СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ
1. Культурология как научная дисциплина. Объект, предмет, задачи культурологии
2. Структура и состав культурологического знания
3. Методы культурологических исследований
Контрольные вопросы
Список литературы
ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
1. Многообразие определений культуры. Структура культуры
2. Происхождение культуры
3. Функции культуры
Контрольные вопросы
Список литературы
ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
1. Античные представления о культуре
2. Развитие представлений о культуре в Средние века
3. Представления о культуре в эпоху Возрождения и Новое время
4. Развитие культурологии во второй половине XIX – XX вв.
Контрольные вопросы
Список литературы
ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
1. Культура и цивилизация
2. Культурные традиции, ценности, нормы
3. Язык и символы культуры. Культурные коды
4. Культурная картина мира
5. Культурная динамика
Контрольные вопросы
Список литературы
ТЕМА 5. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
1. Материальная культура
2. Духовная культура
3. Социальная культура
4. Физическая культура
Контрольные вопросы
Список литературы
ТЕМА 6. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
1. Понятие типа, типологии, типологизации культуры. Виды типологий
2. Этническая, национальная и мировая культура
3. Элитарная и массовая культура
4. Восток – Запад в культурологии
5. Локальные, специфические и серединные культуры. Субкультура и контркультура
Контрольные вопросы
Список литературы
ТЕМА 7. КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ
1. Культура и общество. Социальные институты культуры
2. Культура и личность. Социализация и инкультурация. Культурная самоидентичность
3. Межкультурная коммуникация
Контрольные вопросы
Список литературы
ТЕМА 8. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Условия и факторы формирования русской культуры
2. Место и роль России в мировой культуре
Контрольные вопросы
Список литературы
ТЕМА 9. ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В МИРОВОМ СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ
1. Культурная универсализация и глобализация
2. Культурная модернизация
3. Культура и глобальные проблемы современности
4. Культура и природа
Контрольные вопросы
Список литературы
ГЛОССАРИЙ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности — труд, быт, досуг, область мышления и т.д.
Изучение культурологии дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна, так же как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
Учебное пособие по культурологии дает представление об основных познавательных категориях, направлениях и явлениях культуры. Тематика учебного пособия раскрывает основные вопросы теоретической культурологии: объект, предмет, структуру культурологического знания, основные задачи, функции и методы культурологи, характер взаимосвязи культурных явлений, динамику культуры и т.д.
Необходимо отметить, что наука о культуре находится в самом начале своего пути, несмотря на обилие публикаций и основательную разработку ее идей и проблем как в зарубежной, так и отечественной науке. Но уже сейчас культурология обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической Вселенной. Нередко говорят о культурологизации общественных наук. Вычленение культурологии как самостоятельного научного направления — следствие реальных процессов дифференциации и интеграции наук.
Введение культурологии в отечественную систему высшего образования было обусловлено в первую очередь возрастающей ролью гуманитарного образования в современных условиях. Эта роль заключается в том, что культурология как интегративная социогуманитарная дисциплина является необходимым компонентом профессиональной подготовки практически во всех областях человеческой деятельности.
В структуре высшего профессионального образования данная дисциплина находится в цикле базовых дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в культурологическом модуле. Основной целью обучения в рамках данной дисциплины является ознакомление с историей развития культурологической мысли, проблемами и концепциями современной культурологии и ее терминологическим аппаратом, развитие умения творчески использовать полученные знания в процессе последующего обучения.
Процесс изучения дисциплины «Культурология» направлен на формирование следующих компетенций: владение культурой мышления; готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; знание базовых ценностей мировой и отечественной культуры; способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе; осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека; принятие различий мультикультурности; способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
В процессе изучения данной дисциплины студенты должны приобрести определенные знания, умения, навыки.
При этом студенты должны знать:
• сущность культурологии как науки;
• основные элементы культурологии;
• основные типы и виды культуры;
• место человека в культурном процессе, его отношение к природе и обществу;
• многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;
• функционирование коммуникаций в культурной среде.
Студенты должны уметь:
• использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте задач профессиональной деятельности, межличностном общении;
• ориентироваться в категориях культурологии;
• выделять общие и характерные черты в различных типах культур;
• анализировать социально-значимые процессы и явления;
• применять соответствующую терминологию.
Студенты также должны владеть:
• навыками ведения дискуссии и полемики на актуальные вопросы культуры;
• способностью воспринимать социокультурные различия и мультикультурность;
• навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, обобщения и анализа;
• способностью ориентироваться в актуальных социокультурных проблемах;
• способностью к деловой и культурной коммуникации в отечественной и международной профессиональной сферах.
Данное учебное пособие позволит студентам глубже осмыслить теоретические проблемы культуры, расширить их кругозор, поможет выработать у студентов (бакалавров) исследовательские навыки и повысить культуру мышления.
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ
Культурология как научная дисциплина. Объект, предмет, задачи культурологии
Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке многих наук. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.
Термин «культурология» (от латинского cultura – «культура» и греческого logos – «наука, знание») буквально означает «наука о культуре». Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др.
Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли Алвина Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом в 1909 г. и применен им во многих последующих работах. Оствальд отличал культурологию от социологии и использовал данный термин для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием «культура» и исследовано наукой под названием «культурология». В публикации «The System of The Sciences» (Rice Institute Pamphlet, vol. II, no 3, 1915, pp. 101-90), В. Оствальд определяет место культурологии в системе наук XX в.
В 1939 г. Лесли А. Уайт (1900 – 1975) обращается к этому термину независимо от Оствальда и вводит в антропологические исследования, предварительно использовав его в цикле лекций (A Problem of Kinship Terminology//American Anthropologist, vol. 41, 1939, p. 571). Л. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую Э. Тайлор определил как «наука о культуре». Использование названия «культурология» для науки о культуре должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры.
В своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) Уайт рассматривает культурологию как науку, изучающую целостную систему элементов духовной и материальной культуры, в ходе освоения человеком окружающего его мира, с разных ракурсов его восприятия.
Культура по мнению мыслителя имеет свою собственную жизнь, управляется собственными принципами и законами. На протяжении веков она окружает индивидов с рождения и превращает их в личность, формируя их убеждения, модели поведения, чувства и отношения. Однако, по мысли автора, мерой и источником любого процесса развития является энергия. Любое культурное поведение, как все живые организмы требует расхода энергии. При этом определяющим фактором и критерием развитости культуры является ее энергонасыщенность. Культуры различаются количеством используемой энергии, и культурный прогресс можно измерить количеством энергии, используемой на душу населения ежегодно.
Значительное место в концепции Уайта занимает теория символов. Он определял культуру как экстрасоматическую (внетелесную) традицию, ведущую роль в которой занимают символы.
Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он предсказывал культурологии большое будущее и считал, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира.
Теоретические первоначала культурологии складывались не только в русле антропологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, исторической и филологической наук. В работах М. Вебера, А. Вебера, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Риккерта, В. Дильтея, Р. Кронера, Э. Кассирера, Э. Гуссерля, К. Юнга, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка, Г. Шпета, М. Бахтина, А. Лосева, О. Фрейденберг и многих других мыслителей сформулированы основные идеи этой науки, осмысливаются различные подходы к исследованию культуры и человека, ее творца и носителя, вырабатывается язык этой науки.
Значительную роль в становлении культурологии сыграли публикации французского журнала «Анналы», ныне «Анналы. История, социальные науки», представляющего одно из самых влиятельных направлений в области теории исторического процесса и культуры — школы «Анналов» (с 1929 по 1994 гг. название журнала несколько раз менялось.).
Первые шаги своего развития в России культурология делала в недрах философии, кроме того, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с видением мира.
Огромный вклад в развитие отечественной культурологии внесли такие известные ученые, как С.М. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк, Л.И. Шестов и другие.
Термин «культурология» утвердился в нашей стране с начала 90-х гг., когда была осознана необходимость отказаться от идеологизированного высшего образования. Тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учебной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры и факультеты. Однако процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины не завершен до настоящего времени.
Сегодня культурология представляет такой тип знаний, где соединяются, дополняя друг друга, знания об обществе и знания о человеке, философские представления о культурном становлении и бытии человека, о соотношении человека и природы в наиболее общих принципах и значениях этих понятий.
Любая наука изучает и объясняет какую-нибудь выделенную из общей массы группу явлений. Для культурологии объектом изучения является культура. Кроме объекта, любую науку характеризует ее предмет. Например, у анатомии, патологии и физиологии может быть один объект – человек. Но анатомия изучает строение его организма, патология – отклонения, болезни, которым человек подвержен, а физиология – процессы, протекающие в органах, тканях, клетках, раскрывает законы функционирования организма. То есть предмет – это ракурс, с которого наука смотрит на свой объект, то, что она старается в нем понять.
Относительно предмета культурология может быть разделена на две составные части: теорию культуры (в узком смысле) и историю культуры. Предметом культурологии (в узком смысле) являются общие закономерности функционирования культуры, законы ее развития, т.е. теоретическое осмысление культуры как самостоятельного феномена, взятого достаточно абстрактно. Предметом истории культуры является изучение конкретных исторических форм культуры (культура Англии, культура России и т.д.).
Таким образом, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, которые присутствуют во всех культурах человечества.
Косновным задачам культурологии относятся следующие:
• наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;
• изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
• определение места и роли человека в культурных процессах;
• разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
• взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
• изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
• исследование развития отдельных культур.
Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание.
Для этого необходимо выявить и проанализировать следующие элементы:
• факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;
• связи между элементами культуры;
• динамику культурных систем;
• способы производства и усвоения культурных феноменов;
• типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды);
• культурные коды и коммуникации между ними.
Итак, культурология – это молодая наука, находящаяся еще на стадии становления. Большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие у дисциплины четко определенного предмета исследования, который просматривается в других научных дисциплинах – истории, социологии, психологии, антропологии, искусствоведении и др.