Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


TХ pr©gma aЩtТ. Die Sache selbst. То са­мое‚ чем за­ни­ма­ет­ся фи­ло­со­фия




Вспом­ним сно­ва эту стран­ную фра­зу Со­кра­та: “Выс­шее бла­го для че­ло­ве­ка ка­ж­до­днев­но вес­ти бе­се­ды о доб­ро­де­те­ли и обо все том‚ о чем я раз­го­ва­ри­вал с ва­ми‚ ис­пы­туя се­бя и дру­гих‚ по­то­му что без это­го жизнь не в жизнь для че­ло­ве­ка”. Бла­го — бес­ко­неч­но бе­се­до­вать о бла­ге; жить (быть) — бес­ко­неч­но раз­го­ва­ри­вать о жиз­ни (бы­тии). Толь­ко то­гда “то‚ о чем” мо­жет вне­зап­но за­си­ять в ду­ше‚ как огонь‚ вспых­нув­ший от слу­чай­ной ис­кры‚ — под­хва­ты­ва­ет сам Пла­тон в VII пись­ме. “То‚ о чем” (ура­зу­ме­ние) и “то‚ как” (рас­су­ж­де­ния) — не­что бес­ко­неч­но раз­ное: од­но — еди­нич­но‚ про­сто‚ все­гда все здесь‚ дру­гое — мно­же­ст­вен­но‚ слож­но‚ бес­ко­неч­но во вре­ме­ни. И все же‚ ес­ли ве­рить Со­кра­ту и Пла­то­ну‚ ура­зу­ме­ние не­воз­мож­но без рас­су­ж­де­ний‚ при­чем‚ су­дя по все­му‚ — бес­ко­неч­ных. Фи­ло­соф­ское уз­на­ва­ние не­воз­мож­но без диа­лек­ти­че­ских до­пы­ты­ва­ний.

А от­ку­да во­об­ще взя­лись эти рас­су­ж­де­ния? В них ли де­ло? С на­ча­ла ли мы на­ча­ли? Бы­ли ведь‚ го­во­рят‚ до­со­кра­ти­ки. От них мы не слы­шим ни о ка­ких рас­спра­ши­ва­ни­ях и бе­се­дах. На­обо­рот‚ со­хра­нив­шие­ся их ре­че­ния пе­ст­рят сло­веч­ка­ми de‹ да cr» — “долж­но”‚ “сле­ду­ет”‚ “не­об­хо­ди­мо”‚ “при­хо­дит­ся”. “Нуж­но-де ду­мать и го­во­рить то-то и то-то‚ так-то и так-то”. “Сле­ду­ет знать‚ что...” Не о са­мом ли ми­ре пря­мо и без оби­ня­ков го­во­ри­ла ран­няя фи­ло­со­фия? Не к са­мим ли ве­щам об­ра­ща­лась?

В са­мом де­ле‚ ес­ли мы спро­сим‚ чем — в от­ли­чие от дру­гих — за­ни­ма­лись фи­ло­со­фы на пер­вых по­рах‚ по­лу­чим не­сколь­ко оза­да­чи­ваю­щий от­вет: — всем су­ще­ст­вую­щим.

По сло­вам Дио­ге­на Ла­эрт­ско­го и Ци­це­ро­на‚ Пи­фа­гор‚ пер­вый на­звав­ший се­бя фи­ло­со­фом и при­ду­мав­ший са­мо сло­во “фи­ло­со­фия”‚ объ­яс­нил это де­ло так: ка­ж­дый-де на тор­жи­ще жиз­ни пре­сле­ду­ет свою цель‚ кто сла­ву‚ кто на­жи­ву‚ кто еще че­го‚ — ка­ж­дый за­нят сво­им де­лом и вла­де­ет со­от­вет­стую­щи­ми зна­ния­ми‚ иные же “при­хо­дят толь­ко по­смот­реть‚ что и как здесь де­ла­ет­ся”‚ иг­но­ри­руя де­ла и де­лиш­ки лю­дей‚ они “вни­ма­тель­но всмат­ри­ва­ют­ся в при­ро­ду ве­щей”. Та­кие-то по­сто­рон­ние‚ лю­бо­пыт­ст­вую­щие на­блю­да­те­ли‚ рас­смат­ри­вающие все как бы со сто­ро­ны‚ и на­зы­ва­ют­ся-де фи­ло­со­фа­ми[39]. С име­нем фи­ло­со­фа в ори­ги­на­ле мы встре­ча­ем­ся у Ге­рак­ли­та: “cr» g¦r eв mЈla pollоn †storaj filosТfouj Ґndraj eЌnai — ведь му­жи-фи­ло­со­фы долж­ны быть в кур­се (да про­стят мне фи­ло­ло­ги этот пе­ре­вод.— А.А.) ве­ли­ко­го мно­же­ст­ва ве­щей”(DK B 35)[40]. Сло­вом‚ фи­ло­соф­ская страсть — лю­бо­зна­тель­ность‚ поч­ти не­уем­ное лю­бо­пыт­ст­во

Фи­ло­соф­ская fil…a та­кая же страсть‚ как и дру­гие‚ как “среб­ро­лю­бие”‚ “чес­то­лю­бие” etc. А “...коль ско­ро...‚ — за­ме­ча­ет та­кой зна­ток люб­ви‚ как Пла­тон‚ — че­ло­век что-ни­будь лю­бит‚ он дол­жен... вы­ка­зы­вать лю­бовь не к од­ной ка­кой-ни­будь сто­ро­не то­го‚ что он лю­бит‚ ос­та­ва­ясь без­у­ча­ст­ным к дру­гой‚ но‚ на­про­тив‚ ему долж­но быть до­ро­го все” (RP.474c. Пер. А.Н.Егу­но­ва). Вот фи­ло­соф­ская fil…a и до­во­дит свою люб­ве­о­биль­ность до пре­де­ла. Фи­ло­соф лю­бит все в бы­тии‚ хо­чет знать не мно­го — tХ polЪ‚ а t¦ pЈnta — все и ка­ж­дое. При­чем‚ как и по­ло­же­но лю­бя­ще­му‚ лю­бит лю­би­мое ра­ди не­го са­мо­го‚ лю­бит все — и ка­ж­дое — су­щее за так‚ за то‚ что оно есть ‚ и в том са­мом‚ что оно есть са­мо по се­бе‚ без вся­ких ко­ры­стей и воз­вы­шен­ных пре­тен­зий.

Боль­шин­ст­во со­чи­не­ний ран­них фи­ло­со­фов‚ о ко­то­рых мы на­хо­дим упо­ми­на­ния‚ на­зы­ва­лись Per€ fЪsewj. Ко­гда это на­зва­ние пе­ре­во­дят “О при­ро­де”‚ мы го­то­вы вос­хи­тить­ся “ге­ни­аль­ным до­гад­кам” пер­вых ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­лей‚ про­щая им “на­тур­фи­ло­соф­ские” фан­та­зии. Но речь идет не о ес­те­ст­во­зна­нии и не о на­тур­фи­ло­со­фии‚ речь идет “о при­ро­де ве­щей”‚ о том ес­те­ст­ве‚ ко­то­рым ес­те­ст­ву­ет все‚ что есть. О при­ро­де всех ве­щей‚ ка­кие толь­ко су­ще­ст­во­ва­ли‚ су­ще­ст­ву­ют или бу­дут (мо­гут) су­ще­ст­во­вать в ми­ре. Дио­ген Ла­эрт­ский го­во­рит‚ что пер­вый раз­дел кни­ги Ге­рак­ли­та с тем же на­зва­ни­ем име­но­вал­ся про­сто “Обо всем” (Diog.Laert, 9б). “... Они (фи­ло­со­фы. — А.А.)‚ — сно­ва слы­шим мы от Пла­то­на‚ — стре­мят­ся ко все­му бы­тию в це­лом‚ не упус­кая из ви­ду... ни од­ной его час­ти‚ ни ма­лой‚ ни боль­шой‚ ни ме­нее‚ ни бо­лее цен­ной...”(RP.485b). Так вот го­во­рит “идеа­лист”‚ ищу­щий еди­но­го “по­ми­мо мно­го­го”. Фи­ло­со­фия это — “qewr…a pan­tХj mќn cr­Тnou, pЈshj dќ oЩs…aj — со­зер­ца­ние все­го вре­ме­ни и все­го су­ще­ст­ва”(RP. 486a). Но опять-та­ки: ни ма­лей­ше­го су­ще­ст­ва не упус­кая. “Итак‚ тех‚ кто лю­бит [лас­ко­во при­ни­ма­ет‚ об­ни­ма­ет‚ ми­лу­ет — toаj ўspazomљnouj] ка­ж­дое су­ще­ст­вую­щее са­мо [aЩtХ... ›kaston tХ Фn] долж­но на­зы­вать фи­ло­со­фа­ми‚ а не фи­ло­док­са­ми [лю­би­те­ля­ми мне­ний, лю­би­те­ля­ми то­го, что сла­вит­ся, слы­вет дос­той­ным вни­ма­ния. — А.А. ]”(Ibid.,480a).

