Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 2. ќсновные направлени€ развити€ мировой социологии в XIX Ц XX веках 5 страница




»так, общество можно представить в виде многоуровневой системы. ѕервый уровень Ц это со≠циальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. —оциальные роли организованы в различные институты и общности, которые составл€ют второй уровень общества.  аждый ин≠ститут и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизвод€щейс€. –азличи€ выполн€емых функций, противосто€ние целей социальных групп требуют такого системного уровн€ организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный пор€док. ќн реализуетс€ в системе культуры и политической власти.  ультура задает образцы человеческой де€тельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробирован≠ные опытом многих поколений, а политическа€ система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепл€ет св€зи между социальными системами.

‘ункционирование общества Ц это его посто€нное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздани€ структур, функциональных св€зей, составл€ющих организацию социетальной систе≠мы. ќбщество утверждает себ€ как целостность в посто€нном противосто€нии окружающей среде. —амосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность проти≠восто€ть деструктивному вли€нию извне. ‘ункционировать Ц значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой.

— определенной долей условности можно отметить некоторые основные (Ђнесущиеї) функции общества: производство материальных благ и обмен результатами производства, духовное воспроизводство, воспроизводство человека, регламентаци€ поведени€, де€тельности и управлени€.

¬ заключение следует отметить, что современное общество состоит из целого системного комплекса социальных институтов, взаимодействие которых обеспечивает ему возможность функционировани€ и развити€ как совокупности базовых и надстроечных общественных отношений.

 

І 2. “ипы человеческих обществ

»звестные нам человеческие общества очень разнообразны. —уществует множество способов их классификации. —огласно марксисткой традиции, тип общества определ€етс€ способом производства, т.е. тем, как используютс€ и контролируютс€ экономические ресурсы, которыми оно владеет. (¬ св€зи с этим различаютс€, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества).  лассификаци€ обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или €зыка (франко€зычное общество).

Ћюба€ попытка типологизации всегда в некотором роде условна. ”читыва€ эту неизбежную условность, можно все же выделить некоторые обобщенные характеристики, позвол€ющие выделить несколько типов обществ.   примеру, √. Ћенски и ƒж. Ћенски в 1970 г. классифицировали общества в соответствии с основными характерными дл€ них способами получени€ средств к существованию, но в то же врем€ вы€вили и другие важные черты.

1. ќбщества, живущие охотой и собирательством. ѕервобытные охотники и собиратели жили небольшими коллективами Ц несколько дес€тков человек. »х жизнь проходила в посто€нном поиске пищи. “акие коллективы часто вели кочевой образ жизни, перемеща€сь вслед за животными Ц объектами охоты, или мен€€ место жительства, когда собираемой пищи становилось недостаточно. —труктура таких обществ была простой. ¬се занимались одним и тем же: мужчины Ц охотой, женщины Ц собирательством и примитивным Ђдомашним хоз€йствомї (Ђдомовї, как правило, еще не было). ¬ таких обществах фактические не было имущественного неравенства. ƒобытое на охоте делилось между всеми. ”же существовали религиозные веровани€, магические обр€ды и ритуалы. ƒревние охотники оставили первые произведени€ искусства Ц наскальную живопись и другие виды художественного творчества.

Ќекоторые общности, ведущие такой образ жизни, сохранились до сегодн€шнего дн€, например, бушмены ёго-«ападной јфрики и аборигены ÷ентральной јвстралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаютс€ охотой, сбором €год, корней и другой съедобной растительной пищи. ќхотники и собиратели имеют самые примитивные оруди€ труда: каменные топоры, копь€, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они нос€т с собой, кочу€ с места на место. »х социальна€ жизнь организуетс€ на основе родственных св€зей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходитс€ близким и дальним родственником. ѕолитической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились

2. ќгороднические общества впервые возникли на Ѕлижнем ¬остоке примерно за четыре тыс€чи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от  ита€ до ≈вропы; в насто€щее врем€ они сохранились, главным образом, в јфрике, на юге —ахары. ¬ самых примитивных огороднических обществах при разделывании садов не примен€лись металлические оруди€ и плуги. ¬ более развитых огороднических обществах имелись металлические оруди€ и оружие, но не использовались плуги. “ак же как и общество охотников и собирателей растений, огороднические общества не производ€т прибавочного продукта: люди, которые труд€тс€, использу€ лишь мотыгу, не в состо€нии создать высокопродуктивную систему сельского хоз€йства. ѕолитические структуры простых огороднических обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитываетс€ четыре и более. —истема родственных св€зей также €вл€етс€ основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложн€етс€; иногда общества состо€т из многих кланов, отличающихс€ сложными взаимосв€з€ми, включа€ правила, регулирующие брачные отношени€ между представител€ми различных родов.

