К. ОФФЕ
Отношения между политической экономией и социологией как академическими дисциплинами еще не устоялись: в этом вопросе существуют многочисленные взаимные претензии и жалобы, непонимание, идут споры о допустимости экономического «вторжения» в область других социальных наук. В центре продолжающейся дискуссии о проблемах определения сферы компетенции, разграничения и разделения этих дисциплин стоят две модели человека (homo economicus и homo sociologicus), которые выделены в качестве определяющих комплексов представлений каждой из двух дисциплин (Olson, 1969; Barry, 1970; Oberschall, Leifer, 1986). Как представляется, говорить о результатах ведущихся споров еще преждевременно, а если и вести о них речь, то уж во всяком случае не в данной работе. Равным образом безответственной была бы попытка хоть с некоторой долей уверенности делать прогнозы относительно будущего той или иной из конкурирующих парадигм. Социологи переняли у представителей политэкономии многие используемые теми подходы и концептуальные инструменты, причем нередко используют их в ситуациях, диаметрально противоположных тем, для которых эти подходы и инструменты изначально были предназначены (в частности, так нередко поступают сторонники школы «аналитического марксизма»)1. Другие представители социологии — дисциплины, характеризующейся высокой степенью внутренней диверсифицированности, — пытались применять экономически ориентированные подходы для создания новых исследовательских парадигм, особенно в тех областях исследования, которые наиболее тесно соприкасаются с политэкономией: в социологии организаций, в экономической социологии, в политической социологии, в изучении проблем неравенства и в социологической теории институтов (March, Olsen, 1989; Selyifck, 1992; Offe, 1996).
1Ср.: Roemer, 1986; 1988; Wright, 1985; Lash, Urry, 1984.
Под термином «политическая экономия», или «политэкономия», подразумевается большое разнообразие общественнонаучных подходов. Интеллектуальные претензии представителей политической экономии (как и специалистов, занятых в таких смежных областях исследований, как концепции социального выбора, публичного выбора, рационального выбора, а также теории институциональной или конституционной экономики) нередко бывают весьма значительными. Они стремятся к более глубокому уровню исследований или изучению более важных проблем по сравнению с традиционными экономистами (с которыми их объединяет интерес к вопросам, связанным со стоимостью, эффективностью, размещением и распределением ресурсов, а также экономическим ростом), политологами (с которыми их объединяют проблемы динамики интересов и урегулирования конфликтов), или социологами (с которыми их сближает проблематика рационального действия в противоположность другим его видам).
«Политическая экономия» — термин далеко не новый, он возник раньше названий всех остальных перечисленных выше социальных наук. То, чем с конца XVIII и на протяжении всего XIX столетия занимались политические философы, экономисты и социальные теоретики, обычно определялось именно как «политическая экономия»2. Следует отметить, что этот термин соединяет не только дисциплины и столетия (точно так же, как в бурно развивающейся отрасли международной политэкономии соединяются страны и континенты), но и помогает преодолеть разрыв между позитивно-объяснительно-прогностическими и нормативно-критическими подходами в социальных науках. Политэкономов всегда интересовали проблемы порядка и беспорядка, побудительные мотивы и механизмы, которые обеспечивали бы поддержание относительного порядка в периоды осложнения ситуации, обусловленного причинами внутреннего характера. Кроме того, ученых, посвятивших себя этой науке, видимо, объединяет мысль просветителей о том, что проблема социального порядка заложена в рациональности действий, подразумевающей двойное следствие: рациональные акторы одновременно и разрушают, и созидают социальный порядок. Вместе с тем они решительно расходятся в оценках тех факторов, которые составляют неотъемлемые компоненты стандартного институционального набора, входящего в понятие «хорошо действующего» или «хорошо организованного» общества, особенно в тех его аспектах, которые имеют отношение к проблемам свободы в противовес равенству или справедливости в противовес эффективности. Действительно, здесь имеет место очевидная политическая поляризация, углубляющаяся по мере того как последовательные и принципиальные политэкономы на практике все в большей степени примыкают к идеологическим лагерям сторонников либерализма или марксизма, между
2 Нам могут возразить, что «политэкономия» — это всего лишь неудачное название академической дисциплины, которая с самого начала своего существования не сумела определить различия между предметом исследования и спектром тех явлений, изучение которых этот предмет составляет. Сейчас принято говорить, например, об «австрийской политической экономии», что подразумевает не столько совокупность трудов и доктрин великих политэкономов этой страны, сколько такие специфически присущие Австрии институциональные характеристики, как большой государственный сектор и тип сотрудничества между политическими партиями и экономическими объединениями. Таким образом, если предметом исследования такой дисциплины, как биология, является жизнь, политическая экономия имеет дело, как это ни странно звучит, с «политической экономией» отдельных периодов, регионов, институтов или экономических формаций.
