Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 25 средневекова€ культура и идеологи€




 

¬арварское завоевание –имской империи в V в. способствовало упадку античной культуры. ¬арвары разрушали города, где была сосредоточена культурна€ жизнь, уничтожали пам€тники античного искусства, библиотеки. ѕереход к натуральному хоз€йству, нарушение торговых, экономических, политических и культурных св€зей ограничивали кругозор людей того времени.

√лубокий кризис позднЄантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. ”падок культуры в период раннего средневековь€ объ€сн€лс€ в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, котора€ вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Ћюди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрени€; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовитьс€ к пребыванию в вечном загробном мире; дл€ этого церковь рекомендовала посты, молитвы, пока€ние. „еловеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить дл€ высшего блаженства. јскетизм проповедовалс€ с церковных кафедр и пропагандировалс€ в специальной литературе того времени.

–елигиозное мировоззрение легко зан€ло господствующие позиции, когда не были известны точные науки и силы природы казались грозным и непон€тным €влением; на этой базе возникали суевери€, а т€жела€ жизнь народных масс всел€ла веру и надежду в то, что за все страдани€ человек будет вознагражден в потустороннем мире.

ќсобенно сильным было вли€ние церкви на мировоззрение человека в раннее средневековье (VЧVIII вв.), когда в обществе установилась монополи€ церкви на интеллектуальное образование. ÷ерковь подчинила своему господству все области знани€. Ђ... ÷ерковна€ догма, Ч писал ‘. Ёнгельс, Ч €вл€лась исходным пунктом и основой вс€кого мышлени€. ёриспруденци€, естествознание, философи€ Ч все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церквиї'.

ќбразование в раннее средневековье. ÷ерковь использовала некоторые знани€ античности при организации монастырских школ, необходимых дл€ обучени€ духовенства. ”же в V в. ћарциан  апелла дал сводное краткое изложение тех предметов, которые преподавались в античной школе и носили название Ђсеми свободных искусствї. ¬ VI в. Ѕоэций и  ассиодор разделили Ђсемь свободных искусствї на две части: перва€ Ч тривиум (три пути знани€: грамматика, риторика и диалектика); втора€ Ч квадриум (четыре пути знани€: геометри€, арифметика, астрономи€ и музыка). –иторика рассматривалась как искусство составл€ть проповеди, диалектика Ч как умение вести беседу, спорить и доказывать справедливость того или иного положени€ с помощью формальной логики, арифметика Ч как знание правил счета, а также умение толковать символическое значение чисел. √еометри€, куда входила и географи€, давала элементарные сведени€ об измерении пространств и составлении чертежей. јстрономи€ сводилась к умению пользоватьс€ календарем и вычисл€ть даты христианских религиозных праздников.

' Ёнгельс ‘. ёридический социализм. Ч ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 21, с. 495.

ћироздание рассматривалось в свете положений св€щенного писани€. ¬селенна€, как и человек, считалась творением бога;

отрицалась вечность существовани€ мира, о чем говорилось в античной философии. √осподствовала геоцентрическа€ теори€ строени€ вселенной, но и она была приведена в соответствие с учением церкви. ¬селенна€ представл€лась как система концентрических сфер, в центре которой располагалась неподвижна€ земл€, а вокруг нее вращались солнце, луна и планеты; затем следовали неподвижные звезды, а в самой верхней сфере находились бог и ангелы. Ёта картина игнорировала научные представлени€ о мире, сложившиес€ еще в античности. ¬ыше всех наук ставилс€ авторитет св€щенного писани€ и некоторых почитаемых церковных де€телей, таких, как јвгустин Ѕлаженный, »сидор —евильский и др.

ѕредставлени€ о земле, на которой жили люди, выгл€дели крайне фантастично: устанавливали место, где находилс€ рай, куда попадали души праведников-христиан после смерти, и т. п.

¬се, о чем говорилось в св€щенном писании, принималось на веру, которую ставили выше разума. ≈пископ “ертулиан изрекал: Ђ¬ерю, потому что это абсурдної. Ётот лозунг на несколько веков зачеркнул возможность обращени€ к разуму и зан€ти€ наукой. Ќо все же при разработке догматов христианской религии отцам церкви приходилось иногда обращатьс€ к античному наследию: к астрономии, анатомии, геометрии ≈вклида, логике јристотел€. Ќо €влени€ природы толковались извращенно, в религиозно-христианском понимании. »зучались не конкретные реальные предметы и €влени€ природы, а символы, скрытый смысл каждого €влени€ как про€вление божьей мудрости. —имволизм пронизывал всю средневековую культуру.

ѕрин€тие христианства способствовало распространению письменности, грамотности, так как дл€ христианского богослужени€ нужно было читать церковные книги. ѕри монастыр€х создавались скриптории, где переписывались книги. «апись делалась на пергаменте, т.е. особым образом обработанной тел€чьей коже (иногда овечьей), так что на переписывание одной Ѕиблии шло большое количество шкурок (300). ѕоэтому книги были очень дорогие, их было мало. ¬ библиотеках книги приковывались к столам цеп€ми.

 роме книг св€щенного писани€ (Ѕибли€ и ≈вангелие), в раннее средневековье был распространен особый жанр литературы Ч Ђжити€ св€тыхї, рассказы о жизни, чудесах и мученичестве за христианскую веру людей, которые канонизировались церковью. Ёта литература имела целью воспитать людей в духе смирени€, терпени€, покорности и стойкости в делах веры; кроме того, церковь проповедовала идею временных страданий в земной жизни и вечного существовани€ после смерти в загробном мире, при этом обещалась жизнь блаженна€ и счастлива€, если человек соблюдал все предписани€ церкви в своей земной жизни.

Ђ аролингское возрождениеї. Ќекоторое оживление в деле просвещени€ наметилось в VIIIЧIX вв. в период так называемого Ђ аролингского возрождени€ї, значение которого сильно преувеличивалось буржуазной историографией. Ђ аро.тнгское возрождениеї было вызвано необходимостью иметь в огромной империи  арла ¬еликого грамотных и образованных слуг корол€ (судей, писцов, секретарей).  роме того, церковь и государство нуждались в духовенстве, которое могло бы своей проповедью воздействовать на народные массы, воспитывать их в духе покорности власт€м и церкви.   своему двору император пригласил видных ученых из разных стран, таких, как ѕавел ƒиакон из »талии, “еодульф, ученый-гот из »спании. ќсобо значительную роль сыграл англосакс јлкуин, которому была поручена организаци€ школьного обучени€. Ѕольшой заслугой  арла было собирание античных рукописей, которые переписывались в специальных скриптори€х, где трудились переписчики, выработавшие особый почерк, закругленный и каллиграфический (каролингский минускул); рукописи украшались миниатюрами и заставками. ѕри дворе  арла был создан литературный кружок, получивший (по образцу античности) название Ђƒворцова€ академи€ї. ¬ де€тельности кружка принимал участие  арл, члены его семьи, духовные и светские сановники, учител€ и ученики школы, открытой в јхене. ќдин из участников кружка Ч молодой аббат Ёйнгард написал биографию  арла ¬еликого. „лены кружка читали творени€ античных авторов, сами писали поэтические и прозаические произведени€, подража€ писател€м античности, но это подражание было чисто внешним, формальным. Ђ аролингское возрождениеї было недолговечным.

¬ременный подъем феодально-церковной культуры наблюдалс€ в англосаксонском государстве в IX в., в период правлени€ корол€ јльфреда (871Ч900). —ам король довольно поздно научилс€ латинской грамоте, но стал заботитьс€ о том, чтобы сделать переводы некоторых книг с латинского €зыка на англосаксонский. јнглийское духовенство зан€лось переписыванием текстов св€щенного писани€, отцов церкви, а иногда и античных авторов, к которым делались объ€снени€ и пересказы. ƒл€ подготовки грамотных клириков были открыты школы при епископских кафедрах. Ќачали регул€рно вести летопись всех важнейших государственных событий. ѕри короле јльфреде были собраны древние законы англосаксов (Ђѕравдыї)  ента, ”эссекса и ћерсии и к ним добавлены позднейшие законы Ђѕравды јльфредаї. —ам јльфред перевел всеобщую историю испанского св€щенника ќрози€, английскую историю Ѕеды ƒостопочтенного, трактат Ѕоэци€ Ђќб утешении философиейї; при переводах он делал вставки по географии из рассказов путешественников, в частности датчанина ќтгера, который объехал берега Ќорвегии и дошел до Ѕелого мор€, англичанина ”льфстана, проплывшего Ѕалтийское море и описавшего быт эстов.