Ка­жет­ся‚ сто­ит толь­ко лю­бов­но со­сре­до­то­чить­ся на ка­ком-угод­но су­щем в его соб­ст­вен­ном бы­тии‚ и со­сре­до­то­чив­шее­ся та­ким об­ра­зом су­ще­ст­во са­мо со­бой вы­стро­ит­ся по­до­баю­щим‚ от­ве­чаю­щим (аде­к­ват­ным‚ го­во­ря по-ла­ты­ни) об­ра­зом. Это и бу­дет по­ни­ма­ние ‚ са­ма ис­ти­на. Прав­да‚ для это­го на­до от мно­го­го от­ре­шить­ся (лю­би­мое рев­ни­во). Че­ст­но ска­зать‚ при­дет­ся от­ре­шить­ся от все­го. Или на­обо­рот? Вме­стить все в един­ст­вен­но­го из­бран­ни­ка? Или уви­деть ка­ж­дое на сво­ем мес­те вме­сте со все­ми дру­ги­ми? Ведь толь­ко вме­сте со всем‚ ка­ж­дое ока­зы­ва­ет­ся со­бой: на сво­ем мес­те‚ в сво­ем на­зна­че­нии... Зна­чит‚ что­бы уви­дет ка­ж­дое са­мо‚ нуж­но ка­ким-то об­ра­зом ох­ва­тить взо­ром все. Но как воз­мож­на та­кая qewr…a — ох­ват взо­ром все­го?

Что это “все” (и‚ ста­ло быть‚ “ка­ж­дое” в этом “всем”) — ни­где‚ соб­ст­вен­но‚ не при­сут­ст­ву­ет‚ за­ме­ти­ли ско­ро. “fЪsij — при­ро­да ве­щей [ве­щи в их бы­тии] — лю­бит пря­тать­ся”‚— за­ме­тил Ге­рак­лит‚ на­пи­сав­ший об этой “при­ро­де” кни­гу (DK B123). Зна­ко­мые нам по Со­кра­ту и Пла­то­ну мыс­ли мы слы­шим от то­го же Ге­рак­ли­та. “Polumaq…h nТon њcein oЩ didЈskei — мно­го­уче­ность не обу­ча­ет уму‚ — го­во­рит он и при­во­дит при­ме­ры та­кой мно­го­уче­но­сти: — Ина­че обу­чи­ла бы Ге­сио­да и Пи­фа­го­ра‚ рав­но как и Ксе­но­фа­на с Ге­ка­те­ем” (B40). Т.е. — оди­на­ко­во да­ле­ки от по­ни­маю­ще­го ума и все­ох­ва­ты­ваю­щие тео­го­нии с кос­мо­го­ния­ми‚ и гло­баль­ные кос­мо­гра­фии‚ гео­гра­фии‚ эт­но­гра­фии‚ ис­то­рии‚ и про­чие со­б­ра­ния обыч­ных и тай­ных све­де­ний. Обу­че­ние уму‚ спо­соб­но­му ох­ва­ты­вать ум­ст­вен­ным взо­ром все и так всмат­ри­вать­ся в при­ро­ду ве­щей‚ про­ис­хо­дит‚ на­до по­ла­гать‚ ина­че. И еще — как бы до­пол­няя толь­ко что при­ве­ден­ное ре­че­ние: “Чьи толь­ко ре­чи я ни слы­шал‚ ни­кто не до­хо­дит до то­го‚ что­бы по­ни­мать‚ что муд­рое ото всех обо­соб­ле­но (от­де­ле­но) — sofТn ™sti pЈntwn kecwrismљnon”(B108). “Муд­рое”‚ то‚ что “лю­бит” фи­ло­соф‚ т.е. все и ка­ж­дое‚ — обо­соб­ле­но от все­го и ка­ж­до­го. Ра­зу­ме­ет­ся не так‚ что на­хо­дит­ся в ка­ком-то осо­бом — пусть и “по­тус­то­рон­нем” — мес­те (так оно бы­ло бы все­го лишь од­ним из мно­го­го). Оно не при­сут­ст­ву­ет так‚ как мы при­вык­ли‚ что­бы все при­сут­ст­во­ва­ло и как об этом по­ве­ст­ву­ют зна­то­ки. Все (и ка­ж­дое) — боль­ше все­го пе­ре­чис­ли­мо­го и рас­ска­зуе­мо­го. Оно не име­ет мес­та и вре­ме­ни‚ на­про­тив‚ все мес­та и вре­ме­на как - то на­хо­дят­ся в нем. По­это­му и на­хо­дит­ся оно умом и в уме‚ ко­то­рый сам не име­ет мес­та и вре­ме­ни (не­уме­стен‚ у-то­пи­чен‚ от­вле­чен‚ — как угод­но).

Фи­ло­соф­ское лю­бо­пыт­ст­во столь не­объ­ят­но‚ что до­пы­ты­ва­ет­ся та­ко­го “все­го”‚ что все­гда от­сут­ст­ву­ет. Оно до­пы­ты­ва­ет­ся од­но­го: все­го‚ ко­то­рое на­столь­ко вез­де и все­гда ‚ что ни­где и ни­ко­гда ‚ в ча­ст­но­сти. По­это­му‚ хо­тя то са­мое ‚ чем за­нят фи­ло­соф­ский ум, ка­са­ет­ся все­го ‚ но ка­са­ет­ся он (и оно) все­го так‚ что не вы­ли­ва­ет­ся во все­зна­ние (ни тем бо­лее — во все-по­лу­зна­ние). Он --- ум --- один и есть та со-сре­до-то­чен­ность мыс­ли‚ ко­то­рая спо­соб­на кос­нуть­ся со-сре­до-то­чен­но­сти все­го в од­ном. “Вне­мля не мне‚ а ло­го­су [то­му‚ что раз­би­ра­ет‚ от­би­ра­ет‚ со­би­ра­ет. — А.А. [41]]‚ долж­но при­знать: муд­рость в том‚ что­бы знать все как од­но”. — Her., DK B50). Ум на­хо­дит ис­ко­мое бы­тие там‚ где на­хо­дит­ся (на­хо­дит се­бя) сам. “Ра­зум‚ — при­ве­дем мы зна­ме­ни­тые сло­ва Ари­сто­те­ля — ра­зу­ме­ет са­мо­го се­бя‚ со­уча­ст­вуя (kat¦ metЈleyin) в ра­зу­мее­мом‚ а ра­зу­мее­мое ста­но­вит­ся [ока­зы­ва­ет­ся са­мим со­бой. — А.А. ]в (са­мом этом) ка­са­нии (qiggЈnwn) и ра­зу­ме­нии‚ так что ра­зум и ра­зу­мее­мое — од­но и то же” (Metaph., XII, 7 1072b20). Нет‚ ста­ло быть‚ ни­че­го стран­но­го в том‚ что то са­мое‚ чем за­ни­ма­ет­ся фи­ло­соф­ский ум‚ и то са­мое‚ что его за­ни­ма­ет (tХ pr©gma aЩtЪ; die Sache selbst) схо­дят­ся‚ со­при­ка­са­ют­ся так близ­ко‚ как два смыс­ла од­но­го и то­го же вы­ра­же­ния‚ как од­но и то же са­мое. Вхо­дя в эту клас­си­че­скую те­му фи­ло­со­фии — то­ж­де­ст­во мыш­ле­ния и бы­тия — бу­дем‚ од­на­ко‚ пом­нить об этом qiggЈnw — “ка­сать­ся”‚ о не­кой точ­ке‚ ко­то­рая столь же со­еди­ня­ет‚ сколь и раз­де­ля­ет не­что не­про­ни­цае­мое друг для дру­га.