3. јграрные общества впервые возникли в ƒревнем ≈гипте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Ѕлагодар€ возросшей продуктивности сельского хоз€йства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось дл€ обеспечени€ сельского населени€. ѕо€вление прибавочного сельскохоз€йственного продукта создало возможность дл€ возникновени€ городов, развити€ ремесел и торговли. Ќа основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, по€вились первые денежные системы и расширилась торговл€. —тали складыватьс€ более сложные формы политической организации, поэтому система родственных св€зей перестала быть основой социальной структуры общества. “ем не менее родственные св€зи продолжали играть важную роль в политической жизни; крупные гражданские и военные должности переходилї от отца к сыну, большинство коммерческих предпри€тий были семейными. ¬ земледельческом обществе семь€ по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

ћодификации обществ аграрного типа еще прин€то называть традиционными цивилизаци€ми или традиционными государствами (обществами). ѕомимо ƒревнего ≈гипта они по€вились в Ўумере, на  рите в 4-3 тыс€челетии до нашей эры и стали очагами нового типа социальной организации. Ќесколько позже возникают похожие цивилизации в  итае и »ндии и других регионах. — возникновением традиционных цивилизаций св€заны следующие важные изменени€:

1. по€вление письменности;

2. возникновение городов как центров управлени€, культуры и ремесленно-торговой де€тельности;

3. по€вление централизованной государственной власти,

4. по€вление писанного права или закона;

5. формирование религиозной организации и сложных религиозных доктрин;

6. накопление первых научных знаний.

ѕодавл€юща€ часть населени€ занималась сельским хоз€йством. √орода представл€ли собой островки в земледельческом мире. ¬ысока€ культура традиционных цивилизаций была досто€нием лишь незначительной части населени€.

“радиционные государства вели посто€нные войны, оборон€€сь или напада€. ¬оенные катастрофы стали причиной падени€ многих из них.

ќгромную роль в этих обществах играла религи€. –елигиозные и государственные организации были очень тесно св€заны между собой.  ак уже отмечалось, традиционные общества-государства имели довольно сложную социальную структуру, делились на множество групп и слоев. ѕринадлежность к тому иди иному слою, как правило, наследовалась. ќчень €рко было выражено социальное неравенство. Ѕольшинство древних традиционных государств были рабовладельческими.

“радиционные государства возникали и гибли на прот€жении тыс€челетий. ≈сли первые традиционные государства исчезли с лица земли еще в начале нашей эры, а некоторые - и намного раньше, то другие, возникшие гораздо позже, просуществовали вплоть до 19 века и были окончательно вытеснены индустриальной цивилизацией.


4. ѕромышленные или индустриальные общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под вли€нием индустриализации в ¬еликобритании. —амые передовые современные промышленные общества сложились в —еверной јмерике, ≈вропе (включа€ ¬осточную ≈вропу), в ¬осточной јзии (япони€, “айвань, √онконг и ёжна€  оре€); во многих других странах, например в »ндии, ћексике, Ѕразилии и некоторых странах јфрики, также произошла значительна€ индустриализаци€.  ак и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. ѕромышленное производство св€зано с применением научных знаний, необходимых дл€ управлени€ производственным процессом; мускульна€ сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигани€ каменного угл€), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.

ѕрибавочный продукт, производимый в услови€х высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Ёто дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населени€, сосредоточенных в крупных городах. ¬ большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управлени€, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. »ндустриализаци€ способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.

ѕрофессиональна€ структура индустриального общества гораздо сложнее, чем в обществах традиционных. Ќевозможно перечислить все виды де€тельности, характерные дл€ него.

“радиционные общества измен€лись крайне медленно. “емп изменени€ и обновлени€ в индустриальном обществе неизмеримо выше. –ост научного знани€ и усложнение профессиональной де€тельности вызвал широкое распространение образовани€ в индустриальных обществах.

≈сли в традиционном обществе человек, как правило, наследовал свое социальное положение и не мог его изменить, то в индустриальном обществе социальное положение человека определ€етс€ собственными усили€ми и в очень малой степени зависит от происхождени€. „еловек в традиционном обществе проводил свою жизнь там, где он родилс€ (за исключением людей Ђстранствующих профессийї - прежде всего торговцев). ƒл€ индивида индустриального общества смена места жительства становитс€ нормой.