которыми остается лишь небольшое пространство, занятое немногочисленными отчаявшимися поборниками идей социал-демократии.
Справедливости ради следует отметить, что по сравнению с классической традицией политической экономии, которая начинается с мыслителей шотландского Просвещения и кончается К. Марксом, дисциплина эта на протяжении своего развития в XX столетии стала, если можно так выразиться, более «дисциплинированной» и узко направленной, более предметной и менее умозрительной. Это можно считать одновременно как достижением, так и потерей в содержательной плане. Тем не менее, некоторые исходные концептуальные положения по-прежнему лежат в основе этой дисциплины.
Компоненты парадигмы
Эти концептуальные положения представляет собой общее для политэкономии и социологии проблемное поле, которое служит для этих дисциплин предметом спора и взаимных претензий. Что же представляют собой эти основополагающие идеи?
1) «Вклады». Существует сложный набор независимых переменных, которые в конечном итоге определяют направленность действий и их результаты. Эти независимые переменные иногда в обобщенном виде определяются как «вклады»: в их состав входит вся совокупность ресурсов и ограничений (материальных, военных, юридических, институциональных, демографических, технологических, временных, географических и т.д.) в конкретный период времени, которые обычно определяют те «сферы распространения» и «возможные варианты», в рамках которых осуществляется деятельность некой группы акторов, направленная на извлечение выгоды. Таким образом, акторы, находящиеся в пределах структуры определенных «вкладов», могут объединять в своем составе кого и что угодно: от членов местного законодательного комитета до целых стран третьего мира, от лиц, занятых в той или иной отрасли промышленности, до целой этнической группы.
2) Взаимодействие и взаимозависимость в преследовании интересов. Акторы, входящие в структуру того или иного «вклада», стремятся к достижению некоторых осязаемых преимуществ, таких, как богатство, доход, власть, увеличение продолжительности срока пребывания в должности, военные ресурсы и т.д. Они стремятся к реализации таких интересов, которые им неизбежно придется защищать от соперников, преследующих те же цели. Они действуют в ситуации, полной возможностей, стимулов и угроз, определяемых спецификой действий других акторов. Они втянуты в своего рода «игру». Во всеобщем мире коллективной человеческой деятельности можно выделить три типа игр (Hardin, 1995, ch. 2). К их числу относятся координация (в частности, проявляющаяся в том, что все члены некой коллективной общности говорят на одном языке или ездят по одной стороне дороги), кооперация (проявляющаяся в том, что некая общность людей совместно участвует в забастовке или закупает продукты питания) и конфликты в их чистом виде (такие, как война). Координация основана на совместных договоренностях и не требует затрат: все только выигрывают, и никто не проигрывает, поскольку возможности альтернативных соглашений ничего не стоят. При координации любое
соглашение по определению не лучше и не хуже альтернативных. Кооперация приносит прибыль, но вместе с тем требует затрат (по крайней мере, в отдельных случаях) со стороны тех, кто получает выгоды: необходимо платить членские взносы и налоги, или оплачивать определенные товары и услуги. Однако при этом люди, вовлеченные в кооперацию, получают взамен то, что, по их убеждению, представляет большую ценность по сравнению с понесенными расходами. Если участники сделки не будут рассчитывать (и получать) вознаграждение, на которое рассчитывали, кооперация прекратится. В ситуации чистого конфликта тоже имеют место потери и приобретения, однако и те и другие, как правило, не связаны друг с другом: победа или поражение достанется «либо нам, либо им», а будут ли вообще иметь место и сколько составят выигрыши или проигрыши сторон, в свою очередь, может зависеть от степени эффективности сотрудничества, в которое вовлечены «мы» или «они».
3) Рациональность. Из многих возможных вариантов образа действий акторы рационально выбирают те, которые максимизируют их интересы в пределах ресурсов, имеющихся в их распоряжении, знаний, которыми они обладают, и экспектаций как в отношении действий партнеров, так и относительно последствий своих собственных действий. При этом подразумевается, что при выборе своих действий акторы одновременно обладают способностью к такому нацеленному на результат и заранее просчитанному подходу и, естественно, стремятся к его применению. В то же время общепринятые нормы, традиции, типологические особенности, лояльность по отношению к согражданам, равно как и другие переменные величины аналогичного характера, обычно принимаемые в расчет социологами, играют в концептуальных предпосылках политэкономических подходов второстепенную, крайне незначительную роль. Иными словами, направленность действий в данном случае определяется в основном изначальными «вкладами», а также четкими представлениями о взаимодействии и взаимозависимости наряду со способностью агента максимизировать их рациональное использование.
