Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Страх или Пир — на­ча­ло фи­ло­соф­ской пре­муд­ро­сти?




Мы‚ мо­жет быть‚ уже за­ме­ти­ли‚ что в де­лах воз­вы­шен­ных‚ са­краль­ных‚ спа­си­тель­ных‚ за фи­ло­со­фи­ей ну­жен глаз да глаз. Стран­ным об­ра­зом‚ как толь­ко она — без над­ле­жа­ще­го ру­ко­во­дства — за­го­ва­ри­ва­ет о бо­же­ст­вен­ном‚ раз­го­вор по­лу­ча­ет­ся “не те­ле­фон­ный”[15]. Ведь в ней‚ в фи­ло-со­фии ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ка­кое-то стран­ное (от­стра­нен­ное)‚ не ме­нее воль­ное от­но­ше­ние к Муд­ро­сти: не жре­че­ское слу­же­ние‚ а друж­ба‚ дру­же­люб­ная бе­се­да‚ да­же — че­го уж там — дру­же­ская по­пой­ка (“Пир”)‚ где не­уме­ст­на не толь­ко прак­ти­че­ская рас­счет­ли­вость‚ но и ие­ра­ти­че­ская на­пы­щен­ность или мис­ти­че­ская эк­заль­та­ция‚ где ца­рит не­при­ну­ж­ден­ный дух ум­но­го ве­се­лия‚ воль­но­мыс­лия‚ и‚ ка­жет­ся‚ дух этот и есть са­ма Муд­рость‚ не­ждан­но по­се­тив­шая сво­их дру­зей. Но ес­ли де­ло в фи­ло­со­фии идет‚ по об­ще­му при­зна­нию‚ о Муд­ро­сти‚ — об Ис­ти­не‚ Бла­ге и Кра­со­те‚ о На­ча­лах и Кор­нях все­го‚ — как труд­но до­пус­тить по­доб­ную воль­ность в от­но­ше­нии к то­му‚ что ру­ка не­воль­но пи­шет с боль­шой бу­к­вы‚ от че­го за­ви­сит ос­мыс­лен­ность все­го‚ что мы де­ла­ем‚ а зна­чит и все на­ше бы­тие.

“Там и от тем­ной зем­ли‚ и от Тар­та­ра‚ скры­то­го в мра­ке‚

И от бес­плод­ной пу­чи­ны мор­ской‚ и от звезд­но­го не­ба

Все за­ле­га­ют один за дру­гим и кон­цы и на­ча­ла‚

Страш­ные‚ мрач­ные. Да­же и бо­ги пред ни­ми тре­пе­щут”

(Ге­си­од. Тео­го­ния‚ 736—739. Пер. В.В.Ве­ре­сае­ва)

Как труд­но сжить­ся с этой жу­тью‚ не стра­шить­ся это­го стра­ха — на­ча­ла пре­муд­ро­сти. Как труд­но до­пус­тить‚ что пти­ца муд­ро­сти не ло­вит­ся на­ши­ми ри­ту­аль­ны­ми или ка­те­го­ри­аль­ны­ми се­тя­ми и клет­ка­ми‚ что она мо­жет спус­тить­ся толь­ко на рас­кры­тую‚ от­пус­каю­щую ее ла­донь‚ что, толь­ко до­пус­кая воль­ность дру­же­ско­го рас­по­ло­же­ния к ней‚ мы и ее рас­по­ла­га­ем к нам‚ до­пус­ка­ем ее к нам‚ да­ем муд­ро­сти са­му воз­мож­ность по­жа­ло­вать к нам. И мо­жет быть‚ все де­ло и ис­кус­ст­во фи­ло­со­фии‚ весь ее труд со­сто­ят в одо­ле­нии имен­но этой труд­но­сти‚ — в уяс­не­нии со­дер­жа­тель­но­го смыс­ла “фи­лии” — друж­бы-люб­ви‚ — сво­бод­но­го‚ воль­но­го‚ за­столь­но­го об­ще­ния с не­ве­до­мой и са­мо­быт­ной Муд­ро­стью.

