Рассмотрев историю развития глобализма, исследователи обращают внимание на то обстоятельство, что он не остается неизменным. Можно говорить о нескольких типах концепций современного глобализма.
Так, А. Панарин в работе «Агенты глобализма» (Москва. №2. 2000. С. 128) выделяет следующие его типы.
Первый тип глобализма сложился в эпоху Просвещения. Для него характерна была такая устремленность, которая была заложена еще у истоков европейского модерна. Она вела к формированию единого мирового пространства, основанного на идее универсального прогресса, равнодоступного всем. Его наиболее яркими представителями были Ж. Ж. Руссо, Вольтер, И. Кант, И. Г. Гердер, Г. Ф. Гегель и др. просветители. Это «просветительский» глобализм.
Второй тип глобализма – эзотерический. Он характеризовал умонастроения правящих элит, за спиной народов сговаривающихся между собой. Своеобразная этика такого глобализма состоит в том, чтобы партнеры не вводили друг друга в заблуждение и, равным образом дистанцируясь от «национального эгоизма» и местных интересов», образовали консорциум мирового правящего меньшинства. Национальные представители, делегированные таким образом в мировую глобальную элиту, работают над формированием мирового порядка, хотя и далекого от профанных ожиданий народов, но прозрачного для всех участников этого привилегированного клуба.
Глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество на рубеже веков, привлекли к себе внимание отдельных ученых и целых исследовательских сообществ, международных научных центров, таких как «Римский клуб», «Человечество в 2000-м году» и др. Идеи, разрабатываемые в этих центрах, мы можем отнести ко второму типу глобализма.
Пожалуй, первой работой в этой области следует назвать труд Дж. Форрестера «Мировая динамика», вышедший в Кэмбридже в 1972 году. Затем получил известность коллективный труд группы авторов во главе с Д. Медоузом под названием «Пределы роста» (Нью-Йорк, 1972). Начиная с 70-х годов вышло ряд докладов Римского клуба. К их числу относится труд М. Месаровича, Э. Пестеля «Человечество на распутье» (1974), в котором предлагалось ограничить рост человечества. Были изданы труды: Ян Тинберген и др. авторы «Перестройка и мировая экономика» (1976), авторского коллектива во главе с Л. Леонтевым «Будущее мировой экономики» (1977), Мориса Гарнье «Третий мир: две трети всего мира» (1980), Д. Дабора в соавторстве «За пределами века расточительства» (1976), А. Печчеи «Человеческие качества» (1977), Э. Ласло «Цели для человечества» (1977), И. Воткина «Нет пределов обучению» (1979), А. Печчеи «Сто страниц для будущего» (1981). Б. Гаврилишина «Маршруты, ведущие в будущее» (1980) и др.
Третий тип глобализма – это глобализм, основанный на традиционной процедуре превращения одной державы со всей ее национальной и местнической ограниченностью в монопольного носителя мировой власти – однополярную глобальную систему.
Выделяют и три разновидности глобализма:
1. Экзотерический. Его образуют те идеи, авторы которых испытывают иллюзии относительно нового мирового порядка.
2. Эзотерический. Он связан с мироощущением космополитической элиты, «не понятой» «туземными» массами и вынужденной скрывать свои истинные намерения.
3. Великодержавно-империалистический. Его образуют глобальные претензии США на мировое господство и положение лидера в мировом сообществе государств.
Каждый из этих трех типов глобализма был задействован при переходе от биполярного мира к однополярному, но с разной степенью подлинности.
Для манипулирования широким общественным мнением, направляемым демократической интеллигенцией, была использована пропагандистская форма просвещенческого глобализма, верующего в универсалии прогресса и единство мировых судеб народов.
Чем добросовестнее были усилия пропагандистов нового мирового порядка, тем скорее снимались и разрушались традиционные средства национальной самозащиты, от которых стали открещиваться как от чего-то устаревшего.
Для манипулирования сознанием посткоммунистической элиты, которой предстояло сдать свою страну «победителям» в холодной войне, использовалась вторая разновидность глобализма – эзотерический глобализм, отличающийся превращением прежних конфликтующих друг с другом национальных элит в единую мировую среду избранных господ мира, «демократически» решающих между собой его судьбу.
В реальности же процесс пошел в направлении третьего варианта, при котором незадачливые кандидаты в мировую правящую элиту, отдавшие за членство в ней все, что только можно было отдать, в конце концов, обречены были узнать, что их попросту одурачили. Главное из того, что они получили, были гарантии их новой собственности.
На этом фоне происходит отказ от просвещенческого наследия и переход к культуре т.н. «постмодерна».