феодальный гнет создавали крайнюю напр€женность в социальных отношени€х. Ќар€ду с основным социальным антагонизмом Ч борьбой кресть€н с феодалами Ч начали про€вл€тьс€ конфликты между новыми общественными силами в лице зарождающейс€ буржуазии и господствующей феодальной системой. ¬месте с тем обостр€лись противоречи€ между эксплуатируемыми массами деревни и города и эксплуататорами Ч феодалами и зарождающейс€ буржуазией. ”силилась политическа€ борьба в среде господствующего класса: между светскими и церковными феодалами, между низшим двор€нством и кн€зь€ми.

Ѕорьба кресть€н против усилени€ сеньориальной реакции нарастала с конца XV в. ¬ 1502 г. был организован заговор тайного общества ЂЅашмакї в Ўпейерском епископстве. ”частники заговора ставили своей целью добитьс€ упразднени€ крепостного

права, уменьшени€ оброков и наделени€ кресть€н секул€ризованной у церкви землей. ќни готовились возглавить народное восстание. Ќо заговор был раскрыт; его руководители во главе с »осом ‘рицом успели бежать. ¬ 1513 и 1517 гг. были сделаны попытки подн€ть новое восстание ЂЅашмакаї. “еперь в его программе нар€ду с социальными были и политические требовани€ Ч упразднение кн€жеского многовласти€ и создание единой централизованной империи. ¬ области ¬юртемберг по€вилс€ новый кресть€нский союз ЂЅедный  онрадї, который в 1514 г. начал вместе с горожанами ¬юртемберга борьбу с герцогом ”льрихом.

¬осстани€ кресть€н поддерживала городска€ беднота, а нередко и среднее бюргерство, преследовавшее свои особые интересы. Ќо бюргерство с первых шагов зарекомендовало себ€ ненадежным союзником кресть€н. ¬ ¬юртемберге горожане, выступившие сначала вместе с кресть€нами, оставили их на произвол судьбы, как только герцог пообещал налоговые уступки.

√орожане боролись против гнета кн€зей Ч епископов и светских магнатов. »х выступлени€ возглавл€ла торгово-ремесленна€ верхушка, в среде которой зарождались капиталистические элементы. Ќо политический горизонт бюргерства был очень узок и часто замыкалс€ рамками своего города. –ешительно выступа€ против привилегий духовенства и добива€сь участи€ в городских магистратах нар€ду с патрицианской верхушкой, бюргерство было не способно выдвинуть общенациональную революционную программу и повести за собой все оппозиционные феодализму силы.

¬ среде городского населени€ все более обостр€лс€ антагонизм между эксплуатируемыми массами и эксплуататорской верхушкой. ѕлебейские массы городов были наиболее надежным союзником кресть€н. Ќо им, так же как и кресть€нам, недоставало стойкости и организованности. «начительна€ часть плебейства состо€ла из деклассированных элементов. »з среды этих люмпен-пролетарских элементов вербовались ландскнехты кн€жеских войск, подавл€вших кресть€нские восстани€. ƒруга€ часть плебейства, состо€вша€ из Ђвечных подмастерьевї и наемных рабочих рудников и мануфактур, представл€ла наиболее организованную и революционную силу.

–ыцарство в услови€х √ермании XVI в. €вл€лось исторически обреченной группой эксплуататорского класса. ќно не нашло своего места ни в хоз€йственном развитии страны, ни в государственной и военной организации. ∆алкое положение империи было причиной упадка имперского рыцарства, которое не могло противосто€ть росту могущества кн€зей. Ќе лучше было положение двор€н во владени€х кн€зей, которые создавали наемное войско из пехоты и обходились без услуг рыцарей. –ыцарство не могло выдвинуть революционной политической программы, его идеалом была сильна€ двор€нско-крепостническа€ импери€, основанна€ на угнетении кресть€нства и городского населени€.

≈стественно, что эти классы относились враждебно к политическим планам рыцарства. »нтересы народа и двор€н смыкались лишь в борьбе с кн€жеским произволом и засильем католической церкви.

—уществующим положением были довольны только кн€зь€ и городские патриции. Ёкономическа€ и политическа€ разобщенность способствовала росту их могущества.

Ќемецкий гуманизм. –аньше всего с критикой существующих пор€дков и осв€щавшей их католической идеологии выступили гуманисты.

