Глобальные проблемы делятся на три группы, имеют три вида:
Природно-социальные. Они существуют во взаимодействии человека и общества с природой. Это проблемы невозобновляемых сырьевых ресурсов; энергетического, продовольственного кризиса окружающей природной среды (экологическая) и ряд др.
Антропосоциальные. Эта группа проблем связана с отношением между человеком и обществом в глобальном масштабе. Ее образуют проблемы научно-технического прогресса, образования, культуры, науки, демографии, здравоохранения, биосоциальной адаптации человека, вышедшие за пределы национальных рамок, имеющие общенациональный, общечеловеческий характер.
Интерсоциальные глобальные проблемы, относящиеся к взаимодействию обществ, народов, государств, организаций между собой. Это проблемы мира и войны, гонки вооружений, милитаризации культуры, освоение космоса, преодоления отсталости и др.
Отражение этих глобальных проблем в сознании, в тех или иных отношениях к ним, получивших проявление в концепциях, имеет сложный характер.
Сложилось по крайней мере три подхода в отношении глобализма, глобальных проблем современности, – пессимистическая, оптимистическая и реалистическая.
1. Для «оптимистов» глобализм – это, прежде всего, становление постиндустриальной, информационной, потребительской культуры с утверждающимся новым мировым порядком на основе общечеловеческих ценностей, «либерализма и демократии». Это новое качество жизни, новые рабочие места, широкий доступ к информации, стирание границ для общения и диалога культур, свободное движение идей, капиталов и рабочей силы сквозь государственные, национальные и социальные границы, всеобщий мир и безопасность.
2. Для «пессимистов», противников глобализма, последний трактуется как «мондиализм», «мировой заговор» и даже наступление времени «Зверя», предсказанного в «Апокалипсисе» («Откровение») Иоанна. Практически все встречи и заседания новых мировых центров экономического господства – Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации – сопровождались демонстрациями и митингами протеста в Сиэтле, Сеуле, Праге, Давосе. «Пессимисты» и открытые противники глобализма подчеркивают, что мир становится нестабильным, увеличивается несправедливость, растет социальное неравенство, обостряются культурные противоречия, растет разрыв между Севером и Югом, богатыми и бедными странами. Противники глобализма возмущены непомерным ростом влияния ТНК, международных валютных фондов и структур. Их волнует ухудшающееся состояние земной экологии, особенно в развивающихся странах. Но не меньшую тревогу вызывает ухудшение культурной экологии, эрозия духовности, размывание национальной идентичности, ценностей и идеалов. Людей волнует засилье низкопробного масскульта с его пропагандой насилия, ужасов, страхов, разрушение демократических ценностей, созданных не одним поколением прогрессивных деятелей культуры Востока и Запада, Севера и Юга.
3. Реалисты обращают внимание на то, что глобальные проблемы современности существуют реально. Это прежде всего клубок противоречий, которые обостряются и множатся и который подлежит разрешению.
Глобализм, т.е. противоречия, которые имеют всемирный, общечеловеческий характер, возник не сегодня.
Если внимательно посмотреть на историю, то обнаружится, что возникновение человека и человечества очень скоро приняло глобальный характер. Современный человек, появившись примерно 200 тыс. лет назад в северо-восточной Африке, очень быстро освоил все континенты и климатические зоны, расселившись по земному шару.
Любое культурное изобретение человечества быстро распространялось по земле, приобретая глобальный характер и употребление. Многие культурные формы были универсальны, а значит принимали глобальный вид: огонь, одежда, жилище, одомашнивание животных, ирригация, земледелие и т.д. Каждый шаг на пути развития культуры был шагом в направлении ее глобализации, утверждении ее общечеловеческого, универсального характера.
Глобальный характер имеют многие процессы на Земле. Это природные процессы, которые изучаются давно и постоянно естественными науками: географией, геофизикой, геологией, экологией и др.
В ХХ веке ясно обнаружилось, что глобальный характер приобретают и социальные процессы – технико-технологические, экономические, политические, культурные. Они становятся общепланетарными.
Поэтому следует говорить о современном этапе глобальных проблем. Процессы глобализации, т.е. культурной интеграции человечества, начались давно и протекали не плавно, а неравномерно и крайне противоречиво, подчас принимая форму конфликтов.