Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Могут ли институты быть рациональными?




Институты регулируют доступ к законному использованию редких и цен­ных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Иначе говоря, они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама по себе редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют подобную борьбу различных интересов. Они определяют правила игры, а также цели, которые в этой игре могут быть достигнуты, но не ходы, которые игроки должны делать в течение игры, оставаясь при этом в рамках институционально определенного пространства возможностей, выбора и стимулов. На этом пространстве отдельные типы прикладных, стратегичес­ких и других действий, совершаемых в соответствии с формальными инсти­туциональными правилами и свободами, не предписываются и не запрещают­ся (а, скорее, разрешаются или предлагаются). Определенную роль при выбо­ре образа действий здесь играют и психологические факторы, такие, как «заданные» предпочтения и степень допущения риска в условиях неопреде­ленности. Институты определяют способы, с помощью которых вызванный нехваткой ресурсов конфликт может быть смягчен и разрешен. Таким обра­зом, устанавливается реальное соотношение свободы и действий, как рацио­нальных, так и любых других.

Можно ли говорить о том, что такое качество, как «рациональность», в отличие от акторов, присуще институтам? Институты также могут действо­вать эффективно, т.е. рациональные акторы не будут поступаться эффектив­ностью поставленной цели ради того, чтобы нанести институтам ущерб. Это верно, по крайней мере, в том случае, когда в ходе сотрудничества не возни­кает никаких препятствий для поддержки таких институтов. Проблема кол­лективных действий должна решаться таким образом, чтобы ни одна значи­тельная группа акторов, стремящихся к получению преимуществ, не смогла нанести ущерб позициям того или иного института своими произвольными действиями или стремлением к краткосрочной выгоде, грозящей значительно более существенными потерями долгосрочного характера.

Не вполне понятно, что имеют в виду политэкономы и к какому выводу они хотят подвести, утверждая, что один институт может быть более рацио­нальным, чем другой (Schotter, 1981; North, 1990). Во-первых, институты (такие, как избирательное законодательство, банковская система или систе­ма соглашений в промышленности) обычно обладают достаточным влияни­ем с известными и неизвестными, положительными и отрицательными,

долгосрочными и краткосрочными, желательными для одних и нежеланны­ми для других последствиями. Объединить все эти факторы в рамках един­ственного критерия, определяющегося большей или меньшей степенью «эф­фективности», представляется исключительно трудным. Так, в частности, в области производственных отношений система может идеально работать в тех случаях, когда необходимо достичь социального мира и гибкости в отно­шении выдвигаемых трудящимися требований. Но это может ослабить кон­курентоспособность промышленности за счет давления тех, кто стремится к повышению уровня заработной платы. Равным образом мажоритарная изби­рательная система в чистом виде, как известно, обеспечивает стабильность правительства, но вместе с тем ущемляет права структурных меньшинств. И поскольку в данном случае договоренность между двумя сторонами не мо­жет быть достигнута иначе, как произвольно и предвзято, то на основе каких критериев можно оценить подлинную эффективность такого рода со­глашений?

Во-вторых, даже в том случае, если эта трудность будет преодолена, как можно дать однозначную оценку эффективности данного института на прак­тике? Действующие институты крайне редко распадаются только потому, что их деятельность считают сравнительно мало эффективной, а новые институ­ты не создаются только из соображений возможной эффективности (Offe, 1996). Скорее, функционирование институтов определяется родом их деятель­ности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Пере­мены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффек­тивности (Selylick, 1992).

Политэкономия и социология расходятся и в способах решения конфлик­тов между парадигмами, возникающими между теми подходами, на которые они опираются. В политэкономии часто используется инженерный подход к институтам. Согласно этому подходу, институты стремятся оценить и в итоге повысить эффективность не только действия как такового, но и институцио­нальной структуры (прав собственности, контрактов, отношений в промыш­ленности, избирательных систем, властных структур, публичной администра­ции, конституции и т.п.), в которой данное действие осуществляется. По мере того как институты внедряют или усваивают более эффективные методы ра­боты (оцениваемые прежде всего с точки зрения транзактных затрат), их следует преобразовывать с тем, чтобы максимизировать эффективность их деятельности и тем самым обеспечить повышение благосостояния. Социологи нередко воспринимают такой подход как «имперский», однако в силу отсут­ствия специальной социологической теории производства, инвестиций и по­ведения потребителей, реагируют на доводы политэкономов скорее в оборо­нительном, чем в наступательном духе.

