Влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора).
Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.
Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.
Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:
1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;
2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров — формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;
3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель — глава правительства, фирмы и т.п.;
4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;
5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих — наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.
К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы — консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.
Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают:
1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;
2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;
3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;
4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;
5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.
Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.
Способы (то есть каким образом люди попадают в элиту):
- Выборы, механизм представительства
- Родственные связи
- Профессионализм (через карьерный рост)
- «Клики» (питерская, свердловские группировки) – связаны по соц. критериям, не родственники
3 способа рекрутирования членов элит:
Наследование
Выборы
Назначение
Принципы (критерии в соответствии с которыми люди могут проникнуть в элиту):
- по профессионализму и компетентности
- партийной принадлежности
- принципу лояльности
- личной преданности
- родственные связи
Каналы (те пути по которым происходит попадание в элиту)
- политические партии
-гос аппарат
-органы местного самоуправления
-бизнес
-Система образования
- бюрократический аппарат
- экономические институты
- профсоюзы(для США и Зап. Европы)
- армия
- церковь
ТЕНЕВЫЕ СТРУКТУРЫ
(shadow/grey-market structures)- организации, лица, вновь созданные структуры и т. п., до поры до времени внешне остающиеся незаметными, предпочитающие держаться в тени и делать свое дело, воплощать свои замыслы, не привлекая особого внимания, ждущие своего часа. О широком распространении такой практики говорит и растущее число характеризующих ее понятий: "теневая власть", "теневое правительство", "теневой кабинет", "теневой премьер", "теневая политика", "теневая экономика" и т. п.
Теневые центры могут быть как институционализированными, так и сугубо неформальными. В первом случае реализуются возможности (люфты) институциональной подсистемы, а также возможности трактовки принципов ее функционирования и создания дополнительных институтов и властных мест для обеспечения системы сдержек и противовесов. Речь идет именно о создании теневых центров власти. В пределе данная тенденция может быть описана как «приватизация государства».
Во втором случае имеет место проявление такой ситуации, когда те или иные политические субъекты не ставят своей целью приход к власти, но стремятся к максимизации собственного влияния на правящий политический режим и, в идеале, к монополизации влияния. В этом случае речь идет о создании теневых центров влияния.
Неформальные теневые центры, как правило, стремятся найти себе точку опоры в формальной институциональной системе, поскольку это открывает доступ к важным бюрократическим ресурсам, а также повышает легитимность того или иного центра и позволяет ему закрепить за собой сектор абсолютного административного контроля. Через эту формальную систему осуществляются важные типы действий, которые невозможны только в рамках теневых процедур. Но институционализируемые теневые центры при этом не перестают быть теневыми, поскольку их организация и принципы функционирования остаются прежними (первично теневыми), а формализация выступает только как инструмент.
Для теневой политической системы характерно иное, неклассическое понимание механизмов власти и принятия решений, функционирования государственной машины. При этом теневая система стремится навязать это понимание «легальному государству».
В результате теневая политическая система действует прежде всего как система контроля над инфраструктурой политико-экономического пространства и предоставления посреднических услуг для преодоления этих инфраструктурных барьеров.