Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции
1)политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
2)определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;
3)мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.
5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности
6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах.
Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории — культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических. (во Франции во времена президентства Шарля де Голля).
В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость.
Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества.
Главной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства.
В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.
Вождизм — политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя.
Древнейшей известной формой вождизма является греческая тирания, как она описана в «Политике» Аристотеля.
СССР – Сталин, Германия- Гитлер, Италия – Муссолини, КНДР – Ким Чен Ир, Куба – Фидель Кастро
В итоге можно сказать, что феномен вождизма объясняется несколькими общими для различных стран мира факторами:
1. исторические предпосылки, повлиявшие на национальные чувства людей;
2. личностные качества вождя, его способность влиять на массы;
3. предрасположенность народа к вождизму;
4. психологическое давление.
Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие:
1. Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих.
2. Сильная оппозиция, политический плюрализм.
3. Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
4. Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами.
5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур.