Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3. Историческое развитие представлений о культуре




 

Несмотря на то, что культурология – молодая наука, она оперирует богатейшим фактическим материалом в области истории и теории культуры. Мыслители всегда стремились понять и оценить различные явления культуры, и поэтому в науке о культуре сложился целый ряд концептуальных установок, каждая из которых представляет интерес, поскольку раскрывает одну из сторон этого сложного феномена.

Современная культурология не просто сводит в одно целое эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Поэтому важно проследить логику возникновения и развития культурологических концепций и теорий, понять причины включения тех или иных проблем в круг исследовательских интересов культурологии, а, следовательно, попытаться представить весь исторический процесс развития представлений о культуре.

Поскольку культурология является творением только европейской традиции познания мира, то стоит рассматривать ее становление только в рамках европейской цивилизации, хотя зачатки представлений о культуре существовали и у других народов.

 

1. Античные представления о культуре

 

Предпосылки, на основе которых появились первые теоретические представления о культуре, возникли еще на ранних этапах существования цивилизации и закрепились в мифологической картине мира. Уже в античности люди догадывались, что они отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Знаменитые историки Гомер и Гесиод видели эту грань в нравственности. Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».

Само же слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал известный римский политик Марк Порций Катон (234 – 149 до н.э.), написавший трактат «De agri cultura».

Однако отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать книгу выдающегося римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106 – 43 до н.э.) «Тускуланские беседы». В данной книге Цицерон применил слово «культура» в ином смысле, как «нечто облагороженное, усовершенствованное». Этим словом он стал обозначать все созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию «натура» (природа).

При этом «культура» по-прежнему понималась как «возделывание и обработка земли». Но отныне считалось, что объектом такой обработки может быть не только земля, но и сам человек. Культура, таким образом, стала пониматься как совершенствование души при помощи философии и красноречия.

Античное понимание культуры – гуманистично, в его основе лежит идеал человека – это и человек-гражданин, подчиняющийся законам своего полиса, выполняющий все гражданские обязанности, и человек-воин, защищающий его от неприятеля, и человек, способный наслаждаться прекрасным. Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм.

В силу таких представлений первым значением термина «культура» стало отождествление его с воспитанием и образованием, которые развивают в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного. Такая система воспитания и образования существовала в Древней Греции и называлась «пайдейя». Ее целью было совершенствование человека как личности. При этом человек не терял чувства единства с природой, которая понималась как космос – универсальный миропорядок. В основе этого порядка лежал закон, существующий как в природе, так и в обществе. Таким образом, культурный человек воспринимал свою жизнь как естественное продолжение данного природного порядка.

Такое положение дел казалось ему незыблемым, он верил, что сами боги стоят на страже этих порядков. Поэтому в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» – необходимость участия в религиозном культе, в поклонении богам. Не случайно слово «культура» означает не только «возделывание», но и «почитание», т.е. поклонение богам (религиозный культ).

Однако уже в период эллинизма, а затем и в эпоху Римской империи прежние идеалы культуры разрушаются. Общество переставало нуждаться в гражданах, в условиях социальной и политической нестабильности актуальными были другие человеческие качества. Все большей становится потребность античного человека в чуде. Появление христианства, давшего человеку эту веру, последовавший за этим кризис и разрушение античного мира завершили развитие этих тенденций, которые отразились в средневековых представлениях о культуре.

 

2. Развитие представлений о культуре в Средние века

 

Изменения в реальной жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья приводят к формированию новых представлений о культуре.

Средневековье отрицало языческое отношение к миру, но, тем не менее, сохранило многие достижения античной культуры. При этом политеизму (многобожию) античности противопоставлялся монотеизм (единобожие).

В средние века формируется теологическая концепция культуры, согласно которой Бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего (греч. theos – бог).

Важное место в теологической концепции занимает идея провиденциализма (лат. providentia – провидение). Провиденциализм – это такое понимание мира, согласно которому ход мировой истории и жизни человека определяется божественным провидением.

Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог - творец, а место понятия «культура» занимает понятие «культ». В данном понятии также имеется значение возделывания и усовершенствования. Однако основной акцент здесь переносится на заботу, поклонение и почитание. При этом имеется в виду почитание высшей, сверхъестественной силы, которая распоряжается судьбами мира и человека.

Согласно христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность. Основной акцент делается на загробную жизнь, загробное воздаяние. Спасение даруется не всем, а только тем, кто живет по евангельским заповедям. Таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. Основные христианские ценности – вера, надежда, любовь.

Здесь следует сказать об отличии христианского понимания культуры от античного. В античности культура понималась как разумное, рациональное начало. Считалось, что именно разум способен принести в жизнь человека и общества гармонию и порядок. Чувства уходят на второй план, они контролируются разумом. В средневековую эпоху в основание культуры было положено иррациональное (нерациональное, сверхразумное) начало – вера. Вера ставится выше разума. Разум служит вере, углубляет и проясняет ее. Поэтому все виды духовной культуры - философия, наука, право, мораль, искусство - служат религии, подчиняются ей.

Если в основе античной культуры лежало признание универсального космического закона, обеспечивавшего стабильность мирового порядка, то средневековье потеряло эту уверенность и целиком обратилось к Богу. Смысл мира заключается только в Боге, а сам мир видится огромным хранилищем символов. В Средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в XX в. до символических теорий культуры.

В христианстве формируется иное понимание человека по сравнению с античным. Античный идеал – это гармония духа и тела, физического и духовного. Христианский идеал – это победа духа над телом, аскетизм (подавление земных желаний, чувственных наслаждений).

Наряду с теологическими в средние века существовали и светские представления о культуре и культурном человеке (учтивость, рыцарские отношения). Они фиксировали человеческие способности и ценностные установки, необходимые для военной службы, общения в среде феодалов. В противовес аскетизму, который отстаивала церковь, в рыцарской культуре воспевались земные радости и ценности, такие, как любовь, красота, служение прекрасной даме.

Особый культурный пласт в эпоху средневековья представляла языческая народная культура. Она противостояла официальной культуре и вырабатывала свой взгляд на мир, отражавший тесную связь человека с природой. Смеховая народная культура, народные праздники и карнавалы наряду с рыцарской культурой представляли светское, мирское начало в культуре средневековья.

В средневековье происходит отказ от циклического представления о времени, основанного на идее вечности. Крупнейший средневековый мыслитель Августин Блаженный ввел понятие «стрелы времени», движения истории от начала к концу. Считалось, что история и культура имеют смысл, данный им Богом и доступный человеческому пониманию. По мнению Августина, развитие культуры – это постепенный путь к царству Божьему через внутреннее откровение Бога в человеке.

Кроме того, в Средневековье появляется понятие исторического прогресса, усложнения культуры, ее развития от низших форм к высшим. Критерием прогресса становится соответствие культуры высшим моральным ценностям. Также как и в обществе, в культуре существовала иерархия ценностей. Разные культуры ценились по-разному. На первом месте была религиозная, церковная культура. Придворная, рыцарская культура признавалась необходимой, но менее ценной. Языческая народная культура рассматривалась как греховная, низменная. Другими словами, в средневековье религиозная культура подчиняла себе все виды светской культуры. Более того, культура любого народа также оценивалась с точки зрения соответствия ее христианским моральным ценностям, которые считались универсальными, что привело к рождению европоцентризма (идея исключительности, превосходства европейской культуры над другими).

 

3. Представления о культуре в эпоху Возрождения и Просвещения

 

Эпоха Возрождения становится новым этапом формирования и развития теоретических представлений о культуре. Возрождение связано с возвратом к ценностям и идеалам античности, в частности, это отношение к человеку как к гармонично развитой личности.

Широкое распространение получают идеи гуманизма. Возрожденческий гуманизм проявляется в том, что возникает невиданный ранее интерес к человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Гуманисты считали, что человек творит не только мир материальных и духовных ценностей, но и самого себя, свою жизнь, судьбу. Он свободен, самостоятелен в своих действиях, сам может управлять обществом, делать правильный рациональный выбор. Таким образом, принцип провиденциализма средних веков заменяется принципом человеческой активности.