√уманизм в √ермании распространилс€ в середине XV в., охватив широкие круги интеллигенции, группировавшейс€ вокруг университетов. «десь были выдающиес€ ученые-филосо' фы, естествоиспытатели, лингвисты; литераторы, странствующие поэты и проповедники. ¬ своих произведени€х радикально настроенные гуманисты боролись против схоластики, за научное мировоззрение и откликались на волновавшие широкие оппозиционные круги вопросы национального развити€ √ермании. Ћитераторы и философы обличали невежество и тупость богословов и монахов, пропагандировали свободное развитие человеческого духа. ¬ немецкой гуманистической литературе широкое распространение получил сатирически-обличительный жанр. ¬ конце XV в. по€вилась сатира на немецком €зыке Ђ орабль дураковї.

Ќаибольшей известностью среди немецких гуманистов в начале XVI в. пользовалс€ Ёразм –оттердамский (1466Ч1536) Ч один из образованнейших людей своего времени. ¬ыходец из √олландии, он в разное врем€ жил во ‘ранции, јнглии и »талии. ѕреподавал в  ембриджском университете, служил при дворе  арла V. Ќа склоне лет Ёразм поселилс€ в Ѕазеле, всецело отдавшись литературной де€тельности. »з многих произведений Ёразма –оттердамского самую широкую попул€рность получила сатира Ђѕохвальное слово глупостиї, в которой высмеиваютс€ пороки феодального общества и его признанные авторитеты. √лупость в своем монологе за€вл€ет, что ей подчинены все существующие общественные и церковные пор€дки и что она признана высшей добродетелью в современном обществе. Ёразм не щадил ни кн€зей, ни королей, ни прелатов, ни самого папы. ѕо его словам, у церкви нет более зловредных врагов, нежели ее нечестивые первосв€щенники (папы), Ђкоторые убивают ’риста своей гнусной жизньюї. Ќо он не отвергал католическую религию и церковь, а только хотел очистить их от пороков. —толь же половинчатой была его критика социального и политического стро€ общества. Ѕичу€ паразитизм феодальных господ, Ђкоторые кичатс€ благородством происхождени€, но ничем не отличаютс€ от последних прохвостовї, он в то же врем€ с презрением относилс€ к народной массе, Ђживущей одними телесными побуждени€миї. ≈го идеалом было общество избранных просвещенных личностей. Ёразм решительно выступал против феодальных войн,

приносивших бедстви€ народам, и призывал к установлению мира. ѕро€вл€€ радикализм в своих литературных сочинени€х, в жизни Ёразм старалс€ угодить власть имущим, враждебно относилс€ к революционной де€тельности.

¬ыдающимс€ представителем немецкого гуманизма был »оганн –ейхлин (1455Ч1522) Ч филолог и философ, пользовавшийс€ всемирной известностью благодар€ своим познани€м в области древних €зыков. –ейхлин стремилс€ примирить христианскую мораль с гуманизмом и показать божественное в самом человеке. “акое понимание христианства в корне расходилось с церковной догматикой. ѕо мнению –ейхлина, изучать христианство необходимо было на основе критического анализа первоисточников. ¬ыступление в защиту еврейских книг поставило его в центре борьбы гуманистов с мракобесами-католиками. ¬се образованное общество √ермании разделилось на два лагер€-рейхлинистов и Ђобскурантовї (Ђтемных людейї). ¬ ходе этой борьбы по€вилс€ знаменитый пам€тник немецкой гуманистической литературы Ч Ђѕисьма темных людейї Ч сатира на невежественных мракобесов-теологов, составленна€ группой молодых гуманистов эрфуртского кружка Ч ”льрихом фон √уттеном,  ротом –убианом и др. ѕеред читателем проход€т длинной вереницей мракобесы с учеными степен€ми Ч магистры, бакалавры и суеверные монахи, обращающиес€ за советом по самым глупым вопросам к своему идейному наставнику кельнскому теологу ќртуину √рацию и обнаруживающие при этом свое невежество, тупость и высокомерие. Ђѕисьма темных людейї сначала были прин€ты читающей публикой за подлинные произведени€ обскурантов и широко распространились даже в их собственной среде. —атира имела большой успех, она нанесла сокрушительный удар по схоластам и €вилась триумфом немецких гуманистов.