Как бы там ни бы­ло‚ уни­вер­са­ли­ст­ские пре­тен­зии фи­ло­со­фии ни­кто не от­ме­нял и не ста­вил под по­доз­ре­ние на про­тя­же­нии ве­ков. Имен­но эта пре­тен­зия и ста­ла ис­точ­ни­ком са­мых тра­ди­ци­он­ных ее де­фи­ни­ций. Вот‚ по слу­чаю‚ па­ра та­ких оп­ре­де­ле­ний. Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский (I век на­шей эры)‚ зна­ме­ни­тый “син­те­за­тор” эл­лин­ской и иу­дей­ской муд­ро­сти: “Фи­ло­со­фия — слу­жан­ка (ра­бы­ня) муд­ро­сти (со­фии)... Со­фия же есть зна­ние бо­же­ст­вен­ных и че­ло­ве­че­ских <ве­щей> и их при­чин” (De congressu eruditionis gratia, 80)[42]. А вот XII век‚ эпо­ха ак­ку­рат­ней­ших раз­ли­че­ний и оп­ре­де­ле­ний. Пе­ред на­ми слов­но точ­ный — раз­ве что без вся­ких “слу­жа­нок” — пе­ре­вод этой де­фи­ни­ции на ла­тынь схо­ла­ста Гу­го Сен-Вик­тор­ско­го: “Philosophia, — оп­ре­де­ля­ет он — est disciplina omnium rerum humanorum atque divinarum rationis plene investigans. (Фи­ло­со­фия есть нау­ка‚ оты­ски­ваю­щая пол­ное ос­но­ва­ние как все­го че­ло­ве­че­ско­го‚ так и все­го бо­же­ст­вен­но­го)”[43].

Не ста­нем мно­жить сви­де­тель­ст­ва‚ это дос­та­точ­но ус­той­чи­вая ха­рак­те­ри­сти­ка. Фи­ло­со­фия рас­смат­ри­ва­ет не­ко­то­рым об­ра­зом все‚ го­во­рит обо всем. Тем бо­лее важ­но уяс­нить‚ ка­ким имен­но об­ра­зом и как это во­об­ще воз­мож­но — го­во­рить обо всем — бо­же­ст­вен­ном и че­ло­ве­че­ском‚ тео­ре­ти­че­ском и прак­ти­че­ском. Ка­ким же это об­ра­зом мы мо­жем иметь де­ло со всем? Как имен­но ум со­би­ра­ет‚ сво­дит и до­пол­ня­ет мно­гое кое-что во все. Здесь-то и на­чи­на­ют­ся труд­но­сти и рас­хо­ж­де­ния.

Ведь то‚ с чем мы име­ем де­ло‚ о чем мы за­во­дим речь‚ са­мо вхо­дит в на­ше де­ло и от­ве­ча­ет нам‚ ска­зы­ва­ет­ся‚ ис­клю­чи­тель­но со­об­раз­но и со­от­вет­ст­вен­но то­му‚ как мы го­во­рим‚ как мы име­ем с ним де­ло и ка­кое это де­ло. (Этим же “как” оп­ре­де­ля­ют­ся и мно­го­об­раз­ные спо­со­бы ут­ра­тить свой пред­мет или под­ме­нить его дру­гим). — Или фи­ло­соф­ская мысль дей­ст­ви­тель­но ли­ше­на фор­мы и об­раза и мы мо­жем упо­вать на уни­вер­са­лизм без-дель­но­го “со­зер­ца­ния” и буд­то бы все в се­бя вме­щаю­ще­го мол­ча­ния‚ уви­ли­вая та­ким не­хит­рым спо­со­бом от су­ро­вой не­об­ра­ти­мо­сти де­ла и стро­гой от­вет­ст­вен­но­сти оп­ре­де­лен­но­го сло­ва? Ис­кус­ст­во‚ нау­ка‚ ре­ли­гия‚ то­же вро­де бы ка­саю­щие­ся “при­ро­ды ве­щей”‚ тре­бу­ют и осо­бых да­ров‚ и спе­ци­фи­че­ско­го тру­да‚ и стро­гой в раз­ном от­но­ше­нии ас­ке­зы. На что же рас­счи­ты­ва­ет фи­ло­со­фия, и не рас­счи­ты­ва­ют ли по­лу­чить от фи­ло­со­фии все это — бо­же­ст­вен­ное и че­ло­ве­че­ское — сра­зу и да­ром?

Мы хо­те­ли вой­ти в де­ло фи­ло­со­фии, от­тал­ки­ва­ясь от “са­мих ве­щей”‚ и на­шли‚ что со­брать их в их бы­тии мож­но толь­ко в ра­зу­мею­щем уме. Но как это со­б­ра­ние про­ис­хо­дит? Как ра­зу­ме­ет ра­зум? Не от­тал­ки­ва­ем­ся ли мы сно­ва от са­мих ве­щей к ло­ги­ке ра­зу­ме­ния‚ мыш­ле­ния? Ум вби­ра­ет в се­бя оп­ре­де­лен­ный ло­гос ‚ ко­то­рым все оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом со­би­ра­ет­ся во­еди­но.

Мы уже от­ме­ча­ли‚ что гре­че­ское сло­во lТgoj име­ет этот смысл: со­би­ра­ние[44], — раз­би­раю­щее‚ от­би­раю­щее со­би­ра­ние‚ мож­но ска­зать‚ упо­ря­до­чи­ва­ние‚ уст­рое­ние‚ по-гре­че­ски‚ — kosm»sij. Как воз­мож­но уст­ро­ить по­ря­док из бес­по­ря­до­ка‚ — вот чем за­ни­ма­ет­ся гре­че­ский Ум—Нус со сво­им Ло­го­сом. Им-то и уме­ют мыс­лить гре­че­ские фи­ло­со­фы‚ сколь ни по-раз­но­му они им вер­тят (или он ими).