Ўколы и университеты. ќднако вли€ние церкви на мировоззрение средневекового человека постепенно ослабевало. —тала развиватьс€ культура светского характера. ¬ ≈вропе распростран€лось школьное образование, по€вл€лись университеты, создавалась система схоластического обучени€. —кладывалась городска€ культура с ее светским характером и реалистическими тенденци€ми. ¬се это привело к по€влению оппозиции идеологическому вли€нию церкви.

¬ средние века в «ападной ≈вропе было несколько типов школ. ÷ерковно-монастырские школы готовили клириков; все образование в них сводилось к изучению молитв и текстов св€щенного писани€ на латинском €зыке, на котором совершалось богослужение. ƒругой тип школ создавалс€ при епископских кафедрах; здесь-изучали Ђсемь свободных искусствї. ¬ XIII в. из епископских школ иногда возникали университеты (в том случае, если в школах были крупные профессора богослови€, философии, медицины и римского права). ¬ 1200 г. во ‘ранции был основан ѕарижский университет, который имел четыре факультета:

младший (артистический) и три специальных-медицинский, юридический и богословский. ¬ XII в. в отдельных случа€х роль университетов играли высшие италь€нские школы, такие как Ѕолонска€ юридическа€ школа и —алернска€ медицинска€ школа.

¬ XIII в. по€вились университеты и в других странах: ќксфордский и  ембриджский в јнглии, —аламанкский в »спании, Ќеаполитанский в »талии. ¬ XIV в. были основаны университеты в „ехии (ѕражский), в ѕольше ( раковский), √ермании (√ейдельбергский,  ельнский и Ёрфуртский). ¬ конце XV в. в ≈вропе насчитывалось 65 университетов. Ѕольшинство из них было учреждено с санкции римской курии. ќбучение в университетах проходило в форме лекций. ѕрофессора (магистры) читали и комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. ”страивались публичные диспуты на темы богословского и философского характера, в которых участвовали профессора. Ќередко на них выступали студенты. ѕреподавание в средневековых университетах велось на латинском €зыке.

—холастика. —редневекова€ университетска€ наука получила название схоластики (от слова schola-школа); наиболее €рко схоластика отразилась в средневековом богословии. —холастика не ставила цели открыть что-то новое, а только систематизировала то, что имелось в св€щенном писании и €вл€лось содержанием христианской веры. ќна стремилась оперетьс€ на авторитеты, причем положени€ св€щенного писани€ и св€щенного предани€ схоласты стремились подтвердить ссылками не только на церковные авторитеты, но и на древних философов, главным образом јристотел€. ќт него же средневековые схоласты заимствовали самую форму логического изложени€ в виде сложных суждений и умозаключений; отсюда пренебрежительное отношение к опыту и догматизм в выводах. ќдним из основателей

ранней схоластики был јнсельм  ентерберийекий (1033Ч1108), который выше знани€ ставил веру и сводил философию к теологии.

¬се же де€тельность схоластов имела положительное значение: она способствовала развитию формальной логики; во все университетские программы включалось об€зательное изучение јристотел€. —холасты попытались разрешить некоторые важные проблемы познани€; они возобновили изучение античного наследи€, познакомили «ападную ≈вропу с трудами древнегреческих и арабских учены-х. Ќаконец, они обращались к разуму человека, а не только к вере, стремились разобратьс€ во многих вопросах философии и богослови€ с позиций изучени€, рассуждени€, понимани€. ѕроблема познани€ еще в XIЧXII вв. вызывала гор€чие споры между различными группами схоластов, получившими названи€ реалистов и номиналистов; основной спор касалс€ природы общих пон€тий (универсалий). Ќекоторые схоласты высказывали мысль о том, что в мире существуют только единичные вещи и €влени€ (res), доступные человеческим ощущени€м;

общие пон€ти€ (универсалии) выступают лишь как названи€, имена (nomen) обобщенных единичных €влений; это направление получило название номинализм. ќно допускало существование мира вокруг людей, воспринимаемое их чувствами и ощущени€ми.  . ћаркс считал номинализм первым выражением материализма средних веков.

ѕротивники номиналистов, наоборот, считали, что только общие пон€ти€ нашего ума реально существуют в действительности, единичные же вещи лишь несовершенное отражение этих пон€тий. Ќоминалисты и реалисты возобновили старые споры между идеалистами (последовател€ми ѕлатона) и материалистами (последовател€ми ƒемокрита и Ћукреци€) в античной философии.

¬ процессе этих споров по€вились другие направлени€ схоластики. ќдно из них- концептуализм, Ч близкое к номинализму, было представлено магистром ѕарижской школы ѕьером јбел€ром, сыгравшим большую роль в развитии средневековой философии. ¬ольнодумство јбел€ра навлекло на него гонени€ со стороны католической церкви. √лавным источником понимани€ јбел€р считал окружающий нас мир, воспринимаемый и обобщаемый нашим разумом. ≈го главный тезис: Ђя понимаю дл€ того, чтобы веритьї Ч подрывал догматы церкви, котора€ ставила веру выше познани€. Ўкола, где преподавал јбел€р, стала центром оппозиции против ортодоксальной схоластики реалистов. ÷ерковь признала учение јбел€ра еретическим, ему было запрещено преподавать.

√реко-арабское наследие. — XI в. в результате крестовых походов «ападна€ ≈вропа познакомилась с культурой ¬остока и ¬изантии. ¬озникли новые культурные центры в »спании и —ицилии. Ќа латинский €зык переводились труды греческих и арабских ученых, в частности сочинени€ ѕтолеме€, јрхимеда,

√алена, √иппократа. ≈вропейцы познакомились с трудами по физике и медицине великого таджикского ученого јвиценны (»бн-—ина). ѕолучили распространение сочинени€ арабского переводчика и комментатора јристотел€ јверроэса (»бн-–ошд), толковавшего учение јристотел€ в ином плане, чем в «ападной ≈вропе. јверроэс отрицал сотворение мира богом, признавал вечное существование материи, сомневалс€ в существовании загробного мира. ќн был изгнан из  ордовы, а мусульманское духовенство запретило изучение трудов јристотел€ в »спании.

«накомство с указанными трудами способствовало распространению в XIII в. вольнодумства и рационализма, в первую очередь в парижском университете. ћагистры этого университета јмори ¬енский и ƒавид ƒинанский высказывали мысли о том, что бог в том смысле, как его понимала христианско-католическа€ церковь, не существует, что он Ч во всей природе, сливаетс€ с ней. Ёто пантеистическое представление получило широкое распространение. ∆естоко преследу€ подобные взгл€ды, церковь сама попыталась приспособить учение јристотел€ дл€ обосновани€ догматов католической веры, отбросив все наиболее ценное в его трудах по натурфилософии.

–азвитие схоластики в XIII в. ‘ома јквинский. «накомство с трудами, переводами и комментари€ми арабских ученых не прошло бесследно; в стенах парижского университета развернулась остра€ борьба. ћагистр парижского университета —игер Ѕра-бантский вслед за јристотелем утверждал безначальное и вечное существование мира, отрица€ сотворенность мира и человека богом. ÷ерковь запретила преподавание не только аверроистов, но и натурфилософии јристотел€. —игер Ѕрабантский был вызван в –им и погиб в тюрьме.

 рупными схоластами ортодоксального направлени€ были јльберт ¬еликий (1193Ч1280) и ‘ома јквинский (1225Ч1274). јльберт ¬еликий был почитателем јристотел€, автором многих сочинений не только богословского, но и естественно-научного характера. ‘ома јквинский, известный философ средних веков, создал своеобразную энциклопедию католического богослови€ (Summa teologiae). ¬ этом произведении все вопросы познани€ природы и общества рассматривались в ортодоксально-католическом духе. ќн выработал общие принципы католического богослови€, которые и по сей день церковь считает незыблемыми. ¬ыдвига€ идею гармонии веры и разума, он тем не менее подчинил науку богословию (наука-служанка богослови€).

 роме систематизации христианского вероучени€, ‘ома јквинский ставил вопросы, св€занные с экономической жизнью того времени, стара€сь примирить интересы феодалов и горожан. ќн развил учение о греховности ссудного процента и о Ђсправедливой ценеї. ≈му принадлежит изречение, что все созданное богом совершенно, а отсюда вытекал вывод об извечности частной

собственности, сословной организации общества, незыблемости феодального государства. ќн утверждал также приоритет церковной власти над светским государством. ‘илософи€ ‘омы јквин-ского используетс€ современным неотомизмом в борьбе с материалистическим мировоззрением.