¬ пле€де передовых гуманистов первой четверти XVI в. видное место занимал ”льрих фон √уттен (1488Ч1523). ¬ыходец из рыцарства, испытавший долю монастырского послушника и отвергнутый своими родител€ми за побег из монастыр€, √уттен вел жизнь странствующего поэта. ќн был участником бурных литературных и политических столкновений своего времени и оставил глубокий след в немецкой литературе. ¬ стихотворении ЂЌиктої √уттен указывал, что истинным носителем образованности и нравственности €вл€етс€ ЂЌиктої Ч человек без официального положени€ в обществе. ќсобенно резко √уттен выступал против папства. ¬ диалоге Ђ¬адиск, или –имска€ троицаї он разоблачал паразитизм папского двора и призывал к борьбе с римской курией. ”стами одного из участников диалога он за€вл€л, что нужно уничтожить все папские декреты вместе с их составител€ми и вдохновител€ми. “аким образом, √уттен встал на сторону непримиримых противников католической церкви и сторонников –еформации.  ак сын своего класса, он возлагал

надежды не на народное выступление, а на вооруженное восстание рыцарей.

–езка€ критика радикально настроенными немецкими гуманистами католической церкви и папства подготовила почву дл€ широкого распространени€ в √ермании идей –еформации.

ƒвижение за –еформацию. ћартин Ћютер. ƒвижение за реформу католической церкви приобрело в XVI в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных сло€х населени€.

 атолическа€ церковь во главе с ее интернациональным центром Ч папской курией Ч потер€ла свое былое значение в политической и духовной жизни общества. ќбразование централизованных национальных государств в «ападной ≈вропе лишило церковь ее прежней наднациональной политической роли. ¬ то же врем€ в результате распространени€ светской образованности и развити€ научных знаний церковь потер€ла монополию на образование и духовное руководство обществом. ќднако вопреки всему этому католический клир с большой настойчивостью отстаивал свои привилегии и прит€зани€ на верховенство.  атолическа€ церковь стала тормозом общественного прогресса, и требовани€ ее коренного преобразовани€ получили широкую поддержку.

ќсобое недовольство вызывали поборы и вымогательства папской курии и высшего клира, которые в услови€х роста товарно-денежных отношений посто€нно увеличивались. —ветские феодалы и монархи с завистью смотрели на богатства церкви, стрем€сь ими завладеть посредством секул€ризации. ќни требовали ограничени€ поборов в папскую курию, которые отнимали у них часть доходов. Ѕюргерска€ оппозици€, выражавша€ на первых порах ча€ни€ широких масс населени€, ставила своей целью упразднить католическую церковь как феодальное учреждение и создать взамен ее Ђдешевую церковьї без поборов и платы за обр€ды. »деологи народных масс вкладывали в пон€тие –еформации более широкий смысл Ч преобразование всей системы общественных отношений в духе евангельского равенства.

¬ политически раздробленной √ермании прит€зани€ папства не получили такого отпора, как в централизованных западноевропейских государствах; здесь церковные поборы неудержимо возрастали, вызыва€ массовое недовольство. Ёто послужило одной из причин того, что –еформаци€ в √ермании приобрела характер широкого общественного движени€. ¬ услови€х острых социальных противоречий, св€занных с зарождением капиталистических отношений в территориально раздробленной стране и с усилением феодальной эксплуатации в деревне, вызванным разгулом сеньориальной реакции, движение –еформации в √ермании стало первой крупной битвой против феодализма в ≈вропе. ¬, историографии √ƒ– –еформаци€ и  ресть€нска€ война трактуютс€ как ранн€€ буржуазна€ революци€. Ёто мнение раздел€етс€ и в советской историографии.

“олчком к массовому движению за –еформацию послужило выступление Ћютера против индульгенций. ћартин Ћютер (1483Ч1546) родилс€ в городе Ёйслебене (—аксони€) в семье состо€тельного горнодобытчика. ¬ 1508 г. Ћютер окончил Ёр-фуртский университет и получил степень магистра, а затем доктора богослови€. Ќе оправдались надежды его отца, желавшего видеть ћартина на юридическом поприще. —ын избрал духовную карьеру и стал монахом августинского монастыр€. ¬ыступление Ћютера против индульгенций в 1517 г. сразу поставило его во главе широкого общественного движени€ √ермании. ¬ ходе развернувшейс€ антипапской борьбы Ћютер провозгласил тезис об Ђоправдании веройї, который нанес сокрушительный удар по папству и католической ортодоксии.