Спро­сим хо­тя бы Пла­то­на. В “Фе­до­не” Со­крат‚ рас­ска­зы­ва­ет друзьм — в ожи­да­нии ци­ку­ты — не­что вро­де сво­ей твор­че­ской био­гра­фии. Смо­ло­ду‚ вспо­ми­на­ет он‚ им вла­де­ла по­ра­зи­тель­ная страсть к то­му ро­ду муд­ро­сти‚ ко­то­рую на­зы­ва­ют изы­ска­ни­ем при­ро­ды ве­щей (per€ fЪsewj ѓstor…aj). Как все воз­ни­ка­ет и гиб­нет‚ чем мы чув­ст­ву­ем и мыс­лим и т.д. Усерд­но за­ни­ма­ясь всем этим, Со­крат вдруг за­ме­тил‚ что как бы слеп­нет и пер­ста­ет по­ни­мать про­стей­шие ве­щи (на­при­мер‚ ес­ли еди­ни­ца раз­де­ля­ет­ся‚ по­лу­ча­ет­ся что-то мень­шее — дро­би — или боль­шее — две еди­ни­цы? — или — как во­об­ще воз­мож­но‚ что что-то воз­ни­ка­ет гиб­нет и су­ще­ст­ву­ет?). Но вот он ус­лы­шал‚ что Анак­са­гор пи­шет‚ буд­то все в ми­ре уст­роя­ет и все­му ви­ной слу­жит ум. Тут де­ло ста­ло про­яс­нять­ся. Ум‚ ко­то­рый‚ по­доб­но доб­ро­му хо­зяи­ну ми­ро­во­го хо­зяй­ст­ва‚ все уст­раи­ва­ет‚ на­во­дит по­ря­док и ка­ж­до­му оп­ре­де­ля­ет‚ как ему луч­ше (при­год­нее‚ уме­ст­нее‚ свое­вре­мен­ней) быть‚ ум‚ ко­то­рый при­чи­ня­ет ка­ж­дое су­щее и ка­ж­дое со­бы­тие‚ встраи­вая их в этот чин­ныйсо - чи­нен­ный им по­ря­док‚ — та­кой ум да­вал бы об­щую идею ра­зу­ме­ния ‚ по­ни­ма­ния‚ зна­ния че­го бы то ни бы­ло (как ему луч­ше быть в све­те идеи все­об­ще­го бла­го­ус­т­рое­ния). Что­бы удов­ле­тво­рить вла­дев­шее Со­кра­том лю­бо­пыт­ст­во‚ ему уже не нуж­но пя­лить гла­за и про­чи­щать уши. На­до толь­ко вду­мы­вать­ся в этот ум. Анак­са­гор‚ прав­да‚ за­чем-то пред­по­ло­жил и дру­гую при­чи­ну ‚ ка­кое-то без-ум­ное‚ с точ­ки зре­ния Со­кра­та—Пла­то­на‚ са­мо­упо­ря­до­чи­ва­ние ве­щей‚ так что уму-то и де­лать ни­че­го не ос­та­ва­лось‚ но ис­кра Ума уже за­ле­те­ла в его ум (Plat., Faedon. 96a—99c).

Ка­ким же пу­тем по­шел да­лее Со­крат? За­ме­тив‚ что пря­мое раз­гля­ды­ва­ние ве­щей и вы­слу­ши­ва­ние “фи­зио-ло­ги­че­ских” ис­то­рий ско­рее ос­ле­п­ля­ет и ог­лу­ша­ет‚ чем на­во­дит на ум‚ он ре­шил “ убе­жав ‚ скрыв­шись в убе­жи­ще рас­су­ж­даю­щих ре­чей — e„j toЭj lТgouj katafugТnta — там рас­смат­ри­вать ис­ти­ну все­го‚ что су­ще­ст­ву­ет (tоn Сn­tпn)”(Ibid.99e. Кур­сив наш. — А.А.). Ины­ми сло­ва­ми‚ от­вер­нув­шись от хао­ти­че­ско­го ми­ра‚ в ко­то­рый мы впу­та­ны ошу­ше­ния­ми‚ Со­крат пла­то­но­ва “Фе­до­на” по­ла­гал‚ что он бли­же по­дой­дет к ис­ти­не ве­щей‚ т.е. к са­мим ве­щам‚ ес­ли зай­мет­ся рас­смот­ре­ни­ем ло­ги­че­ско­го уст­рое­ния уст­рояю­ще­го этот мир ума.

Так‚ от­пра­вив­шись “к са­мим ве­щам”‚ мы бе­гом воз­вра­ща­ем­ся к со­кра­тов­ским бе­се­дам‚ к его ис­кус­ст­ву lТgouj poie‹sqai.

 

 

А вот за­да­ча на­пос­ле­док.

Мы го­во­ри­ли: вве­де­ние‚ вхо­ж­де­ние в фи­ло­со­фию — это не вход в му­зей‚ где кол­лек­цио­ни­ро­ва­ны не­кие фи­ло­соф­ские уче­ния или да­же ми­ро­воз­зре­ния‚ в раз­ное вре­мя вы­дви­гав­шие­ся и пред­ла­гав­шие­ся раз­ны­ми фи­ло­со­фа­ми. Это втя­ги­ва­ние в де­ло фи­ло­со­фии‚ ед­ва ли не в су­деб­ный про­цесс — с той раз­ни­цей‚ что на этом про­цес­се нет ни внеш­не­го су­дьи‚ ни при­ня­то­го ко­дек­са. Тут тво­рит­ся са­мо-суд.

В про­грам­ной ста­тье 19­10 г. “Фи­ло­со­фия как стро­гая нау­ка” Эд. Гус­серль пи­сал: “Ко­неч­но‚ мы ну­ж­да­ем­ся так­же и в ис­то­рии. Ра­зу­ме­ет­ся‚ не для то­го‚ что­бы по­гру­зить­ся‚ как ис­то­рик‚ в те свя­зи раз­ви­тия‚ в ко­то­рых вы­рос­ли ве­ли­кие фи­ло­со­фии‚ но что­бы дать воз­мож­ность им са­мим вли­ять на нас со­глас­но их свое­об­раз­но­му ду­хов­но­му со­дер­жа­нию. И на са­мом де­ле‚ из этих ис­то­ри­че­ских фи­ло­со­фий из­ли­ва­ет­ся нам на­встре­чу‚ ес­ли толь­ко мы уме­ем со­зер­ца­тель­но вне­дрить­ся в них‚ про­ник­нуть в ду­шу их слов и тео­рий‚ фи­ло­соф­ская ж и з н ь со всем оби­ли­ем и си­лой жи­ви­тель­ных мо­ти­ва­ций. Од­на­ко‚ не че­рез фи­ло­со­фии ста­но­вим­ся мы фи­ло­со­фа­ми. Толь­ко без­на­деж­ные по­пыт­ки ро­дят­ся из стрем­ле­ния ос­та­вать­ся при ис­то­ри­че­ском‚ про­яв­лять се­бя при этом толь­ко в ис­то­ри­ко-кри­ти­че­ской дея­тель­но­сти и до­би­вать­ся фи­ло­соф­ской нау­ки в эк­лек­ти­че­ской пе­ре­ра­бот­ке или в ана­хро­ни­сти­че­ском воз­ро­ж­де­нии. Тол­чок к ис­сле­до­ва­нию дол­жен ис­хо­дить не от фи­ло­со­фии‚ а от ве­щей и про­блем (Nicht von den Philosophien sondern von den Sachen und Problemen muss der Antrieb der Forschung ausgehen). Фи­ло­со­фия же по сво­ей сущ­но­сти есть нау­ка об ис­тин­ных на­ча­лах‚ об ис­то­ках‚ о rizиmata pЈntwn <кор­нях все­го (вы­ра­же­ние Эм­пе­док­ла). — А.А.)>. Нау­ка о ра­ди­каль­ном долж­на быть ра­ди­каль­на‚ во всех от­но­ше­ни­ях ра­ди­каль­на‚ так­же и в сво­их по­ступ­ках. И пре­ж­де все­го она не долж­на ус­по­каи­вать­ся‚ по­ка не дос­тиг­нет сво­их аб­со­лют­но яс­ных на­чал‚ т.е. сво­их аб­со­лют­но яс­ных про­блем”[45].

