В первой половине XVII в. голландский политический мыслитель, юрист и дипломат Гуго Гроций (1583 - 1645) оказал столь заметное влияние на развитие международного права, что иногда историки называют Г.Гроция его творцом”. Он также читается одним из отцов-основателей школы естественного права. Г. Гроций, конечно же, не был создателем ни естественного, ни международного права; их основополагающие положения
восходят к античной Греции и Риму. Христианские мыслители в Средневековье восприняли от античных юристов разделение позитивного права, установленного людьми, и естественного права, представляя последнее как выражение божественной воли, в том числе в международных отношениях. Гуго Гроций был первым, кто в работе “О праве войны и мира” (1625) систематизировал международное право. XVII век в Европе стал эпохой научного рационализма, выдающихся открытий Ньютона, Паскаля, Галилея, Кеплера. Точное естествознание сообщало более рационалистическое толкование естественному праву, самым ярким выразителем которого и стал Гуго Гроций. Он следовал основным идеям Эразма Роттердамского об установлении мирного международного порядка, устранении силы из международных отношений и тщательной регламентации правомерности войны. Он считал несправедливыми любые войны, развязываемые ради “государственного интереса”, называл разбойником Александра Македонского и, оставаясь христианином, считал несправедливыми войны с целью распространения христианства. Он высказал идеи международного сотрудничества и мирного урегулирования споров, основанных на принципах коллективной взаимопомощи народов.
24. Концепция равновесия сил лорда Болингброка. Генри Сент-Джон Бо́лингброк (16.09.1678-12.12.1751) — англ. гос. деятель и писатель, ученый, философ, оратор.
О «концепции равновесия сил». Война за испанское наследство сконцентрировала главные противоречия формировавшейся в конце XVII - начале XVIII в. европейской системы, нашедшей выражение в Утрехтском мире. Эта система была основана на принципах "баланса сил", которые и ранее применялись во внешней политике государств. Но, пожалуй, впервые в Утрехтском мире была сформулирована ясно выраженная цель сохранения мира в Европе посредством равновесия сил на континенте. Вдохновителем этой политики был Болингброк. Первое в политической философии подробное обоснование концепции "баланса сил" на примере европейской истории начала семнадцатого столетия и предшествующих веков указано в "Письма об изучении и пользе истории". Болингброк с презрением относился к внешн политике англ двора в XVI столетии, обличал слабого Генриха VI, "безответственного" Генриха VII, которые "во многом помогли укрепить, равно как и расширить" монархию во Франции. По мнению Болингброка, "роковой принцип компромисса с Людовиком Четырнадцатым" со стороны соседей Фр, привел к тому, что Бурбоны должны были "однажды предъявить в противовес всей Европе выдуманные права" на Испанское королевство. Так как в то время как претензии французского короля, его сила росли и угрожали всей Европе, другие государства слабели. Тем самым "узость взглядов", "ложные представления", "порочность" государственных деятелей "не только вовремя не предотвратили рост этой державы, но и вскормили ее, сделав почти непреодолимой для любой будущей конференции”.
Некоторые положения из "Писем об изучении и пользе истории", которые фокусируют суть рассуждений автора Утрехтского мира:
1) проекты "вечного мира" путем создания "общей" власти утопичны;
2) мир лишь посредством договоров иллюзорен;
3) мир достижим только на основе сдерживания самой сильной державы объединенным сопротивлением росту ее могущества
со стороны других держав.
4) Государственный деятель и дипломат лорд Болингброк владел международными вопросами как бесстрастный реалист, достойный продолжатель Н. Макиавелли. Но в игре интересов европейских государств он уловил соединение их в международную систему.
Вывод: в МО этого времени наиболее распространена концепция «равновесия сил» (возникшая в западноевропейской публицистике на основе изучения опыта Итальянских войн и франко-габсбурбского соперничества). Предельно четко она сформулирована именно в «Письмах об изучении и пользе истории»:
«С того момента, как образовались две великие державы – Франция и Австрия – и, как следствие этого, между ними возникло соперничество, интересы их соседей заключались в том, чтобы бороться с сильнейшей и наиболее активной и заключать союз и дружбу с более слабой. Отсюда – концепция равновесия сил в Европе, на котором покоятся безопасность и спокойствие всех».
25. Европейская миротворческая традиция: концепции «вечного мира» Ш._И. Де Сен_Пьера.
В 1713 г. французский аббат Шарль-Ирине де Сен-Пьер (1658-1743) предложил Утрехтскому конгрессу, завершившему войну за испанское наследство38, проект “вечного мира”. Ш.-И. де Сен-Пьер исходил из возможности прогресса в международной политике на основе усовершенствования правового урегулирования отношений между государствами. Утверждая примат правовых международных норм, он критиковал европейское публичное право своего времени, замечая в нем отсутствие общности принципов, внутреннего единства, противоречивость правовых систем государств. Он предложил ряд принципов установления “вечного мира”: гарантию государствам их территориальных владений, уважение территориальной целостности государств, использование арбитража международных судебных трибуналов, ограничение вмешательства государств в дела друг друга. Он также предложил отказаться от принципа jus ad bellum - права на войну - исконного права государства на применение силы, ввести в международные законы положение об ответственности государств за подготовку и развязывание войн и применение коллективных санкций, включая военную силу.
В проекте “вечного мира”, представленного Утрехтскому конгрессу, Ш.-И. де Сен-Пьер предусматривал совместные действия 14 европейских государств против членов Европейского союза, которые нарушат его постановления и будут готовиться к войне или развяжут ее без объявления.
26. ПЛАН “ЕВРОПЕЙСКОГО МИРА” И. БЕНТАМА
Три четверти века спустя английский философ и юрист Иеремия Вентам (1748-1832) предложил план воцарения международного мира, во многом сходный с проектом Ш.-И. Де Сен-Пьера. Размышляя об “общем благосостоянии цивилизованных наций” И. Бентам говорил о возможности рациональной политики, сочетавшей собственную пользу и интересы других с помощью нравственности. Из всех известных европейских мыслителей
Нового времени, кроме И. Канта, он, безусловно, был наибольшим моралистом в политической философии и, оспаривая взгляды Н. Макиавелли, замечал, что из “дурной нравственности” вытекает “дурная политика”.
Разумеется, он призывал ограничить применение силы в международных делах и предлагал совершенствовать право с целью предупреждения международных разногласий. Рационализация внешней политики государств,
избавление ее от страстей, личных амбиций и ошибок правителей и министров с его точки зрения предполагали открытость межгосударственных отношений, более широкий обмен информацией и отказ от тайной дипломатии.
В проекте “европейского мира” И. Бентам предлагал в рамках международной организации учредить постоянный конгресс на основе равноправного представительства государств, общий суд и международные
вооруженные силы, сократить национальные армии. Исходя из интересов метрополии, он призывал отказаться от колоний, установить всеобщую свободу торговли, преодолевать национальную и религиозную нетерпимость.
Иначе говоря, мораль и принцип пользы сочетались во взглядах И. Бентама на международные отношения.
Последующая их история доказала, что воплощение подобных принципов в реальной политике становилось более скрытой и совершенной формой международной экономической зависимости. Мораль и нравственность
И. Бентама, в сущности, вдохновлялись его заботой о национальных интересах Великобритании.