На рубеже тысячелетий развитие культуры человечества вступает в новое качество, меняющее лицо и облик всего современного мира. Происходит формирование глобальных общемировых культурных систем. Появляется и термины «глобализм», «глобальность», призванные объяснить происходящие перемены.
Человечество все чаще сталкивается с рядом тревожных фактов, которые охватывают область общечеловеческих проблем. Возможность их решения скрывается за пределами национальных территорий и требует совместных решений всего мирового сообщества. Приведем некоторые данные для размышления:
В ХХ веке было уничтожено 1/4 обрабатываемых земель и 2/3 лесов.
К 2000 г. объем промышленных отходов достиг 10 млрд. тонн. Он увеличился за 10 лет в 2,5 раза. Загрязнение воды увеличилось за это же время в 10 раз.
Изменение климата приведет к потеплению на Земле к середине XXI века на 1,5–4,5 градуса по Цельсию. Уровень мирового океана повысится на 1,4–2,2 м.
Годовые затраты на охрану природы за тридцать лет ХХ века составили: 1975 г. – 40 млрд. долл. 1980 г. – 45 млрд. долл. 1990 г. – 150 млрд. дол. Ожидается, что в 2000 г. затраты должны составить 255 млрд. долларов, т.е. 0,8 процента мирового ВВП (валовой внутренний продукт). Но ущерб, нанесенный национальной природе, оценивается в 4–6 ВВП только в развитых странах мира.
Объем вредных выбросов в атмосферу достиг 22 млрд. тонн в год, из них 50 процентов приходится на Северную Америку, 33 процента – на Западную Европу и Японию.
Если среднемировой показатель выброса углекислоты в атмосферу принять за 100 ед. на душу населения, то в странах Запада он составит 72, в странах переходной экономики (куда относятся страны Восточной Европы и СНГ) он достигнет 186, в развивающихся странах – 153 (М-н эк. отн. М. 1999. С. 22–23).
В экономике развитых стран 1 трактор обрабатывает в среднем 34 га земли. В развивающихся странах – 620 га, в Индии – 3000 га.
Только за 20 лет, с 1970 по 1990 г. на сельскохозяйственных землях мира потеряно 480 млрд. тонн верхнего слоя почвы, что эквивалентно всем пахотным землям Индии.
За это же период территория пустынь увеличилась на 120 млн. га, к началу 80-х годов в развивающихся странах умеренному опустыниванию подверглись 1 500 млн. га пастбищ. На 60 процентах суши активно разрушается ее верхний слой, а на оставшихся 40 процентах выпадают кислотные дожди.
Увеличивается разрыв в соотношении душевого дохода 20 % самых богатых жителей планеты и 20% беднейших слоев населения. По данным ЮНКТАД, он увеличился с 30 раз (в 1965 г.) до 60 раз в 1990. Число бедных абсолютно возрастает с 1,1 млрд. в 1990 г. до 1,5 млрд. в 1996 году.
Как мы видим, цифры тревожные. Они свидетельствуют о неблагополучии, в котором оказалась, прежде всего, экономика планеты; о разительных контрастах в стандартах, уровнях потребления богатых и бедных обитателей Земли. При этом следует отметить, что обнаружившийся разрыв в уровнях развития стремительно увеличивается, и этот разрыв не в силах преодолеть «перегревшаяся» производственная система мира. Необходимы совместные решения и совместные действия всего мирового сообщества народов планеты. Глобальные проблемы требуют глобальных решений и усилий для их разрешения.
Благодаря своей неопределенности сами термины глобализм, глобализация подвергаются различной трактовке. И здесь важна не столько та или иная трактовка термина или совокупность таких трактовок, сколько анализ реальной ситуации, сложившейся в культуре и тенденции ее развития в будущем.
В глобальных проблемах мы должны различать два явления.
В первых, реальное состояние процессов, охватывающих весь земной шар и так или иначе, но влияющих на развитие человеческой культуры.
Во вторых, отражение этих реальных противоречий в сознании людей и организаций и создание тех или иных концепций, теорий, практик, призванных разрешить возникшие в реальности проблемы.
Рассмотрим, прежде всего, те реальные процессы, которые имеют глобальный характер.
Глобальные проблемы в том или ином виде существовали в разных культурных эпохах. Они, так или иначе, связаны с противоречием, которое обостряется в отношениях между природой и обществом и приобретает глобальный характер. В истории это противоречие раньше решалось за счет развития производительных сил, роста производительности труда, совершенствования форм организации производства, изменениях в собственности и культуре.
На рубеже XIX–XX веков ситуация изменилась. Индустриальная культура достигла такой степени развития, что вышла за пределы одной страны, переросла национальные границы, превратилась в межнациональный процесс. Т.е. сами производительные силы приобрели глобальный, общемировой характер. Они требуют и соответствующих форм собственности, ее обобществления в мировом масштабе.
Таким образом, в основе глобального кризиса лежит все то же противоречие между производительными силами и производственными отношениями, но выступающее в глобальной, общемировой форме. Обобществление производительных сил в мировом масштабе требует и соответствующего собственника, и соответствующую политическую надстройку, и соответствующего управления, т.е. культуры.
Но то давление на природу, которое оказывают новые, межнациональные, мировые производительные силы, используемые человечеством стихийно в целях получения прибыли, а не на благо всего человечества, оказывают разрушительное воздействие. Их нерациональное размещение по странам и континентам, концентрация и тогда, когда они способны принести максимальную прибыль их владельцам, разрушительно воздействует на природу Земли, приводит к ее деградации. Этого можно избежать, если подчинить развитие производительных сил интересам выживания и развития всего человечества. А для этого надо менять отношения собственности, изживать частный, эгоистичный характер ее функционирования, внедрять методы сотрудничества со всеми странами, управлять глобальными процессами. Таким образом, источник глобальных проблем лежит не в развитии производительных сил, а в тех формах, целях и методах, в рамках которых они используются. Глобальный кризис, который угрожает всему человечеству, не носит фатально предопределенного трагического конца. Выход из создавшегося положения есть. Есть и средства решения глобальных проблем. Это обобществившееся человечество и его культура. Человечество, осознавшее корень своих бед и объединившееся для их совместного разрешения. Но для этого нужна и новая глобальная, общечеловеческая культура, соответствующая поставленным человечеством перед собой целям и идеалам.