 атолическа€ церковь учила, что человек может спастись от грехов и избежать ада по милости божьей и заступничеству св€тых. Ќо дл€ этого он должен выполн€ть обр€ды, приобщатьс€ к св€щенным таинствам и творить богоугодные дела. ќдним из таких дел была купл€ индульгенций. Ћютер объ€вил отпущение грехов за деньги кощунством и отверг внешнекультовые атрибуты католической церкви, провозгласив единственным путем к спасению истинную веру в искупительную жертву ’риста. ¬место католического учени€ о Ђвозда€нии за заслугиї Ћютер утверждал, что спасение можно получить только благодар€ божественной милости, дарованной люд€м через ’риста. ѕри этом он рассматривал веру как внутреннее состо€ние человека, а Ђблагодатьї (чудодейственна€ спасительна€ сила, исход€ща€ от бога) Ч как силу, посто€нно пребывающую в живущем праведно человеке, помогающую ему одолевать грехи и достигать Ђспасени€ї. “езис о том, что Ђспасениеї даруетс€ человеку непосредственно от бога, подрывал устои католической церкви и духовной иерархии, так как из него логически следовало, что получить Ђблагодатьї и Ђприйти к богуї можно и без посредничества церкви и духовенства. ћесто св€щенников в лютеранской церкви зан€ли пастыри Ч наставники верующих в Ђслове божьемї, которые ничем иным не выдел€лись из толпы верующих, как только знанием ≈вангели€. ѕо учению Ћютера, Ђслово божьеї заключено только в св€щенном писании, которое он признавал единственным источником веры, отверга€ св€щенное предание Ч сочинени€ отцов церкви, папские буллы и постановлени€ соборов как творени€ людей, которым присущи человеческие заблуждени€. “ем самым низвергалс€ весь внешний католический культ Ч почитание св€тых, иконы, алтари, осенение крестным знамением, коленопреклонение, учение о „истилище. Ќо Ћютер не пошел до конца в утверждении религиозного индивидуализма, он не допускал свободного толковани€ св€щенного писани€ самими верующими и оставл€л некоторые из таинств (крещение, причащение и пока€ние). ѕричем в толковании таинства евхаристии (причащени€) он недалеко ушел от католического догма-

та о Ђпреосуществленииї, утвержда€, что хот€ хлеб и вино не превращаютс€ в Ђтело и кровьї ’риста, но ’ристос €кобы присутствует в таинстве причащени€.

¬ыража€ интересы консервативно-бюргерских кругов, Ћютер не допускал никаких социально-политических изменений. Ѕольше того, он требовал укреплени€ существующего социально-политического стро€ и призывал верующих безропотно подчин€тьс€ светской кн€жеской власти, так как она одна могла, по его мнению, охран€ть пор€док и защищать церковь и верующих. “аким образом, провозглашенна€ Ћютером внутренн€€ религиозность не в меньшей, а в значительно большей степени, чем внешн€€ католическ€ набожность, порабощала человека, лишала его духовной свободы. ѕо словам  . ћаркса, Ђ... Ћютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. ќн разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. ќн превратил попов в мир€н, превратив мир€н в попов. ќн освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. ќн эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человекаї'.

