Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 2. ќсновные направлени€ развити€ мировой социологии в XIX Ц XX веках 2 страница




“еори€ общественного договора подрывала идею о божественном происхождении государства. “еори€ естественного права разрушала веками складывавшиес€ устои сословного неравенства. Ќесмотр€ на то, что эти теории не имели под собой реального исторического основани€ (во вс€ком случае, теори€ общественного договора), несмотр€ на то, что они, по существу, не были чем-то новым (были известны еще античности), они сыграли большую роль в утверждении новых демократических ценностей в западных обществах, способствовали обновлению политических институтов этих обществ.

√овор€ об эпохе Ќового времени, невозможно не упом€нуть такого мыслител€, как Ўарль Ћуи ћонтескье (1689-1755). ≈го основной труд - "ќ духе законов" представл€ет собой трактат и по социальной, и по политической философии. ¬ этом труде философ анализировал известные формы политического правлени€; вли€ние физической среды на характер и нравы народов; обычаи и законы; такие факторы как численность населени€, форма религии, денежные отношени€ и др.

ћонтескье выдел€л три основных формы правлени€: монархию, республику и деспотизм. ‘ормы правлени€ различаютс€ по числу тех, в чьих руках находитс€ власть, а также по типу чувств, лежащих в основании каждой формы правлени€. “ак, республика опираетс€ на добродетель, деспотизм - на страх. ћонархи€ же основываетс€ на чувстве чести. ”становлению той или иной формы правлени€ св€зано с определенными графическими услови€ми. “ак, деспотизм характерен дл€ государств с обширной территорией. √еографическа€ среда вли€ет не только на формы правлени€, но также на черты характера народа, что, в свою очередь, тоже определ€ет форму правлени€. ћонтескье исследовал также то, что сегодн€ назвали бы "социальными нормами". ќн выделил нравы, обычаи и законы, сформулировал различи€ между ними, определил три основных вида законов (гражданские, уголовные и политические). ћонтескье принадлежит обоснование такой значимой политической идеи, как необходимость разделени€ властей. ¬ажное достижение ћонтескье, позвол€ющее считать его одним из основоположников социологического, научного подхода к изучению общества, - стремление искать за социальными €влени€ми их причины и основани€, которые нельз€ свести ни к случайности, ни к произволу человека, ни к действию ѕровидени€.

¬ 18 Ц начале 19 вв. развиваютс€ подходы к изучению общества, которые можно считать истоком современной эмпирической, прикладной социологии, использующей количественные методы Ћ.  етле (1796-1374) стал создателем научной статистики. ќн полагал, что и социальные, и природные €влени€ подчин€ютс€ общим законам и должны изучатьс€ с помощью математики  егле старалс€ доказать, что такие €влени€, как рождаемость, смертность, преступность подчин€ютс€ статистическим закономерност€м. ¬ св€зи с этим следует упом€нуть “.–.ћальтуса (1766-1834) Ц автора работы Ђќпыт о законе народонаселени€ї, который утверждал, что население имеет тенденцию увеличиватьс€ в геометрической прогрессии, а средства существовани€ растут лишь в арифметической прогрессии, что негативно сказываетс€ на благососто€нии. ѕо его мнению, население может и должно уменьшатьс€ в результате войн, болезней, воздержани€ от брака и половых отношений. ¬ современных услови€х проблемы, св€занные с быстрым ростом народонаселени€ в развивающихс€ странах, служат основанием дл€ периодического возрождени€ модифицированных форм теории ћальтуса (Ђнеомальтузианские теорииї).

¬ 18 веке начинаютс€ исследовани€ экономической жизни общества, формируетс€ нова€ область знани€ Ц политическа€ экономи€ (”. ѕетти, ј. —мит, ƒ. –икардо и др.). ѕо€вление экономической теории, попытки вы€вить закономерности, присущие экономической де€тельности, было св€зано с усложнением экономической жизни европейских обществ в 18 - 19 вв. усовершенствованием форм труда, его растущей специализацией, началом промышленной революции, ростом научного знани€.

ѕод вли€нием коренных изменений в обществе в эту эпоху формулируетс€ иде€ социального прогресса - постепенного поступательного развити€ общества, обусловленного прежде всего развитием и усовершенствованием разума. Ќаиболее нагл€дное выражение эта иде€ получила в работах  ондорсе, √. √егел€, ј. де —ен-—имона, “юрго.

 

І 2. ¬озникновение социологии в первой половине XIX века.

