Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ис­кус­ст­во во­про­ша­ния




Но что же все-та­ки от­ве­ча­ет Со­крат‚ как он по­ни­ма­ет свое де­ло (tХ pr©gma)? Бог‚ ут­вер­жда­ет Со­крат‚ по­ста­вил его в строй‚ “обя­зав жить‚ фи­ло­соф­ст­вуя и ис­пы­туя са­мо­го се­бя и дру­гих (filosofoаntЈ me de‹n zБn ka€ ™xetЈzonta ™mautХn ka€ toЭj Ґllouj)”(ib.28e). Итак‚ де­ло Со­кра­та — фи­ло­соф­ст­во­ва­ние‚ — то есть ™xљtasij — выс­пра­ши­ва­ние‚ ис­пы­ты­ва­ние‚ тща­тель­ная про­вер­ка‚ смотр‚ тре­бо­ва­ние от­че­та — не толь­ко у дру­гих‚ но и у се­бя. Зна­чит: не глу­бо­ко­мыс­лен­но­стью сю­же­тов и не ве­ли­чи­ем или об­шир­но­стью “пред­ме­тов” оп­ре­де­ля­ет­ся фи­ло­соф­ский ха­рак­тер на­ших ин­те­ре­сов‚ а осо­бым ис­кус­ст­вом за­да­вать­ся во­про­са­ми‚ ис­пы­тую­щим вни­ма­ни­ем ско­рее уж к бли­жай­ше­му и из­вест­ней­ше­му. Об­ра­ща­ет­ся это вни­ма­ние на все‚ на по­ни­ма­ние ми­ра и жиз­ни во всем ее со­ста­ве‚ вклю­чая и са­му смерть. Об­ра­ща­ет­ся вни­ма­ние на то‚ что по­всю­ду здесь при­сут­ст­ву­ет по­ни­ма­ние. Все все­гда уже зна­ют‚ что есть не­что та­кое‚ как му­же­ст­во‚ рас­су­ди­тель­ность‚ хо­зяй­ст­вен­ность‚ уме­ние управ­лять го­ро­дом; есть здо­ро­вье‚ кра­со­та‚ бла­го­по­лу­чие. Ес­ли все это все­гда уже зна­ют‚ ка­за­лось бы‚ че­го про­ще от­ве­тить на во­прос: “Что это та­кое?” Ты хо­чешь сча­стья. Кто это­го не хо­чет. Но че­го‚ соб­ст­вен­но‚ ты хо­чешь‚ ко­гда хо­чешь сча­стья? (Вот так и мы‚ за­дер­жав­шись на по­ро­ге фи­ло­соф­ско­го фа­куль­те­та — и всей ве­ка­ми уже су­ще­ст­во­вав­шей фи­ло­со­фии‚ — спро­си­ли се­бя: че­го‚ соб­ст­вен­но‚ мы хо­тим‚ ко­гда хо­тим стать фи­ло­со­фа­ми?).

Эти про­стые во­про­сы‚ од­на­ко‚ та­ко­вы‚ что все глуб­же и глуб­же во­вле­ка­ют в се­бя‚ от­вле­кая от жиз­ни. “Я знаю...” — А что это та­кое? — “Я ви­жу...”. Что ты ви­дишь? “Сей­час рас­ска­жу”. Об­ра­ти пре­ж­де вни­ма­ние на то‚ что в то‚ что по­ка­зы­ва­ет те­бе ви­де­ние как-то вхо­дит воз­мож­ность ска­зы­ва­ния его. Сло­во‚ мысль‚ по­ни­ма­ние‚ зна­ние все­гда уже при­сут­ст­ву­ет в том‚ что ты‚ ка­за­лось бы‚ про­сто ви­дишь. — То‚ что есть‚ все­гда уже есть‚ до вся­ких во­про­сов и фи­ло­со­фий. Ра­зу­ме­ет­ся. Толь­ко что ‚ соб­ст­вен­но‚ есть и что зна­чит быть “на са­мом де­ле” (быть-а-не-ка­зать­ся? быть-а-не-ста­но­вить­ся?..)? Гре­че­ские му­жи-фи­ло­со­фы ве­ка­ми раз­мыш­ля­ли об этом‚ но и Ари­сто­тель еще го­во­рит: “Во­прос‚ над ко­то­рым би­лись и за­хо­ди­ли в ту­пик из­древ­ле‚ ко­то­рый сто­ит и ны­не‚ и ос­та­ет­ся все­гда‚ — что та­кое су­щее?” (Metaph. VII, 1 1028b3). Ес­ли мы уло­ви­ли ход по­доб­но­го во­про­ша­ния‚ то и са­ми‚ мо­жет быть‚ ос­ме­лим­ся спро­сить: а что та­кое “что”? не скры­та ли в са­мой фор­ме ва­ше­го во­про­са — Что та­кое? — оп­ре­де­лен­ная фор­ма воз­мож­ных от­ве­тов на не­го? Ин­те­рес­но‚ как бы мог­ли от­ве­тить на этот во­прос Пла­тон или Ари­сто­тель[20]. Прав­да‚ еще не вид­но‚ как из это­го во­про­ша­ния вы­рас­та­ют — мо­гут вы­рас­тать — фи­ло­соф­ские сис­те­мы и уче­ния‚ но —

