Весной 1525 г. крестьяне Южной Франконии образовали ряд повстанческих отрядов, составивших несколько крупных соединений. Крестьян Неккарской долины возглавлял Яков Рорбах — выходец из крестьянской среды. Во главе «Черного отряда», действовавшего в округе Роттенбурга, стоял разорившийся рыцарь Флориан Гейер. Эти отряды действовали решительно, отвергая всякий компромисс с феодалами. По приговору революционного трибунала, созданного Рорбахом, были подвергнуты позорной казни — прогону сквозь пики — граф Людвиг Гельфенштейн и его приближенные, начавшие военные действия против восставших. Это внесло панику в среду франконских феодалов и парализовало на первое время их сопротивление. Однако руководство восстанием в целом захватили зажиточные бюргеры, сумевшие направить борьбу по выгодному для них руслу. Сторонник умеренной тактики Вендель Гиплер создал сводный «Светлый отряд», в котором стал начальником полевой канцелярии. Командующим был приглашен рыцарь Гец фон Берлихинген, преследовавший корыстные цели и "впоследствии предавший крестьян. Сторонники решительных действий — Якоб Рорбах и Флориан Гейер были оттеснены от руководства в отряде и ушли из него вместе со своими приверженцами. Гиплер стремился использовать крестьянское восстание для реализации программы бюргерства. Он предложил исправить «12 статей» и отложить их осуществление до проведения имперской реформы. Он и.его сторонники подготовили проект имперской реформы в духе анонимных трактатов «Реформация императора Сигизмунда» и «Реформация Фридриха III», получивший название Гейльброннской программы.
Гейльброннская программа была направлена против князей, которых предлагалось лишить независимости и превратить вместе с рыцарями в должностных лиц империи, состоящих на ее содержании. Естественно, что такая перспектива могла удовлетворить только разорявшееся рыцарство. Не отвергая в принципе сословных привилегий, проект программы вводил общее для всех «естественное и божеское право» и устанавливал равеяство перед законом за совершенные преступления. При этом предполагалось устранить римское право и изгнать из страны докторов римского права, служивших орудием княжеского абсолютизма. Авторы проекта стремились обеспечить политическое влияние бюргерства в империи и предлагали, в частности, оставить в имперском суде большинство мест (10 из 16) за представителями городов.
Как и в «12 статьях», на первом месте в Гейльброннской программе стояли требования Реформации: выборность пастырей и их ответственность перед общиной верующих за правильную проповедь Евангелия «без всяких человеческих добавлений», лишение духовенства светской власти, закрытие монастырей и роспуск всех монашеских и духовно-рыцарских орденов, секуляризация церковной собственности.
В интересах развития торговли и предпринимательства предусматривалось введение единой монеты, единой меры и единого веса, а также ликвидация внутренних таможенных перегородок. Вместе с тем устанавливались меры по ограничению крупного торгово-ростовщического капитала и упразднению монополистических компаний: размер учредительного капитала не должен был превышать 10 000 гульденов. Для развития свободного предпринимательства предлагалось ликвидировать горную и другие регалии.
Таким образом, эта бюргерская программа намечала ряд буржуазных преобразований и прежде всего была направлена на централизацию Германского государства. Для своего времени она была прогрессивной. О ее авторе Венделе Гиплере Ф. Энгельс писал: «Из всех вождей движения Вендель Гиплер правильнее всего понимал существующее положение вещей... пришел к предчувствию современного буржуазного общества»'.
В то время когда Гиплер и его сторонники готовились созвать в Гейльбронне съезд для обсуждения проекта программы, во Франконию вторглись войска Швабского союза под предводительством Трухзеса. Столкнувшись с численно превосходившими повстанческими войсками, вооруженными артиллерией и занимавшими хорошо укрепленные позиции, Трухзес не решился вступить в сражение и предложил заключить перемирие. Потом он внезапно напал на отряды Рорбаха и Гейера и нанес им поражение. Яков Рорбах был захвачен в плен и предан мучительной казни — изжарен на медленном огне. Флориан Гейер, потеряв почти всех своих воинов, героически пал в сражении. Гец фон Берлихинген тайком ушел к Трухзесу. Патрициат примкнувших к восстанию городов вступал в переговоры об условиях сдачи и открывал ворота перед войсками Швабского союза. К концу июня 1525 г. восстание в Южной Франконии было подавлено.
Трухзес поспешил возвратиться в Верхнюю Швабию, где начали разгораться новые очаги восстания. Крестьяне области Гегау занячи город Фрейбург и успешно наступали. И на этот раз Трухзесу помогла доверчивость крестьян. Самый сильный из повстанческих отрядов — Приозерный — строго соблюдал условия соглашения с феодалами и помог усмирить гегауских крестьян. К 25 июля восстание в Швабии было подавлено окончательно.
Крестьянская война в Средней Германии. В начале апреля 1525 г. развернулось массовое крестьянское восстание в Северной Франконии и Тюринго-Саксонском районе, где оно приобрело наиболее организованный и целенаправленный характер. В Тю-рингии центром движения стал имперский город Мюльхаузен, а его вдохновителем был Томас Мюнцер. В городе произошел давно готовившийся политический переворот, покончивший с господством патрициата и поставивший у власти избранный народом
' Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 413.