В соответствии с большинством традиций социологической теории, соци­альный мир разделен на две сферы. Одна из них редставляет собой сферу рационального стратегического преследования интересов, опосредованного формализованными кодами (например деньгами и голосами избирателей). Другая область — это сфера всеобъемлющего социального порядка, солидарности и самоценных форм объединения и сплоченности людей. Эта сфера не является

спонтанным результатом рыночной деятельности или других форм стратеги­ческого взаимодействия, а потому нуждается в защите от натиска тех сил, в основе которых лежат лишь соображения эффективности.

В аналитическом противопоставлении «системного» и «жизненного» аспек­тов социального порядка Ю. Хабермас дает наиболее завершенный и глубокий вариант осмысления этого социологического дуализма, начало которого про­слеживается еще в призыве О. Конта к «порядку и прогрессу», относящемуся к периоду зарождения самой этой дисциплины (Habermas, 1981; Etvoni, 1988; 1993; Giddens, 1984). Более того, социологи также любят заострять внимание на своем неявном вкладе в достижение эффективности институциональных соглашений, которые одновременно являются как исходными условиями для совершения рыночных транзакций, так и стимулами развития производства. Поскольку эти соглашения были разработаны и внедрены не ради их эффек­тивности, их нельзя отменить во имя целей, связанных с мнимыми выгода­ми, которые может принести эффективность (Streeck, 1992).

С социологической точки зрения, существуют такие области общественной жизни, которые нельзя назвать «экономическими» — т.е. области, в которых соображения полезности и эффективности должны рассматриваться в качестве основополагающих. Ассиметрию двух дисциплин можно определить следую­щим образом. Политэкономия имеет в своем распоряжении экономическую теорию институтов, и поэтому предпочитает игнорировать водораздел, суще­ствующий между двумя этими областями. Социологи же, по-видимому, рас­полагают лишь зачатками собственно социологической теории для описания того, что происходит на рынках и в фирмах (Gintis, Bowles, 1986). Однако наиболее честолюбивые из них ратуют за то, чтобы социологи на деле доказа­ли, что «внеэкономические» сферы общественных отношений не только функ­ционируют иначе, чем отношения экономические, но что эффективность и институциональная жизнеспособность экономики зависят от того, насколько эти параметры ограничиваются и регулируются внеэкономической сферой действий и мотиваций.

Так, социальными нормами, способствующими поддержанию высокой экономической эффективности, являются выполнение обещаний и уважение права собственности. Если эти принципы перестают соблюдаться, транзактные затраты стремительно возрастают. Однако такой вклад в увеличение эф­фективности, по сути дела, и является «скрытой» функцией именно этих норм и принципов. Если бы эта функция оставались чисто «декларативной», а экономия на транзактных затратах превратилась в единственную оправданную и стимулирующую силу, согласие было бы разрушено: соблазн максимально увеличить индивидуальную выгоду при нарушении этих принципов возобла­дал бы повсеместно, поскольку никакой иной внешней силы, заставляю­щей соблюдать эти нормы, не существует. Продолжая распространять принци­пы рациональной максимизации полезности как единственного приемлемого и/или функционального мотива, политэкономическая теория действия в том случае, если она получит слишком широкое распространение в экономике, чревата большой опасностью и риском для всего общества. Социолог в этой связи мог бы задать вопрос: «Так насколько же все-таки эффективна рацио­нальная практика политэкономии?»

ЛИТЕРАТУРА

Akerlof G. The market for «lemons»: Quality uncertainly and the market mechanism //

Quarterly Journal of Economics. 1970. Vol. 84. P. 488-500.

Arrow K.J. Social choice and individual values. New Haven (Conn.): Yale University Press,

1963; originally published 1951.

Axelrod R. The evolution of cooperation. New York: Basic, 1984.

Barry B. Sociologists, economists and democracy. London: Collier-Macmillan, 1970.