Ћютер не сразу пошел на разрыв с папой и католицизмом. ¬ своих Ђ95 тезисахї против индульгенций он еще оставалс€ правоверным католиком, верившим в папскую непогрешимость. Ќо оказавшись на гребне широкого антикатолического движени€, он неизбежно должен был прийти к отрицанию папской власти и католической догматики. Ётому прежде всего способствовали действи€ его противников Ч папистов, обвинивших Ћютера в схизме и ереси. ¬ 1518 г. папа вызвал Ћютера на допрос в –им. Ќо он, полага€сь на поддержку своего покровител€ Ч саксонского курфюрста, отказалс€ €витьс€. ѕопытка папского легата  аэтана, специально прибывшего в √ерманию, убедить Ћютера в его заблуждени€х ни к чему не привела. «акончилс€ провалом и зате€нный папистами диспут Ћютера с богословом Ёкком. Ћютер за€вил, что он во многом согласен с осужденными церковью ¬иклефом и √усом и не признает никакой силы за папским отлучением. Ёто привело к окончательному разрыву с католической церковью. “еперь Ћютер обрушилс€ на папскую курию, призыва€ вести с ней войну не только словом, но и оружием и разгромить Ђэтих главарей разврата... кардиналов, пап и всю свору римского —одомаї. ¬ сент€бре 1520 г. была опубликована папска€ булла об отлучении Ћютера от церкви. Ќо в √ермании она не нашла никакой поддержки. ¬ р€де городов в знак протеста сжигали копии папской буллы. ¬о дворе ¬иттенбергского университета в присутствии массы студентов ее предал огню сам Ћютер.

¬ормский эдикт. Ќачало раскола –еформации. ѕопул€рность Ћютера достигла апоге€. ¬округ его требований (по-разному по-

' ћ а р к с  .   критике гегелевской философии права. ¬ведение. Ч ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 1, с. 422Ч423.

нимаемых отдельными сло€ми общества) объединились разнообразные силы, от кресть€нско-плебейских масс до двор€н и части светских кн€зей. Ќемногочисленными противниками –еформации оставались высша€ церковна€ иерархи€, часть светских кн€зей и императорска€ власть. »збранный в 1519 г. на императорский престол  арл V √абсбург зан€л откровенно враждебную позицию в отношении –еформации и ее главы Ћютера. ¬семирна€ монархи€ √абсбургов зиждилась на католическом единстве. ≈сли папа и мешал стремлению императора к мировому господству, то  арл V наде€лс€ подчинить его своему верховенству.

”ступа€ воле немецких кн€зей, и в частности требованию саксонского курфюрста.  арл V согласилс€ выслушать Ћютера на рейхстаге, раньше чем подвергнуть его опале. Ћютер получил охранную грамоту и направилс€ на ¬ормский рейхстаг (1521 г.). „увству€ поддержку кн€зей, он твердо сто€л на своем и на вопрос отказываетс€ ли он от своих заблуждений, ответил: Ђя не желаю от чего-либо отказатьс€, если только мен€ не убед€т в заблуждении на основании писани€. ƒа поможет мне бог. јминьї. ¬ мае 1521 г. был издан императорский эдикт, объ€вл€вший Ћютера вне закона, как еретика и ослушника власти. Ќо в это врем€ он находилс€ в надежном укрытии, в замке ¬арт-бург, принадлежавшем его покровителю саксонскому курфюрсту. ¬ ¬артбурге Ћютер зан€лс€ переводом на немецкий €зык Ѕиблии. Ётим он не только содействовал успеху –еформации, но и заложил основы немецкого литературного €зыка. ¬ это врем€ в лагере –еформации резко стали про€вл€тьс€ разногласи€ между отдельными группировками. Ћютер все более св€зывал свою судьбу с интересами кн€зей, на службу которым была впоследствии поставлена его реформаци€.

¬ отсутствие Ћютера в —аксонии развернулось радикальное реформационное движение, которое возглавил профессор ¬иттенбергского университета  арлштадт. »з церквей выбрасывали алтари, иконы и св€щенный елей. ћесса -была объ€влена идолопоклонством и запрещена.  арлштадт в своих проповед€х говорил: ЂЌикто не может достигнуть спасени€ души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом своих рукї.  арлштадт и его сторонники, выража€ интересы радикальных элементов бюргерства, понимали –еформацию как широкое социальное преобразование, не ограниченное рамками церковной реформы.

Ќародное направление в –еформации. “омас ћюнцер. –аскол реформационного движени€ все более углубл€лс€. »з него выделилс€ кресть€нско-плебейский лагерь. ѕо€вились народные еретические секты. Ќо вместо проповеди ожидани€ Ђтыс€челетнего царства божи€ на землеї они требовали немедленного социального переворота. ¬ городе ÷виккау развернулось движение анабаптистов (перекрещенцы, не признававшие крещени€ младенцев), во главе которого сто€л подмастерье Ќиколай Ўторх. ќн учил, что каждый истинно верующий обладает даром

божественного откровени€. “от, на кого нисходит божественна€ истина, становитс€ пророком и вещает Ђживое ≈вангелиеї, которое анабаптисты ставили намного выше омертвевшего писани€. Ќово€вленные пророки возвещали близкое наступление Ђтыс€челетнего царства Ч правлени€ ’ристаї, когда будут низвергнуты земные троны, бедные возвышены, а богатые унижены.