¬ традиционных обществах большинство населени€ жило своей жизнью, почти не завис€щей от государственной власти. ќна лишь изредка напоминала о себе - в случае сбора налогов или военных приготовлений. ¬ индустриальном обществе государство контролирует фактически все сферы жизни общества.

“радиционные общества были Ђсегментарнымиї. Ёто означает, что они состо€ли из множества отдельных, самодостаточных Ђсегментовї, св€зи между которыми не играли большой роли в выживании этих сегментов. »ндустриальное общество представл€ет собой единое целое благодар€ сложному разделению труда, а также развитой системе транспорта и св€зи.

¬ конце XX века развитые индустриальные общества подошли к новому рубежу в своем развитии. Ќо к этому вопросу мы еще вернемс€.

–азвитие индустриальной цивилизации вовлекало в свою орбиту все новые и новые традиционные общества. ƒл€ многих ид них переход от традиционализма к индустриализму стал Ђустойчивым состо€ниемї. ќбщества, переживающие этот переход, можно назвать Ђмодернизирующимис€ї или Ђпереходнымиї ƒл€ них характерно противоречивое сочетание традиционных и индустриальных черт. ќ процессе модернизации также речь впереди.

ј два следующих параграфа будут посв€щены важнейшим социоструктурным образовани€м внутри общества (его подсистемам): социальным институтам, социальным организаци€м, социальным общност€м и группам, которые нами уже неоднократно упоминались.

 

І 3. —оциальные институты и социальные

организации. “ипы организаций

—оциальный институт Ц это относи≠тельно устойчивые типы и формы социальной практи≠ки, посредством которых организуетс€ общественна€ жизнь, обеспечиваетс€ устойчивость св€зей и отношений в рамках социальной организации общества. ƒе€≠тельность социального института опре≠дел€етс€, во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирую≠щих соответствующие типы поведени€; во-вто≠рых, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позвол€ет узаконить формально-правовую основу де€тель≠ности того или иного института и осуществл€ть социальный контроль над институциональными типами дей≠ствий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуще≠ствление социального контрол€. ¬ св€зи с этим социальные институты мо≠гут быть охарактеризованы с точки зрени€ как внешней, формальной (материальной) их структуры, так и внутренней, т.е. с позиции содержательного анализа их де€тельности.

—оциальный институт Ц это не только совокупность лиц, уч≠реждений, снабженных определенными мате≠риальными средствами и осуществл€ющих конкретную общественную функцию. ”спешное осущест≠вление данной функции св€зано с наличием в рамках соответствующего социального института целостной систе≠мы стандартов поведени€, об€зательных дл€ осу≠ществлени€ функции данного института. — содержа≠тельной стороны социальный институт Ч это набор целесообразно ориентированных стандартов поведени€ конкрет≠ных лиц в типичных ситуаци€х.

 аждый социальный институт характеризуетс€ наличием цели своей де€тельности, конкретными функци€≠ми, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных дл€ данного института. —оциальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетвор€ть свои потребности, стабилизируют социальные отношени€, внос€т согласованность, интегрированность в действи€ членов общества. —оциологи€ интересует≠с€ в первую очередь де€тельностью главных социальных институтов, св€занных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образовани€), обеспечением материальной жизнеде€тельности (институт экономики), интеграцией социальных групп и кол≠лективов (политические и государственно-правовые институты), поддержанием и сохранением духовных ценно≠стей (институты культуры) и др. ѕон€тию Ђсоциальный институтї отводитс€ центральное место в системно-струк≠турном анализе социальных €влений, оно подразумева≠ет возможность обобщени€ абстрагированных из многообразных действий людей наиболее суще≠ственных типов де€тельности и социальных отношений путем соотнесени€ их с фундаментальными це≠л€ми и потребност€ми социальной системы. ¬ этом смыс≠ле социальный институт может быть определен как ведущий ком≠понент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упор€дочивающий социальные отноше≠ни€ в отдельных сферах общественной жизни.