1) Со­кра­тов­ское оп­ре­де­ле­ние де­ла фи­ло­со­фии уже мо­жет дать нам вер­ный — фи­ло­соф­ский — под­ход к этим сис­те­мам. Нуж­но уметь про­сле­дить вво­дя­щий в них путь во­про­сов‚ на­чи­наю­щий­ся где-то вбли­зи нас‚ в гу­ще на­ших дел. Од­ни фи­ло­со­фы са­ми вво­дят нас в свои ми­ры та­ким об­ра­зом: Пла­тон‚ во мно­гом и Ари­сто­тель‚ Де­карт‚ Кант (с его ве­ду­щим во­про­сом “Как воз­мож­но?”)‚ М.Хай­дег­гер.

Ну вот‚ к при­ме­ру‚ Хай­дег­гер. Он‚ по-мо­ему‚ не про­сто‚ как час­то го­во­рят‚ за­но­во ста­вит древ­ний во­прос о бы­тии‚ он за­да­ет­ся бо­лее фун­да­мен­таль­ным во­про­сом: как во­об­ще воз­мо­жен во­прос‚ тем бо­лее во­прос о бы­тии? Как — сре­ди су­ще­ст­вую­ще­го без вся­ких во­про­сов — воз­мож­но спра­ши­ваю­щее‚ мыс­ля­щее‚ по­ни­маю­щее и по­то­му мо­гу­щее за­блу­ж­дать­ся‚ оши­бать­ся в са­мом сво­ем бы­тии су­ще­ст­во. Ес­ли та­кое су­ще­ст­во воз­мож­но‚ то толь­ко по­то­му‚ что оно в са­мом су­ще­ст­ве сво­его бы­тия как-то не впол­не есть ‚ есть как-то во­про­си­тель­но‚ в са­мом сво­ем бы­тии оно есть во­прос о бы­тии. Оно не сов­па­да­ет с со­бой: все­гда уже су­ще­ст­вую­щее‚ оно од­но­вре­мен­но и все­гда еще толь­ко мо­гу­щее су­ще­ст­во­вать. Че­ло­век спо­со­бен за­да­вать во­про­сы по­то­му‚ что он пре­ж­де все­го сам есть во­прос[21]. И да­лее: что зна­чит воз­мож­ность су­ще­ст­во­ва­ния та­ко­го стран­но­го су­ще­го для са­мо­го бы­тия? Здесь ви­дит­ся мне вход в ла­би­рин­ты хай­дег­ге­ров­ской мыс­ли‚

Дру­гие фи­ло­со­фы‚ вро­де Про­кла‚ Спи­но­зы‚ Гус­сер­ля из­ла­га­ют свои уче­ния как сво­его ро­да тео­рии‚ и мы са­ми долж­ны вос­ста­но­вить путь со­кра­ти­че­ских во­про­сов‚ при­вед­ших к их ос­но­во­по­ло­же­ни­ям‚ что­бы по­нять их смысл. Ес­ли это уда­ет­ся‚ фи­ло­соф­ские ут­вер­жде­ния ут­ра­чи­ва­ют ви­ди­мость экс­т­ра­ва­гант­ных ди­ко­ви­нок‚ объ­яс­няе­мых “идеа­лиз­мом”‚ “ма­те­риа­лиз­мом”‚ “субъ­ек­ти­виз­мом” или еще ка­ким “из­мом” ав­то­ров. Мы нач­нем по­ни­мать‚ что та­кое‚ на­при­мер‚ ге­ге­лев­ская диа­лек­ти­ка‚ ес­ли об­ра­тим вни­ма­ние на то‚ что вся­кое по­ня­тие есть од­но­вре­мен­но и оп­ре­де­лен­ное (аб­ст­ракт­ное) зна­ние‚ и оп­ре­де­ле­ние не­зна­ния‚ т.е. во­прос об этом зна­нии со сто­ро­ны по­зна­вае­мо­го или идеи по­зна­ния‚ не сов­па­даю­щих с ис­ход­ным зна­ни­ем. Сто­ит рас­слы­шать этот во­прос‚ это про­ти­во-ре­чие по­знан­но­му в по­ня­тии‚ как мы со­об­ра­зим‚ что вся­кий акт по­зна­ния есть не при­ме­не­ние по­ня­тия‚ а его из­ме­не­ние (раз­ви­тие‚ кон­кре­тиза­ция). При­чем из­ме­не­ние это про­ис­хо­дит не столь­ко пу­тем срав­не­ния по­ня­тия с пред­ме­том (опе­ра­ция во всех от­но­ше­ни­ях со­мни­тель­ная)‚ сколь­ко пу­тем срав­не­ния по­ня­тия с ним са­мим‚ пу­тем при­ве­де­ния его в со­от­вет­ст­вие с иде­ей по­ни­ма­ния (зна­ния).

