Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские системы Древнего Китая




Классический для европейской античности переход от мифа к Логосу, от мифического мышления к философскому на китайском материале не прослеживается. Изначально это был ритуал жертвоприношений. Он был нераз­рывно связан с древнейшей родовой религией Китая — культом Неба и Земли, культом предков. Ритуал для Древнего Китая — это стихия, в которой и вокруг которой разворачивается вся социальная жизнь китайского общества. Базовым элементом общественной жизни Древнего Китая являлось объединение кровных родствен­ников. китайские философские школы также назывались цзун («кланами») и копировали структуру патронимий с заменой структурообразующего принципа кровного родства («отец—сын») на духовное родство («учитель—ученик»). Эта структурная особенность древнекитайских философских школ обусловила одну из важнейших черт китайского философствования — холизм.

Согласно холистскому подходу, характерному для китайской философской традиции— отдельный мыслитель не обладает самодостаточностью. Только лишь вся сово­купность учителей той или иной школы воплощает ее подлинное учение (Дао-Путь). Вторая отличительная черта традиционной китайской фило­софии — ее политическая и идеологическая ангажированность. исторический процесс как чередование периодов порядка и хаоса. Изначальная направ­ленность на проблему власти и государственного строительства определила второй базовый принцип китайской философии — этаэ тизм. Благодаря этатистской направленности философской мысли в Древием Китае ключевым пунктом, определявшим взаимные позиции философских школ, стали проблемы ие метафизики или гносеологии, государственного управления, социального устрой­ства, общественной морали и индивидуальной этики.

Расцвет древнекитайской философии пришелся на исторический период Сражающихся

Царств (У-Ш вв. до н. э.). Эту эпоху ха­рактеризует непрекращающаяся конфронтация на всех уровнях социальной системы — от противостояния между княжествами до внутриклановых междоусобиц. Одним из моментов конфронтации внутри древнекитайского общества стал раскол некогда единого идеологического поля и появление множества философских на­правлений. Данный период также имеет название периода «Ста философских школ». На самом деле школ численно было значи­тельно меньше.

девять философских школ — конфуциан­ство, легизм, даосизм, моизм, школа инь ян, номинализм, школа дипломатов, школа военных законов и школа земледельцев. Среди вышеперечисленных философских школ можно выделить четыре наиболее значимых: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм.

Особняком стояло учение «Канона Перемен», которое ие может быть однозначно отнесено к какому-либо конкретному направле­нию философской мысли в Китае. Однако именно оно со временем стало логико-теоретическим фундаментом китайской философии и китайских традиционных наук. Вначале это мантический текст, появившийся, вероятно, в Х-Ш вв. до н. э. В процессе дальнейшей эволюции текст «Канона Перемен» был дополнен комментариями и разъяснениями различного предназначения.

Основу канона со­ставил список из 64 гексаграмм (графических фигур, состоящих из шести черт двух видов — целой и разорванной, символизирующих две основные силы мироздания — ян и инь). Гексаграммы могут быть интерпретированы как символы определенных состояний, через которые проходит любой природный динамический процесс.

Конфуцианство

Основатель конфуцианского учения Конфуций (551-479 гг. до н. э.). В обобщенном виде учение Конфуция, описанное в «Лунь юй» («Беседы и суждения»), может быть представлено в виде трех основных установок. Первая содержит вопросы, касающиеся про­цесса самосовершенствования — переориентации человека со стрем­ления к личной выгоде на этический стандарт. Вторая представляет собой учение об управлении государством. Третья посвящена из­ложению учения о «благородном муже» (цзюньЩзы) — идеальном типе человеческой личности, достигшем прогресса па пути самосо­вершенствования и способном управлять государством.

Конфуцианская философская школа стала первой философ­ской школой Китая. Именно благодаря деятельности Конфуция утвердился новый вид социальных связей — связь между учителем и учеником, который и составляет структурную основу любой тра­диционной китайской философской школы. В дальнейшем было образовало восемь направлений, обладавших собственной линией учительской преемственности и оригинальными философскими воззрениями. Но наибольшее влияние приобрели две конфуцианские школы — Луская и Циская.

Даосизм

Сведения об основателе даосизма Лаоэцзы носят сугубо легендарный характер. Даосизм настаивает на необходимости этической трансформации человека, на высвобождении человека из сковывающей его поступки и мысли системы социальных связей. Если для конфуцианства идеальным типом человека являлся «благородный муж» — гений межчеловеческой коммуникации, то для даосов таковым представлялся «подлинный человек» абсолютно независимая личность, избавившаяся от всех социальных ролей, включая не только общественные, но и внутрисемейные.