Те­зис этот по­лу­чил из­вест­ность как при­зыв “Zur Sache selbst”, ко­то­рый пе­ре­во­дят обыч­но: “К са­мим ве­щам”. Но вы­ра­же­ние “die Sache selbst” мо­жет быть пе­ре­ве­де­но и как “суть де­ла”. Ста­ло быть‚ — “К са­мой су­ти де­ла!” Де­ло фи­ло­соф­ско­го ис­сле­до­ва­ния на­чи­на­ет­ся, в са­мом де­ле‚ с фи­ло­соф­ско­го оза­да­чи­ва­ния‚ с от­кры­тия соб­ст­вен­но фи­ло­соф­ской про­бле­мы. Про­бле­ма же эта от­кры­ва­ет­ся‚ ко­гда уда­ет­ся‚ как бы от­стра­нив дик­тую­щие тек­сты‚ обу­чаю­щие ве­щам док­три­ны и став­шие “ес­те­ст­вен­ным све­том” ми­ро­воз­зре­ния‚ об­ра­тить­ся к са­мим ве­щам. Фи­ло­соф­ская про­бле­ма ка­са­ет­ся то­го‚ что вы­дви­ну­то за пре­де­лы ото­дви­гае­мых ак­том “ эпо­хе ” (воз­дер­жа­ния)‚ за­клю­чае­мых в скоб­ки мне­ний‚ уче­ний‚ тео­рий‚ пусть и са­мых спе­ку­ля­тив­ных и ме­та­фи­зи­че­ских‚ — как вещь-а-не-тео­рия.

Ес­ли с этой точ­ки зре­ния вгля­деть­ся в ис­то­рию фи­ло­со­фии‚ быть мо­жет‚ нам уда­сть­ся за­ме­тить‚ что ка­ж­дая эпо­ха фи­ло­со­фии (бо­лее то­го — ка­ж­дая зна­чи­мая фи­ло­со­фия) на­чи­на­ет­ся этим жес­том “ эпо­хе ”‚ ак­том ин­тел­лек­ту­аль­но­го от­стра­не­ния от все­сто­рон­не про­ду­ман­но­го и ис­тол­ко­ван­но­го ми­ра‚ воз­вра­ще­ни­ем “к са­мим ве­щам”‚ как бы впер­вые еще толь­ко под­ле­жа­щим ос­мыс­ле­нию. Ка­ж­дая фи­ло­со­фия и фи­ло­соф­ская эпо­ха вхо­дит в са­мо фи­ло­соф­ское де­ло‚ вновь‚ как бы с са­мо­го на­ча­ла об­ра­ща­ясь к са­мим ве­щам. За­гад­ка в том‚ что ка­ж­дый раз это са­мое обо­ра­чи­ва­ет­ся к мыс­ли по-раз­но­му‚ слов­но раз­ны­ми ли­ца­ми‚ — со­об­раз­ны­ми ли­цам об­ра­тив­шей­ся к ним мыс­ли.

Вхо­дя в са­мо де­ло фи­ло­со­фии тем пу­тем‚ ко­то­рым про­дви­га­лись к са­мим ве­щам Пла­тон и Ари­сто­тель‚ мы мог­ли за­ме­тить‚ в ка­ком имен­но ви­де ‚ в ка­кой фор­ме ‚ в ка­ком ло­го­се — в ка­ком смыс­ле — из­ве­ща­лись им ве­щи‚ как бы вы­хо­дя на­встре­чу‚ встре­ча­ясь с мыс­лью‚ ка­са­ясь мыс­ли на этом пу­ти.

Ес­ли бы мы ре­ши­лись вой­ти в фи­ло­со­фию вслед за мыс­ли­те­ля­ми сред­не­ве­ко­вья‚ то же са­мое де­ло обер­ну­лось ина­че‚ и смысл са­мо­сти тех же са­мых — ка­за­лось бы — ве­щей ока­зал­ся иной. Под­черк­ну: не кон­цеп­ций о ве­щах‚ а са­мих ве­щей. Взаи­мо­от­но­ше­ние этих эпох мыс­ли оп­ре­де­ля­ет­ся не идео­ло­ги­че­ски­ми рас­ко­ла­ми (язы­че­ст­во — хри­сти­ан­ст­во) и не внеш­ним сход­ст­вом (пла­то­низм‚ ари­сто­те­лизм)‚ а внут­рен­ним спо­ром об этом са­мом.

По­доб­ным внут­рен­ним ру­бе­жом от­ме­че­на и эпо­ха‚ име­нуе­мая Но­вым вре­ме­нем.

Тот же Гус­серль на­по­ми­на­ет нам‚ что эпо­ха Но­во­го вре­ме­ни в эм­пи­ри­че­ском ис­тол­ко­ва­нии опы­та вдох­нов­ля­лась по­доб­ным па­фо­сом. “Су­дить о ве­щах ра­зум­но или на­уч­но‚ — опи­сы­ва­ет Гус­серль фи­ло­соф­скую ус­та­нов­ку этой нау­ки‚ — зна­чит ру­ко­во­дство­вать­ся са­ми­ми ве­ща­ми ‚ т.е. вер­нуть­ся от слов и мне­ний к са­мим ве­щам‚ об­ра­щать­ся с во­про­сам к то­му‚ как они да­ны са­ми по се­бе и уст­ра­нить все не ка­саю­щие­ся де­ла пред­рас­суд­ки”[46]. Так оно и есть: “Мы не соз­да­ли‚ — ут­вер­ждал Ф.Бэ­кон‚ — и не го­то­вим ни­ка­ко­го на­си­лия и ни­ка­кой за­пад­ни для су­ж­де­ний лю­дей‚ а при­во­дим их к са­мим Ве­щам и к свя­зям Ве­щей”[47]. Но во­все не толь­ко и‚ мо­жет быть да­же не столь­ко в так на­зы­вае­мом “эм­пи­риз­ме” нау­ки Но­во­го вре­ме­ни об­на­ру­жи­ва­ет­ся этот эпо­халь­ный жест воз­вра­ще­ния к са­мим ве­щам. Они мо­гут быть по­мыс­ле­ны в их вне­мыс­лен­ной са­мо­сти имен­но так‚ что мыс­ля­щее‚ мыс­ля­щий субъ­ект все­це­ло обо­соб­ля­ет­ся от них в соб­ст­вен­ном не­ве­ще­ст­вен­ном бы­тии‚ как ego cogitans ‚ всем сво­им бы­ти­ем (суб­стан­цио­наль­но) про­ти­во­стоя­щий бы­тию res extensa. Имен­но де­кар­тов­ская “эпо­хе”‚ его ме­то­ди­че­ское со­мне­ние до­во­дит во­прос до фи­ло­соф­ской ра­ди­каль­но­сти: как воз­мож­но‚ как мыс­ли­мо вне­мыс­лен­ное — для не­го, как и для всей кар­те­зи­ан­ской на­уч­но­сти, это зна­чит объ­ек­тив­ное — бы­тие.

Мы мо­жем вспом­нить‚ как пре­вра­ща­лись за­но­во от­кры­тые “са­ми ве­щи” в “causa sui” Спи­но­зы‚ “мо­на­ды” Лейб­ни­ца‚ “вещь в се­бе” Кан­та‚ “дух” Ге­ге­ля. Ге­гель‚ в ча­ст­но­сти‚ от­тал­ки­ва­ясь во Вве­де­нии к “Фе­но­ме­но­ло­гию ду­ха” от Кан­та‚ ко­то­рый-де на пу­ти к ве­щам увяз в ис­сле­до­ва­нии по­зна­ва­тель­ной спо­соб­но­сти‚ зо­вет сме­ло вхо­дить в по­зна­ние са­мих ве­щей. “Ко­гда я мыс­лю‚ — пи­шет он в I т. “Эн­цик­ло­пее­дии”‚ — я от­ка­зы­ва­юсь от сво­ей субъ­ек­тив­ной осо­бен­но­сти‚ по­гру­жа­юсь в пред­мет (vertiefe mich in die Sache)‚ пре­дос­тав­ляю мыш­ле­нию дей­ст­во­вать са­мо­стоя­тель­но‚ и я мыс­лю пло­хо‚ ес­ли я при­бав­ляю что-ни­будь от се­бя”[48].

Сам Гус­серль по­ла­га­ет‚ что эпо­халь­но от­стра­ня­ет эти уче­ния ‚ и в идее все­об­щей фе­но­ме­но­ло­гии сно­ва ви­дит путь воз­вра­ще­ния zur Sache selbst.

Чем же оп­ре­де­ля­ют­ся столь ра­ди­каль­ные рас­хо­ж­де­ния в са­мом ра­ди­каль­ном: что та­кое то са­мое ‚ чем за­ни­ма­ет­ся мысль‚ — то са­мое ‚ что за­ни­ма­ет мысль у нас для се­бя и впер­вые де­ла­ет ее са­мой со­бой? Как от­но­сит­ся к де­лу мыс­ли са­мо это из­на­чаль­ное‚ ра­ди­каль­ное — он­то­ло­ги­че­ское — рас­хо­ж­де­ние эпо­халь­ных фи­ло­со­фий в са­мо­оп­ре­де­ле­нии и оп­ре­де­ле­нии са­мих ве­шей? Не здесь ли то са­мое пе­ре­пу­тье ‚ на ко­то­ром они так­же и схо­дят­ся ‚ мо­гут сой­тись? Вот в чем во­прос‚ ко­то­рый вста­ет пе­ред на­ми.

Вхо­дя — се­го­дня — в фи­ло­со­фию‚ мы под­хо­дим к это­му пе­ре­пу­тью‚ вхо­дим в спор он­то­ло­ги­че­ских эпох ‚ в спор эпо­халь­но-из­на­чаль­ных до­пу­ще­ний мыс­ли и бы­тия‚ до­пу­ще­ний‚ до­пус­каю­щих мысль и бы­тие к са­мим се­бе и друг к дру­гу. Мо­жет быть‚ этот спор и есть — се­го­дня — са­мо де­ло фи­ло­со­фии‚ ко­то­рая есть де­ло са­мой мыс­ли.

До сих пор ев­ро­пей­ская фи­ло­со­фия — и на За­па­де‚ и на Вос­то­ке — об­хо­ди­лась тем‚ что так или ина­че мог­ла встро­ить все свои при­клю­че­ния‚ па­де­ния и воз­ро­ж­де­ния‚ ва­риа­ции и ме­та­мор­фо­зы‚ все эпо­хи сво­ей ис­то­рии в один э о н‚ оп­ре­де­ляе­мый‚ в ко­неч­ны­ом сче­те еди­ным по­ни­ма­ни­ем (и мно­же­ст­вом не­по­ни­ма­ний) смыс­ла фи­ло­соф­ско­го де­ла и то­го‚ о чем это де­ло ве­дет­ся. По сей день од­ним из наи­бо­лее про­ду­ман­ных спо­со­бов та­ко­го встраи­ва­ния ос­та­ет­ся ис­то­рия фи­ло­со­фии Ге­ге­ля. Ко­гда нын­че пред­ше­ст­вую­щая фи­ло­со­фия на раз­ные ла­ды от­стра­ня­ет­ся от де­ла‚ она так­же упа­ко­вы­ва­ет­ся в один фут­ляр (суб­стан­циа­лизм‚ пла­то­низм‚ ло­го­цен­тризм).

М.Хай­дег­гер‚ на­при­мер‚ ви­дит в ис­то­рии ев­ро­пей­ской фи­ло­со­фии из­жи­вае­мую судь­бу ме­та­фи­зи­ки‚ ме­та­фи­зи­че­ско­го обо­ро­та из­на­чаль­ной мыс­ли‚ или пре­вра­ще­ния пла­то­низ­ма. Пре­вра­ще­ни­ем пла­то­низ­ма ока­зы­ва­ет­ся и но­во­ев­ро­пей­ская ме­та­фи­зи­ка субъ­ек­тив­но­сти. Сво­их пре­де­лов‚ пре­дель­ных воз­мож­но­стей ме­та­фи­зи­ка (в фор­ме ме­та­фи­зи­ки субъ­ек­тив­но­сти) дос­ти­га­ет у Ниц­ше и Мар­кса. Уве­рен­но впи­сы­ва­ет Хай­дег­гер и фе­но­ме­но­ло­гию Гус­сер­ля в то са­мое по­ни­ма­ние де­ла и за­да­чи фи­ло­со­фии‚ для ко­то­ро­го die Sache‚ то что ее по су­ти де­ла за­ни­ма­ет‚ есть die Subjektivität — су­бек­тив­ность. Этим‚ по мыс­ли Хай­дег­ге­ра‚ во­об­ще ис­чер­пы­ва­ют­ся воз­мож­но­сти фи­ло­со­фии как ме­та­фи­зи­ки и от­кры­ва­ет­ся соб­ст­вен­ная за­да­ча мыш­ле­ния. В чем же она со­сто­ит?

“Ко­гда мы спра­ши­ва­ем о за­да­че мыш­ле­ния‚ то в кру­го­зо­ре фи­ло­со­фии это зна­чит: оп­ре­де­лить то‚ что ка­са­ет­ся мыш­ле­ния‚ то‚ что для мыш­ле­ния еше спор­но‚ спор­ный слу­чай. Это и оз­на­ча­ет в не­мец­ком язы­ке сло­во “Sache”. Оно име­ну­ет то‚ с чем в дан­ном слу­чае име­ет де­ло мыш­ле­ние...”[49]. То‚ чем за­ни­ма­ет­ся мыш­ле­ние‚ — спор­ное; то‚ чем за­ни­ма­ет­ся ра­ди­каль­ное мыш­ле­ние‚ т.е. фи­ло­со­фия‚ есть са­мо спор­ное. Не в том де­ло‚ что то‚ чем за­ни­ма­ет­ся фи­ло­со­фия все еще спор­но‚ а в том‚ что то‚ чем за­ни­ма­ет­ся фи­ло­со­фия‚ спор­но са­мо по се­бе. По­это­му‚ за­клю­ча­ет Хай­дег­гер: «Die Aufgabe des Denkens wäre dann die Preisgabe des bisherigen Denkens an die Bestimmung der Sache des Denkens»[50]. Ри­ск­ну пе­ре­вес­ти так: “В та­ком слу­чае за­да­чей мыш­ле­ния бы­ла бы вы­да­ча пред­ше­ст­вую­ще­го мыш­ле­ния в рас­по­ря­же­ние то­го‚ что за­ни­ма­ет мыш­ле­ние”. То есть — в рас­по­ря­же­ние Спор­но­го. Сле­ду­ет пе­ре­ос­мыс­лить пред­ше­ст­вую­щую ме­та­фи­зи­ку в фи­ло­соф­скую мысль‚ в мысль‚ оза­да­чен­ную со­бой и тем‚ что ее за­ни­ма­ет. То­гда она вой­дет в за­да­чу мыш­ле­ния‚ ко­то­рое тем са­мым ис­пол­нит свою за­да­чу.

Ко­нец ме­та­фи­зи­ки зна­ме­ну­ет‚ ста­ло быть‚ на­ча­ло фи­ло­со­фии‚ ее но­вое ро­ж­де­ние. Ро­ж­де­ние не ка­кой-то но­вень­кой фи­ло­со­фии‚ а са­мой фи­ло­со­фии. Но­вое ро­ж­де­ние веч­ной фи­ло­со­фии во всем ее ве­ко­вом со­ста­ве. Пла­тон‚ Фо­ма Ак­вин­ский‚ Ни­ко­лай Ку­зан­ский‚ Де­карт‚ Ге­гель‚ Ниц­ше... — еще толь­ко пред­сто­ят. Нам еще пред­сто­ит их от­крыть[51]. Так “не шу­ми­те афи­ня­не”‚ ко­гда слы­ши­те о “де­ст­рук­ции всей пред­ше­ст­вую­щей ме­та­фи­зи­ки”. Мы воз­вра­ща­ем­ся к са­мо­му де­лу фи­ло­со­фии вме­сте со все­ми‚ кто в этом де­ле уча­ст­во­вал‚ мы воз­вра­ща­ем­ся zur Sache selbst.

