Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурная картина мира: выводы




 

Культурная картина мира представлена духовным содержанием и определенной формой, упорядочивающей восприятие человеком окружающего его пространства.

Содержание культурной картины мира составляют научные и обыденные представления, сложившиеся в обществе, об окружающей человека социальной и природной реальности.

Это содержание определялось различными социальными формами сознания, мифологией, идеологией. Поэтому мы можем выделить мифологическую картину мира, научную, религиозную, философскую. В реальной картине мира, представленной в обществе или в сознании отдельного человека присутствуют разнообразные элементы, возникшие подчас на ранних этапах существования человека и общества.

По форме культурная картина мира представляет собой способ духовного упорядочивания объективной реальности, окружающей человека, способ представления природного и социального пространства. Значительную роль в формировании культурной картины мира играет ориентация человека его представления о пространственной упорядоченности социальных и природных процессов.

Выделение наиболее простых оппозиций верха и низа, правого и левого, переднего и заднего имеет природную предпосылку в психофизиологической организации самого человека. Но в обществе она получает дополнительное развитие и становится базовой формой представлений об упорядоченности объективного мира.

Дуальные представления о структуре мира находят свое подтверждения в дуальной организации социальной жизни человека на его самых ранних этапах развития в ритуалах, символах, знаках, организации поселений и жилища.

Первичными ориентирами в построении архаичной картины мира служили астрономические (солярные), а затем и географические ориентиры. В результате складывается ориентация по странам света. Она характерна для всех народов и имеет универсальный характер.

Ориентация по странам света охватывает своим воздействием все компоненты культуры: захоронения, жилища, костюм, устройство дворцов, пирамид и т.д. По странам света ориентировались города, военные лагеря, храмы, дороги и др.

Генезис представлений о пространстве обусловлен изначально биологическими особенностями человека, закрепляется в сознании и накладывается на человеческое восприятие мира сперва как природного процесса, например, движение солнца, луны, а потом распространяется на культурное пространство, формируя его по аналогии с природным. Ориентация по странам света является следствием биологической природы человека, результатом природной упорядоченности мира: вращением Земли, расположением солнца относительно частей земли, смены дня и ночи и т.д.

Отражение строения мира фиксируется в категориях «двоичности» (дуальности), а позднее –«четверичности» (квартерности). Это древнейшие, универсальные мифологемы человеческой культуры.

Представления о строении мира сакрализуются в восприятии единства, тождества макро- и микромира, природы и культуры.

Пространственные представления получают символическое выражение в архаичных классификационных системах: четыре стороны света, четыре сезона, четыре первоэлемента, четыре цвета, четыре угла, стены, стороны и т.д.

Происходит выделение одной из ориентаций как предпочтительной, более значимой, ценной как отражение неоднородности, гетерогенности природного пространства.

Неоднородность природного пространства находит свое выражение и в неоднородности культурного пространства. Одна из сторон, оппозиций выглядит более предпочтительной, ценной, желанной, благоприятной, чем остальные.

При различных вариантах ориентации и предпочтения одной стороны как особенно ценной, значимой, в большинстве культур Евразии таковыми оказываются восток и юг. Восток выступает как сакральная сторона у большинства индоевропейских, семитских, тюркских народов.

В рамках реальной культурной картины мира накладываются друг на друга несколько ориентаций, которые сосуществуют, борются, вытесняют друг друга. Так, в более южных культурах преобладающее значение имел восток, в более северных – юг как сторона, в которой солнце (носитель тепла, блага, жизни) находится в своей высшей точке.

В архаичных культурах главным объектом наблюдений выступает солнце (Стоунхендж, Англия, Аркаим, Россия), отражением чего выступает солнечный календарь. Хотя есть сведения, что существовал более древний, лунный, календарь.

В древних ритуалах движение «по солнцу» считалось жизнеутверждающим, благоприятным, движение «супротив» было связано с культом мертвых и считалось неблагоприятным для человека. В ориентации, структурировании мира важную роль играет оппозиция – правое – левое, верх – низ, центр – периферия, перед – зад. Она соотносится с половым диморфизмом, разделением рода на мужскую и женскую половины, со складыванием двух гендерных культур – мужской и женской.

В южных культурах считалось, что земля повышается к северу, в северных – наоборот, что она повышается к югу. Соответственно, разные качества приписывались северу и югу. Более высокое ценилось выше, чем более низкое. Самим качествам «высокое», «низкое» приписывалось дополнительное значение – благоприятное или неблагоприятное.

Отражением представлений о пространстве являлись первые знаки и символы, созданные человеком: круг, квадрат, крест, и т.д. Они носят универсальный характер, т.е. существуют у всех народов.

Одной из архаичных мифологем, которая носит универсальный характер, является представление о трехчастном строении мира по вертикали.

Восприятие пространства легко переходило на восприятие времени: одно служило средством отображения другого. В архаике переднее (восточное) отождествлялось с прошлым, а заднее (западное) с будущим, что прямо противоположно современной культуре.

В современной культуре структурообразующим фактором выступает политика. Она задает точку отсчета в восприятии культурных форм. Центр мира ассоциируется с политическим центром, в отношении его происходит ориентация на другие культурные явления. В развитых странах изменяется значение этнических, профессиональных, классовых, религиозных самоидентификаций. Человек все в большей степени отождествляет себя с более обширными общностями, такими, как народ, человечество.

 

Литература по теме 14

 

Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М. 1982.

Восточные славяне. Очерки традиционной культуры //Под ред. К. В. Чистова. М. 1987.

Голан А. Миф и символ. М. 1993.

Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М. 1990.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М. 1984.

Одиссей. Человек в истории. Картина мира в народном и ученом сознании. М. 1994.

Подосинов А. В. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. 1999.

Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. 2000.

Язык и национальное самосознание. Воронеж. 1998. Культура и глобальные проблемы современности.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 612 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2264 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.