—оциальна€ организаци€ Ц при≠менительно к социальным объектам термин Ђорганиза≠ци€ї употребл€етс€ в трех смыслах. ¬о-первых, так может называтьс€ искусственное объедине≠ние институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное дл€ выполнени€ более или менее €сно очерчен≠ной функции. ¬ этом смысле социальна€ организаци€ выступает как социальный институт с известным статусом и рассматриваетс€ как автономный объект. ¬ таком значении слово Ђорганизаци€ї относитс€, например, к пред≠при€тию, органу власти, добровольному союзу и т. д. ¬о-вторых, этот термин может означать оп≠ределенную де€тельность по организации, вклю≠чающую в себ€ распределение функций, нала≠живание устойчивых св€зей, координацию и т. д. «десь организаци€ выступает как процесс, св€занный с целена≠правленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры орга≠низатора и контингента организуемых. ¬ этом смысле пон€тие Ђорганизаци€ї совпадает с по≠н€тием Ђуправлениеї, хот€ и не исчерпывает его. ¬-третьих, имеетс€ в виду характеристика сте≠пени упор€доченности какого-то объекта. “огда под социальной организацией понимаетс€ определенна€ структура, строение и тип св€зей как способ соединени€ частей в целое, специфический дл€ каждого рода объектов. ¬ этом смысле организаци€ объекта выступает как его свойство, атрибут. “акое со≠держание термина употребл€етс€, например, когда речь идет об организованных и неорганизован≠ных системах, политической организации общества, эф≠фективной и неэффективной организации и т. д. »менно это значение подразумеваетс€ в пон€≠ти€х формальной и неформальной организации.

—оциальные свойства социальной организации следующие: организаци€ создаетс€ как инструмент решени€ общественных за≠дач, средство достижени€ целей. — этой точки зрени€ на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность результатов, мотиваци€ и стимулирование персонала и т. д.; организа≠ци€ складываетс€ как человеческа€ общность, специфическа€ социальна€ среда. — такой позиции организа≠ци€ выгл€дит как совокупность социальных групп, ста≠тусов, норм, а также отношений лидерства, от≠ношений сплоченности Ц конфликтности и т. д.

Ќаиболее часто различаютс€ формальные и неформальные организации.  ритерием этого разграничени€, как следует из названных типов организаций, служит степень формализации существующих в них св€зей, взаимодействий и отношений. »звестный ученый ј.».ѕригожин характеризует формальную организацию как способ организационного построени€ на основе социальной формализации св€зей, статусов и норм. ¬ основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. –азделение труда выступает в виде системы статусов Ц должностей, кажда€ из которых наделена специфическими функци€ми таким образом, что все функциональные задачи оказываютс€ распределенными между членами организации. ƒолжностные статусы упор€дочиваютс€ в иерархическую структуру по сходству функциональных задач, в различные организационные подразделени€ по принципу руковод€щие Ц подчиненные, в лестницу зависимостей между низшими (подчиненными) и высшими (руковод€щими).

‘ормальна€ организаци€ обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой дл€ функционального взаимодействи€. ќна включает в себ€ различные регул€торы, нормирующие и планирующие де€тельность данной социальной организации: нормы и образцы служебного поведени€, программы де€тельности, принципы и нормы вознаграждени€. ‘ормальна€ организаци€ рациональна, т. е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движени€ к известной цели. ќна принципиально безлична, т.е., рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проход€щих по определенной программе.

‘ормальна€ организаци€ имеет сильную тенденцию превращатьс€ в бюрократическую систему. ¬ебер считал формирование бюрократии (управленческого аппарата) главным аспектом процесса рационализации. ƒл€ описани€ характерных особенностей бюрократии он использовал ее идеальный тип, или модель.

ѕод бюрократией обычно понимаетс€ организаци€, состо€ща€ из р€да официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаютс€ формальными правами и об€занност€ми, определ€ющими их действи€ и ответственность. “ермин Ђбюрократи€ї французского происхождени€, от слова Ђбюрої Ц офис, контора.

Ѕюрократи€ в современном, буржуазном виде возникла в ≈вропе в начале XIX в. и сразу же стала означать, что официальные должности, чиновники и управл€ющие, обладающие специальными знани€ми и компетенцией, станов€тс€ ключевыми фигурами в управлении. ¬озникновение бюрократии в обществе с развивающейс€ фабричной системой было, безусловно, €влением прогрессивным. Ѕюрократи€ имела доступ ко всем рычагам управлени€ и подчин€лась только Ђинтересам делаї; она обеспечивала четкость и однозначность потоков информации в организаци€х. Ѕюрократ должен быть профессионалом высокого класса. »деальный тип бюрократа, его отличительные свойства лучше всего описаны ћ. ¬ебером:

