Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идеи Гуго Гроция о международных отношениях




В первой половине XVII в. голландский политический мыслитель, юрист и дипломат Гуго Гроций (1583 - 1645) оказал столь заметное влияние на развитие международного права, что иногда историки называют Г.Гроция его творцом”. Он также читается одним из отцов-основателей школы естественного права. Г. Гроций, конечно же, не был создателем ни естественного, ни международного права; их основополагающие положения

восходят к античной Греции и Риму. Христианские мыслители в Средневековье восприняли от античных юристов разделение позитивного права, установленного людьми, и естественного права, представляя последнее как выражение божественной воли, в том числе в международных отношениях. Гуго Гроций был первым, кто в работе “О праве войны и мира” (1625) систематизировал международное право. XVII век в Европе стал эпохой научного рационализма, выдающихся открытий Ньютона, Паскаля, Галилея, Кеплера. Точное естествознание сообщало более рационалистическое толкование естественному праву, самым ярким выразителем которого и стал Гуго Гроций. Он следовал основным идеям Эразма Роттердамского об установлении мирного международного порядка, устранении силы из международных отношений и тщательной регламентации правомерности войны. Он считал несправедливыми любые войны, развязываемые ради “государственного интереса”, называл разбойником Александра Македонского и, оставаясь христианином, считал несправедливыми войны с целью распространения христианства. Он высказал идеи международного сотрудничества и мирного урегулирования споров, основанных на принципах коллективной взаимопомощи народов.

 

24. Концепция равновесия сил лорда Болингброка. Генри Сент-Джон Бо́лингброк (16.09.1678-12.12.1751) — англ. гос. деятель и писатель, ученый, философ, оратор.

О «концепции равновесия сил». Война за испанское наследство сконцентрировала главные противоречия формировавшейся в конце XVII - начале XVIII в. европейской системы, нашедшей выражение в Утрехтском мире. Эта система была основана на принципах "баланса сил", которые и ранее применялись во внешней политике государств. Но, пожалуй, впервые в Утрехтском мире была сформулирована ясно выраженная цель сохранения мира в Европе посредством равновесия сил на континенте. Вдохновителем этой политики был Болингброк. Первое в политической философии подробное обоснование концепции "баланса сил" на примере европейской истории начала семнадцатого столетия и предшествующих веков указано в "Письма об изучении и пользе истории". Болингброк с презрением относился к внешн политике англ двора в XVI столетии, обличал слабого Генриха VI, "безответственного" Генриха VII, которые "во многом помогли укрепить, равно как и расширить" монархию во Франции. По мнению Болингброка, "роковой принцип компромисса с Людовиком Четырнадцатым" со стороны соседей Фр, привел к тому, что Бурбоны должны были "однажды предъявить в противовес всей Европе выдуманные права" на Испанское королевство. Так как в то время как претензии французского короля, его сила росли и угрожали всей Европе, другие государства слабели. Тем самым "узость взглядов", "ложные представления", "порочность" государственных деятелей "не только вовремя не предотвратили рост этой державы, но и вскормили ее, сделав почти непреодолимой для любой будущей конференции”.

Некоторые положения из "Писем об изучении и пользе истории", которые фокусируют суть рассуждений автора Утрехтского мира:

1) проекты "вечного мира" путем создания "общей" власти утопичны;

2) мир лишь посредством договоров иллюзорен;

3) мир достижим только на основе сдерживания самой сильной державы объединенным сопротивлением росту ее могущества
со стороны других держав.

4) Государственный деятель и дипломат лорд Болингброк владел международными вопросами как бесстрастный реалист, достойный продолжатель Н. Макиавелли. Но в игре интересов европейских государств он уловил соединение их в международную систему.

Вывод: в МО этого времени наиболее распространена концепция «равновесия сил» (возникшая в западноевропейской публицистике на основе изучения опыта Итальянских войн и франко-габсбурбского соперничества). Предельно четко она сформулирована именно в «Письмах об изучении и пользе истории»:

«С того момента, как образовались две великие державы – Франция и Австрия – и, как следствие этого, между ними возникло соперничество, интересы их соседей заключались в том, чтобы бороться с сильнейшей и наиболее активной и заключать союз и дружбу с более слабой. Отсюда – концепция равновесия сил в Европе, на котором покоятся безопасность и спокойствие всех».

 

25. Европейская миротворческая традиция: концепции «вечного мира» Ш._И. Де Сен_Пьера.

В 1713 г. французский аббат Шарль-Ирине де Сен-Пьер (1658-1743) предложил Утрехтскому конгрессу, завершившему войну за испанское наследство38, проект “вечного мира”. Ш.-И. де Сен-Пьер исходил из возможности прогресса в международной политике на основе усовершенствования правового урегулирования отношений между государствами. Утверждая примат правовых международных норм, он критиковал европейское публичное право своего времени, замечая в нем отсутствие общности принципов, внутреннего единства, противоречивость правовых систем государств. Он предложил ряд принципов установления “вечного мира”: гарантию государствам их территориальных владений, уважение территориальной целостности государств, использование арбитража международных судебных трибуналов, ограничение вмешательства государств в дела друг друга. Он также предложил отказаться от принципа jus ad bellum - права на войну - исконного права государства на применение силы, ввести в международные законы положение об ответственности государств за подготовку и развязывание войн и применение коллективных санкций, включая военную силу.

В проекте “вечного мира”, представленного Утрехтскому конгрессу, Ш.-И. де Сен-Пьер предусматривал совместные действия 14 европейских государств против членов Европейского союза, которые нарушат его постановления и будут готовиться к войне или развяжут ее без объявления.

 

26. ПЛАН “ЕВРОПЕЙСКОГО МИРА” И. БЕНТАМА

Три четверти века спустя английский философ и юрист Иеремия Вентам (1748-1832) предложил план воцарения международного мира, во многом сходный с проектом Ш.-И. Де Сен-Пьера. Размышляя об “общем благосостоянии цивилизованных наций” И. Бентам говорил о возможности рациональной политики, сочетавшей собственную пользу и интересы других с помощью нравственности. Из всех известных европейских мыслителей

Нового времени, кроме И. Канта, он, безусловно, был наибольшим моралистом в политической философии и, оспаривая взгляды Н. Макиавелли, замечал, что из “дурной нравственности” вытекает “дурная политика”.

Разумеется, он призывал ограничить применение силы в международных делах и предлагал совершенствовать право с целью предупреждения международных разногласий. Рационализация внешней политики государств,

избавление ее от страстей, личных амбиций и ошибок правителей и министров с его точки зрения предполагали открытость межгосударственных отношений, более широкий обмен информацией и отказ от тайной дипломатии.

В проекте “европейского мира” И. Бентам предлагал в рамках международной организации учредить постоянный конгресс на основе равноправного представительства государств, общий суд и международные

вооруженные силы, сократить национальные армии. Исходя из интересов метрополии, он призывал отказаться от колоний, установить всеобщую свободу торговли, преодолевать национальную и религиозную нетерпимость.

Иначе говоря, мораль и принцип пользы сочетались во взглядах И. Бентама на международные отношения.

Последующая их история доказала, что воплощение подобных принципов в реальной политике становилось более скрытой и совершенной формой международной экономической зависимости. Мораль и нравственность

И. Бентама, в сущности, вдохновлялись его заботой о национальных интересах Великобритании.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4926 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2268 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.