–оджер Ѕэкон и опытное знание. ћатематика, физика и естественные науки развивались в то врем€ вопреки церкви. јнглийский ученый монах францисканского ордена –оджер Ѕэкон (1214Ч1292) был одним из первых, кто настаивал на необходимости опытного метода в изучении природы. ќпытное знание он противопоставл€л ложным авторитетам. ¬ своих сочинени€х, основным из которых был ЂЅольшой трудї, он выдвинул р€д замечательных догадок. Ѕэкон мечтал о летательных аппаратах, о подъемных кранах, облегчающих труд человека. ќн установил способы получени€ многих химических веществ, составил рецепт пороха. —очинени€ –оджера Ѕэкона католическа€ церковь предала анафеме, а сам он провел в заключении 14 лет.

ћистика.  роме схоластики в средние века существовали иные направлени€ философии и богослови€, которые вели борьбу со схоластикой. “аким направлением была мистика. ћистики отвергали необходимость изучать јристотел€ и пользоватьс€ логическими доказательствами веры. ќни считали, что религиозные доктрины познаютс€ не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарени€ или Ђсозерцани€ї, молитв и бдений.   известным мистикам средневековь€ относитс€ Ѕернард  лервоскии, организатор второго крестового похода, долго и упорно боровшийс€ с ѕьером јбел€ром. ¬ XIV в. получили известность немецкие мистики »оганн “аулер и ‘ома  емпийский, написавшие немало произведений и оказавшие большое вли€ние на де€тельность немецких реформаторов радикального направлени€ XIV в. ћистики отрицали роль разума в познании мира и бога, и в этом отношении они занимали более реакционную позицию, нежели схоласты. Ќо среди них были сильны демократические настроени€; мистические секты критически относились к феодальному строю и предсказывали необходимость переворота и установлени€ царства божи€ на земле.   ним относилс€ »охим ‘лорский (1132Ч1202), предвещавший наступление на земле Ђцарства мира и правдыї, в котором не будет частной собственности, неравенства и эксплуатации.

Ћатинска€ литература XIIЧXIII вв. ¬ XIIЧXIII вв. под вли€нием школьного и университетского образовани€ в городах «ападной ≈вропы развивалась латинска€ литература (на церковные и светские сюжеты): стихотворени€ с описанием природы и обличительные произведени€, осуждающие пороки духовенства. ¬ некоторых произведени€х ученой поэзии имели место фольклорные мотивы: это басн€ Ђќб утер€нной лошадиї, Ђ—ловопрение весны с зимойї. Ќо в целом ученые-поэты были ограничены узким кругом феодально-теологического мировоззрени€.

ќсобое место в этой литературе занимала поэзи€ вагантов (vagantes Ч Ђброд€чие людиї), или голиардов, по€вившихс€ в √ермании, ‘ранции, јнглии и —еверной »талии. –асцвет поэзии вагантов совпал с развитием школ и средневековых университетов. Ќосител€ми этой поэзии были брод€чие студенты. »х поэзи€, вольнодумна€, озорна€, была очень далека от аскетических идеалов средневековь€; ваганты шли по пути создани€ чисто светской литературы. ќни воспевали беспечное веселье, свободную жизнь: ЂЅросим все премудрости, побоку учение, наслаждатьс€ в юности Ч наше назначенье...ї »ли: Ђ∆изнь на свете хороша, коль душа свободна, а свободна€ душа господу угодна!ї ќчень остро в их поэзии звучали сатирические антиклерикальные ноты; они резко обличали римскую католическую церковь: Ђ¬озглавл€ть вселенную призван –им, но скверны полон он, и скверной все полно безмерно...ї Ђ–им и всех и каждого грабит безобразно; пресв€та€ кури€ -это рынок гр€зный!ї ¬аганты были св€заны с традици€ми латинской поэзии и заимствовали у нее стихотворные ритмы, даже когда писали пародии на богослужебные тексты. Ѕольшое вли€ние на их стихи оказала антична€ поэзи€. »ногда в стихах вагантов звучали жалобы на их бесприютную и необеспеченную жизнь: ЂЌе дл€ суетной тщеты, не дл€ развлечени€ Ч из-за горькой нищеты бросил € учениеї.

÷ерковь не уставала преследовать вагантов и за критику пороков церкви, и за прославление радостей земной жизни.

√ероический эпос. ¬ XIЧXII вв. оформилс€ и был записан героический эпос, который до этого передавалс€ только в устной традиции. √еро€ми народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ. ¬ эпических сказани€х воспевались храбрость, сила, верность, воинска€ доблесть. «аписанный в услови€х феодализма, героический эпос испытал на себе вли€ние рыцарских и церковных представлений:

геро€ми эпоса всегда были преданные вассалы своих сюзеренов, защитники христианства.

¬еличайшим пам€тником французского рыцарского эпоса €вл€етс€ Ђѕеснь о –оландеї. ¬ основе ее лежит действительное событие Ч поход  арла ¬еликого в »спанию, когда арьергард его войска под предводительством –оланда был уничтожен басками. ¬ поэме баски были заменены Ђневернымиї Ч сарацинами, а испанский поход превратилс€ в семилетнюю войну, в результате все событие приобрело иной социальный смысл. ¬ песне франки оказываютс€ жертвой низкого предательства графа √анелона, в лице которого автор поэмы осуждает вероломство и феодальный произвол. √анелону противопоставлен патриот –оланд, который целью своей жизни считает служение императору и Ђмилой ‘ранцииї. Ќо –оланд €вл€етс€ также и верным вассалом своего сюзерена  арла: Ђ¬едь дл€ сеньора доблестный вассал об€зан претерпеть великие страдань€: снести и холод

и пал€щий жар и за него и плоть и кровь отдать...ї ќбраз  арла воплощает идею государственного единства и величи€. «лободневные мотивы этого произведени€ объ€сн€ют его попул€рность в широких кругах средневековой ‘ранции. ¬о времена крестовых походов оно служило призывом к борьбе христиан против Ђневерныхї.

¬ Ђѕесне о —идеї, возникшей в XII в. в »спании, отображена борьба испанского народа за освобождение страны от арабов. ѕрообразом геро€ поэмы послужил кастильский феодал –одриго ƒиас де ¬ивар (прозванный арабами —идом-господином). ”спехи реконкисты вдохновл€ли поэтов, а ее де€тели зан€ли прочное место в народном испанском эпосе как герои.

—ид отбил у мавров ¬аленсию и разбил полчища альморави-дов, которые пришли на помощь мавританским кн€зь€м. ¬ Ђѕеснеї —ид становитс€ воплощением народного геро€, пламенного патриота. ¬ этом плане автор отошел от исторических фактов, так как —ид служил одно врем€ у мавров. ¬ отличие от исторического —ида герой поэмы ставит интересы страны выше своих личных интересов. ќн предан королю как символу единства и могущества. Ёта проповедь политической централизации имела прогрессивное значение. ќбраз —ида подвергс€ сильной демократизации Ч он простой рыцарь, хот€ в действительности принадлежал к кастильской знати.

 рупнейшим пам€тником немецкого героического эпоса €вл€етс€ Ђѕеснь о Ќибелунгахї (1200 г.). ¬ основе эпоса лежат древние германские сказани€ времен Ђвеликого переселени€ї. »сторическа€ основа произведени€ Ч гибель Ѕургундского королевства на –ей не, разрушенного гуннами в 437 г. Ќо весь характер песни св€зан скорее с феодальной рыцарской √ерманией XII в., чем с жизнью варварского общества V в. ѕри дворе бургундских королей цар€т рыцарские обычаи, пышные празднества, турниры. Ќа этом основании некоторые зарубежные критики утверждают, что поэма Ч апофеоз феодальных пор€дков; Ќо это скорее осуждение злоде€ний феодального мира.

ѕроизведени€ средневекового эпоса Ч выдающиес€ пам€тники мировой культуры.

ѕоэзи€ трубадуров. –ыцарский роман. ¬ XIЧXII вв. сложилс€ морально-этический образ рыцар€, отличавшегос€ светским характером, чуждым аскетизму. Ётот образ получил отражение в рыцарской литературе.

–ыцарска€ поэзи€ возникла на юге ‘ранции, где сложилс€ очаг светской культуры в средневековой ≈вропе. ¬ Ћангедоке получила широкое распространение лирическа€ поэзи€ трубадуров на провансальском €зыке. ѕри дворах феодальных сеньоров по€вилась куртуазна€ поэзи€, прославл€вша€ интимные чувства и культ служени€ Ђпрекрасной дамеї. Ётот культ занимал центральное место в творчестве провансальских поэтов. —реди них были рыцари, крупные феодалы, короли, простые люди.