Ц индивиды, вход€щие в органы управлени€ организации, лично свободны и действуют только в рамках Ђбезличныхї об€занностей, существующих в данной организации. ЂЅезличныйї здесь означает, что все об€занности и об€зательства принадлежат должно≠ст€м и постам, а не индивиду, который может занимать их какое-то определенное врем€;

Ц €рко выраженна€ иерархи€ должностей и позиций. ѕри иерархических отношени€х индивид, занимающий определенную должность, может принимать решени€ относительно индивидов, занимающих более низкие должности, и подчин€етс€ решени€м лиц, наход€щихс€ на более высоких должност€х;

Ц €рко выраженна€ спецификаци€ функций каждой из должностей и позиций;

Ц индивиды нанимаютс€ и продолжают работу на основе контракта;

Ц отбор действующих индивидов производитс€ на основе их квалификации;

Ц люд€м, занимающим должности в организаци€х, выплачивают зарплату, размер которой зависит от занимаемого ими уровн€ в иерархии;

Ц бюрократи€ представл€ет собой карьерную структуру, в которой продвижение производитс€ по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника;

Ц должность, занимаема€ индивидом в организации, рассматриваетс€ им как единственное, или, по крайней мере, главное зан€тие;

Ц де€тельность представителей бюрократии основываетс€ на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.

ќпределив специфические свойства бюрократии, ћ. ¬ебер разработал таким образом идеальный тип управлени€ организацией. Ѕюрократи€ в таком идеальном виде представл€ет собой наиболее эффективную машину управлени€, основанную на строгой рационализации.

ќднако такого идеального положени€ не существует в действительности, более того, бюрократи€, первоначально предназначенна€ дл€ достижени€ целей организации, на деле часто отходит от них и начинает не только работать вхолостую, но и тормозить все прогрессивные процессы. ќна доводит формализацию де€тельности до абсурда, огражда€сь формальными правилами и нормами от реальности.

 

І 4. —оциальна€ общность и социальна€ группа. ћалые группы

—оциальна€ общность Ц это относи≠тельно устойчива€ совокупность людей, отличаю≠ща€с€ более или менее оди≠наковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнеде€тельно≠сти) условий и образа жизни, массового созна≠ни€, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. ќбщности раз≠ных видов и типов Ц это формы совместной жизнеде€тельности людей, формы человеческо≠го общежити€.

¬ отличие от социальных институтов и организаций общ≠ности не создаютс€ сознательно людьми, а скла≠дываютс€ исключительно под воздействием объ≠ективного хода общественного развити€, совместного характера человеческой жизнеде€тельности. –аз≠ного вида общности образуютс€ на разной объ≠ективной основе. ќдни виды общностей непосред≠ственно и исключительно порождаютс€ общественным производством (производственный коллектив, общественный, класс, социально-профессиональна€ группа); иные вырастают на этнической основе (народности, нации), и нар€ду с экономикой их природа и характер определ€ютс€ еще и другими факторами; объективной основой третьих ви≠дов Ц социально-демографических Ц общностей вы≠ступают естественные демографические факторы Ц пол, возраст; имеютс€ еще виды общностей, возникающие на различных, присущих им объек≠тивных основани€х.

»сторически первыми видами общности бы≠ли возникшие сразу же с образованием челове≠ческого общества такие объединени€, как семь€, род, плем€. ќбъективную основу их образова≠ни€ составл€ли и кровнородственное единство, и совместна€ производственна€ де€тельность, и зародившие≠с€ в тех услови€х общие этнические при≠знаки. — переходом от первобытнообщинного стро€ к общественному устройству, основанному на частной собственности, существенные изменени€ претерпевает семь€, возникают новые общности: социальные классы и другие социальные группы, а на иной основе образуютс€ общ≠ности социально-этнические Ц народности и затем нации. –азделение труда порождает профессиональные группы, несущие на себе отпечаток конкретного социально-экономического стро€ (сравнить, например, средневековые цехи и корпорации). ¬озникают и приобретают все большее значение такие общности, как трудовые коллективы.

ѕод социальной группой понимаетс€ совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выпол≠н€ющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделени€ труда и де€тельности. ѕон€тие Ђсоциальна€ группаї €вл€етс€ общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристи≠ки коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихс€ в результате исторической дифференциа≠ции общества как единого целого на отдельные струк≠турные составл€ющие. ѕон€тие социальна€ группа €вл€етс€ родовым по отношению к пон€ти€м Ђклассї, Ђсоциальный слойї, Ђколлективї, Ђнаци€ї, а также по отно≠шению к пон€ти€м этнической, территориальной, ре≠лигиозной и других общностей, так как фиксирует социальные различи€, возникающие между отдельными со≠вокупност€ми людей в процессе разделени€ тру≠да и де€тельности на основе отношени€ к сред≠ствам производства, власти, характера труда, профессии, образовани€, уровн€ и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни и др.