Barry В., Hardin R. (eds). Rational man and irrational society? Beverly Hills (Cal.): Sage, 1982.

Becker G.S. The economics of discrimination. Chicago: University of Chicago Press, 1971;

originally published 1957.

Becker G.S. A treatise on the family. Cambridge (Mass): Harvard University Press, 1981.

Beckert J. Uncertainty and economic action. Mimeo., Department of Sociology, Princeton

University, 1995.

CarlingA. Soical division.London: Verso, 1991.

Coleman J.S. Foundations of social theory. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1990.

Dasgupta P. An inquiry into well-being and destitution. Oxford: Clarendon Press, 1993.

DiMaggio P., Powell W. The iron cage revisited: Institutional isomorphism and collective

rationality in organizational fields // American Sociological Review. 1983. Vol. 48. P. 147—160.

Downs A. An economic theory of democracy. New York: Harper and Row, 1957.

Downs A. Why the government budget is too small in a democracy // World Politics. 1960.

12. P. 541-563.

Dreze J., Sen A. Hunger and public action. Oxford: Clarendon Press, 1989.

Elster J. Boudon, education and the theory of games // Social Science Information. 1976.

Vol. 15. P. 733-740.

Elster J. Ulysses and the sirens. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.

Elster J. Sour grapes: Studies in the subversion of rationality. Cambridge: Cambridge

University Press, 1983.

Elster J. (ed.) Rational choice. Oxford: Blackwell, 1986.

Etzioni A. The moral dimension. New York: Free Press, 1988.

Etzioni A. The spirit of community: Rights, responsibilities, and the communitarian agenda.

New York: Crown, 1993.

Friedland R., Robertson A.F. (eds). Beyond the marketplace: Rethinking economy and society. New York: Aldine de Gruyter, 1990.

Gambetta D. Mafia: The price of distrust // Trust: Making and Breaking Cooperative

Relations/Ed, by D. Gambetta. Oxford: Blackwell, 1988. P. 158-175.

Giddens A. The constitution of society. Berkeley: University of California Press, 1984.

Gintis H., Bowles S. Democracy and capitalism. New York: Basic, 1986.

Goodin R.E. Laundering preferences // Foundation of Social Choice Theory / Ed. by J.

Elster, A. Hylland. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 75-101.

Gough I. The political economy of the welfare state. London: Macmillan, 1979.

Granovetter M. Economic action and social structure: The problem of embeddedness //

American Journal of Sociology. 1985. Vol. 91, P. 481-510.

Granovetter M. Economic institutions as social constructions: A framework for analysis //

Acta Sociologica. 1991. Vol. 34. P. 3-11.

Granovetter M. The nature of economic relationship // Explorations in Economic Sociology /

Ed. by R. Swedberg. New York: Russell Sage Foundation, 1993. P. 3-41.

Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt: Suhrkamp, 1981.

Hardin G. The tragedy of the commons //Science. 1968. Vol. 162. P. 1243-1248.

Hardin R. One for all. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1995.

Hechter M. Principles of group solidarity. Berkeley: University of CalifomiaPress, 1987.

Hirsch F. Social limits to growth. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1976.

Hirsch F., Goldthorpe J.H. (eds). The political economy of inflation. Oxford: Martin Robertson, 1978.

Hirschman A. The passions and interests. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1977.

Hirschman A. Shifting involvements: Private interest and public action. Princeton (N.J.):

Princeton University Press, 1982.

Hirschman A. Rival views of market society. New York: Viking, 1986.

Keynes J.M. The general theory of employment // The Collected Writings ofJ.M. Keynes.

London: Macmillan, 1973. Vol. XIV. P. 109-123; originally published 1937.

Knight F.H. Risk, uncertainty and profit. Boston: Houghton, Mifflin, 1921.

Krasner S.D. Structural causes and regime consequences: Regimes as intervening variab­les // International Organization. 1983. Vol. 36. P. 1-21.

Lash S., Urry J. The new Marxism of collective action: A critical analysis // Sociology. 1984. Vol. 18. P. 33-50.

Machina M.J. Choice under uncertainty: Problems solved and unsolved // The Limits of

Rationality/ Ed. by K.S. Cook, M. Levi. Chicago: University of Chicago Press, 1990.