ѕоэзи€ трубадуров имела много самых разнообразных жанров: любовные песни (одним из €рких певцов любви был Ѕернард де ¬ентадорн, сын министериала), лирические песни, песни, посв€щенные политической тематике (наиболее €ркие произведени€ трубадура Ѕертрана де Ѕорна с антинародной направленностью), песни, выражающие скорбь поэта по поводу смерти какого-либо сеньора или близкого поэту человека, песни-диспуты на любовные, философские, поэтические темы, пл€совые песни, св€занные с весенними обр€дами.

¬ северной ‘ранции рыцарска€ лирическа€ поэзи€ создавалась труверами. ¬ √ермании развивалось творчество миннезингеров, Ђпевцов любвиї, св€занное с народными традици€ми. ќсобое место в рыцарской литературе принадлежит стихотворной повести на любовно-приключенческий сюжет, заимствованный из кельтских преданий и легенд. √лавна€ из них Ч истори€ корол€ бриттов јртура и его рыцарей, живших в VЧVI вв. и собиравшихс€ за круглым столом. »з этих легенд составилс€ бретонский цикл романов.

Ѕольшую роль в развитии куртуазного романа сыграл французский поэт  ретьен де “руа. ќн создавал романы с таинственными приключени€ми героев, заколдованными людьми, чудесными странами. ” него были также произведени€, открывавшие новый мир глубоких человеческих чувств. Ёто роман о “ристане и »зольде, принадлежавший к кругу бретонских (кельтских) сказаний. ѕопул€рность этого романа в европейской литературе XIIЧXIII вв. объ€сн€етс€ тем, что центральное место в нем отводитс€ теме земной, человеческой любви, привлекавшей внимание средневековых поэтов.

–ыцарска€ литература, несмотр€ на ее ограниченный, классовый характер, способствовала развитию светской средневековой культуры, по€влению интереса к личности человека и его переживани€м.

√ородска€ литература. ¬ развитии светских реалистических мотивов в средневековой культуре XIIЧXIII вв. большое место принадлежит городской литературе. ќна также способствовала распространению критических и сатирических начал в литературе средневековь€. √ородска€ литература создавалась на национальных €зыках.

–асцвет городов повлек за собой глубокие сдвиги в истории средневековой культуры. ¬ городах зародилась литература, сформировавша€с€ на широкой демократической основе и тесно св€занна€ с народным творчеством. √ородские поэты ценили трудолюбие, практическую сметку, ум, хитрость, лукавство, а порой и пронырливость простых людей. ѕо€вл€етс€ и новый литературный герой Ч смышленый виллан, жонглер, хитрый и умный ремесленник, который часто оставл€ет в дураках феодалов, королей, всех власть имущих, горд€щихс€ своим знатным происхождением. ќсобенно достаетс€ церковникам, как высшим, так и низшим, Ч они рассматриваютс€ как туне€дцы, обманщики, ст€жатели.

ѕопул€рным жанром городской литературы €вл€лась стихотворна€ новелла, называвша€с€ во ‘ранции фаблио, а в √ерма-' нии шванком, возникновение которой относитс€ к XII в. Ёто произведени€ реалистического содержани€ с €рко выраженным сатирическим уклоном.   ним относ€тс€ Ђ«авещание ослаї, Ђќ буренке, поповской коровеї, где резко критиковалось корыстолюбие католического духовенства. ¬ фаблио Ђќ виллане, который т€жбой приобрел райї содержалась критика церкви в целом;

в фаблио Ђќ сером в €блоках конеї обличались богатые и знатные феодалы за их грубость и жестокость и восхвал€лс€ простой и честный рыцарь. ‘аблио и сирвенты на политические темы поэта –ютбефа (1230Ч1285) носили €рко выраженный антиклерикальный характер. ¬ одной из сирвент он писал: Ђ–им должен быть основой св€того, теперь же в нем цар€т продажность, зло. » те гр€зны, кто должен чистотой своей си€ть, всем хуже оттогої. ѕапа јлександр IV осудил особой буллою сочинени€ –ютбефа на сожжение.

¬ то же врем€ нар€ду со шванками и фаблио развивалс€ городской сатирический эпос.  рупнейшим его пам€тником был Ђ–оман о лисеї, распространившийс€ в XIIЧXIV вв. во ‘ранции. ќн имел много вариантов, подвергалс€ изменени€м и был весьма попул€рным произведением, переводилс€ на многие европейские €зыки. ѕоэма состо€ла из двадцати шести эпизодов, или ветвей. ¬ ней рассказываетс€ о борьбе лиса –енара, ловкого, лукавого и умного, с тупым и кровожадным волком »зенгримом. ƒействие происходит то при королевском дворе, то в рыцарском замке, то в церкви. ¬ Ђ–омане о лисеї €рко звучат сатирические нотки. –енар Ч олицетворение горожанина (хот€ в некоторых вариантах он имеет замок), который выступает против феодалов, особенно крупных, рыцарей и духовенства. ¬ этих столкновени€х умный, находчивый лис всегда торжествует над крупными хищниками (медведь Ѕраун, или Ѕрен, Ч знатный феодал, злой и голодный волк »зенгрим Ч рыцарь, осел Ѕодуэн Ч придворный проповедник). Ќо сам лис –енар становитс€ хищником, когда он пытаетс€ обмануть и обидеть простых людей (куры, синицы, зайцы), и он терпит поражение.

–оман имел большой успех, ему подражали, его читали не только светские люди, но и монахи.

ƒругим выдающимс€ пам€тником городской литературы €вл€лс€ Ђ–оман о –озеї, по€вившийс€ во ‘ранции в XIII в. и переведенный на многие €зыки. ѕерва€ часть написана √ильомом де Ћорисом (30-е гг. XIII в.) и носит аллегорический характер. ¬ ней в виде действующих лиц выступают различные человеческие качества: разум, лицемерие, зло€зычие и др. ¬тора€ часть, написанна€ ∆аном де ћЄном (ученый горожанин) в 70-е гг. XIII в., €вл€лась образцом средневекового свободомысли€.

∆ан де ћен обличал невежество духовенства, осмелилс€ критиковать папу, отрицал божественное происхождение королевской власти. ¬ Ђ–омане о –озеї утверждалось, что истинное благородство заключаетс€ не в знатных предках, а в личных достоинствах человека: Ђ¬се благородство в поведенье, а знатное происхожденье не стоит ровно ничего, коль сердце подло и черство!ї ѕрирода создает всех равными, утверждал ∆ан де ћен. ќн за€вил, что сущность религии в честной жизни, а не в пышных обр€дах. ¬згл€ды ∆ана де ћена отличались остротой и вольнодумством. Ќедаром некоторые исследователи называли его Ђ¬ольтером средневековь€ї.

 ресть€нска€ литература. ¬о второй половине XIV в. в јнглии по€вились крупнейшие литературные произведени€, в которых английский €зык выступал в качестве национального литературного €зыка.

Ѕольшой интерес представл€ла по€вивша€с€ в XIV в. поэма ”иль€ма Ћенгленда Ђ¬идение о ѕетре ѕахареї. ѕоэма носила аллегорический характер. ќна написана в форме видений и снов, но в то же врем€ широка€ картина общественной жизни, котора€ даетс€ в поэме, сочувствие угнетенным массам придавали ей глубокое социальное звучание. ƒействующие лица поэмы вз€ты из повседневной жизни јнглии XIV в. »де€ социальной справедливости, поставленна€ автором поэмы, немало способствовала воспитанию сознани€ народных масс јнглии.

»зобразительное искусство в XIЧXIII вв. ¬ли€ние церкви, пытавшейс€ подчинить себе всю духовную жизнь общества, определило облик средневекового искусства «ападной ≈вропы. ќсновным образцом средневекового изобразительного искусства были пам€тники церковной архитектуры. » не только потому, что церковь была главным заказчиком художественных произведений, а потому, что средневековое искусство формировалось под воздействием религиозного миропонимани€. ќно было в руках церкви могучим средством вли€ни€ на массы в силу? его доступности дл€ всех Ч и дл€ неграмотных, и дл€ людей, говор€щих на разных наречи€х. ‘ормула Ђ»скусство Ч библи€ дл€ неграмотныхї сохран€ла значение на прот€жении всего средневековь€. √лавной задачей художника было воплощение божественного начала. »з всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это Ч очищающий душу огонь. — необычайной €ркостью средневековые художники изобразили картины страданий и бедствий. Ќо необходимо иметь в виду, что скульптуру и живопись средневековых храмов нельз€ рассматривать только как воплощение церковных доктрин. ќбраща€сь на €зыке искусства к широкому кругу зрителей, церковь должна была считатьс€ с их представлени€ми и вкусами, т.е. искусство должно было быть доступным. ÷ерковь выступала в качестве идейного руководител€, а создавали все произведени€ простые ремесленники. ѕоэтому народное творчество вплеталось в декоративное убранство храмов, и иногда здесь по€вл€лись изображени€, чуждые христианству (жонглеры, охотники, звери, чудовища).