4) Внешние факторы и обратная связь. Совокупные результаты действий, таким образом, затрагивают интересы третьих сторон (в том числе и «будущее»), находящиеся за пределами того мира, в котором действуют данные рациональные акторы. Такого рода внешние факторы могут быть либо позитивными (например снижение операционных затрат, повышение эффективности), либо негативными (например эксплуатация, инфляция). Кроме того, последствия могут носить «исключительно» распределительный характер (изменение исходного вклада и материальных ресурсов) или же, выходя за пределы собственного мира, институциональный характер (упрочение или изменение институтов и прав, переход к другому типу режима и т.п.). Такие обратные связи институциональных нововведений в большинстве случаев, хотя и не всегда, рассматриваются в качестве определенных этапов эволюционного процесса, способствующих повышению эффективности исходных соглашений о «сферах распространения», правах и «вкладах» (North, 1990)3.
3 Как в схеме К. Маркса о сбрасывании институциональных оков капитализма производительными силами.
Последовательность всеобъемлющего политэкономического анализа, таким образом, может быть представлена в форме циклической модели. Институты и «вклады» обусловливают развитие событий в таком направлении, при котором акторы, рационально стремящиеся к достижению своих интересов, приходят к выводу о необходимости изменения институтов либо за счет накопившегося воздействия внешних факторов, либо через потребность в проведении новых переговоров, либо в силу возникновения каких-то препятствий, либо за счет истощения физических или «моральных» ресурсов (Hirsch, 1976), либо в связи с какими-то иными возникшими обстоятельствами. Такая циклическая модель саморазрушения — институты создают акторов, требования которых в рамках данных институтов не могут быть осуществлены, в результате чего достигаются новые, в определенном смысле «более совершенные» институциональные соглашения, — и составляет тот вклад, которые политическая экономия внесла в изучение социальных изменений.
В чем состоит «политический» аспект политической экономии? На этот вопрос можно ответить, основываясь на всех трех измерениях, которые политологи выделяют при характеристике политической жизни. Во-первых, основной «вклад» и система «мест распространения» прав и ресурсов, которые предоставляются этой системой, составляют «политию» (polity), или «режим», по отношению к которому акторы являются пассивными «получателями» (Krasner, 1983). В рамках этого режима они вступают в конфликты интересов, или «политику» (politics), и индивидуально или коллективно пытаются рационально воспользоваться доступными им возможностями. И последнее: как создатели политического курса или «творцы режима» (policy-makers) они формируют новые институциональные соглашения в рамках режима (через сотрудничество и т.д.), а также сознательно или за счет стихийного воздействия накопившихся внешних обстоятельств изменяют будущую структуру самого режима4.
§ 2. Искажения, вызванные «вкладами»
Такого рода концептуальному осмыслению могут быть подвергнуты практически все типы человеческой деятельности, причем в результате этого можно создать интересные и иногда весьма жизнеспособные гипотезы. Так, например, промышленные рабочие, институционально находящиеся в рамках системы социальной защиты, которая обеспечивает им достаточно высокий уровень жизни, будут идти на соглашение с работодателями, что приведет к росту безработицы, как только работодателям придется ускорить темпы технической модернизации производства, ведущей к сокращению численности работающих. В условиях рыночных отношений производители сталкиваются с неопределенностью, которая заставляет их подчинять свою деятельность властным структурам и договорным формам, что выступает в качестве внешних факторов, направленных на увеличение операционных затрат в экономике затратных транзакций (Williamson, 1975; 1985). Такого рода ситуациям посвя-
4 О «вкладах» и их последствиях см., напр.: Sen, 1981; 1983; Drew, Sen, 1989; Dasgupta, 1993. О динамике — написанные с социологических позиций работы о политэкономии позиционного соперничества: Hirsch, 1976; Elster, 1976; Sen, 1983. Об инфляции см.: Hirsch, Goldthorpe, 1978. О «фискальном кризисе государства» см.: О'Connor, 1973; Cough, 1979; Offe, 1984.
щено бесчисленное множество политэкономических мифов, в которых идет речь о бюрократах, борющихся за максимизацию бюджета (Niskanen, 1971), о политических деятелях, стремящихся максимизировать полученные голоса избирателей, об избирателях, пытающихся извлечь для себя максимум пользы (Downs, 1957), или о штатах, стремящихся к максимизации своей юрисдикции (Scharpf, 1994) — все они оказывают благоприятное или, чаще, не очень благоприятное воздействие на решение проблем занятости, бюджетного дефицита, инфляции, экономического роста, доверия и гражданской культуры.