Бо­юсь‚ ис­пы­та­ние на дель­ность‚ уме­лость‚ тол­ко­вость фи­ло­со­фии нам гро­зит мень­ше‚ чем го­раз­до бо­лее зна­ко­мое нам ис­пы­та­ние — на идей­ную чис­то­ту. Что поль­за пре­зрен­на‚ де­ло­ви­тость — бур­жу­аз­на‚ бур­жу­аз­ность — без­ду­хов­на‚ в Рос­сии ус­вои­ли дав­но и хо­ро­шо. Мы же ра­де­ем о ду­хов­но­сти. По­это­му и Де­ло пи­шет­ся у нас все­гда с боль­шой бу­к­вы и при­ни­ма­ет осо­бый обо­рот. Де­ло для нас — ко­неч­но же не биз­нес‚ не ге­шефт‚ не де­ля­че­ст­во. Это во­об­ще не то‚ что де­ла­ют ‚ а то‚ что воз­бу­ж­да­ют и за­во­дятну­ме­ру­ют и хра­нят веч­но. Кто спо­рит‚ труд­но быть фи­ло­со­фом в ми­ре чис­то­га­на. Но в ми­ре идео­ло­ги­че­ской чис­то­ты — мар­кси­ст­ской‚ пра­во­слав­ной‚ эти­че­ской‚ пат­рио­ти­че­ской — фи­ло­соф­ские спе­ку­ля­ции столь же опас­ны‚ что и ком­мер­че­ские. Во­вле­ка­ясь в де­ло фи­ло­со­фии здесь и те­перь‚ мы са­ми за­ра­нее долж­ны от­ве­тить се­бе и на дру­гой жиз­нен­но — или смер­тель­но — важ­ный во­прос: не во­вле­ка­ем­ся ли мы в не­что пре­ступ­ное‚ не идем ли “на де­ло”? Не по­лу­чим ли мы за это де­ло по моз­гам? Бо­лее то­го: не по­де­лом ли по­лу­чим? Ведь не зло­деи же те доб­ро­де­тель­ные лю­ди‚ ко­то­рые упол­но­мо­чи­ли се­бя хра­нить Ис­ти­ну и Бла­го от по­ся­га­тельств иро­нич­но­го‚ скеп­тич­но­го‚ со­мне­ваю­ще­го­ся во всем‚ кри­ти­че­ски на­стро­ен­но­го фи­ло­соф­ско­го ра­зу­ма‚ для ко­то­ро­го вро­де бы и в са­мом де­ле нет ни­че­го свя­то­го!

Да и на Рос­сию я тут ки­вал со­вер­шен­но не по де­лу. Раз­ве не при­шлось фи­ло­со­фии впер­вые разъ­яс­нять смысл сво­его де­ла там‚ где ее вы­ну­ди­ли да­вать по­ка­за­ния по это­му де­лу‚ на афин­ском Аре­о­па­ге‚ по де­лу Со­кра­та? А го­во­ря че­ст­но‚ — не са­ма ли фи­ло­со­фия и за­тея­ла это де­ло? Раз­ве не она пер­вая по­тре­бо­ва­ла “дать от­чет” (lТgon didТnai) в де­лах‚ сло­вах и мыс­лях‚ быть от­вет­ст­вен­ным за мысль пре­ж­де все­го‚ по­сколь­ку здесь — в мыс­ли‚ в за­мыс­ле‚ в смыс­ле — ко­ре­нят­ся все де­ла и дея­ния? Раз­ве не она пер­вая по­ста­ви­ла жизнь под суд‚ за­ста­ви­ла ее оп­рав­ды­вать­ся и — что ж уди­ви­тель­но­го — об­ви­нять? При­го­во­рив ме­ня к смер­ти‚ — за­яв­ля­ет Со­крат‚ — “вы ду­ма­ли из­ба­вить­ся от не­об­хо­ди­мо­сти да­вать от­чет в сво­ей жиз­ни [toа didТnai њlegcon[16] toа b…ou]) (Apol. 39c). Так что во­прос о дель­но­сти это­го стран­но­го — фи­ло­соф­ско­го — за­ня­тия в че­ло­ве­че­ских тру­дах все­гда гро­зил обер­нуть­ся до­про­сом‚ раз­вер­нуть­ся в про­цесс‚ в де­ло о фи­ло­со­фии.