Во­про­сы фи­ло­со­фа мо­гут за­вес­ти его да­ле­ко‚ в края не­ве­до­мые и стран­ные. На­до уметь их рас­слы­шать и сле­до­вать им.

2) Со­крат да­ет нам и дру­гой на­мек о су­ти фи­ло­соф­ско­го де­ла. Ис­кус­ст­во фи­ло­соф­ст­во­ва­ния‚ ис­кус­ст­во со­кра­ти­че­ско­го во­про­ша­ния мож­но — в со­гла­сии с Со­кра­том — по­нять как ис­кус­ст­во от­кры­тия не­зна­ния. Со­крат не про­сто на­чи­на­ет с не­зна­ния‚ на­про­тив‚ на­чи­на­ет он имен­но с зна­ния и до­ис­ки­ва­ет­ся ка­ж­дый раз до скры­то­го в нем не­зна­ния. В этом ведь и ус­мот­рел Апол­лон выс­шую муд­рость (со­фию) Со­кра­та: в зна­нии не­зна­ния. Не сми­рен­ное при­зна­ние сво­его не­ве­же­ст­ва‚ а имен­но, до­тош­ная ос­ве­дом­лен­ность (где‚ как‚ в чем‚ по­че­му) в не­зна­нии: муд­рое — уме­лое‚ ис­ку­шен­ное‚ знаю­щее‚ уче­ное (как ска­жет Ни­ко­лай Ку­зан­ский) не­зна­ние. Лег­ко ска­зать: мир‚ при­ро­да ве­щей‚ смысл жиз­ни‚ бо­же­ст­вен­ная муд­рость не­ис­сле­ди­мы‚ не­по­сти­жи­мы. Труд­нее уяс­нить‚ как имен­но‚ ка­ким имен­но об­ра­зом по­сти­же­ния не­по­сти­жи­мы‚ не по­сти­жи­мы ли они ка­ким-то дру­гим об­ра­зом по­сти­же­ния‚ не име­ет ли‚ со­от­вет­ст­вен­но‚ са­мо не­по­стиже­ние и не­по­сти­жи­мое ка­ж­дый раз оп­ре­де­лен­ный об­раз и смысл[22]. Для от­ве­та на эти во­про­сы на­до ведь до кон­ца‚ до пре­де­ла вы­яс­нить воз­мож­но­сти по­сти­же­ния. Но са­мое труд­ное вве­сти эту не­по­стижи­мость в са­му ар­хи­тек­то­ни­ку по­сти­же­ния‚ по­ни­ма­ния‚ мыш­ле­ния‚ ло­ги­че­ски ар­ти­ку­ли­ро­вать это вне­ло­ги­че­ское[23]‚ да­же вне­мыс­лен­ное бы­тие‚ по­мыс­лить эту не­мыс­ли­мость кон­крет­но‚ не упус­кать не­по­сти­жи­мое из ви­да в не­что лишь от­вле­чен­но и бла­го­чес­ти­во до­пус­ти­мое. И сно­ва пе­ред на­ми це­лое ис­кус­ст­во.

3.2. Ис­кус­ст­во не­зна­ния [24].

