Новоевропейское сознание в периоды Просвещения и романтизма варьировало в себе представления о «восточной мудрости», экзотических красотах и т. д., но это были не востоковедные воззрения наиболее одаренных и глубоких деятелей европейской и американской культуры XVIII-ХIX вв., но стереотипы обиходного сознания, которые далеко не всегда приближали людей Запада к подлинному пониманию истории и культуры народов Востока, а подчас лишь косвенно подкрепляли европоцентристское мировидение. Гуманистические идеи, приведшие к рождению эпохи Просвещения, поставили вопрос о значимости опыта.
Французская философия XVIII в. В 1789 г. во Франции грянула буржуазная революция. Предвестниками ее стали французский механистический материализм и Просвещение. Компромисс, чувство меры и здравый смысл — характерные особенности философии Локка — способствовали его популярности, громадному влиянию на представителей французского Просвещения. В учениях французских просветителей о человеке подчеркивается определяющая роль воспитания, в том числе и влияние регионально и исторически различной «среды» (условия жизни, общественные установления, обычаи, мнения и т. п.). Им свойственна радикальная перестройка Церкви и принципов религии, французского абсолютизма и схоластической метафизики. Просвещение объединило всех радикально мыслящих естествоиспытателей, представителен культуры и искусства, политических деятелей, юристов и философов. Западноевропейское Просвещение многими нитями было связано с Возрождением. Оно унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Просветители в своей деятельности учинили суд над историей и общественными порядками с позиций разума: все, что было неестественно и неразумно, должно быть устранено.
Виднейший мыслитель французского Просвещения Франсуа Мари Аруэ, Вольтер (1694-1778), резко критикует феодальную идеологию и религию, требует религиозной свободы, подчеркивает «общественность человека», требует равенства людей, которое он понимает как равенство политическое перед законом и правом. Жан Жак Руссо (1712-1778) в своем разностороннем творчестве занимался критикой и науки, и цивилизации, ибо современная ему цивилизация отстаивала неравенство людей, а науки не способствуют совершенствованию нравов; предлагал новый проект естественной морали. Естественное состояние общества — состояние самодостаточности, независимости от других людей ни как производителя, ни как потребителя.
Философы и ученые эпохи Просвещения создают «Энциклопедию», организатором проекта и автором которой выступил одни из всесторонне образованных французских мыслителей той эпохи Дени Дидро (1713-1784). Его воззрения перекликаются со взглядами механических материалистов того времени. Мир, в его теориях, объективен и материален, материя и движение — единственная существующая реальность.
Французская материалистическая философия второй половины XVIII в. соединяет предшествовавших французских мыслителей, элементы философии Декарта и английский сенсуализм. Соединяющим «мостом» служит философия Этьена Кондильяка (1715-1780). В ней он противоречиво соединяет признание локковского сенсуализма, распространенного па мышление, отвержение познаваемости материи и ее основных атрибутов, критику учения Спинозы о единой субстанции. Жюльен Ламетри (1709-1751), автор «Человека-машины», признает объективной основой наших ощущений внешний мир. Материя и движение неотделимы. Источник движения находится в самой материи, но сущность движения и материя непознаваема.
Поль Гольбах (1723-1789) в «Системе природы» систематически излагает принципы материализма того времени. Он проводит идею о сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. Природа — совокупность различных движущихся сил материи.
Клод Гельвеций (1715-1771) подчеркивает материальный характер и объективное существование внешнего мира. Мир — движущаяся материя, формы существования которой — пространство и время. Человек неотделим от природы и подчинен ее закономерностям.
Французская философия сыграла свою роль в становлении и развитии классической немецкой философии, где была снята ее созерцательность и механицизм. Философия Нового времени оставила ряд проблем нерешенными. Требовался иной подход, диалектический. Классический рационализм, как вера в возможность полного рационального познания мира и человека с помощью разума, стал и основой развития науки, европейского стиля мышления.
Английское Просвещение (Шефтсбери, Мандевиль), сложившееся на рубеже 17-18 вв., буквально пронизано идеями нравственного воспитания личности. Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Просвещение, безусловно, признавало и право каждого человека преследовать свой частный интерес. Очень важным для английских просветителей было ощущение самобытности национальной культуры: оно вызывало желание идти во всем своим путем. В Северной Америке деятельность просветителей проходила под знаменем преобразований, поэтому наиболее известные деятели американского Просвещения, такие как Т. Джефферсон и Б. Франклин, стали лидерами американской революции. Американские просветители особо выделяли вопросы общества, личности и государства. Общество превыше государства. Оно может менять свою политическую систему, если новое поколение сочтет это полезным, рассуждали они.
Как своеобразные миссионеры разума, немецкие просветители считали себя призванными открыть людям глаза на их природу и предназначение, направить их на путь одухотворяющих истин. Исторический оптимизм, идея прогресса акцентируют их внимание на проблемы наилучшего общественного устройства, разработку программ общественных преобразований, максимально соответствующих человеческой природе. Христиан Вольф (1679-1804) — начало Просвещения, с ним связана систематизация и популяризация учения Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватывающую основные области философского знания. Творчество раннего Канта протекало под влиянием Руссо, Вольфа и Юма. Современник раннего Канта — Лессинг высказывает мысль о единстве человеческого рода, человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) — ученик Канта и Лессинга — заявляет о закономерном поступательном характере изменений, происходящих в обществе, обосновав свою философию истории на идее, что гуманизм, то есть автономное использование сил, дан человечеству для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга. Кант, критикуя Гердера, считает, что «необщественная общественность» человека, антагонизм, который служит прогрессу, является основой философии истории. Гердер с 1784 по 1791 г. публикует свои «Идеи к философии истории человечества», в которых сравнивал западные концепции, критиковал Канта, полемизировал с французскими просветителями — Ламетри, Гольбахом, Гельвецием, знал труды Монтескье, ему были известны Аверроэс, Конфуций, Лао-цзы, Зо- роастр, Мани, Магомет... Недостаток источников мешал ему дать сколько-нибудь обстоятельный очерк культуры Китая, Индии, Индокитая, Кореи, Японии, ибо не были еще расшифрованы ни древнеегипетские иероглифы, ни ассиро-вавилонская клинопись, ие было переводов основных философских трудов Востока.
Оказали свое влияние на развитие философского процесса и «философские прозрения» поэта, натуралиста и просветителя Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832). Гёте искал в философии возможность оценивать и трактовать результаты естественнонаучных исследований. Его картина мира, его философская система оказали весьма сильное влияние на Европу, хотя он не был автором какого-либо значительного философского трактата. Формально философская система Гёте называется пантеизмом. В процессе формирования этих взглядов самое сильное влияние на поэта оказали Спиноза и Гердер, близкий друг Гёте. Место Гёте приобретает почти особую значимость с точки зрения проблематики. Здесь ои становится, говоря словами Фихте, «пробным камнем» философии.