 

Де­ло Со­кра­та — 1.

По­жа­луй‚ нет луч­ше­го вве­де­ния в фи­ло­со­фию ‚ луч­ше­го спо­со­ба уяс­нить не­что важ­ней­шее в са­мой су­ти фи­ло­соф­ско­го де­ла‚ чем вы­слу­шать от з/к Со­кра­та от­чет‚ оп­рав­да­ние (апо­ло­гию) фи­ло­со­фии пе­ред ли­цом су­дя­щей ее жиз­ни. Да и что бы мы ни ду­ма­ли о фи­ло­со­фии те­перь‚ по­лез­но хо­тя бы вспом­нить‚ как по­ни­ма­ла свое де­ло са­ма фи­ло­со­фия в ту эпо­ху ев­ро­пей­ской ис­то­рии‚ ко­гда она впер­вые как бы при­хо­ди­ла в се­бя‚ об­ре­та­ла са­мо­соз­на­ние.

Ко­неч­но‚ Суд это не Пир‚ и “са­ма суть” фи­ло­соф­ско­го де­ла‚ быть мо­жет‚ ско­рее спо­соб­на ска­зать­ся на во­ле‚ в до­су­жей‚ не­при­ну­ж­ден­ной бе­се­де‚ не пу­гаю­щей­ся празд­но­сло­вия и воль­но­мыс­лия‚ чем в ус­ло­ви­ях су­да‚ сре­ди воз­му­щен­но шу­мя­щих афи­нян‚ под уг­ро­зой смерт­но­го при­го­во­ра. Но толь­ко в этих ус­ло­ви­ях — ис­пы­ты­вая свою ре­ши­мость за­нять­ся фи­ло­со­фи­ей воз­мож­ной смер­тью за это де­ло — мы бу­дем в со­стоя­нии по­нять всю ме­ру че­ло­ве­че­ской ну­ж­ды в фи­ло­со­фии как стой­ком и от­вет­ст­вен­ном вни­ма­нии че­ло­ве­ка к соб­ст­вен­но­му бы­тию‚ де­ла­нию‚ ве­ро­ва­нию‚ ду­ма­нию‚ го­во­ре­нию.