Вот по­че­му‚ имен­но в на­ших соб­ст­вен­ных “эпо­халь­ных” по­пыт­ках кос­нуть­ся то­го‚ что име­ет ха­рак­тер “са­мой ве­щи”‚ сно­ва оза­да­чить­ся са­мим ее бы­ти­ем и бы­ти­ем ка­саю­щей­ся ее мыс­ли‚ мы вхо­дим в курс на­стоя­ще­го фи­ло­соф­ско­го де­ла и од­но­вре­мен­но мо­жем по­лу­чить дос­туп ко всем эпо­хам фи­ло­соф­ст­во­ва­ния‚ ко всем — от­ве­ка за­ня­тым этим стран­ным де­лом — ис­то­ри­че­ским сис­те­мам фи­ло­со­фии‚ т.е. сис­те­ма­ти­че­ским опы­там по­доб­но­го оза­да­чи­ва­ния. При та­ком по­ни­ма­нии фи­ло­соф­ские сис­те­мы пе­ре­ста­ют ка­зать­ся про­стым дос­тоя­ни­ем ис­то­рии‚ тем бо­лее эпи­зо­да­ми идео­ло­ги­че­ской борь­бы “из­мов”. На­стоя­щей фи­ло­со­фии все­гда есть до них пря­мое де­ло‚ по­то­му что они от­но­сят­ся к де­лу‚ впол­не в кур­се са­мо­го де­ла‚ на­стоя­ще­го де­ла фи­ло­со­фии. И еще во­прос‚ дос­та­точ­но ли мы — се­го­дняш­ние — са­ми при­ча­ст­ны это­му де­лу‚ са­ми на­стоя­щие. Дос­та­точ­но ли мы эпо­халь­ны.

Вер­нем­ся под ко­нец к на­ча­лу на­шей ра­бо­ты. Как же нам все-та­ки по­ни­мать общ­ность‚ един­ст­во фи­ло­соф­ско­го де­ла?

Нелишне, по­жа­луй‚ на­пом­нить здесь то ог­ра­ни­че­ние‚ ко­то­рым в са­мом на­ча­ле я су­ще­ст­вен­но пре­до­пре­де­лил со­дер­жа­ние ра­бо­ты. Мы вду­мы­ва­лись в де­ло фи­ло­со­фии вслед за Со­кра­том‚ Пла­то­ном и от­час­ти Ари­сто­те­лем. Их путь вво­дит в са­му суть де­ла — и — ос­та­ет­ся их соб­ст­вен­ным‚ осо­бым пу­тем. Их соб­ст­вен­ным умом. Су­ти фи­ло­соф­ско­го де­ла во­об­ще мож­но сле­до­вать толь­ко соб­ст­вен­ным умом‚ толь­ко об­ре­тая соб­ст­вен­ный ум. Об­рес­ти же соб­ст­вен­ный ум‚ ко­то­рым ни­кто не рас­по­ла­га­ет от ро­ж­де­ния‚ мож­но‚ лишь всту­пая в со­дру­же­ст­во с друзь­я­ми муд­ро­сти. В ча­ст­но­сти‚ — с Со­кра­том‚ Пла­то­ном и Ари­сто­те­лем.


[1] Heidegger M. Das Ende der Philosophie und die Aufgabe des Denkens. – In: Heidegger M. Zur Sache des Denkens. Tübingen. 1969. S. 61-80.

[2] Бибихин В.В. Дело Хайдеггера. // В сб.: Философия Хайдеггера и современностью М. 1991. С.166–171.

[3] ”Самая верная общая характеристика европейской философский традиции в том‚ что она состоит из ряда примечаний к Платону”. – Whitehead A.N. Process and Reality, an Essay in Cosmology. Cambridge. 1991, p.00.

[4] Heidegger M. Zur Sache des Denkens. S.63.

[5] Ср. характеристику современного “ бытия в культуре ”‚ данную

В.С.Библером в кн.: Библер В.С. “От наукоучения – к логике культуры”. М. 1991.

с.261-281.

[6] Пер. В. Бибихина.Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М. 1993. С.391.

[7] Фейнман Р., Лейтон Р., Сэнди М. Фейнмановские лекции по физике. М. 1965. Т.2. С.24.

[8] См. Бибихин В.В. Язык философии. М. 1993. С.243.

[9] Бибихин В.В. Язык философии. С. 137-138-139. (Об этом-то и толковал Кант).

[10] Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Спб. Б/г. Т.1. С.386.

[11] Речь идет о так называемом Амулете или Мемориале Б.Паскаля, – записке, найденной через несколько дней после его смерти за подкладкой его сюртука. См. Блез Паскаль. Мысли. М.: ”REFL-book”. 1994. С.61.

[12] Ср. “апофатические определения философии” в статье В.С.Библера. – Наст. изд.‚ с.000-000.

[13] Философ‚ замечает Платон в “Теэтете”‚ в отличие от людей дела воспитывается как свободный человек ‚ которому всегда хватает свободного времени‚ чтобы вести свои беседы “™n ™ir»nh ™p€ scolБj (в мире [спокойствии] и на досуге)”(Theat.172d). Философом может стать человек – “™n ™leuqer…a te ka€ scolБ teqrammљnon (вскормленный [воспитанный] на свободе и в досуге)” (Ibid.175e). Обратим внимание на слово № scolБ – досугсвободное времяпраздность (отсюда латинское schola – ученая беседа ‚ метонимически отнесенное и к школе в знакомых нам смыслах). В основе его лежит производное от глагола њcw (имею) слово sce„n‚ означающее “задержка”‚ “приостановка” (См.‚ например‚ Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М. 1991‚ с.1222. См. также Бибихин В.В. Язык философии‚ с.119). К философии‚ стало быть‚ побуждает нас странная потребность помедлить‚ задержаться‚ остановиться‚ задуматься‚ заняться тем‚ что занятый человек видит как праздные‚ досужие‚ схоластические ‚ отвлеченные от жизни рассуждения.

[14] Эти вопросы вовсе не только прагматические. Их стоит ставить со всей жесткостью, чтобы припомнить первичные нужды человека, то есть те нужды, которыми определяется бытие человека в качестве человека. А это, кто будет спорить, философский вопрос. Так, к примеру, М.Хайдеггер поставил вопрос о поэзии, назвав статью строчкой из стихотворения Гельдерлина: “Wozu Dichter <in dürftiger Zeit>?..” (“К чему поэт в скудную эпоху?..). См. Heidegger M. Holzwege. Frankfurt am Main. 1963. S. 248-295.

[15] Киник Кратет спросил однажды Стильпона, основателя мегарской школы: “Чувствуют ли боги радость от наших поклонений и молитв?” “Глупый ты человек, – ответил Стильпон, – такие вопросы задают не на улице, а с глазу на глаз!” (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979. С.141). А с чего бы это Декарт – благочестивый католик – держался правила: “Хорошо прожил тот, кто хорошо укрылся”? Благонамереннейшему Канту пришлось-таки однажды написать: ”Будучи вернейшим подданным Вашего королевского величества, считаю самым безопасным сим торжественно заявить, что в дальнейшем буду полностью воздерживаться от публичных выступлений, как на лекциях, так и в писаниях, по вопросам, касающимся религии, будь то естественной или только откровенной” (цит. по кн.: Jaspers K. Kant. Leben, Werk, Wirkung. München. 1975. S.13). – Биографии философов – русские не составляют исключения – полны такими конфузами.

[16] Слово њlegcoj и связанные с ним выражения (њlegcon doаnai; e„j њlegcon p…ptei) действительно относятся к сфере судебного процесса‚ означая свидетельства‚ доказательства‚ улики. Глагол њlegcw – означает “бранить”‚ “изобличать”‚ “испытывать”.