Среди наиболее популярных видов деятельности политэкономов почетное место занимает моделирование неожиданно возникающих негативных явлений. К числу крупнейших достижений политэкономии XX в. относятся теорема невозможности К. Арроу и доказательство принципиальной произвольности совокупных правил социального выбора, которые плохо согласуются с либерально-демократическими мифами о «воле народа» Д. Миллера (Arrow, 1963; Miller, 1993), Среди важных достижений следует отметить также моделирование «дилеммы узника» и теорию М. Олсона о «логике коллективного действия», которые наглядно продемонстрировали, как рациональные акторы постоянно пренебрегают использованием доступных им важных ресурсов (Olson, 1965). Издается большое число работ, название которых отражает присущую их авторам обеспокоенность. Упомянем лишь следующие подобные произведения: Г. Хардин «Трагедия общественного представительства», Э. Даунс «Почему государственный бюджет слишком мал в условиях демократии», А. Сен «Рациональные глупцы», Б. Бэрри и Р. Хардин «Рациональный человек в иррациональном обществе?» (Hardin, 1968; Downs, 1960; Sen, 1977; Barry, Hardin, 1982).
В противоположность классической социологии в целом и идеям М. Вебера и Э. Дюркгейма в частности, в политэкономических трудах имеют место материалистические тенденции. Это проявилось, в том числе, в сравнительно недавних исследованиях так называемой «парадигмы рационального выбора», имевших большой успех. Моделирование неожиданно возникающих негативных явлений нередко сочетается с отрицанием идеалистических и волюнтаристских теорий социального действия. Поведенческие траектории определяются объективными возможностями, стимулами, интересами и расчетами, а не тем, что люди субъективно чувствуют или воображают и чем руководствуются в своих действиях. Исходящие из «реалистической» перспективы политэкономы не придают большого значения тем причинам, которыми сами акторы объясняют мотивы тех или иных своих действий, а нередко и вообще не считаются с ними. В действительности в развитии общественной жизни определяющую роль играют не столько идеи, личности и нормы, сколько рациональное стремление к воплощению в жизнь определенных интересов и используемые для этого механизмы, причем сам термин «интерес» всегда предполагает указание места его носителя в определенной структуре. Это подразумевает и то, что существуют другие акторы с противоположными интересами, в соперничестве с которыми наше «я» должно одержать верх. Подобно безликим «театральным маскам» К. Маркса, изучаемые политэкономией агенты на самом деле выпадают из контекста социальных и культурных реалий. В том случае, если они будут стремиться к соблюдению норм, не руководствуясь при этом соответствующими расчетами, существует значительная вероятность того, что им не только не удастся достичь оптимальности в паретовском смысле слова, но они придут к неизбежному краху.
Если нормы и играют в политической экономии какую-то роль, роль эта является второстепенной, подчиненной или «надстроечной». Нормы могут быть определены и введены в действие лишь в следующих случаях: либо если акторы согласились принять эти нормы в расчете на то, что те помогут им в достижении стоящих перед ними целей; либо если та или иная норма стратегически провозглашается определенной партией или классом, с тем чтобы отстаивать их интересы в борьбе со своими противниками; либо если норма и определяемые ею ценности представляют собой результат некой эволюционной логики, в соответствии с которой отбираются лишь те из них, что обладают способностью к повышению потенциала эффективности (Axelrod, 1984; Ullmann-Margalit, 1977; Taylor, 1987; Coleman, 1990). Следование нормам может также являться результатом нерационального поведения, которое вскоре должно будет исчезнуть под воздействием конкуренции, как, например, расистская практика работодателей при найме на работу, когда люди, позволяющие себе роскошь нерациональных действий, вскоре оказываются перед лицом вполне реальных экономических и юридических ограничений (Becker, 1991).
До настоящего времени область частичных тематических совпадений и спорных проблем между политэкономией и социологией оставалась достаточно узкой. Многие основные устоявшиеся направления социологических исследований — такие, как социологические проблемы религии, преступности, культуры, семьи, профессиональной деятельности, знаний, этнических проблем, расовых и гендерных отношений, образования, урбанистических общностей — еще не стали объектом достаточно пристального внимания со стороны политэкономии5. Все это, по крайней мере на сегодняшний день, в основном выходит за пределы конфликта парадигмы.