По­нят­но‚ с од­ной сто­ро­ны‚ что та­кое вни­ма­ние ну­ж­да­ет­ся в не­ко­ем от­вле­че­нии от во­вле­чен­но­сти в хло­пот­ли­вую жизнь‚ в до­су­ге‚ в сво­бод­ном мес­те и вре­ме­ни‚ по­жа­луй‚ да­же празд­но­сти‚ воз­мож­но­сти от­сту­пить от дел‚ по­мед­лить‚ за­дер­жать­ся на мыс­ли‚ что­бы вду­мать­ся в нее (не вос­при­ни­мая ее не­мед­лен­но как ру­ко­во­дство к дей­ст­вию)‚ на сло­ве‚ — что­бы вслу­шать­ся в не­го (не пе­ре­во­дя его не­мед­лен­но в по­лез­ную ин­фор­ма­цию). Вот по­че­му не бу­дет‚ по-мо­ему‚ боль­шим пре­уве­ли­че­ни­ем‚ ес­ли мы ска­жем‚ что на су­де‚ пе­ред ли­цом смер­ти Со­крат от­стаи­ва­ет не что иное‚ как фи­ло­соф­ский пир‚ а про­ще го­во­ря‚ — свои бес­ко­неч­ные бе­се­ды о том‚ что зна­чит быть в раз­ных от­но­ше­неи­ях доб­рот­ным, дос­той­ным че­ло­ве­ком‚ что зна­чит са­ма доб­рот­ность и т.д. И столь зна­чим этот пир‚ эти бе­се­ды в гла­зах Со­кра­та‚ что он го­тов ви­деть в вер­но­сти им сво­его ро­да бо­го­слу­же­ние (Apol. 23с) и пря­мую во­ин­скую по­вин­ность (Ib.28e). Ес­ли Со­крат с та­ким ге­рои­че­ским упор­ст­вом от­стаи­ва­ет — не ка­кие-то ис­ти­ны‚ идеи или убе­ж­де­ния‚ — а воз­мож­ность вес­ти свои сво­бод­ные‚ до­су­жие‚ ед­ва ли не празд­ные бе­се­ды‚ ес­ли он ка­ж­дый раз тре­бу­ет от со­бе­сед­ни­ков толь­ко од­но­го — не гро­мы­хать длин­ны­ми‚ пусть и хо­ро­шо сла­жен­ны­ми ре­ча­ми‚ а дер­жать­ся пра­вил не­при­хот­ли­вой бе­се­ды (крат­кие во­про­сы и от­ве­ты‚ воз­мож­ность вой­ти по хо­ду бе­се­ды в де­та­ли и око­лич­но­сти‚ как буд­то не от­но­ся­щие­ся к де­лу‚ вер­нуть­ся к на­ча­лу и т.д.)‚ ес­ли ни шум рын­ка‚ ни гроз­ная ат­мо­сфе­ра су­да‚ ни да­же ка­ме­ра смерт­ни­ков не смог­ли от­влечь его от этих бе­сед‚ — сто­ит по­ду­мать‚ не вхо­дит ли со­кра­ти­че­ская бе­се­да в са­му суть фи­ло­соф­ско­го де­ла.

Но‚ с дру­гой сто­ро­ны‚ по­нят­но так­же и то‚ что эти про­стень­кие с ви­ду бе­се­ды‚ эти во­про­сы и от­вле­че­ния не так уж про­сты и безо­пас­ны. Жизнь‚ не с нас на­чав­шая­ся‚ ве­ко­вым опы­том вы­ра­бо­тав­шая свои ус­тои‚ ук­ла­ды‚ ри­туа­лы‚ тра­ди­ции‚ на­вы­ки‚ свой бла­го­ус­т­ро­ен­ный оби­ход‚ ста­вит­ся — на фи­ло­соф­ском до­су­ге — под по­доз­ре­ние‚ ус­тои под­ры­ва­ют­ся‚ умель­цы‚ за­дав­шие­ся во­про­сом‚ как это они уме­ют то‚ что уме­ют‚ при­хо­дят в рас­те­рян­ность‚ пе­ре­ста­ют уметь свои уме­ния. За­кра­ды­ва­ет­ся мысль — вот имен­но‚ за­кра­ды­ва­ет­ся мысль‚ мож­но по­ста­вить точ­ку. За­кра­ды­ва­ет­ся мысль‚ — не хо­дим ли мы в на­шем оби­хо­де “по во­де‚ аки по су­ху”‚ а луч­ше ска­зать‚ не ви­сим ли мы со все­ми на­ши­ми ус­тоя­ми над безд­ной?.. Ес­те­ст­вен­но‚ в та­ком слу­чае‚ за­дать во­прос са­мо­му во­про­ша­те­лю: что это ты де­ла­ешь? Так воз­бу­ж­да­ет­ся де­ло Со­кра­та‚ не то‚ ко­то­рое бе­лы­ми нит­ка­ми сши­ли Анит‚ Ме­лет и про­чие‚ а то‚ ко­то­рое яв­но или не­яв­но про­ни­зы­ва­ет всю ев­ро­пей­скую фи­ло­со­фию от Пла­то­на до Ниц­ше по мень­шей ме­ре[17].

 

Де­ло Со­кра­та — 2.

