Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Патристика. Проблема веры и разума




Первый период истории средневековой мысли — апологетика (от греч. апология — «оправдание») — относится ко 2-3 вв. н. э. Он был обусловлен стремлением ранних христианских мыслителей в буквальном смысле «оправдать», то есть защитить и разъяснить, свое вероучение перед лицом римлян. Наиболее яркие представите­ли этого этапа — Иустин Философ, Климент Александрийский, Татиан, Тертуллиаи, Ориген. Они поставили важные проблемы ин­терпретации библейских текстов, понимания человеческой истории и развития Вселенной, отношения к античной философской тра­диции. Их сочинения являли собой первые опыты формирования целостного христианского мировоззрения. Однако завершенная система принципов христианства складывается только в рамках следующего этапа средневековой мысли — патристики (от греч. патер — «отец»). Это была эпоха так называемых Отцов Церкви. К ним относят Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина (на право­славном Востоке), Илария Пиктавийского, Иеронима Стридонского, Амвросия Медиоланского, Аврелия Августина, Северина Боэция (на латинском Западе). Хронологически данный период охватывает IV-VIII вв. Именно в это время оформляется офици­альная доктрина христианства и разрешаются многие сложные споры, развернувшиеся вокруг богословских проблем. Третий этап в истории средневекового философствования — схоластика (от греч. схоластикос — «школьный», «ученый») — относится исключи­тельно к западноевропейской традиции.

Своеобразие средневековой формы философствования заключается в том, что ее истоки и основания были укоренены в христиан­ские теологические постулаты. В данном контексте средневековая мысль выступает в виде «философствования в вере». Средневеко­вая культура — это эпоха торжества монотеизма (признания еди­ного Бога), когда ветхозаветные истины библейского Откровения последовательно раскрывались в новых формулах религиозных доктрин иудаизма, христианства и ислама. Космическая гармония и вселенский миропорядок приобретают значение божественно­го творения, которое возникает «из ничто». Акт творения имеет сверхъестественный, чудесный характер. В рамках средне­вековой культуры мир и существование человека в нем задаются принципом теоцентризма, когда Бог выступает в качестве истока бытия всего сущего и воспринимается в качестве уникального осно­вания всех метафизических сущностей и жизненных смыслов. Индифферентный политеизм римлян принци­пиальным образом отличался от уникального призвания, которым были связаны приверженцы христианского учения. Вера приобрела иное измерение. Она стала не просто актом культурной традиции, соединяющей с наследием предков, а утвердила особую действен­ность новых жизненных смыслов. С одной стороны, с точки зрения геоцентризма пути мира изначально заповеданы божественным промыслом, поэтому во всем и всегда человеку остается лишь упо­вать на милость Божью. С другой стороны, сам факт уникальности творения всего сущего «из ничто» вел к признанию абсолютности воли божественного творца. Символизм — таков еще один принцип, пронизывавший жизнь средневекового человека. Для людей той эпохи. Наряду с символизмом, принцип иерархизма представляет еще одно важное основоположение средневековой культуры. Вся си­стема средневекового Универсума развертывается в перспективе иерархического миропорядка сотворенного сущего. Место всякой вещи определяется мерой ее причастности к небесным горизонтам божественной проекции творения.

В изначальных смыслах христианской религиозности было по­стулировано, что человек создан по «образу и подобию Божьему». Именно в этом горизонте христианского мировидения утвержда­лась своеобразная концепция средневекового персонализма, следуя которой человек приобретал более фундаментальное значение, чем вся гармоничная структура космического мироустройства. Принцип средневекового историзма приобретает имманентно-трансцендентный характер. Ему присуща внутренняя богословская логика, совмещающая боже­ственный Логос с земным историко-культурным процессом.

Средневековье открывает линейное восприятие времени, все­ленскую телеологию истории. Библейское Откровение задает пер­спективу трех измерений: прошлого как чудодейственного акта изначального творения всего сущего «из ничто», настоящего как переживания событий священной истории (пророчеств, прихо­да Мессии) и будущего как свершения всех исторических судеб посредством Страшного суда (последнего дня).

Средневековье открывает линейное восприятие времени, все­ленскую телеологию истории. Библейское Откровение задает пер­спективу трех измерений: прошлого как чудодейственного акта изначального творения всего сущего «из ничто», настоящего как переживания событий священной истории (пророчеств, прихо­да Мессии) и будущего как свершения всех исторических судеб посредством Страшного суда (последнего дня). Средневековье, по сути, есть культура «книжников» и «чтецов», тогда как в античной традиции письменный текст имел лишь вторичное по отношению к живому устному слову значение.

Персонализм, свойственный средневековой религиозности, харак­терным образом отразился в размышлениях Аврелия Августина (354-430), одного из главных христианских богословов латинского Запада периода патристики. «Исповедь», «О Граде Божьем». Соглас­но его учению, человек обладает особыми способностями: ожида­ния, внимания и памяти. С их помощью он удерживает восприятие времени в единой перспективе длительности прошлого, о котором мы помним, настоящего, которое мы непосредственно переживаем, и будущего, на которое мы надеемся и уповаем. Тем самым человек оказывается способен преодолеть парадокс времени, так как, когда мы вопрошаем о некотором моменте сейчас, он уже ускользает в прошедшее, но именно способность помнить, как и возможность ожидать будущих событий, позволяет нам схватывать время в его текучести. Подобная психологическая версия интерпретации вре­мени у Августина переводит проблему из плана космического вос­приятия в исторический, когда место совершенного и замкнутого в себе Космоса занимает перспектива событий священной истории. он считал, что осуществление внутреннего динамизма предполага­ет борьбу двух градов — земного и небесного. В одном господствуют эгоисты, которые презрели Бога и Его заповеди, в другом живут праведники, которые любят Бога до презрения к себе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1461 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.