Ќаиболее последовательным выразителем идей народного понимани€ –еформации был “омас ћюнцер (около 1490Ч1525). ≈го ранн€€ биографи€ малоизвестна. ƒо 1520 г. ћюнцер оставалс€ последователем и соратником Ћютера. Ќо в его проповед€х, обращенных к беднейшим сло€м населени€, все более решительно стали звучать призывы к немедленным революционным действи€м. ¬ дальнейшем ћюнцер совершенно отмежевалс€ от Ћютера. ќни стали непримиримыми врагами: ћюнцер возглавил плебейско-кресть€нский лагерь –еформации, Ћютер Ч бюр-герско-кн€жеский. ѕод вли€нием ћюнцера, поселившегос€ в ÷виккау, руководители анабаптистов вышли из рамок сектантства и стали проповедовать революционные идеи, организу€ массы на восстание.

ћюнцер понимал –еформацию как социально-политический переворот, который должны произвести самые обездоленные слои общества Ч кресть€не и городска€ беднота. »менно они способны установить новый общественный строй без гнета и эксплуатации, Ђ...в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противосто€щей членам общества и чуждой им государственной властиї'.

¬ отличие от Ћютера, ћюнцер понимал Ђслово божьеї не как букву ≈вангели€, а как откровение бога в разуме человека. ѕод богом же он представл€л не творца, сто€щего над миром, а сам мир в его единстве, высшую идею целого, подчин€ющую себе отдельные его части. ѕо словам ‘. Ёнгельса, Ђ...религиозна€ философи€ ћюнцера приближалась к атеизмуї2. —лужением богу ћюнцер считал самоотверженную де€тельность человека на общее благо, а безбожием Ч эгоистические антиобщественные действи€, нанос€щие вред другим. –евнител€ми дела бога он считал весь труд€щийс€ народ, а его врагами Ч всех эксплуататоров и угнетателей, против которых народ должен направить свой меч. Ђ¬еликое потр€сение, Ч писал ћюнцер, Ч предстоит выдержать миру, разыграетс€ такое представление, что безбожники будут низвергнуты, а униженные возвышеныї. ¬ услови€х того времени эти идеи €вл€лись утопией. “ребовани€ установлени€ равенства и республиканского управлени€ могли вылитьс€ на деле в установление буржуазного пор€дка.

 

 ресть€нска€ война в √ермании.

Ђѕредвосхищение коммунизма в фантазии становилось в действительности предвосхищением современных буржуазных отношенийї'. –еволюционное преобразование общества в интересах народных масс, к которому призывал ћюнцер, €вл€лось на самом деле только плебейской расправой с феодализмом.

–ыцарское восстание 1522Ч1523 гг. –еволюционна€ обстановка в √ермании все более накал€лась. ѕредсто€ла вооруженна€ борьба между теми, кто выступал против существующего пор€дка, и теми, кто его отстаивал. ѕервыми подн€лись на во-

' Ёнгельс ‘.  ресть€нска€ война в √ермании. ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 7, с. 364.

оружейное восстание рыцари, стремившиес€ покончить с засильем церковных и светских кн€зей. ќни заключили военный союз сроком на шесть лет, во главе которого встал ‘ранц фон «иккен-ген. »дейным вдохновителем рыцарского восстани€ был ”льрих фон √уттен. –ыцари боролись за создание единой империи, в которой бы безраздельно господствовало двор€нство. –ыцари не могли рассчитывать на помощь кресть€н и горожан, и их восстание с самого начала было обречено на провал.  огда шеститыс€чный отр€д западногерманских рыцарей под предводительством «иккенгена осадил город “рир, на помощь архиепископу “рирскому пришло большое тридцатитыс€чное войско кн€зей, и рыцари потерпели поражение. «иккенген с небольшими силами укрылс€ в своем замке Ћандштуль, который вскоре был захвачен кн€жеским войском. «иккенген погиб в сражении. √уттен бежал в Ўвейцарию, где вскоре умер.