О фи­ло­со­фии хо­дит мно­го слу­хов. Лю­ди не мо­гут взять в толк‚ чем соб­ст­вен­но за­ни­ма­ет­ся фи­ло­со­фия. Она мо­жет поль­зо­вать­ся гром­кой сла­вой‚ ко­гда слы­вет не­кой выс­шей или тай­ной муд­ро­стью. Сла­ва эта‚ впро­чем‚ лег­ко рас­хо­дит­ся дур­ной мол­вой‚ ко­гда в муд­ро­сти этой раз­оча­ро­вы­ва­ют­ся‚ за­ме­чая‚ к при­ме­ру‚ что один “муд­рец” го­во­рит од­но‚ дру­гой — с тем же ап­лом­бом без­ус­лов­но­сти — го­во­рит дру­гое‚ тре­тий — еще что-ни­будь‚ все преж­нее оп­ро­вер­гая с той же ос­но­ва­тель­но­стью или без­ос­нов­но­стью. С не­ко­то­рых пор в фи­ло­соф­ских сло­ва­рях да­же тер­мин поя­вил­ся: скан­дал фи­ло­со­фии: го­во­ри­ли-де го­во­ри­ли‚ так в ко­неч­ном сче­те ни к че­му и не при­шли. “Со­во­прос­ни­че­ст­во ве­ка”‚ “лу­ка­вые муд­ро­ва­ния”‚ “от­вле­чен­ная мысль”‚ “пус­тые спе­ку­ля­ции”‚ “зло­упот­реб­ле­ние язы­ком”... — это еще са­мые де­ли­кат­ные вы­ра­же­ния. Бес­при­стра­ст­ные уче­ные‚ ис­то­ри­ки куль­ту­ры и нау­ки‚ го­во­ря о фи­ло­со­фии‚ че­ст­но пе­ре­ска­зы­ва­ют‚ кто что “счи­тал”‚ “по­ла­гал”‚ “ут­вер­ждал”‚ ка­ких взгля­дов при­дер­жи­вал­ся. Так соз­да­ва­лись ком­пен­диу­мы слу­хов о фи­ло­со­фии‚ ис­то­ри­че­ские об­зо­ры фи­ло­соф­ских мне­ний — док­со­гра­фии. Так и по сей день не­ред­ко пи­шут­ся ис­то­рии фи­ло­со­фии.

С та­кой вот мол­вой о “фи­ло­со­фии” и столк­нул­ся пре­ж­де все­го Со­крат. Мол­ва эта ут­вер­жда­ла‚ что Со­крат‚ не зная ме­ры и удер­жу из пус­то­го лю­бо­пыт­ст­ва тщит­ся ра­зуз­нать обо всем‚ что тво­рит­ся под зем­лей и в не­бе­сах (как‚ на­при­мер‚ Анак­са­гор‚ учи­тель Пе­рик­ла‚ так­же су­ди­мый и из­гнан­ный афи­ня­на­ми)‚ уме­ет вы­дать худ­шее ут­вер­жде­ние за луч­шее (как со­фис­ты)‚ учит то­му же са­мо­му дру­гих‚ мо­ро­чит го­ло­ву не­опыт­ной мо­ло­де­жи‚ пло­дит ум­ни­ков‚ ли­шен­ных здра­во­го смыс­ла‚ поч­те­ния к ро­ди­те­лям и ува­же­ния к обы­ча­ям. Та­ков Со­крат в “Об­ла­ках” Ари­сто­фа­на — ви­ся­щий в кор­зи­не ме­ж­ду не­бом и зем­лей‚ “ви­таю­щий в об­ла­ках” мно­го­знай­ка и со­фист. Не прав­да ли‚ зна­ко­мые об­ви­не­ния? Жизнь‚ как юная фра­ки­ян­ка‚ сме­ет­ся над фи­ло­со­фа­ми-не­до­те­па­ми (см. Plat., Theat. 174ab)[18]‚ по­ка не спо­хва­ты­ва­ет­ся‚ за­ме­тив‚ что здесь не до шу­ток.

