Трудности определения типа культуры. Доминанты русской культуры. Исторический спор западников и славянофилов.
Культурологические характеристики славянства. Язычество на Руси: нравы, обычаи, традиции, обряды.
Значение принятия христианства для культурной жизни Руси. Русь и Византия. Раскольники и их влияние на культурную ситуацию в стране.
Культурологическое значение реформ Петра I: дилемма европеизации России и сохранения её национальной самобытности.
СЕМИНАРСКАЯ ЧАСТЬ (18 часов)
Семинар № 1: Первобытная культура и её особенности (2 часа)
Вопросы для обсуждения (УО 1)
1. Материальные основания первобытной культуры, от палеолита к неолиту.
2. Формы социализации в первобытной культуре: первобытная община и семейно-брачные отношения периода каменного века, их формы и эволюция.
3. Мировоззрение древнего человека: донаучные представления первобытного человека о мире, роль мифа в первобытной культуре.
4. Первичные формы религиозности и религия в первобытной культуре: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.
Задание для самостоятельной работы (КСР 1):
- каково значение знаний о первобытной культуре сегодня;
- значение реконструкции первобытной культуры и её временные параметры. Теория «двух скачков»;
- предметное и духовное освоение мира. Синкретизм;
- ранние формы религиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм;
- что такое архетип, приведите примеры.
Литература:
1. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1996 г. Т.1. С. 37-44, 48-52, 54-56, 61-64, 71-74, 78-78, 95-99, 139-143, 168-181.
2. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1950 г.
3. Першиц А.И. и др. История перваобытного общества. М., 1982 г.
4. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995 г. Гл. 2.
5. Культурология / Под ред. Ю.Я. Малюги. М., 1998 г. С. 35-41.
Семинар № 2: Культура и цивилизации Востока (2 часа)
Вопросы для обсуждения (УО 2)
1. Феномен деспотии Древнего Египта и Месопотамии. Сакральный характер научных представлений. Особенности «религиозного реализма» Древнего Египта и Месопотамии.
2. Культура Китая. Конфуцианство и даосизм. Этика и ритуал в традиционном Китае.
3. Культура Индии. Буддизм и индуизм. Индийский эпос и его значение для мировой культуры.
4. Традиции и новации в культуре Японии. Синтоизм и его значение для духовной жизни японской нации.
Практическое задание (ПЗ 1):
- в каких сакральных текстах нашли отражение история и мифология Шумера, приведите примеры;
- как вы понимаете выражение вавилонян, дошедшие до наших дней: «Сильный человек живёт своими руками, а слабый – ценой своих детей», и почему иногда это высказывание применяют относительно современной российской культуры;
- Индийская культура – одна из самых уникальных культур мировой цивилизации. Что, на ваш взгляд, этому способствовало;
- что собой представляет даосизм, назовите главные принципы даосизма;
- назовите основные достижения древнего Китая.
Литература:
1. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1996 г. Т.1. С. 229-241, 317-329. Т.2. С. 26-31, 61-67, 207-210, 227-228. Т.3. С. 294-297, 312-321. Т. 5. С. 79, 139-141, 264-265, 366-371, 501-505.
2. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995 г. Гл. 2.
3. Культурология / Под ред. Ю.Я. Малюги. М., 1998 г. С. 35-41.
4. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996 г. С. 151-172.
Семинар № 3: Античность как тип культуры (2 часа) (Текущий контроль 1)
Вопросы для обсуждения (УО 3)
- Греческий мир эпохи архаики. Социокультурные парадигмы древнегреческой цивилизации: полис, миф. Логос. Характеристика научного знания данного периода: натурфилософия, логика, риторика, аксиоматика.
- Греческий мир классического периода: философия «золотого века». Ликей. Палестра, гимнасия. Ораторское искусство. Медицина и точные науки.
- Феномен эллинизма как синтеза двух типов культуры: материальные детерминанты этого периода; философские, нравственные и религиозные искания этой эпохи.
- Латинская культура античности: наука, риторика, политеизм, христианство в древнеримской культуре.
Практическое задание (ПЗ 2):
- объясните словосочетание из мифологии Древней Греции. Вошедшие в наш обиход, и их современный контекст: «троянский конь», «ахиллесова пята», «сизифов труд», «авгиевы конюшни»;
- есть мнение, что греческий полис благодаря своим небольшим масштабам интенсифицировал развитие античной культуры. Подтвердите или опровергните это мнение.
- период расцвета древнегреческой культуры называют «греческим чудом». Существуют ли какие-нибудь объяснения этого феномена;
- охарактеризуйте понятия «полис», «миф», «логос»;
- перечислите основные философские системы античности, приведите примеры;
- что было главным фактором культурного развития Древней Греции.
Литература:
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990 г. С. 54-61, 71-79, 92-95, 100-105, 108, 129-136, 149-158, 296-302.
- Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1997 г. Т.4. С. 67-71, 131-142. Т.6. С. 222-227, 235-238, 239-256.
- Учебник по культурологии соответствующего раздела.
Семинар № 4. Культура европейского средневековья (2 часа)
Вопросы для обсуждения (УО 4)
1. Структура средневекового города. Ремесленные цеховые объединения, университеты.
2. Научные знания эпохи: теология и теософия, схоластика, логика, риторика, астрология, алхимия, математика.
3. Вероучение и догматы католического христианства.
Литература:
1. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1996 г. Т.7. С.343-347. Т.8. С.5, 515, 517-518.
2. Учебник по культурологии соответствующего раздела.
Семинар № 5: Ренессанс как тип культуры (2 часа)
Вопросы для обсуждения (УО 5)
- Особенности социально-экономического развития Европы в этот период: переориентация торговых путей, процессы секуляризации, становление буржуазности.
- Наука и техника этого периода: изменение физической и космологической картины мира, эмпиризм и рационализм.
- Учение о человеке в культуре Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм и универсализм.
Задание для самостоятельной работы (КСР 2):
- раскройте культурологический смысл понятий «Возрождение», «гуманизм», «секуляризация»;
- в чём состоят особенности распространения гуманистической культуры в Италии и других европейских странах;
- охарактеризуйте основные научные открытия этого периода;
- каковы коренные отличия в культурных парадигмах Средневековья и Возрождения и чем были вызваны естественнонаучные открытия Галилея и Джордано Бруно, натурфилософские изыскания Н. Кузанского.
Литература:
- Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1997 г. Т.9. С. 39-45. Т.10. С.38-47, 113-116, 133, 210-213, 362-366, 381-386. Т. 12. С. 558-581.
- Учебник по культурологии соответствующего раздела.
Семинар № 6. Западноевропейская культура эпохи абсолютизма и Просвещения 17-18 веков (2 часа)
Вопросы для обсуждения (УО 6)
1. Социально-политические основы абсолютизма. Религиозное сознание эпохи: пуританизм.
2. Абсолютизация роли науки в 17 веке: смена философских догматов, разработка эмпирических оснований науки (появление химии, открытия в области математики, физики, анатомии, физиологии).
3. Социально-экономические основания культуры Европы эпохи Просвещения 18 века.
4. Философские и эстетические концепции Просвещения: учения Вольтера, Ж.-Ж.Руссо, Д.Локка, Г.Лейбница, Д.Юма, энциклопедистов.
Литература:
1.Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1997 г. Т.12. С.582-587. Т.13. С.26-34, 182-189, 252-263. Т.15. С.140-141, 307-316.
2. Учебник по культурологии соответствующего раздела.
Семинар № 7: Западноевропейская культура 19-20 веков (2 часа) (Текущий контроль 2)
Вопросы для обсуждения (УО 7)
1. Социокультурные доминанты промышленной революции 19 века.
2. Естественнонаучный и гуманитарный комплексы знания в культуре 19 века.
3. Наука и техника в системе культуры 20 века. Создание новой картины мира.
4. Человек в культуре 20 века. Культура и коммуникации. Культура и массовая культура.
Практическое задание (ПЗ 3):
- каковы социокультурные условия развития и какую трансформацию претерпевают основные нововременные мировоззренческие установки в 19 веке;
- охарактеризуйте индустриальную цивилизацию;
- на каких духовных посылках западноевропейской культуры основывался научный и технический прогресс 19 в;
- охарактеризуйте место философии в культуре Европы 19 века;
- определяющим типом художественной культуры 19 века становится асинхронность и многостилье, борьба противоположных направлений. Чем вы это объясните;
Литература:
- Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1997 г. Т.19.. С. 272-310. Т. 22. С. 389-420.
- Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 16-19 вв. М., 1988 г.
- Учебник по культурологи соответствующего раздела.
Семинар № 8: Историческое своеобразие русской культуры (2 часа)
Вопросы для обсуждения (УО 8)
1. Преемственность византийской культуры в культуре допетровской Руси.
2. Реформы Петра I и их культурно-историческое значение.
3. Новая система воспитания и образования в России 18 века.
Литература:
1. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак. Минск, 1997. Т. 7. С. 576-588. Т. 9.С. 498-508. Т. 11. С. 242-260. Т. 13. С. 521-527. Т. 15. С. 52-53.
2. Учебник по культурологии.
Семинар № 9: Историческое своеобразие русской культуры (2 часа)
Вопросы для обсуждения (УО 9)
1. Социально-нравственная направленность русской культуры 19 века.
2. Советский период развития культуры России.
3. Постсоветский период развития культуры России
Литература:
1.Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак. Минск, 1997. Т. 16. С.402-422. Т.17. С.407-423. Т.21. С.211-252. Т.22. С.5-43.
2.Учебник по культурологии.