—оциологи конца XIX Ц начала XX в. (Ё. ƒюркгейм, √. «иммель, „.  ули, ‘. “еннис и др.) предпринимают первые попыт≠ки создани€ социологической теории групп в виде двух концепций, в которых проблема группы решалась или путем соотнесени€ групповых процессов с индивидуальным поведением, или признанием существовани€ некой Ђмистической групповой св€зиї, имеющей независимую Ђреальность саму по себеї.

ќбщегуманистический подход к обществу в совре≠менной социологии признает значимость всех социальных групп, поскольку различие в их положении при≠водит к разным интересам, согласование которых €вл€етс€ основной целью социальной политики общества.

¬се многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от:

- размеров групп,

- социально-значимых критериев;

- типа идентификации с группой.

Ќоминальные группы. »х выдел€ют только дл€ статического учета населени€, и поэтому у них есть второе название Ч социальные категории.

ѕример:

- пассажиры пригородных автобусов;

- состо€щие на учете милиции;

- бездетные, многодетные и малодетные семьи;

- имеющие временную или посто€нную прописку;

- имеющие двойное гражданство;

- проживающие в отдельных или коммунальных квартирах.

—оциальные категории Ц искусственно сконструированные дл€ целей статического анализа группы населени€, и поэтому такие группы называют номинальными, или условными. ќни необходимы в хоз€йственной практике.   примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова обща€ или посезонна€ численность пассажиров.

–еальные группы. ќни называютс€ так потому, что критерием их выделени€ служат реально существенные признаки:

Х пол Ц мужчины и женщины;

Х доход Ц богатые, бедные и зажиточные;

Х национальность Ц русские, англичане, эвенки, турки;

Х возраст Ц дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

Х родство и брак Ц холостые, женатые, родители, вдовые;

Х професси€ (род зан€тий) Ц водители, учител€, военнослужащие;

Х место жительства Ц горожане, сельские жители.

Ёти и некоторые другие признаки относ€тс€ к числу социально значимых.

ѕоскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно (биологические пол и возраст или хоз€йственно-экономические доход и професси€), но осознаютс€ субъективно. ћолодежь ощущает свою групповую принадлежность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. ” представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведени€, образ жизни, целостные ориентации.

¬ самосто€тельный подкласс реальных групп иногда выдел€ют два типа и называют их главными:

Х стратификационные Ц рабство, касты, сослови€, классы;

Х этнические Ц расы, нации, народы, народности, племена, кланы;

Х территориальные Ц выходцы из одной местности (земл€ки), горожане, сел€не.

«а реальными группами наход€тс€ агрегаты. “ак называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков.   ним относ€т аудиторию (радио, телевидени€), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа болельщиков, прохожие). ќни сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаютс€ на границе между ними. “ермин Ђагрегатї обозначает случайное скопление людей. јгрегаты не изучаютс€ статистикой и поэтому не относ€тс€ к статистическим группам.

ћала€ группа Ц малочисленна€ по со≠ставу социальна€ группа, члены которой объединены об≠щей де€тельностью и наход€тс€ в непосредст≠венном устойчивом личном общении друг с дру≠гом, что служит основой дл€ возникновени€ как эмоциональных отношений, так и особых груп≠повых ценностей и норм поведени€. –одовым признаком малой группы €вл€етс€ принадлежность к социальным группам, видовым Ц непосредственный устой≠чивый личный контакт (общение, взаимодейст≠вие). ѕримерами малой группы €вл€ютс€ семь€, производ≠ственна€ бригада, школьный класс, научный, во≠инский и другие первичные коллективы, коллекти≠вы космических, арктических и антарктических станций, спор≠тивна€ команда, религиозна€ секта, группа дру≠зей, подростки-сверстники и др. ћинимальный размер малой группы Ц два человека, максимальный Ц несколько дес€тков человек. ѕо данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной €вл€етс€ мала€ группа из 5-7 чел. ¬иды малой группы: формальна€, нефор≠мальна€, первична€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1281 - | 1040 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.066 с.