«а врем€ с XI по XIII в. в «ападной ≈вропе сменилось два основных архитектурных стил€ Ч романский и готический. –оманские монастырские церкви ≈вропы очень разнообразны по своему устройству и украшению. Ќо все они сохран€ют единый архитектурный стиль: толстые стены, небольша€ светова€ площадь, узкие проемы вместо окон, полуциркульна€ арка, такой же формы своды, массивные колонны, глубоко скрыта€ крипта Ч подвальное помещение. ÷ерковь напоминала крепость, что было естественно дл€ бурного, тревожного времени раннего средневековь€.

√отический стиль в архитектуре св€зан с развитием средневековых городов. ќсновными типами городских построек были кафедральные соборы и ратуши, те и другие находились на центральной городской площади. ќсновна€ масса готических соборов возводилась в конце XIIЧXIII в.

√отические соборы в средние века были не только местом богослужени€; здесь читались университетские лекции (Ќотр-ƒам в ѕариже), происходили диспуты на различные темы; перед собором разыгрывались театрализованные представлени€. √отические соборы Ч грандиозные сооружени€ большой высоты; дл€ достижени€ такой высоты (до 150 метров) при сохранении легких колонн, резных стен и огромных окон использовалось техническое достижение в строительном деле: нова€ конструкци€ свода и применение опорных ребер (контрфорсов), укрепл€ющих своды. √ладка€ поверхность стен скрывалась под кружевом каменной резьбы со множеством скульптурных изображений; дл€ живописи использовались огромные окна (несколько метров высоты). »зображени€ на окнах, так называемые витражи, представл€ли собой мозаику из цветного стекла. Ќа них обычно изображались сцены из св€щенного писани€, городской жизни, рыцарские турниры, эпизоды из истории страны. √отический собор возводилс€ не одним поколением людей, постройка зат€гивалась иногда на столетие.

»з пам€тников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в ѕуатье и јрле (‘ранци€), ¬ормсе и ћайнце (√ермани€). Ћучшими пам€тниками готического искусства €вл€ютс€ собор ѕарижской богоматери, –еймский, Ўартрский (‘ранци€); Ћондонское ¬естминстерское аббатство и собор в Ћинкольне (јнгли€); ћиланский собор (»тали€). »з гражданских зданий Ч городска€ ратуша в Ѕрюсселе, дом ∆ана  ера в Ѕурже, королевский замок в јмбуазе (‘ранци€).

ѕериод готики был временем растущего спроса на книгу, порожденного созданием нецерковных школ, возникновением университетов, распространением образованности среди мир€н. ¬ XIIIЧXIV вв. по€вились большие городские скриптории, успешно конкурировавшие с монастырскими. Ќар€ду с религиоз-

ными книгами (псалтыри и часословы) возросло количество светских книг: романов, исторических хроник, басен и других.

 ультура ¬изантии IV-первой половины IX в. ¬плоть до конца XII столети€ ¬изанти€ превосходила по уровню развити€ культуры страны «ападной ≈вропы.

“есна€ св€зь с культурным наследием античности была характерной чертой духовной жизни ранней ¬изантии. ”наследованный от –имской империи развитой и сложный аппарат управлени€ нуждалс€ в образованных политических де€тел€х, юристах и дипломатах, в математиках и архитекторах, в многочисленных писцах. »зучались ценные творени€ великих греческих мыслителей, поэтов, ученых и трагиков древности.

¬ ранневизантийский период не было сколько-нибудь единой Ђвизантийскойї культуры. Ќаход€сь на стыке между ≈вропой и јзией, ¬изанти€ испытала мощное воздействие современных ей восточных цивилизаций. ќтголоски античного искусства и живое вли€ние персидского и арабского мира придали множеству шедевров византийского искусства неповторимый колорит. ¬ течение столетий ¬изанти€ оказывала воздействие на развитие культуры и искусства многих народов ≈вропы и јзии.

–азвитие византийской культуры в IVЧVII вв. происходило в обстановке ожесточенной борьбы между христианством и наследием античности. ÷ерковь наступала: пылали библиотеки, закрывались школы и университеты, в которых преподавались антична€ философи€, наука и литература; на улицах јлександрии толпа монахов растерзала »патию Ч женщину-математика (начало V в.). ÷ерковь утверждала свое идеологическое господство. –анее всего ее удары испытала антична€ философи€. ¬се рационалистические традиции были исключены. Ћишь некоторые мистические идеи ѕлатона, развитые неоплатониками и затем трансформированные в христианском духе, были прин€ты на вооружение официальной религией. Ќаступление теологии т€жело отразилось на светском знании.

¬ VI в. теологи€ торжествовала победу. ќснователь византийской схоластики »оанн ƒамаскен (VIII в.), опира€сь на јристотел€, систематизировал богословие христианства. ќн провозгласил тезис: Ђфилософи€ Ч служанка богослови€ї.

¬ период иконоборчества и подъема павликианства резко возросла роль народных масс в формировании общественной мысли, в развитии идей, враждебных официальной церковной доктрине. ÷ерковь прилагала усили€, стрем€сь укрепить свое идейное вли€ние. ¬ середине IX в. в  онстантинополе открылась высша€ ћангаврска€ школа дл€ духовенства, система обучени€ в которой была такой же, как в античной школе.

“очные и естественные науки в IVЧIX вв. подверглись меньшему вли€нию христианской реакции. ƒаже в сочинени€х богословов высказывалась мысль о сферичности «емли, естественных причинах землетр€сений и затмений. «ан€ти€ математикой

и механикой не прекращались. —тойкие краски, тонкие благовони€, Ђгреческий огоньї свидетельствовали об успехах химии.

¬ VIIЧVIII вв. общий упадок городской жизни в империи отразилс€ и на литературе. √осподство богослови€ в литературе выразилось в по€влении нового жанра. ∆анр этот Ч агиографи€, Ч жизнеописани€ св€тых, восхвал€вшие самоотречение, подвижничество, бесконечное терпение, вознаграждаемое богом в потусторонней жизни.

¬ VI- начале VII в. по€вились серьезные исторические сочинени€. ќсобенно полно эпоха ёстиниана I отразилась в произведени€х его современника, историка ѕрокопи€  еса-рийского. ¬ Ђ“айной историиї ѕрокопий в противоречие с другими своими сочинени€ми, прославл€вшими императора, показал бедстви€ народа, продажность чиновничества, распущенность двора.

¬ отличие от пам€тников устного народного творчества, которые не были зафиксированы письменно и не дошли до нас, сохранились многочисленные пам€тники народного искусства. ќно нашло воплощение в художественных ремесленных издели€х.

 рупнейшим пам€тником архитектуры ранней ¬изантии был храм Ѕожественной мудрости (св. —офии) в  онстантинополе, воздвигнутый при ёстиниане I »сидором из ћилета и јнфймием из “ралл. √рандиозные размеры храма, залитого светом из сорока окон по окружности гигантского купола, как небосвод венчавшего здание, символизировали могущество и единство христианской империи. ’рам си€л внутренним убранством: золотом мозаик, мрамором колонн, красками фресок.

 ультура ¬изантии во второй половине IXЧXII в. ¬ IX- XII вв. культура ¬изантии стала преимущественно греческой. Ѕорьба с арабами, главную роль в которой играли свободные кресть€не, отразилась в песенном народном творчестве, пронизанном идеей патриотизма. ÷икл народных песен о войнах с арабами лег в основу героической эпической поэмы Ђƒигенис јкритї. ѕро€вились в литературе и демократические тенденции городских кругов, недовольных засильем чиновной аристократии. ¬ сатирическом произведении Ђ“имарионї (XII в.) под видом путешестви€ в ад и чудесных встреч с умершими бичуютс€ ханжество и лицемерие, глупость и тщеславие.

ѕолучили распространение апокрифы Ч тайные книги, полулегенды Ч полуеретические трактаты, содержавшие острую критику церковных догматов и принципов организации официальной церкви.

»нтерес к античности стал еще более глубоким. ƒаже высшие церковные чины в личной переписке старались блеснуть цитатой, образом, аллегорией из сочинений €зычников древности. ѕредпринимались попытки систематизации знаний, достигнутых в античности. ѕо€вились компил€тивные медицинские и сельскохоз€йственные энциклопедии.