«Вечный совет». Томас Мюнцер развернул здесь энергичную деятельность, пытаясь втянуть в движение широкие плебейские массы, и прежде всего тюрингских рудокопов. Он намеревался превратить повстанческий лагерь в Тюрингии в центр революционной борьбы для всей Германии.
В Мюльхаузене, казалось, имелись все условия, чтобы осуществить на деле социальную программу Мюнцера, но опыт убеждал в полной фантастичности этой программы. «... Мюльхаузен остался республиканским имперским городом с несколько демократизированным политическим устройством... и с наспех импровизированной организацией натурального обеспечения бедных»'. Революционное правительство Мюльхаузена просуществовало не более трех месяцев и его деятельность протекала в условиях подготовки к решительному столкновению с войсками князей.
Мюнцер собрал все силы восставших и создал у Франкенгау-зена укрепленный лагерь. Он надеялся еще до прихода Трухзеса во Франконию объединиться с отрядами франконских крестьян и совместно разбить войска противников, а затем двинуться в Южную Германию. Среднегерманские князья спешно собрали войско и двинулись на Франкенгаузенский лагерь, насчитывавший не более 6 тыс. воинов с несколькими пушками. Князья пытались и здесь использовать тактику переговоров, но Мюнцер действовал решительна, приказав казнить двух изменников, высказывавшихся за капитуляцию. Противник, располагавший явным | перевесом, смог быстро смять оборону и ворваться в лагерь. Около 5 тыс. повстанцев было убито. Тяжело раненный Мюнцер подпал в плен и после жестоких пыток был обезглавлен. 25 мая сдался Мюльхаузен, восстание было повсеместно подавлено.
Дольше всего сопротивлялись крестьяне в альпийских землях Габсбургов. В Тироле крестьянское восстание возглавил Михаил Гейсмайер — один из самых выдающихся деятелей Крестьянской войны. В составленном им в 1526 г. программном документе «Земское устройство» предлагалось основать в Тироле народную республику и осуществить коренные социально-экономические и политические преобразования — создать демократический суд, провезти секуляризацию церковного имущества и конфискацию всех |владений феодалов в пользу народа, национализировать рудные копи, серьезно облегчить положение бедноты. Обладая [незаурядным талантом полководца, Гейсмайер создал боеспособное войско из крестьян и горняков Тироля и провел ряд | удачных операций против войск эрцгерцога и Швабского союза. [Теснимый превосходящими силами противника, Гейсмайер [вывел свое войско в Венецианскую область и готовился к новому (наступлению. В 1532 г. отважный крестьянский полководец пал от руки подосланного Габсбургами убийцы.
' Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — Маркс К., "Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 424.
14 Заказ 114
Причины поражения Крестьянской войны. Крестьяне не могли добиться победы без надежного союзника и гегемона в лице городского класса — буржуазии или наемных рабочих. Но ни тот, ни другой класс в ту пору еще не сложился. Примкнувшее во многих местах к восстанию среднее бюргерство не могло возвыситься над местными узкосословными интересами и в конце концов предало крестьян. Крестьянство в решающий момент осталось в одиночестве. Против него выступили все эксплуататорские слои общества. Мартин Лютер, идеолог бюргерской Реформации, превратившийся в холопа князей, призывал в мае 1525 г. к расправе над восставшими крестьянами: «Всякий, кто может, должен их бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать как бешеную собаку».
В Крестьянской войне в Германии с особой наглядностью проявилась провинциальная разобщенность, ограниченность политического кругозора крестьян и их вожаков. Восстание проходило в трех разных районах при отсутствии единого центра. Единства не было и в пределах отдельных областей. Восставшие создавали свои местные отряды, которые действовали порознь, и каждый в отдельности вступал в переговоры с противником. Только Мюн-цер и его сторонники, представлявшие явное меньшинство в руководстве восстанием, боролись за идейное и организационное единство. Но они были не в состоянии преодолеть стихийную крестьянскую разобщенность.
Поражение Крестьянской войны, которая была кульминацией всего общественного реформационного движения в Германии, тяжело отразилось на положении немецкого крестьянства и бюргерства, на исторической судьбе всего немецкого народа. Начавшаяся еще до войны сеньориальная реакция все более усиливалась. От поражения Крестьянской войны в наибольшем выигрыше оказались князья, подчинившие себе горожан и дворян и обогатившиеся за счет секуляризации церковной собственности. Раздробленность Германии прогрессировала.
Мюнстерская коммуна. Разгром Крестьянской войны повлиял на еретическое движение в Германии. Среди анабаптистов распространялись идеи «мирного переворота» и пассивного ожидания «второго пришествия Христа». Но часть анабаптистских сект продолжала призывать к насильственным действиям, чтобы очистить мир от «неверных» и приблизить наступление «царства божия» на земле.