Ќачало ¬еликой  ресть€нской войны.  ульминационным пунктом общественного движени€ эпохи –еформации в √ермании была  ресть€нска€ война 1524Ч1525 гг. ќна началась в ёго-«ападной √ермании, где острее всего ощущалс€ феодальный гнет и где кресть€не и раньше не раз уже поднимались на борьбу со своими угнетател€ми. ¬ этом соседнем со Ўвейцарией районе протекала особенно напр€женна€ религиозно-политическа€ борьба, распространилось учение ÷вингли и крайне радикальное направление –еформации Ч анабаптизм. Ѕлагодатную почву получила здесь революционна€ пропаганда ћюнцера и его сторонников.

¬ыступление кресть€н началось летом 1524 г. в ландграфстве Ўтюлинген на ¬ерхнем –ейне.  ресть€не р€да деревень восстали против своих господ и потребовали отмены Ђновых и несправедливых поборовї. ¬след за этим подн€лись на борьбу кресть€не в област€х между ¬ерхним –ейном и ¬ерхним ƒунаем, предъ€вив своим господам аналогичные требовани€. –уководители кресть€нских отр€дов во главе с √ансом ћюллером были склонны к компромиссным соглашени€м. Ётим воспользовались феодалы, стремившиес€ не допустить распространени€ восстани€. Ѕыло достигнуто соглашение, но его не поддержали революционно настроенные массы. ќсенью 1524 г. восстание распространилось по всему ¬ерхнему –ейну, оно приобретало все более организованный ха рактер. Ётому способствовала де€тельность анабаптистов и сторонников ћюнцера. ¬ городе ¬альдсгуте широким вли€нием пользовалс€ анабаптистский проповедник Ѕальтазар √убмайер, находившийс€ в то врем€ под вли€нием ћюнцера. “ам побывал и сам ћюнцер. ≈го эмиссары развернули энергичную пропагандистскую де€тельность. —тавшее попул€рным к тому времени требование введени€ Ђбожественного праваї рассматривалось ими как провозглашение социального переворота. ¬ конце 1524 г. или в начале 1525 г. здесь по€вилась перва€ обща€ революционна€ программа Ч Ђ—татейное письмої.

¬ отличие от всех других программ, выдвинутых в ходе  ресть€нской войны, Ђ—татейное письмої не призывало к борьбе за уступки и частичные изменени€, а провозглашало идею коренного социального и политического переворота и построени€ общества на началах социальной справедливости. јвторы программы обращались ко всем, в первую очередь, к труд€щимс€, с призывом вступить в христианское объединение и начать строить свою жизнь на основе служени€ Ђобщей пользеї, т.е, на основе всеобщего и полного равенства. √оспода тоже приглашались в это объединение, чтобы разделить общую со всем народом судьбу. ќни должны были покинуть свои замки и дворцы, поселитьс€ наравне со всеми в хижины, труд€сь и довольству€сь тем, что им положено по Ђбожественному правуї. ¬ противном случае, говорилось в Ђ—татейном письмеї, они будут подвергнуты Ђсветскому отлучениюї, т.е, всеобщему бойкоту, что не оставит им иного выбора, как только примкнуть к общему объединению или погибнуть, как Ђотрезанные от тела членыї. ¬се замки и монастыри, служившие очагами угнетени€ и предательства, подлежали немедленному разрушению. »деалом составителей Ђ—татейного письмаї было общество полного имущественного равенства, в форме демократической республики с неограниченным народным суверенитетом. Ќо Ђ—татейное письмої не стало общей программой борьбы. Ѕольшинство руководителей восстани€ склон€лось к переговорам и компромиссам. »спользу€ эти настроени€, феодалы и городские магистраты добивались соглашений с вожаками восстани€ и порознь наносили удары восставшим.

 ресть€нские выступлени€ в верховь€х –ейна и ƒуна€ были только прологом ¬еликой  ресть€нской войны, котора€ охватила р€д областей √ермании Ч ¬ерхнюю Ўвабию, ‘ранконию, “юрин-гию, —аксонию, альпийские владени€ √абсбургов.