¬ыдающимс€ образцом историографии XI в. €вл€етс€ Ђ’роно-графи€ї ћихаила ѕселла, философа, историка, ритора, энциклопедически образованного блест€щего стилиста. Ђ’ронографи€ї поражает живостью описани€, меткостью характеристик, тонким психологизмом, €ркостью портретов, но в то же врем€ полным пренебрежением к жизни народа и главным событи€м современности.

Ќа смену ћангаврской школе пришел открытый в середине XI в. в столице университет из двух факультетов Ч философского и юридического.

¬озглавл€вший философский факультет ѕселл пыталс€ совместить изучение античной философии с богословием. ‘илософ »оанн »тал отдавал в некоторых вопросах предпочтение античному знанию и поэтому был осужден как еретик.

¬ архитектуре в этот период постепенно утверждались малые формы. Ќа смену обширной базилике пришел крестово-купольный храм средних и малых размеров. ¬нутренность церквей утратила монументальность. ÷ерковна€ живопись достигла в ’ в. предела стилизации. јскетические лики икон и фресок были безжизненными аллегори€ми христианских добродетелей, а не образами реальных людей.

ѕоздневизантийска€ культура. Ѕорьба идей, направлений и жанров в византийской философии и литературе прин€ла наиболее острые формы в поздней ¬изантии. ќкончательное оформление классов и сословий феодального общества определило более четкое размежевание интересов. ”силилась облеченна€ в художественную форму критика существующих пор€дков со стороны угнетенных. —лагались анонимные басни, исполненные сарказма, остроуми€ и соленых шуток в адрес господ. ¬ одной из них царь и феодалы изображены в виде Ђнечистыхї хищников, а труженики Ч в образе Ђчистыхї мирных ж.ивотных. ¬ечна€ вражда Ђчистыхї с Ђнечистымиї Ч непреложный закон жизни: хищники не способны сохран€ть мир, ибо питаютс€ кровью мирных животных. ќднако в решительной схватке Ђнечистыеї терп€т поражение.

¬ области философской мысли поздней ¬изантии возникли идеи гуманизма и рационализма, и в то же врем€ была создана реакционна€ мистическа€ доктрина √ригори€ ѕаламы (XIV в.), объ€вивша€ бездумное созерцание и мистический экстаз единственным средством Ђспасени€ї и прин€та€ церковью в качестве официального вероучени€.

' Ќовые идеи были высказаны в XV в. философом √еоргием;√иместом ѕлефоном (ум. в 1452 г.). ќн предлагал отказатьс€ от частной собственности на землю, выдвигал идею протекционизма как необходимого средства подъема отечественного ремеслен-''. ного производства, предрекал крушение христианства. ѕоэтому он: был отлучен от церкви. «наток, почитатель и пропагандист античной литературы и философии, ѕлифон оказал большое вли€-^ ние на философов-гуманистов «апада.

¬ начале XIII в. в результате упадка городов византийское искусство находилось на гораздо более низком уровне, чем в ’-XI вв. Ќовые тенденции в искусстве наметились лишь в начале XIV в. ћозаики церкви монастыр€ ’ора (ныне  ахрие-ƒжами) в  онстантинополе представл€ли красочные динамичные фигуры, полные реализма и силы, отличающиес€ индивидуальностью характеристик, человечностью и лиричностью образов. Ќо развитие новых тенденций в философии, литературе и искусстве было прервано османским завоеванием.

 

 ультура южных и западных слав€н

ќсобенности формировани€ культуры южных слав€н. –оль слав€нской письменности. ёжнослав€нска€ культура впитала в себ€ наследие древних фракийцев и иллирийцев, испытала сильное воздействие высокоразвитой культуры ¬изантии, поглотила элементы протоболгарской (тюркской в своей основе) культуры, усвоила немало черт (особенно на западе полуострова) западноримской, латинской цивилизации.

“ем не менее культура южных слав€н сохранила €ркую самобытность, свидетельствующую об устойчивых народных культурных традици€х еще до расселени€ на Ѕалканах. ќб этом же говор€т и черты сходства в культуре южных слав€н в целом.

ћножеством нитей культура южных слав€н была св€зана в течение всего средневековь€ с культурой восточных слав€н.

¬ середине IX в. брать€  онстантин (в монашестве  ирилл) и ћефодий, уроженцы ‘ессалоники и византийские политические и культурные де€тели, создали слав€нскую азбуку. ѕо словам болгарского писател€ ’ в. „ерноризца ’рабра, слав€не издавна пользовались дл€ письма Ђчертами и резамиї, а также греческими и латинскими буквами. ќднако именно изобретение азбуки €вилось коренным переломом в развитии культуры слав€н. ƒревнейшие тексты написаны глаголицей, которую, веро€тно, и создали брать€. √лаголица была наиболее распространена в ’орватии, «ападной —ербии и ћакедонии, сохран€€сь в некоторых районах до XVIII в.  ириллица, в основу которой был положен греческий алфавит, отличалась большей простотой в написании букв. ќна была, очевидно, изобретена учениками братьев.  ириллица распространилась в Ѕолгарии, ¬осточной и ÷ентральной —ербии и на –уси и составл€ет основу современных болгарского, сербского, македонского, русского, украинского и белорусского алфавитов.

»згнанные из ћоравии в конце 80-х гг. IX в. ученики  ирилла и ћефоди€ принесли в Ѕолгарию (а через нее и в другие южнослав€нские районы) слав€нскую письменность. ”же в начале ’ в. она стала проникать на –усь. ¬ услови€х т€желой борьбы за независимость слав€нска€ грамота и богослужение на слав€нском €зыке стали средством народного самосознани€. 360

Ѕолгарска€ культура в VIIЧXIV вв. Ѕолгарский народ несколько опережал в культурном развитии соседние слав€нские народы в результате более раннего образовани€ государства. Ёлементы восточной культуры протоболгар скоро почти исчезли.

—лав€нска€ грамота утверждалась в Ѕолгарии с помощью государства. — 893 г. богослужение в Ѕолгарии уже велось на слав€нском €зыке по слав€нским книгам. ¬ правление —имеона наступил расцвет (Ђзолотой векї) древнеболгарской литературы.

¬ противовес официальной литературе, проповедовавшей заповедь послушани€ власт€м и господам, стали распростран€тьс€ бо-гомильские книги и апокрифы, содержавшие библейские легенды и предани€ во враждебном церкви истолковании.

¬ период византийского господства (1018Ч1185) развитие отечественной культуры замедлилось. Ќо в XIIIЧXIV вв. болгарска€ литература вновь переживала расцвет. ”силилось ее светское направление. ¬ XIV в. ≈вфимий “ырновский провел реформу орфографии, приблизив нормы церковнослав€нского к живому €зыку.

јрхитектура и изобразительное искусство получили большое развитие уже в IX-’ вв. ¬ ѕлиске и ѕреславе сохранились развалины монументальных дворцов и храмов.  апители колонн были покрыты резьбой, полы Ч мозаиками, стены Ч керамическими плитками с многоцветным орнаментом. ¬ XIIIЧXIV вв. в Ѕолгарии, как и в ¬изантии, преобладал крестово-купольный храм небольших размеров. ¬еликолепными роспис€ми славитс€ Ѕо€н-ска€ церковь близ —офии.

—ербохорватска€ культура в VIIЧXV вв. –анние пам€тники сербохорватской культуры в целом обнаруживают много общеслав€нских черт. Ѕорьба за самобытные пути развити€ культуры была здесь особенно тесно св€зана с борьбой за слав€нскую грамоту. ƒаже на западе, на ƒалматинском побережье, борьба за глаголическую письменность и слав€нское богослужение не прекращалось в течение нескольких веков. Ћишь с середины XIV в. началс€ общий переход к латинскому алфавиту в ’орватии и в далматинских городах, где победили традиции католицизма, хот€ население здесь было к этому времени полностью слав€низировано.

¬ развитии литературы —ерби€ опережала ’орватию и Ѕоснию. ќт XII в. сохранилась в латинском переводе летопись ѕопа ƒукл€нина. — конца XII в. крупнейшим центром сербской литературы стал ’иландарский сербский монастырь на јфоне.

 ак и в Ѕолгарии, в —ербии и ’орватии были широко распространены апокрифы, носившие следы богомильского вли€ни€. Ќародное творчество нашло выражение и в героических песн€х. ќсобенно богат патриотический цикл песен о борьбе с османской агрессией.

ћонументальное строительство стало быстро развиватьс€ в

XIIЧXIII вв. ÷ерковь Ѕогородицы в —туденице (конец XII в.), отличавша€с€ строгой гармоничностью пропорций, положила начало самосто€тельному архитектурному стилю в ÷ентральной —ербии.