Наиболее широкое движение анабаптистов распространилось в городах Северо-Западной Германии, имевших тесные связи с Нидерландами. Сюда устремились анабаптистские проповедники из нидерландских городов, надеясь в условиях относительной религиозной свободы, вызванной Реформацией, создать оплот своего движения. Особенно большой успех имела деятельность Яна Ма-тиса, булочника из Гарлема, и его ученика Иоанна Лейденского,
обосновавшихся в городе Мюнстере. Анабаптисты, сплоченные своей сектантской организацией, возглавили борьбу против сеньора города — епископа и, получив в феврале 1534 г. большинство в городском совете, стали у власти. В течение 14 месяцев в условиях непрекращавшейся войны с епископом и помогавшими ему князьями анабаптисты возглавляли Мюнстерскую коммуну.
В Мюнстере, который был объявлен «Новым Иерусалимом», анабаптисты ввели христианско-уравнительные порядки. Средства производства по-прежнему оставались в частной собственности, но значительная часть предметов потребления подлежала уравнительному распределению. Должностные лица коммуны — диаконы — учитывали имущество и отбирали излишки для оказания помощи бедным. Устраивались общие трапезы. Деньги были упразднены, и обмен совершался в натуральной форме. Золото, серебро и другие драгоценности были конфискованы. В условиях осады города эти меры имели положительное значение, позволяя мобилизовать все средства на организацию обороны. Этой же задаче служило политическое устройство, созданное по библейскому образцу. Стоявший во главе коммуны Иоанн Бокельсон (Лейденский) обладал неограниченными диктаторскими полномочиями.
Мюнстерская коммуна осталась изолированной от внешнего мира. Попытки оказать ей помощь со стороны анабаптистов других городов подавлялись местными феодалами. После тяжелой героической обороны в июне 1535 г. Мюнстер пал. Многие анабаптисты, не желая сдаваться, кончали жизнь самоубийством: бросались в огонь или на пики противников. Оставшихся в живых, в том числе и Иоанна Лейденского, по повелению епископа подвергли жестоким пыткам и предали мучительной казни.
Мюнстерская коммуна продемонстрировала несгибаемую волю плебейских масс в борьбе с угнетателями за лучшее будущее.
Победа княжеской Реформации. Аугсбургский религиозный мир. Народная и радикально-бюргерская Реформация потерпела поражение в результате разгрома Крестьянской войны. В ряде германских земель распространилась княжеская Реформация, идеологом которой стал Лютер.
Крестьянская война подорвала позиции реакционно-католического лагеря и объективно содействовала укреплению лютеранских князей, которые упрочили свое господство над местной церковью и провели секуляризацию церковного землевладения в своих княжествах. Частичная секуляризация была осуществлена и католическими князьями с санкции папы, стремившегося путем уступок удержать князей в лоне католицизма. Шпейерский рейхстаг 1526 г. даже признал за князьями право свободного выбора между лютеранским и католическим вероисповеданием.
Карл V, занятый войной в Италии и нуждавшийся в поддержке немецких князей, не мог этому помешать. Но когда наступила
14 * 419
передышка, он созвал в 1529 г, рейхстаг и добился восстановления Вормского эдикта 1521 по запрещении лютеранского вероучения. Лютеранские князья и города не подчинились и заявили протест (от этого произошло название «протестанты»). В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге соратник Лютера Филипп Меланхтон дал систематическое изложение основ лютеранского вероучения, получившего название «Аугсбургского вероисповедания», в котором провозглашалось, что главой церкви является не папа, а светский владетель (князь). Упразднялись пышная католическая обрядность, почитание икон и мощей; вместо торжественной мессы вводилась простая литургия с проповедью пастыря.
Император решительно отказался признать «Аугсбургское вероисповедание». Тогда лютеранские князья вместе с рядом имперских городов заключили на съезде в городе Шмалькальдене военный союз. Положение Карла V стало критическим, так как протестантское вероисповедание было уже принято тремя из семи курфюрстов (Саксонским, Бранденбургским и Пфальцским), а четвертый (Кельнский архиепископ) явно к нему склонялся. Но вскоре саксонский герцог перешел на сторону императора, что дало Карлу V возможность одержать победу над протестантами в 1-й Шмалькальденской войне. Согласно Аугсбургскому интериму (1548 г.) католическое вероисповедание, хотя и несколько реформированное, должно было стать единственным в Германии. Но мир длился недолго. Боязнь усиления императора побудила князей (в том числе и некоторых католических) заключить антигабсбургский союз с французским королем Генрихом II. Началась 2-я Шмалькальденская война, закончившаяся полным поражением Карла V, который еле избежал пленения войсками саксонского курфюрста, перешедшего теперь на сторону протестантских князей. В 1555 г. был заключен религиозный мир в Аугсбурге на условиях признания за князьями полной свободы в выборе вероисповедания — католического или лютеранского, по принципу «чья страна, того и вера» (cujus regio-ejus religio). Карл V, видя полное крушение своих планов, отрекся от императорской власти в пользу своего брата Фердинанда I.