Вновь возникает идея о человеке как творце культуры. Культура понимается как чисто человеческий мир, который отличается и от мира природы (представления Античности), и от божественного мира (восприятие культуры в эпоху Средневековья). Мыслители Возрождения подчеркивают тот факт, что культура – это сущностная характеристика человека.

Возрождение также возвращается к рационализму, к признанию духовной самостоятельности человека. Человек судит о мире на основании собственного понимания. Именно разум позволяет человеку действовать как самостоятельному существу, наделенному сознанием. Поэтому разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека.

У истоков науки и философии Нового времени в эпоху Просвещения стоял Френсис Бэкон (1561-1626). Ему принадлежит важная роль в разработке новой концепции культуры. Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно- историческом процессе он различает две стороны: материальную и духовную. Материальную культуру Бэкон определяет как процесс преобразования человеком природы. Он называет наиболее значительные достижения в области материальной культуры – книгопечатание, порох и компас. Они изменили облик и состояние всего мира в области просвещения, военном деле и мореплавании. Духовную культуру Бэкон определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека.

Важнейшее место в концепции Бэкона занимают проблемы науки, научного познания, роли науки в обществе. В целом взгляд Бэкона на культурное развитие отличался оптимизмом. Бэкон считал науку важнейшим средством преобразования природы, общества и человека. Именно Бэкону принадлежит известное высказывание: «Знание – сила».

Важнейший вклад в изучение проблем общества, культуры и человека внес младший современник Бэкона английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Важнейшими проблемами культуры в учении Гоббса являются: происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных компонентов (науки, искусства, морали, права).

Гоббс подробно рассматривает отдельные компоненты культуры. Важнейшей культурной ценностью он считает язык. Он различает два вида опыта: чувственный и речевой. В чувственном опыте человек учится связывать между собой предметы и явления природы. Но для упорядочения и регистрации мыслей человека, для перевода внутренней речи во внешнюю ему необходимы слова (речевой опыт).

В конце XVII в. в трудах немецкого юриста и историографа Саму эля Пуфендорфа (1632 – 1694) стало активно использоваться в новом значении слово «культура». Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура понималась им как противостояние природному, естественному состоянию человека. С этого времени данное понятие все чаще используется для обозначения воспитанности, образованности и просвещенности человека.

Большой вклад в дальнейшее развитие науки о культуре внес итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668 – 1744). В своем фундаментальном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) он первым обнаружил несовершенство европейской цивилизации, стал проводить историко-сравнительный анализ, описывать особенности национальных культур, решать проблемы аккультурации и ассимиляции (усвоение элементов чужой культуры и приспособление к ней). При этом Вико исходил из идеи, что каждая культура самоценна, и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных ценностей.

Вместе с тем Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур. Для него это классовые структуры, характер труда и форма его организации, структуры власти, язык. Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи, которые определяют начало самой культуры: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения.

По его мнению, в основе культуры лежит борьба классов, сословий и социальных групп, которая либо укрепляет культуру, либо приводит ее к гибели. Культура имеет строго определенные границы своего существования, в этом она напоминает живой организм.

Концепция Вико положила начало классическому пониманию культуры как развития человека – разумного существа. Культура стала пониматься как граница, отделяющая человека от остального мира природы. Культура – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум. В этом заключается основополагающая позиция эпохи Просвещения.

Однако в то же самое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, ее критика и противопоставление культуры и природы. Такую позицию занимал Жан-Жак Руссо (1712 – 1778), считавший, что культура является источником зла и несправедливости в обществе. Он одним из первых обратил внимание на проблему общности культур разных народов. Общие черты и признаки в культурах складываются из общих материальных условий жизни народов. Среди этих условий главная роль принадлежит географическому фактору, поэтому концепция Руссо носит название географического детерминизма.

Разнообразные типы почв и климатические условия вынуждают человека приспосабливаться к ним, создавая свои способы хозяйственной деятельности и орудия труда. Это приводит к развитию, которое представляет собой совокупность средств, обеспечивающих человеческое существование.