¬ысокого совершенства достигла в XIIIЧXIV вв. живопись. — большой выразительностью передавались тонкие душевные движени€. –еалистическа€ стру€ €рко про€вилась в портретной живописи. ѕодъем сербского искусства, как и искусства других южнослав€нских народов, был прерван османским нашествием.

“есные св€зи русской и южнослав€нской культуры не прерывались в течение всего средневековь€ и продолжались в новое врем€.

 ультура западных слав€н. «ападные слав€не создали самобытную культуру, сто€вшую на уровне культурных достижений других европейских народов. ¬ результате распространени€ христианства с «апада официальным церковным и государственным €зыком стала латынь, что отрицательно сказалось на просвещении и развитии национальной культуры западнослав€нских народов. “олько с XIII в. у чехов и пол€ков начала распростран€тьс€ письменность на родном €зыке.

¬ „ешском государстве уже в начале XII в. по€вилось собственное летописание.  озьма ѕражский написал Ђ’ронику земли „ешскойї, оказавшую большое вли€ние на последующее развитие чешской историографии. ѕервое историческое сочинение на чешском €зыке Ч рифмованна€ хроника ƒалимила Ч относитс€ к началу XIV в. ¬ XIIIЧXIV вв. сложилась чешска€ литература и по€вилс€ театр. Ќа городских подмостках показывались не только мистерии на религиозные сюжеты, но и комедийно-сатирические сочинени€ Ч фарсы.

¬ XIЧXII вв. в чешской архитектуре господствовал романский стиль. ¬ XIII в. преобладающим стал готический стиль, воплотивший в себе и некоторые самобытные черты чешского зодчества. „ешска€ готика достигла своей вершины в XIV в. ≈е выдающимс€ представителем €вл€лс€ пражский зодчий и скульптор ѕетр ѕарлерж. Ћучшими образцами считаютс€ собор св. ¬итта в ѕраге и собор св. ¬арвары в  утной √оре.

Ѕольшой подъем чешской культуры наблюдалс€ в XIVЧXV вв. в св€зи с гуситской –еформацией и освободительной борьбой чешского народа. –азвивалась письменность на чешском €зыке. ¬ трактате Ђќ чешской орфографииї ян √ус выступал за чистоту чешского €зыка и настаивал на реформе чешского правописани€. Ўирокие массы населени€ получили доступ к образованию. ¬ XV в. по€вились сатирические сочинени€, в которых высмеивались враги √уса Ч невежественные католические иерархи, порицалась порочна€ жизнь духовенства и разоблачались индульгенции. — 1468 г. в „ехии начали печатать книги.

–азвивалась музыкальна€ культура. —очин€лись песни и гимны, с которыми гуситы шли в бой с врагами.

ѕольска€ культура. ѕервые пам€тники письменности на польском €зыке Ч проповеди, церковные песни Ч по€вились уже в XIII в. ќднако в школах (кафедральных и приходских) преподавание велось на латинском €зыке. ¬ начале XII в. по€вилась перва€ польска€ хроника, написанна€ √аллом јнонимом на латинском €зыке. ¬ажной вехой в развитии образовани€ и науки в ѕольше было открытие в 1364 г.  раковского университета, из стен которого вышло много ученых разных областей знаний. ¬ конце XV в. он стал центром польского гуманизма.

¬ыдающимс€ польским историком был ян ƒлугош (1415- 1480). ¬ его 12-томной Ђ»стории ѕольшиї излагаютс€ важнейшие событи€ из жизни польского народа с древнейших времен до 1480 г. ќсобое место отводитс€ героическим страницам Ч √рюн-вальдской битве и др. ¬ мировоззрении ƒлугоша заметны уже некоторые черты гуманизма.

XV век ознаменовалс€ большими достижени€ми в области архитектуры, скульптуры и живописи. ¬ыдающимис€ пам€тниками польской готики €вл€ютс€ ¬авельский и ћариацкий костелы в  ракове и костел св. ћарии в √даньске.  рупнейшим польским скульптором был ¬ит —твош, создавший непревзойденный шедевр средневекового искусства Ч дерев€нный алтарь в ћариацком костеле. ≈го творчество проникнуто духом гуманизма и реализма.

 

√Ћј¬ј 26

–јЌЌ≈≈ ¬ќ«–ќ∆ƒ≈Ќ»≈ ¬ »“јЋ»» (XIVЧXV вв.)

 

ѕредпосылки ¬озрождени€. ¬ »талии в XIVЧXV вв. бурно развивались города, расцветала промышленность, возникала капиталистическа€ мануфактура. ћногие города были крупными торговыми центрами, св€зывавшими »талию со странами ≈вропы и ¬остока. ¬ городах находились банки, которые вели кредитные операции международного значени€. »менно потому, что ранне-капиталистические отношени€ раньше всего зародились в »талии, в этой стране начала формироватьс€ раннебуржуазна€ культура, получивша€ название культуры ¬озрождени€.

ƒл€ ранней буржуазии и широкого круга пополанов были неприемлемы средневековый идеал аскетизма, иде€ греховности человека, представлени€ о пассивной покорности судьбе. ¬ этой социальной среде формировались новые идеи и ценности, насыщавшие культуру и придававшие ей светский, гуманистический характер.

’арактер культуры ¬озрождени€. “ермин Ђ¬озрождениеї (франц. Ч Ђ–енессансї) указывает на св€зь новой культуры с античностью. ¬ италь€нском обществе пробудилс€ глубокий интерес к античной культуре с ее радостным воспри€тием окружающего мира и гармоническим сочетанием умственных и физических способностей человека. ќтсюда попытка воскресить ушедшую

культуру, достойную вечного подражани€. ƒе€тели ¬озрождени€ старались в своих трудах возродить стиль латинских писателей Ђзолотого векаї римской литературы, особенно ÷ицерона. — этим было св€зано возрождение классической латыни, котора€ подвергалась искажени€м и варваризации в период средневековь€. √уманисты разыскивали старинные рукописи античных писателей. “ак были найдены сочинени€ ÷ицерона, “ита Ћиви€ и др. ѕо€вилс€ интерес к греческой литературе и греческому €зыку. Ћеонардо Ѕруни (1374Ч1444), канцлер ‘лорентийской республики, перевел на латинский €зык сочинени€ греческих писателей и философов Ч ѕлатона, јристотел€, ѕлутарха и др. ¬ это врем€ во ‘лоренцию из ¬изантии было вывезено много греческих рукописей. ƒжованни Ѕоккаччо был первым италь€нским гуманистом, который мог читать √омера по-гречески.

Ќо культура ¬озрождени€ не простое копирование античности. √уманисты перерабатывали и творчески усваивали античное наследие. »таль€нска€ культура ¬озрождени€ создала свой самобытный стиль.

—оветска€ историографи€ рассматривает культуру ¬озрождени€ как раннебуржуазную культуру, возникшую на почве складывавшегос€ в недрах феодальной формации нового, капиталистического уклада. ¬ создании этой культуры принимали участие широкие общественные круги-от зарождающейс€ буржуазии до передовой части двор€нства. ¬се это придало ей широкий общечеловеческий характер. —ама зарождавша€с€ буржуази€ была тогда передовым классом, поэтому в борьбе с феодальным мировоззрением она выступала в качестве представител€ Ђ...всего остального общества... не какого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечестваї'. ћировоззрение де€телей новой культуры, которое выражалось в их философских, политических, научных и литературных взгл€дах, обычно обозначают термином Ђгуманизмї (от humanus Ч Ђчеловеческийї). ƒе€тели ¬озрождени€ ставили в центре внимани€ человека, а не божество. „еловека рассматривали теперь как кузнеца своего счасть€, творца всех ценностей, идущего вперед наперекор судьбе и добивающегос€ успеха силой своего разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом. „еловек должен наслаждатьс€ природой, любовью, искусством, наукой, он стоит в центре мироздани€, считали гуманисты. ѕредставител€м новой идеологии была чужда иде€ греховности человека, в частности его тела; наоборот, становитс€ признанной гармони€ человеческой души и тела.

√уманисты не выступали против религии. Ќо они подвергали резкой критике и осме€нию пороки и невежество духовенства. Ѕогу они отводили роль творца, приведшего мир в движение, но не вмешивающегос€ в жизнь людей. ќтказ от церковно-рели-гиозного и аскетического мировоззрени€, критика католического

'Ёнгельс ‘. –азвитие социализма от утопии к науке Ч ћаркс   Ёнгельс ‘. —оч., т. 19, с. 190.