 ресть€нска€ война в ¬ерхней Ўвабии. Ђ12 статейї. ¬ феврале 1525 г. кресть€не  емптенского аббатства отказались от компромиссного соглашени€ и вз€лись за оружие.   ним примкнули кресть€не области јльгау и соседних областей. ¬скоре восстание охватило всю ¬ерхнюю Ўвабию. Ќо среди руководителей отдельных кресть€нских отр€дов не было единства. ќни по-разному понимали Ђбожественное правої. Ќаиболее радикальные видели в нем установление полного социального равенства, умеренные Ч только ликвидацию крепостной зависимости и см€гчение феодального гнета.

¬ начале марта 1525 г. три главных отр€да верхнешвабских кресть€н создали Ђ’ристианское объединениеї, руководство которого вступило в переговоры со Ўвабским союзом. Ўвабский союз, объедин€вший враждебные кресть€нам силы, был не в состо€нии сразу подавить восстание и вс€чески добивалс€ заключени€ с кресть€нами Ђперемири€ї. ”меренные руководители верхнешвабских отр€дов на основе местных кресть€нских жалоб составили общие требовани€, которые должны были служить платформой дл€ пере-

говоров со Ўвабским союзом. “ак по€вились знаменитые Ђ12 статейї. ÷винглианские проповедники обосновали их ссылками на св€щенное писание.

¬ Ђ12 стать€хї, особенно во введении к ним, подчеркивались мирные намерени€ кресть€н. ѕервые две статьи требовали реформы церкви в том духе, как ее понимали кресть€не, Ч выборности и смен€емости св€щенников, которые должны были проповедовать Ђсв€тое... ≈вангелие без вс€кого человеческого добавлени€ї. Ёти выборные св€щенники переходили на содержание общины, котора€ сама собирала и расходовала дес€тину на церковные и общественные нужды. ƒес€тину со скота и плодов кресть€не вовсе отказывались платить. “о, что на первом месте в кресть€нской программе сто€ли требовани€ реформы церкви, свидетельствует о тесной св€зи  ресть€нской войны с –еформацией. —тать€ 3 требовала отмены крепостного права. “ак же решительно кресть€не настаивали на отмене посмертного побора. ќстальные требовани€ носили более умеренный характер: уменьшение барщинных и оброчных повинностей, упразднение незаконных штрафов, возвращение кресть€нам права свободно пользоватьс€ общинными угодь€ми Ч лесами, лугами и водами. ¬ целом кресть€нска€ программа не затрагивала основные устои феодального стро€, кресть€не добивались только облегчени€ своей участи. ќднако Ђ12 статейї касались самых злободневных вопросов кресть€нской жизни, они стали общей программой кресть€нства. Ќо наиболее революционно настроенные слои кресть€н считали Ђ12 статейї только минимальными требовани€ми; конечную цель борьбы они видели в осуществлении революционных преобразований в духе Ђ—татейного письмаї.

“актика отт€жек и переговоров, которую проводили руководители Ўвабского союза, не оправдала их надежд: Ђ’ристианский союзї не распалс€. ѕредсто€ла открыта€ вооруженна€ борьба. ¬ то же врем€ нарастала угроза выступлений плебейских масс городов против прав€щих магистратов, что могло привести к отпадению отдельных городов от Ўвабского союза. ѕоэтому командующий войсками союза “рухзес в начале апрел€ нарушил перемирие и внезапно напал на лагерь повстанцев у Ћейпгейма (около ”ль-ма). «десь “рухзес одержал победу. Ќо дальнейшие его действи€ против главных сил восставших в ¬ерхней Ўвабии успеха не имели. ¬ероломство господ дало кресть€нам урок осторожности и стойкости. ¬осстание продолжало распростран€тьс€ и охватило ёжную ‘ранконию и —реднюю √ерманию. “рухзес вынужден был перейти на врем€ к позиционной войне. ” ¬ейнгартена, севернее Ѕоденского озера, его войска были окружены кресть€нскими отр€дами и еле избежали катастрофы. —пасла его доверчивость вожаков отдельных отр€дов, оп€ть вступивших в переговоры и внесших раскол в общий фронт восставших. ¬ конце апрел€ 1525 г. основные силы кресть€н в ¬ерхней Ўвабии были разбиты, и “рухзес смог направить свои войска во ‘ранконию.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 373 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

2357 - | 2088 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.04 с.