 

[17] Еще в 1977 г. Морис Клавель‚ один из тех, кого во Франции называли тогда“новыми философами” (философы-публицисты, которые под влиянием опубликованных во Франции книг Солженицина‚ Шаламова‚ Е.Гинзбург‚ а также под впечатлением только что пережитого опыта пол-потовской Камбоджи разделывались с собственным гошизмом образца 68-го года и яростно разоблачали философские корни тоталитарного образа мысли у Маркса, Гегеля, Фихте)‚ опубликовал жаркий памфлет под названием “Мы все его убили или “Этот еврей Сократ!..””(Clavel V. Nous l’avons tous tué ou “Ce juif de Socrate!...” P. 1977).

 

[18] Этот сюжет, почерпнутый из басни Эзопа, сопровождает европейскую философию на протяжении всей ее истории. См. Blumenberg H. Das Lachen der Thrakerin. Eine Urgeschichte der Theorie. Frankfurt am Main. 1987.

[19] Ср.‚ к примеру‚ раздел “Дисциплина чистого разума в отношении его полемического применения” “Критики чистого разума” И.Канта.

[20] См. главу — Die “Was ist das”-Frage — в кн.: Martens E. Die Sache des Sokrates. Stuttgart. 1992. S.65-80.

[21] См. Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen. 1963. S.5-8, 12.

[22] Мы касаемся темы философского апофатизма ‚ который следует отличать от апофатизма богословского и понимать конкретно ‚ т.е. (1) внутри логического катафасиса мысли и (2) в исторической (культурной) определенности этого логического катафасиса. Плотин‚ Ник.Кузанский‚ И.Кант‚ М.Хайдеггер‚ – вот некоторые философы‚ в разные эпохи философии (об этом понятии см. ниже) яснее других выявлявшие это апофатическое начало философии. Среди русских философов ближе всего к этому началу С.Л.Франк (см.‚ например‚ Франк С.Л.. Непостижимое. Париж. 1939).

[23] См. как вводится и разъясняется это понятие в работах В.С.Библера. – Библер В.С. От наукоучения к логике культуры‚ с.391-397; Библер В.С. Кант – Галилей – Кант. М. 1991. С.7-15.

[24] “Вечный образ философа‚ – пишет Х.-Г.Гадамер‚ – образ Сократа‚ т.е. образ человека‚ который выдвигает в качестве незнающего то‚ что для всех нас есть истина”. – Gadamer H.-G. Über die Ursprünglichkeit der Philosophie. Berlin. 1948. S.5.

[25] Напомню в этой связи известные слова Аристотеля: “Ведь благодаря удивлению люди и теперь начинают философствовать и начали философствовать впервые; удивляясь поначалу тем затруднениям‚ которые бросаются в глаза [лежат под руками]‚ затем мало по малу продвигаясь таким образом вперед и входя в апории относительно более <глубоких вещей>” (Metaph. I 982 b 12-14).

[26] См. Голосовкер Я. Достоевский и Кант. М. 1963.

[27] См. Бибихин В.В. Язык философии‚ с.256-258.

[28] Кант И. Логика. – Кант И. Трактаты и письма. М. 1980, с.330, 333.

[29] Подробнее о связи внутренней речи с мышлением и о философском произведении как внутренней речи ‚ данной открытым текстом см. Библер В.С. Понимание Л.С.Выготским внутренней речи и логика диалога (еще раз о предмете психологии). – В кн. Методологические проблемы психологии личности. М.1981. С.117-134. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М. 1991. С.100-113.

[30] Cтало быть, заметим мы на полях “Федра”, понять текст значит суметь, во-первых, усвоить его, то есть перевести текст в нашу собственную внутреннюю речь, услышать “внутренне — сами от себя” — и, во-вторых, суметь воспроизвести в нашей внутренней речи голос автора сочинения, как бы способного продолжить свою речь в ответ на наши, быть может, не приходившие ему в голову вопросы. Иными словами, понять письменный текст, значит, суметь вернуть его в стихию разговорной, устной речи.

[31] Как полагает А.Ф.Лосев‚ ориентируясь на гегелевское понимание диалектики. См. его комментарий к диалогу в кн.: Платон. Соч. в трех томах. М. 1970. Т.2. С.571.

[32] Индоевропейская мифология и сам язык дают нам понять‚ как‚ какими корнями могут быть связаны “вечное” и “новое”‚ “всегда-впервые-рождающееся”‚ “юное”. См. литературу‚ указанную Н.В.Брагинской в статье‚ прямо к нашим темам не относящейся: Брагинская Н.В. Эон в “Похвальном слове Константину” Евсевия Кесарийского. – Сб. Античность и Византия. М. 1975‚ с.286-306‚ прим.10 и 11 на с.302.

[33] См. Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии. 1993. № 9. С.110.

[34] См. наст. изд., с. 000.

[35] См.‚ например‚ Хайдеггер М. Основные проблемы метафизики. Перевод введения // Вопросы философии. 1989. № 9.

[36] Когда Аристотель не присутствовал на лекции, Платон будто бы восклицал: “разум отсутствует, аудитория глуха!”. – См. Доватур А.И. Платон об Аристотеле. // Сб.: Вопросы античной литературы и классической филологии. М. 1966. С.137-144. Цитиата на с.139.

[37] Микеладзе З.Н. Что такое “Топика” Аристотеля? // Вопросы философии. 1979. № 8. С.110.

[38] См. наст. изд.‚ с.000.

[39] Diog. Laert. VIII, 8. (Диоген Лаэртский ‚ цит. изд.‚ с.334). Cic., Tusc., V,3,8. (Марк Тулий Цицерон. Избранные соч. М. 1975. С. 325-326).

[40] Слово ѓstor…a того же корня „d, что oЌda – “знать”, “ведать” и означает сведения, полученные из расспросов или собранные в странствиях. Отсюда и название книги Геродота. У Геродота же глагол filosofe‹n используется в смысле “любопытствовать”. Так Крез говорит Солону, что слышал, будто тот qewr€aj e†neken, т.е. “ради того, чтобы увидеть все глазами”, обошел многие страны filosofљwn, т.е. “любопытствуя, из любознательности” (Herod. I, 50).

[41] Об интерпретации гераклитова логоса см. Kurtz E. Interpretationen zu den Logos-Fragment Heraklits. Hildesheim. 1971. (Spudasmata 17).

[42] Цит. по кн.: Бибихин В.В. Язык философии, с.310-311.

[43] Eisler H. Wörterbuch der philosophischen Begriffen. Berlin. 1904. Bd.2. S.106.

[44] См. прим. 40. Именно этот смысл положил в основу своего истолкования М.Хайдеггер — см. Heidegger M. Logos. — In: Heidegger M. Vorträge und Aufsätze. Teil III. Pfullingen. 1967. S.5-25.

[45] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — Рус. пер.: Логос. Международный ежегодник по философии культуры. М. 1911. Кн. 1, с.55.

[46] Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologische Philisiphie. Erstes Buch. Halle a.d.S. 1922. S.35.

[47] Бэкон Ф. Новый органон. Л. 1935. С.83.

[48] Пер. Б.Столпнера. Гегель. Соч. Т.1. Энциклопедия философских наук. Ч.1. Логика. М.-Л. 1930. С.55.

 

[49] Heidegger M. Zur Sache des Denkens, S.67.

[50] Ibid., S.80.

[51] Ср. слова О.Мандельштама: “А я говорю: вчерашний день еще не родился. Его еще не было по-настоящему. Я хочу снова Овидия‚ Пушкина‚ Катулла‚ и меня не удовлетворяют исторические Овидий‚ Пушкин‚ Катулл”. — Мандельштам О.Э. Слово и культура. М. 1987. С.41.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 295 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2402 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.