В недрах даосской школы вызрела первая китайская натурфилософская картина мира. Базовым понятием даосизма стала категория Дао Пути. Категория «Дао» разрабатывалась и в других философ­ских школах, но только лишь в рамках даосского учения Дао приобрело значение подлинной, метафизической реальности. Дао-Путь, согласно «Дао дэ цзин», определяет ход всех природных процессов, являясь тем «сокровенным» (аваль), что составляет сущность всех вещей. При этом Дао не трансцендентно наличному миру и не является рациональной абстракцией, а предстает как обратная, подлинная сторона феноменов, имеющих место в действительности. В социально-политическом плане даосизм был ориентирован на возвращение к ранним мифическим временам и патриархальным сообществам.

Непосредственно примыкает к даосскому учению учение школы инь ян, которое позднее было ассимилировано даосизмом и легло в основу даосской космологии. Философия школы инь ян пред­ставляла собой один из вариантов натурфилософского описания динамических процессов. Каждый природный процесс, согласно взглядам основателя школы Цзоу Яня (305-240 гг. до и. э.), проходит через пять стадий, последовательность прохождения которых имеет несколько вариантов. Символами стадий выступают пять стихий: вода, огонь, земля, металл, дерево. Каждая стихия одно­временно является принципом классификации вещей и природных явлений. Данная натурфилософская схема позволяла осмыслить процесс космо- и политогенеза и была принципиально применима к природному процессу любого масштаба.

Моизм

Мо Ди (У-1У вв. до и. э.) — основоположник моистской школы принадлежал к сословию ремесленников, что не помешало ему сделать карьеру и стать сановником в княжестве Сун. Социально- политическое учение Мо Ди было выстроено на базе критического отношения к существующему положению вещей, а также к конфуцианским предложениям по изменению ситуации. Монеты провозгласили своим идеалом социальный порядок, бытовавший в период правления первой легендарной династии Ся, устойчивой характеристикой которой было понятие «верности» (чжун). Эта этическая категория и стала центральной в их учении. Социальное учение Мо Ди выстраивалось вокруг концепции «всеобщей любви» (цзянь ай)у предполагавшей необходимость равной любви ко всем людям, тогда как в конфуцианстве любовь к родственникам и родителям занимала доминирующее положение, предоставляя типовую модель для иных форм межчеловеческих взаимоотношений.

Прямым следствием концепции «всеобщей любви» стало создание Мо Ди моистского сообщества, объединенного ие только духовными связями, но и строгой внутренней дисциплиной, общим имуществом и обязательством взаимовыручки его членов. Идеал моистского представления о человеке позднее обрел воплощение в образе «странствующего героя» (ю ся), для которого на первом месте стоит чувство справедливости и жертвенное пренебрежение собственной выгодой. Жестко структурированная моистская общи­на в дальнейшем послужила моделью для создания многочислен­ных китайских тайных обществ.

Философская позиция моистов была детерминирована их устой­чивым интересом к логике как особому инструменту для ведения философских диспутов с оппонирующими школами. Монеты и ду­ховно близкие к ним номиналисты (мин цзя) разработали систему логической аргументации, базирующуюся на стремлении выяснить точное значение терминов и их взаимосоотнесеиность.

Легизм

Легистская философия возникла в результате теоретического раз­мышления над практическими методами государственного управле­ния, применявшимися в Китае по крайней мере с VII в. до н. э. Тогда в княжестве Ци сановником Гуань Чжуном (ум. в 645 г. до н. э.) были осуществлены реформы, направленные на усиление централь­ной власти и ослабление аристократического начала. Усиление власти монарха виделось легистам практически осуществимым только за счет уменьшения властных прерогатив древних аристо­кратических родов и ослабления патрилинейного клана в целом. Опорой повой формы правления должен был стать разветвленный бюрократический аппарат, сформированный по меритократическому принципу. Именно на этих принципах базировался план реформ, предложенный и осуществленный Шан Яном (390-338 гг. до и. э.) в княжестве Цинь, что позволило государству в короткий срок по­высить внутреннюю монолитность, нарастить военный и экономи­ческий потенциал. Это стало важнейшим фактором в становлении Цинь как самого могущественного княжества Китая, со временем объединившего Китай под своим правлением.

Теоретическое обоснование легистской доктрины политического управления отталкивалось от представления о приоритете катего­рии «закона» (фа). Закон, в противовес симметричному конфуци­анскому понятию «ритуал» (ли), предполагал необходимость жест­кого, нормативного вмешательства в отношения между людьми. Преобразование сферы социального действия виделось легистам через силовое вмешательство верховной власти. Прагматичность и видимая результативность легисгской программы реформирова­ния сделала легизм доминирующим интеллектуальным течением в период правления династии Цинь. Гибель этой династии привела в дальнейшем к краху и философской школы. Однако легистские идеи управления государством и стратегии реформирования им­перии вошли в число наиболее востребованных теоретических по­ложений обновленного конфуцианства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1682 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.