В настоящее время существует множество представлений о культурологии, которые можно объединить в три основных подхода:
1. Культурология рассматривается как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Главным моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.
2. Культурология представляется как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом. Существует и обратная позиция, согласно которой она является частью философии культуры, изучающей проблему многообразия культур. В данном случае возможно отождествление с культурологией культурной антропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.
3. Культурология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина. Это предполагает определение предмета и методов исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
В соответствии с задачами культурологической науки, все ее знания подразделяются на два вида: фундаментальные и прикладные, которые и определяют структуру культурологии как науки:
• фундаментальная культурология – выявляет общие закономерности развития культуры и изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни и ее проявлений;
• прикладная культурология – разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики.
Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты, к которым относятся государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, разнообразные общественные организации (политические партии, профсоюзы), воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристические структуры, вся система физкультуры и профессионального спорта. Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества.
Культурология возникла на стыке истории, философии, психологии, антропологии (учении о человеке), этнологии (учении о народе), этнографии (науки о культуре и быте народов мира), искусствоведения, семиотики (науки о свойствах знаковых систем), лингвистики, информатики и т.д.
Поэтому, говоря о структуре современной культурологии, можно выделить следующие составные части: философию культуры, историю культуры, культурантропологию, социальную антропологию, психологию культуры.
1. Философия культуры – выступает как общая теория культуры, исследующая культуру через ее наиболее существенные и общие черты. Она вычленяет сущность культуры, ее отличия от природы, изучает структуру, функции, роли культуры, ее ведущие тенденции. Культурология, выделяясь из философии и опираясь на достижения конкретных наук, сохраняла потребность в обосновании собственного предмета познания, что и брала на себя философия культуры. Она является основой культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможность различной трактовки природы культуры. Философия культуры (культурофилософия) культуры занята поиском смыслов, определяющих характер бытия человека.
2. История культуры – изучает конкретные исторические типы культур, их события и достижения, зарождение и функционирование коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей, а также культурно-историческую типологию сообществ. Формирование культуры протекает в рамках общего исторического процесса, подчинено его фундаментальным законам; однако история культуры имеет специфические особенности, поскольку ряд процессов культурного развития не полностью совпадает с общими тенденциями и хронологией социальной истории.
3. Культурантропология – изучает конкретные ценности, традиции, опредмеченные результаты культурной деятельности, механизмы передачи культурных навыков от человека к человеку. Культурная антропология большое внимание уделяет проблемам рассмотрения этнических культур. Для выработки единой теории культуры необходим анализ этнических общностей (на основании обычаев, системы родства, образа жизни). Культурная антропология показывает взаимоотношение внутри различных культур, между типами культур, процесс аккультурации (подчинение, попадание одной культуры в зависимость от другой).
4. Социальная антропология – исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации человека.
5. Психология культуры – изучает индивидуальные особенности отношения личности к культуре, своеобразие духовного поведения человека, культурно-исторические типы личности. Психология культуры рассматривает, каким образом культура отражает внутренний мир человека, способствует формированию и развитию человека как субъекта культурной деятельности, изучает личность как создателя и потребителя культуры.
Таким образом, структура культурологии достаточно сложна и еще окончательно не сформировалась. Тем не менее, все вышеперечисленные элементы структуры современного культурологического знания позволяют решить важнейшие задачи культурологии: сохранить и транслировать культуру. С помощью структурных единиц культурологии возможен переход от многообразия проявлений культуры к ее сущности, от описания к анализу и синтезу. Это позволяет теоретически охарактеризовать культуру как систему, которая может воспроизводить себя в историческом пространстве и времени.