Мол­ва ано­ним­на‚ с ней нель­зя су­дить­ся‚ а глав­ное‚ по­го­во­рить. За слу­хи ни­кто не от­ве­ча­ет‚ хо­тя все ими и пи­та­ют­ся. Со­крат от­вер­га­ет по­доб­ные об­ви­не­ния как кле­ве­ту на се­бя и за­да­ет сам се­бе во­прос‚ ко­то­рый тщет­но ждал от об­ви­ни­те­лей: Но Со­крат‚ — в чем же то­гда твое де­ло (tХ sХn t… ™stin pr©gma;)? “От­ку­да на те­бя эта кле­ве­та? Ведь на­до по­ла­гать‚ ес­ли бы ты не пре­воз­но­сил­ся над дру­ги­ми и де­лал то же‚ что и боль­шин­ст­во‚ то и не по­шло бы о те­бе столь­ко слу­хов и тол­ков”(Apol.20с. Пер. М.С.Со­ловь­е­ва). Ведь ды­ма без ог­ня не бы­ва­ет‚ де­лал бы об­щее на­ше де­ло‚ так и не по­шли бы слу­хи и по­доз­ре­ния. И прав­да‚ со­гла­ша­ет­ся Со­крат‚ де­ло в осо­бой‚ свой­ст­вен­ной‚ ка­жет­ся‚ толь­ко ему муд­ро­сти (со­фии). Па­ра­докс‚ од­на­ко, в том‚ что муд­рость‚ ко­то­рой бог от­ли­чил Со­кра­та ото всех‚ и есть та са­мая муд­рость‚ ко­то­рая рав­но свой­ст­вен­на и дос­туп­на ка­ж­до­му че­ло­ве­ку (‡soj ўnqrop…nh sof…h). Это муд­рость все­го лишь че­ло­ве­че­ская‚ то­гда как муд­рость‚ ко­то­рой сла­вят­ся об­ще­при­знан­ные муд­ре­цы‚ сла­вит­ся имен­но за ее пре­вос­ход­ст­во. По­го­во­рив кое с кем из та­ких муд­ре­цов‚ Со­крат и при­шел к из­вест­но­му вы­во­ду от­но­си­тель­но сво­его пре­вос­ход­ст­ва: “Ни один из нас‚ ка­жет­ся‚ не зна­ет ни­че­го хо­ро­ше­го и дель­но­го (kalХn kўgaqТn)‚ но он‚ не зная‚ ду­ма­ет‚ что зна­ет‚ я же‚ ес­ли не знаю‚ то уж и не ду­маю‚ что знаю”(Ib.21в).

Де­ло здесь‚ ко­неч­но‚ не про­сто в сми­рен­ном апо­фа­ти­че­ском са­мо­ог­ра­ни­че­нии: че­ло­ве­че­ская муд­рость-де не­мно­го­го сто­ит‚ мудр толь­ко бог. В том‚ что Со­крат ос­ме­лил­ся из­ме­рять муд­рость обы­чая‚ по­эти­че­ско­го вдох­но­ве­ния‚ ав­то­ри­тет­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва об­ще­дос­туп­ным че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом и в са­мом де­ле мож­но ус­мот­реть сво­его ро­да вы­со­ко­ме­рие (пле­бей­ское‚ как за­ме­тит‚ про­дол­жая суд над Со­кра­том‚ Ниц­ше). Прав­да‚ он не ос­па­ри­ва­ет ка­ких-ли­бо от­кро­ве­ний или уче­ний муд­ре­цов по со­дер­жа­нию и не про­ти­во­пос­тав­ля­ет им соб­ст­вен­ных до­мы­слов. Он лишь спра­ши­ва­ет‚ со­от­вет­ст­ву­ешь ли ты сво­ей пре­тен­зии‚ в са­мом ли де­ле ты по­ни­ма­ешь се­бя в сво­их де­лах. Ины­ми сло­ва­ми‚ по­знал ли ты (уз­нал‚ за­ме­тил‚ рас­по­знал) са­мо­го се­бя в том‚ что те­бе да­но‚ пусть да­же да­ро­ва­но (при­ро­дой‚ бо­гом‚ ге­ни­ем)‚ в том‚ чем ты вла­де­ешь‚ как те­бе ка­жет­ся. Уз­нал ли ты са­мо­го се­бя в том‚ что и как ты зна­ешь‚ а ста­ло быть‚ уме­ешь‚ дей­ст­ву­ешь‚ ис­пол­ня­ешь свое че­ло­ве­че­ское на­зна­че­ние?