Большое внимание Руссо уделил анализу техники как одного из признаков цивилизации. Он считал, что ее использование ведет к отчуждению человека от природы и от других людей.

Таким образом, критикуя процесс перехода к цивилизации, Руссо призывает вернуться «назад к природе», к патриархальному существованию в единстве с ней.

Интересны мысли Руссо о прогрессе в культуре. В своей теории Руссо отвергает понимание прогресса как количественного и качественного условия развития. Таким образом, культура является негативным фактором в жизни общества, так как она не объединяет, а разъединяет людей. Отрицательно относясь к прогрессу, Руссо призывает вернуться в лоно природы, это можно сделать с помощью процессов воспитания.

Следует отметить, что многие положения концепции Руссо являются спорными, хотя это и не умаляет заслуг данного мыслителя.

В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Подчеркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности.

Наиболее весомый вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры внес Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803), который считал культуру универсальной характеристикой человеческого общества. Культура представляет собой совершенствование человека, а главную роль при этом играют наука и искусство. Природа культуры, по его мнению, носит деятельностный характер, и человек постепенно переделывает весь окружающий его мир.

Гердер рассматривал культуру в трех ее проявлениях: как развитие духовной жизни человека; как определенный этап в развитии человечества; как характеристику ценностей Просвещения.

Совершенно новое объяснение культуры было предложено основоположником немецкой классической философии Иммануилом Кантом (1724 – 1804), который не считал культуру результатом длительного развития природы и человеческого общества. По его мнению, культура – это совокупность духовных ценностей, субъективная деятельность человеческого сознания. Культура не может быть характеристикой объективного мира, она связана лишь с человеком. Культура – это всегда внутреннее достояние человека, она дает ему цель жизни, исходя из его внутренних потребностей, и выражает его гуманистическое предназначение. Несмотря на это, человек еще должен соблюдать внешние приличия, что является признаком цивилизованности. Таким образом, Кант вводит две категории культуры: внешняя и внутренняя. Но, по его мнению, собственно культурой является только внутренняя культура – это совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов общества.

Необходимо также отметить, что Кант дает чисто субъективное понимание прогресса, которое включает лишь прогресс отдельной личности, группы людей, но не касается прогресса общества в целом.

Классические представления о культуре получили важные дополнения в философии немецкого романтизма. Его представители подчеркивали, что для культуры важно развитие не одного только разума, но необходимость универсального синтеза, основой которого должно стать искусство.

Немецкий поэт и мыслитель Фридрих Шиллер (1759 – 1805) считал, что культура состоит в гармонии физической и нравственной природы человека. В своих работах Шиллер изучал также проблемы культурогенеза, знаков и символов в культуре.

В рамках своей концепции культуры Шиллер предложил типологию культур, согласно которой выделяются два типа культур – наивные и сентиментальные. Каждому типу культуры соответствует свой тип личности. Для наивной культуры характерен человек играющий, воспроизводящий и создающий ее, для которого свойственна открытость миру и большой творческий потенциал. Человек сентиментальной культуры закрыт для мира, для него характерен антропоцентризм, несамодостаточность, ему недоступно творчество. Выход из этого противоречия Шиллер видит в создании культуры третьего типа – всечеловеческой, гуманистической. Ей будет соответствовать новый тип человека – всесторонне развитая личность, нацеленная на будущее, с открытым типом сознания.

Концепция культуры Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831) разработана в работах «Философия права» и «Философия истории». Важнейшим свойством культуры является творчество – это создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его в себе как момент своей истории. Гегель связывал культуру с человеческим трудом. Человек является общественным существом, его отличие от животных – в обладании разумом, а также в многообразии потребностей, которые он способен удовлетворять с помощью средств, созданных трудом. Из потребностей человека на основе труда возникает сначала практическая культура как потребность и привычка вообще чем-либо заниматься. Затем появляется теоретическая культура – многообразие представлений и познаний, как развитие разума.

Основополагающей силой исторического процесса Гегель считает разум, который не только познает мир, но и способен его преобразовывать. Поэтому Гегель рассматривает всемирно-исторический процесс как ход развития разума.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 8387 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2212 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.