духовенства расшатывали основы религиозной морали и этики;

гуманистическа€ культура была культурой светской. ќдин из гуманистов-Ћоренцо ¬алла (1407Ч1457) в своем трактате Ђќ подложности  онстантинова дараї опроверг легенду о том, что император  онстантин передал папе светскую власть в –име и на всем западе империи. ќн доказал, что грамота была сфабрикована в папской канцел€рии в VIII в. Ёто подрывало теократические прит€зани€ папы.

ќдной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. √уманисты утверждали, что не родовитость, не знатное происхождение, а личные качества отдельного „еловека, его ум, ловкость, смелость, предприимчивость и энерги€ обеспечивают успех в жизни. ¬ трактате Ђќ благородствеї ѕоджо Ѕраччо-лини пишет: ЂЅлагородство есть как бы си€ние, исход€щее из добродетели; оно придает блеск своим обладател€м, какого происхождени€ они бы ни были... —лава и благородство измер€ютс€ не чужими, а собственными заслугами...ї

I ƒанте јлигьери. ¬ этом новом великом интеллектуальном [движении принимала участие пле€да выдающихс€ поэтов, писате-

÷€ей, ученых и де€телей различных областей искусства.  рупней-шей фигурой, сто€вшей на грани средневековь€ и времени гуманизма, был флорентиец ƒанте јлигьери (1265Ч1321). ≈го ЂЅожественна€ комеди€ї, как никакое другое произведение того времени, отразила мировоззрение переходного периода от средних веков

|; к ¬озрождению. ЂЅожественна€ комеди€ї была написана на италь€нском €зыке (тосканское наречие) и представл€ла собой энциклопедию знаний средневековь€. ¬ ней выпукло отражена жизнь современной ƒанте ‘лоренции.

ƒанте обладал исключительной силой изображени€, и его поэ-

| ма, особенно ее перва€ часть (ад), производит потр€сающее впечатление. ѕоэт спускаетс€ в ад и проходит все его дев€ть кругов, руководимый ¬ергилием, которого ƒанте называет своим учителем, хот€ он и €зычник. ¬ аду ƒанте наблюдает мучени€ грешников. ¬ первом круге нет мучений Ч там философы и ученые древности; они €зычники и в рай попасть не могут, но они и не заслуживают наказани€. ¬о втором круге мучаютс€ те, кто изведал преступную любовь, но ƒанте сочувствует им. ¬ третьем круге мучени€ купцов и ростовщиков; в четвертый круг ƒанте, как истинный католик, поместил еретиков; в дев€тый Ч предателей Ѕрута,  асси€, »уду. ƒл€ клириков, купивших за деньги свои должности, в том числе и дл€ пап, уготованы огненные €мы.

ѕолитические страсти кип€т в аду так же, как и на улицах ‘лоренции. ƒанте дал правдивое и глубокое изображение человеческих судеб, переживаний и стремлений. ѕотр€сающее впечатление производит рассказ о политическом противнике ƒанте гибеллине ‘аринато дельи ”берти, который спас ‘лоренцию от разрушени€, и хот€ ƒанте поместил его в ад, но тем не менее изо-

бразил его и в аду гордым, сильным и мужественным человеком. √ероем ƒанте €вл€етс€ страдающий от адских мук ”лисс (ќдиссей), всегда стремившийс€ к Ђновизне и истинеї.

ƒанте написал трактат Ђќ монархииї, где он ратовал за объединение »талии, котора€ должна была стать центром возрожденной –имской империи.

‘ранческо ѕетрарка. ѕервым гуманистом »талии был ѕетрарка (1304Ч1374). ќн родилс€ в г. јреццо (—редн€€ »тали€), в молодости жил некоторое врем€ в јвиньоне, где занималс€ в полном уединении поэтическим творчеством, потом переехал в »талию. ¬месте с Ѕоккаччо ѕетрарка был создателем италь€нского литературного €зыка. Ќа этом €зыке он написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Ћауре, в которых звучит глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине. —онеты ѕетрарки не потер€ли своего значени€ и в наши дни.

ѕетрарка резко отрицательно относилс€ к римской курии, называ€ ее Ђсредоточием невежестваї: Ђѕоток скорбей, обитель злобы дикой, храм ересей и школа заблужденийї. ≈го, как и ƒанте, тревожила мысль о раздробленности »талии, из-за чего она подвергалась насили€м со стороны могущественных соседей. —корбь о бедственном положении его прекрасной родины звучит в канцоне Ђ»тали€ мо€ї.

 ак философ, мыслитель, ѕетрарка противопоставл€л средневековой схоластике науку о человеке, о познании его внутреннего мира. ¬ыше всего он ценил личные качества человека независимо от его происхождени€. ” всех людей, по его словам, кровь одинакового красного цвета. Ќо этому первому гуманисту еще были свойственны душевные см€тени€, разлад между традиционной и новой системой воззрени€. ѕетрарка при жизни достиг величайшего признани€ и славы. –имский сенат увенчал его лавровым венком; ¬енецианский сенат признал его величайшим поэтом своего времени.

ƒжованни Ѕоккаччо. —овременником ѕетрарки был ƒжованни Ѕоккаччо (1313Ч1375), убежденный республиканец, жизнерадостна€, эмоциональна€ натура. ≈го гуманистическое мировоззрение отражено в Ђƒекамеронеї, сборнике 100 новелл, написанных на италь€нском €зыке, в которых подчеркиваетс€ право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, котора€ не знает социальных перегородок.  расной нитью проходит мысль, что насто€щее благородство определ€етс€ не знатностью, а доблестью. —южеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни ‘лоренции. Ѕоккаччо высмеивал и даже клеймил пороки католического духовенства, св€щенников и монахов, показыва€ их невежество, лицемерие.

÷ерковь преследовала Ѕоккаччо больше, чем других гуманистов, за острую сатиру. ≈го сочинени€ были включены в Ђсписок запрещенных книгї. Ѕоккаччо принадлежит сочинение Ђќ славных женщинахї и Ђ∆изнеописание ƒантеї. ѕроизведени€ ЅокЧ366

каччо отражают демократическую, народную струю в раннем италь€нском ¬озрождении. “ворчество ѕетрарки и Ѕоккаччо получило широкое признание не только в »талии, переводы их произведений по€вл€лись во всех странах «ападной ≈вропы.

Ѕольшой интерес вызывала у де€телей гуманизма истори€, и в частности истори€ своего народа. ќни дали новую периодизацию истории. ‘лавио Ѕьондо (XV в.) написал большую работу:

Ђ»стори€ от упадка –имской империиї, где дал периодизацию всемирной истории: античность, средние века, новое врем€. ћного внимани€ гуманисты ‘лоренции удел€ли истории своего города, его возвышению и превращению в республику. Ћеонардо Ѕруни написал Ђ»сторию ‘лоренцииї в 12 книгах. ƒвижущей силой исторического процесса он считал самого человека.

√уманисты придавали истории большое воспитательное значение. ¬от что писал о значении истории италь€нский гуманист ћарсилио ‘ичино: Ђ...посредством изучени€ истории то, что само по себе смертно, становитс€ бессмертным, то, что отсутствует, становитс€ €внымї.

Ётические учени€ италь€нских гуманистов. ќсновные принципы этических учений италь€нских гуманистов XV в. тесно св€заны с новым пониманием науки не только как воплощени€ знаний, но как средства воспитани€ человеческой личности. Ёто относилось с их точки зрени€ только к гуманитарным наукам: риторике, философии, особенно этике, истории, литературе.

 олюччо —алютати (гуманист и канцлер ‘лорентийской республики) (1331Ч1406) призывал к активной борьбе со злом и пороками дл€ того, чтобы создать царство добра, милосерди€ и счасть€ на земле. ќн подчеркивал значение свободы воли.

— именем другого канцлера ‘лоренции Ч Ћеонардо Ѕруни св€зана теори€ Ђгражданского гуманизмаї. ¬ своих работах он утверждал, что демократи€ и свобода Ч естественна€ форма человеческой общности (име€ в виду пополанскую демократию). —лужение обществу, родине, республике он считал важнейшим нравственным долгом человека и утверждал, что высшее счастье Ч это де€тельность на благо того общества, в котором человек живет. Ћеонардо Ѕруни был €рким выразителем идей гражданского гуманизма, но, помимо этого, он был теоретиком гуманистической педагогики, сторонником женского образовани€, пропагандистом античной философии.

ѕедагогические идеи гуманистов развил в своих трудах ¬ерд-жерио. ќн подчеркивал большую воспитательную роль истории и философии, а также грамматики, поэтик





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 494 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

2010 - | 1980 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.127 с.