Та­ко­во след­ст­вие (™xљtasij)‚ ко­то­рое Со­крат за­во­дит по де­лам зна­то­ков‚ “вы­ис­ки­ва­ет” и “до­пы­ты­ва­ет­ся”‚ ста­вит их муд­рость под во­прос. Но во­прос по­став­лен не о ду­тых муд­ре­цах‚ — на­прас­но они оби­жа­лись. Во­прос по­став­лен о при­ро­де са­мой муд­ро­сти: что зна­чит быть муд­рым‚ ве­дать‚ знать‚ уметь? Мож­но ли знать что-ли­бо‚ не умея дать се­бе от­чет в том‚ что и как ты зна­ешь‚ не умея раз­ли­чить свое и иное? Мож­но ли кос­нуть­ся ино­го‚ не ура­зу­мев свое? Мо­жет ли быть муд­рость без зна­ния? Мож­но ли тво­рить‚ не ве­дая‚ что тво­ришь? Но мо­жет ли‚ с дру­гой сто­ро­ны‚ муд­рость — ве­ко­вая муд­рость ми­фа‚ тра­ди­ции‚ ав­то­ри­те­та‚ на­ко­нец‚ не­ис­сле­ди­мая муд­рость са­мих ве­щей — из­ме­ре­на ка­ким-то до­мо­ро­щен­ным ра­зу­мом? Мо­жет ли жизнь‚ — ко­то­рая все­гда вся це­ли­ком здесь и те­перь‚ — ждать окон­ча­ния бес­ко­неч­ных со­кра­тов­ских бе­сед‚ что­бы стать‚ на­ко­нец‚ пра­виль­ной? Не долж­на ли она ру­ко­во­дство­вать­ся ско­рее ка­ким-то ин­стинк­том‚ чуть­ем‚ ин­туи­ци­ей‚ не раз­ло­жи­мой на за­нуд­ные во­про­сы и от­ве­ты? И сно­ва: мо­жем ли мы вес­ти се­бя‚ со­глас­но этой муд­ро­сти‚ не ра­зу­мея‚ что‚ соб­ст­вен­но‚ про­ис­хо­дит‚ не ве­дем ли мы то­гда са­мих се­бя‚ не­ве­до­мо ку­да? Не ста­вим ли мы са­ми на ме­сто не­при­ступ­ной муд­ро­сти все­го лишь соб­ст­вен­ную нев­ра­зу­ми­тель­ность и бес­тол­ко­вость? Но и не за­хва­ты­ва­ем ли‚ с дру­гой сто­ро­ны‚ на­ши­ми зна­ния­ми и са­мо-со­бой-ра­зу­мее­мо­стя­ми са­мо­быт­ную тай­ну ве­щей?

Как ви­дим‚ не в Ме­ле­те и Ани­те де­ло. Они и не по­доз­ре­ва­ют о том‚ ка­кой суд тво­рит­ся в рас­су­ж­де­ни­ях Со­кра­та с са­мим со­бой. Мы — то­же. Но мы мо­жем уви­деть‚ как это де­ло о фи­ло­со­фии уг­луб­ля­ет­ся и раз­вер­ты­ва­ет­ся в де­ло са­мой фи­ло­со­фии. Бли­жай­шим об­ра­зом: де­ло о Со­кра­те — в де­ло Пла­то­на.