P. 90-132; originally published 1987.

Mansbridge J.J. (ed.) Beyond self-interest. Chicago: University of Chicago Press, 1990.

March J. G. Bounded rationality, ambiguity and the engineering of choice. // Elster. Op. cit.

1986. P. 142-170.

March J.G., Olsen J. Rediscovering institutions. New York: Free Press, 1989.

Miller D. Deliberative democracy and social choice // Prospects forDemocracy / Ed. by

D. Held. Oxford: Polity, 1993. P. 74-92.

Niskanen W. Bureaucracy and representative government. Chicago: Aldine-Atherton, 1971.

North D. Institutions, institutional change and economic performance. New York: Cambridge University Press, 1990.

О'Connor J. The fiscal crisis of the state. New York: St. Martin's, 1973.

Oberschall A., Leifer E.M. Efficiency and social institutions: Uses and misuses of economic

reasoning in sociology // American Journal of Sociology. 1986. Vol. 91. P. 233—253.

Offe C. Contradictions of the welfare state. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1984.

Offe C. Introduction: The puzzling scope of rationality //Archives Europeennes de Sociologie.

1991. Vol. 32. P. 81-83.

Offe C. Designing institutions in East European transitions. // The Theory of Institutional

Design / Ed. by R.E. Goodin. Cambridge: Cambridge Univeristy Press, 1996. P. 199-226.

Olson M. The logic of collective action. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1965.

Olson M. The relationship between economics and the other social sciences: The province

of a «social report» // Politics and the Social Sciences / Ed.by S.M.Lipset.New York: Oxford University Press, 1969. P. 127-162.

Oslrom E. Governing the commons. New York: Cambridge University Press, 1990.

Pizzomo A. On the rationality of democratic choice // Telos. 1985. Vol. 63. P. 41—69.

Polanyi K. The great transformation. Boston: Beacon, 1944.

Powell W. W., DiMaggio P.J. (eds). The new institutionalism in organizational analysis. Chicago: University of Chicago Press, 1991.

Putnam R.D. Making democracy work. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1993.

Riker W., Ordeshook P.C. An introduction to positive political theory. Englewood Cliffs

(N.J.):Prentice-Hall, 1973.

RoemerJ.E. (ed.). Analytical marxism. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

Roemer J.E. Free to lose. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1988.

Scharpf F. W. Games (real) actors may play: The problem of mutual predictability //

Rationality and Society. 1990. Vol. 4. P. 471-494.

Scharpf F. W. Optionen des Foderalismus in Deutschland und Europa. Frankfurt: Campus,

1994.

Schelling T. The strategy of conflict. Oxford: Oxford University Press, 1960.

Schelling T. Micromotives and macrobehavior. New York: Norton, 1978.

Schotter A. The economic theory of social institutions. Cambridge: Cambridge University

Press. 1981.

Selviick P. The moral commonwealth: Social theory and the promise of community. Berkeley: University of California Press, 1992.

Sen A. Rational fools: A critique of the behavioral foundations of economic theory //

Philosophy and Public Affairs. 1977. Vol. 6. P. 317-344.

Sen A. Poverty and famines. Oxford: Clarendon Press, 1981.

Sen A. Poor, relatively speaking // Oxford Economic Papers. 1983. Vol. 35. P. 153-169.

Sen A. Behaviour and the concept of preference // Elster. Op. cit. 1986. P. 60—81.

Simon H.A. Administrative behavior. New York: Macmillan, 1945.

Stigler G.J. The economics of information // Journal of Political Economy. 1961. Vol. 60.

P. 213-225.

Streeck W. Social institutions and economic performance. London: Sage, 1992.

Taylor M. The possibility of cooperation. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

Ullmann-Margalit E. The emergence of norms. Oxford: Oxford University Press, 1977.

Waring M.J. Counting for nothing. Wellington (N.Z.): Alien and Unwin, 1988.

Williamson 0. Markets and hierarchies. New York: Free Press, 1975.

Williamson 0. The economic institutions of capitalism. New York: Free Press, 1985.

WrightE.O. Classes. London: Verso, 1985.

 


Глава 30





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2676 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.