При­зна­ем­ся‚ ес­ли мы во­об­ще еще име­ем в ви­ду Со­кра­та‚ то го­во­рим уже не о Со­кра­те Ксе­но­фон­та и да­же не о Со­кра­те пла­то­нов­ской “Апо­ло­гии”. По­жа­луй‚ здесь к де­лу бу­дет еще иметь от­но­ше­ние Со­крат из пла­то­нов­ско­го диа­ло­га “Те­этет”‚ ко­то­рый ис­сле­ду­ет са­му идею зна­ния. Час­то го­во­рят‚ что во­прос в “Те­эте­те” ос­та­ет­ся от­кры­тым. Но он не ос­та­ет­ся от­кры­тым‚ он впер­вые от­кры­ва­ет­ся: прой­ден­ный путь упи­ра­ет­ся в апо­рию. Но смысл апо­рии и ее не­шу­точ­ная апо­рий­ность мо­гут быть от­кры­ты‚ по­нят­ны толь­ко со­бе­сед­ни­кам‚ про­шед­шим этот путь. Трудность оказывается апорией — непроходимой, — только когда доказывается, что она необходимо непроходима. Раз­ви­тые по хо­ду ис­сле­до­ва­ния‚ ло­ги­че­ски раз­вер­ну­тые, и до тон­ко­стей про­ду­ман­ные тео­рии зна­ния ока­зы­ва­ют­ся для фи­ло­со­фа фор­ма­ми раз­вер­ты­ва­ния‚ уг­луб­ле­ния‚ ло­ги­че­ской ар­ти­ку­ля­ции ис­ход­но­го во­про­са. Это умуд­ре­ние в не­до­уме­нии. Луч­ше ска­зать‚ не не­до-уме­ние‚ а из-ум­ле­ние (из-умить­ся мо­жет толь­ко ум‚ мыс­ля­щий се­бя в це­лом ‚ т.е. в сво­их пре­де­лах‚ в сво­их на­ча­лах‚ в сво­ей внут­рен­ней фор­ме). Та­ко­ва при­ро­да то­го удив­ле­ния‚ ко­то­рое‚ по Пла­то­ну и Ари­сто­те­лю‚ об­ра­зу­ет на­ча­ло фи­ло­со­фии ‚ на­ча­ло не толь­ко во вре­ме­ни‚ но в прин­ци­пе[25].

Что сле­ду­ет ос­та­вить вся­кую на­де­ж­ду из­ме­рить диа­го­наль и сто­ро­ну квад­ра­та об­щей еди­ни­цей‚ зна­ет толь­ко гео­метр‚ по­то­му что это тео­ре­ти­че­ский факт. Толь­ко пи­фа­го­ре­ец‚ для ко­то­ро­го все су­щее есть су­щее‚ по­сколь­ку оп­ре­де­ле­но чис­лом‚ т.е. ме­рой‚ спо­со­бен ус­мот­реть в этом ма­те­ма­ти­че­ском от­кры­тии он­то­ло­ги­че­скую про­бле­му. Апо­рии‚ свя­зан­ные с по­ня­ти­ем пре­де­ла и дви­же­ния‚ ко­то­рые рас­смат­ри­ва­ет Зе­нон-эле­ец и за­тем Ари­сто­тель в “Фи­зи­ке”‚ — вос­при­ни­ма­ют­ся обы­ден­ным здра­вым смыс­лом как со­фис­ти­че­ские фо­ку­сы. Нуж­но раз­вер­нуть оп­ре­де­лен­ную ло­ги­ку ра­зу­ме­ния‚ что­бы ура­зу­меть изум­ляю­щую не­пре­лож­ность та­ко­го ро­да апо­рий. Толь­ко сле­дуя Пар­ме­ни­ду‚ ощу­тив дес­по­ти­че­ские объ­я­тия его Анан­ке-Не­об­хо­ди­мо­сти‚ мож­но бы­ло вновь уди­вить­ся бы­тию‚ мыш­ле­нию и сло­ву с той умуд­рен­ной про­ни­ца­тель­но­стью‚ ко­то­рой от­ли­ча­ет­ся Чу­же­зе­мец из Элеи в пла­то­нов­ском “Со­фис­те”. Фи­ло­со­фия Пла­то­на — не про­сто тео­рия идей (ес­ли о та­ко­вой во­об­ще до­пус­ти­мо го­во­рить)‚ а умуд­рен­ное этой тео­ри­ей — в этом смыс­ле тео­ре­ти­че­ское — зна­ние о не­воз­мож­но­сти идей (ср. апо­рии “Пар­ме­ни­да”). Точ­но так же кан­тов­ские‚ на­при­мер‚ ан­ти­но­мии вра­зу­ми­тель­ны толь­ко то­му чис­то­му ра­зу­му ‚ ар­хи­тек­то­ни­ку ко­то­ро­го Кант де­таль­но раз­вер­нул в сво­ей “Кри­ти­ке”. Они суть ан­ти­но­мии это­го са­мо­го чис­то­го ра­зу­ма‚ а не: — “От­ве­чай‚ Алеш­ка! Есть Бог или нет Бо­га?!”[26]. Фи­ло­со­фия Кан­та опять-та­ки не тео­рия на­уч­но­го ра­зу­ма‚ а кри­ти­ка его‚ т.е. —

а) от­кры­тие не­раз­ре­ши­мо­го “спо­ра ра­зу­ма с са­мим со­бой”‚ ве­ду­ще­го­ся в са­мих ос­но­ва­ни­ях на­уч­но­го ме­то­да — и — б) раз­вер­ты­ва­ние са­мой фор­мы на­уч­но­го ра­зу­ма как фор­мы стро­го­го‚ оп­ре­де­лен­но­го – прин­ци­пи­аль­но­го – разумного не­зна­ния.

Сло­вом‚ фи­ло­со­фию можно понять как ис­кус­ст­во ум­но­го изум­ле­ния.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 818 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.