Это‚ по­жа­луй‚ сле­ду­ет при­нять во вни­ма­ние: фи­ло­со­фия ос­та­ет­ся фи­ло­со­фи­ей‚ по­ка не со­блаз­ня­ет­ся стать са­мой со­фи­ей — муд­ро­стью‚ выс­шей или по­след­ней‚ по­ка не ухо­дит с это­го су­да над со­бой со сто­ро­ны то­го‚ что в свою оче­редь пре­тен­ду­ет на зва­ние муд­ро­сти‚ пер­вой или из­веч­ной. Фи­ло­со­фия вклю­ча­ет в се­бя де­ло о фи­ло­со­фии‚ суд над со­бой‚ — раз­ве что стре­мит­ся пе­ре­вес­ти этот суд в при­выч­ную для се­бя со­кра­ти­че­скую бе­се­ду ра­зу­ма с са­мим со­бой[19]‚ — бе­се­ду о муд­ро­сти ‚ ко­то­рая не мо­жет быть ни рас­счет­ли­вой вы­дум­кой‚ ни без­рас­суд­ной нев­ра­зу­ми­тель­но­стью.

За­во­дя с жиз­нен­ным ми­ром фи­ло­соф­ское де­ло‚ всту­пая с ним в фи­ло­соф­ское‚ т.е. во­про­шаю­щее от­но­ше­ние‚ фи­ло­соф и впрямь расхо­дит­ся с ми­ром (мир — в нем — с со­бой) и с са­мим со­бой: с ми­ром без­от­чет­но­го и са­мо­заб­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. Он‚ за­ме­ча­ли мы‚ как бы от­сту­па­ет от ми­ра и жиз­ни в не­кое не­бы­тие‚ не­по­ни­ма­ние‚ не­уме­ние: от­вле­ка­ет­ся от все­го‚ что из­на­чаль­но во­вле­ка­ет нас — по за­ко­нам ми­фа или иной ка­кой “ло­ги­ки ве­щей” — в мир‚ ра­зу­чи­ва­ет­ся то­му уму‚ ко­то­рым ка­ж­дый как-то все­гда уже уме­ет быть‚ от­вы­ка­ет ра­зу­меть то‚ что ра­зу­ме­ет­ся са­мо со­бой‚ изум­ля­ет­ся то­му‚ что счи­та­ет­ся “ло­ги­кой ве­щей” и оза­да­чи­ва­ет­ся этой ло­ги­кой как ло­ги­кой (тем‚ в чем мож­но lТgon didТnai – дать от­чет). По­нят­но‚ сколь опас­но это де­ло. Ни­че­го уди­ви­тель­но­го‚ что оно всгда бы­ло и бу­дет на по­доз­ре­нии у жиз­ни с ее на­ла­жен­ны­ми де­ла­ми‚ при­выч­ны­ми не­уря­ди­ца­ми и хо­ро­шо об­жи­ты­ми свя­ты­ня­ми. Но так же точ­но‚ как де­ло о фи­ло­со­фии из­на­чаль­но вхо­дит в са­му суть фи­ло­соф­ско­го де­ла (оно по са­мо­оп­ре­де­ле­нию есть не­кий са­мо­от­чет‚ са­мо-суд)‚ и су­ще­ст­во­ва­ние че­ло­ве­ка в ка­че­ст­ве че­ло­ве­ка‚ мо­жет стать­ся‚ есть не­кое в кор­не‚ в ос­но­вах не­со­глас­ное с со­бой су­ще­ст­во­ва­ние‚ ины­ми сло­ва­ми — из­на­чаль­но чре­ва­тое фи­ло­соф­ст­во­ва­ни­ем. Во вся­ком слу­чае‚ ес­ли так или ина­че Со­кра­ту уда­ет­ся втя­нуть “жизнь” в суд над со­бой‚ в спор с со­бой‚ во внут­рен­ний спор Со­кра­та с са­мим со­бой‚ — де­ло сде­ла­но‚ “жизнь” са­ма по­шла фи­ло­соф­ст­во­вать.

 

3. Со­кра­ти­че­ское на­ча­ло фи­ло­со­фии





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.