ќгюст  онт Ц основатель социологии

¬ эпоху Ќового времени, эпоху расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникает впервые и замысел создани€ науки об обществе, такой же точной, как науки естественные. ¬ XIX в. настает врем€ выхода из рамок философии социологии Ц науки, изучающей самую сложную форму движени€ материи Ц общественную. Ёто произошло в «ападной ≈вропе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.  роме этой предпосылки причинами становлени€ социологии были переход к рынку и св€занные с ним усложн€ющиес€ социальные процессы. ѕрежде всего Ц остро за€вивша€ о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и об€занностей гражданина и государства, которую тогда определ€л бурно развивающийс€ капиталистический способ производства. Ћозунги Ђ—вободаї, Ђ–авенствої, ЂЅратствої, с которыми на заре XIX в. произошла ¬елика€ французска€ революци€, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реали€ми в более развитых странах «ападной ≈вропы и в —еверной јмерике.

Ёкономический уклад капитализма с необходимостью требовал и добивалс€ освобождени€ своей основной производительной силы Ц рабочих от традиционных дл€ феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ущемлений и преследований. ѕон€тно, что данные изменени€ происходили не сразу и весьма болезненно, что определ€лось специфическими традици€ми и укладом страны, порожда€ разного рода социальные конфликты.  роме того, именно с середины XIX в. формируетс€ статус науки в ее современном понимании как производительной силы. ѕоэтому среди других наук об обществе в тот период именно социологи€ с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

ќгюст  онт (1798-1857) Ц мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина Ђсоциологи€ї Ц достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. ќгюст  онт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов. ќднако социологи€ до сих пор не сумела достичь этого идеала. Ќо современным исследовател€м, в отличие от  онта, уже очевидна невозможность создани€ науки об обществе, построенной по образцу естественных наук: у социологии слишком своеобразный объект изучени€.

ѕо замыслу  онта, социологи€ должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Ётим проектам  онта не суждено было осуществитьс€. ќбратимс€ к некоторым иде€м "отца" социологии.  онт считал, что социологи€ должна делитьс€ на два раздела: социальную статику и социальную динамику. —оциальна€ статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект быти€ общества. —оциальна€ динамика должна была изучать процесс социальных изменений. ¬ области социальной динамики  онт сформулировал свой хрестоматийный "закон трех стадий" развити€ человеческого общества.  онт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуетс€. ќсновным, фактором развити€ общества €вл€етс€ развитие человеческого разума, и три стадии развити€ общества €вл€ютс€, в сущности, трем€ стади€ми развити€ разума: теологической, метафизической и позитивной.

Ќа теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объ€снить происход€щие в мире €влени€ и прибегает к помощи фантастических образов. Ќа этой стадии над умами людей господствует религи€. Ќа метафизической стадии человек объ€сн€ет мир, создава€ сложные абстрактные теоретические построени€ (философи€). ѕозитивна€ стади€ ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познани€ мира - научному. „еловек не стараетс€ придумать всеобъемлющие объ€снени€ мировых €влений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позвол€ющие познать реальную природу €влений окружающего мира. ќднако, счита€ теологическую стадию развити€ мысли преодоленной,  онт не отказалс€ от религии вообще. Ќапротив, он решил создать свою, истинную религию, объектом поклонени€ которой было человечество Ц "¬еликое —ущество", Ц по отношению к которому отдельный человек Ц лишь незначительна€ часть. ¬еликое —ущество включало все бывшие и будущие поколени€. Ёта нова€ религи€ должна была обеспечить духовное единство общества.

Ѕолее важным в свете последующего развити€ социологиї было проведенное  онтом разделение двух типов общества военного более примитивного, и промышленного, индустриального, которое складывалось как раз в эпоху  онта. ’арактерными чертами индустриального общества, по  онту, €вл€етс€ по€влени€ крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового сло€ общества Ц рабочих, зан€тых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимател€ми.  онт считал, что в дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречи€, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населени€.

Ѕольшое значение в своем исследовании общества  онт придавал морали и нравственности. “ак, он полагал, что высшие классы общества должны проникнутьс€ чувством долга и ответственности, соответствующими их положению в обществе и поддерживать в обществе социальную гармонию.

¬ообще, прогресс в обществе, по мнению  онта, даже развитие промышленности, более завис€т от моральных добродетелей, нежели, например, от политики.  онт, несмотр€ на свой лозунг научности социологии, все же больше похож на философа, чем на социолога, а многие свои идеи он почерпнул у своего учител€ Ц социалиста-утописта јнри де —ен-—имона, у которого  онт долго работал секретарем. ” него, в частности,  онт нашел идею индустриальною общества и развил ее.

ќ.  онт считал, что историческа€ логика развити€ науки состоит в переходе к наукам более высокого пор€дка, кажда€ из которых имеет предшествующей необходимую предпосылку: математика → астрономи€ → физика → хими€ → биологи€ → социологи€. ѕозитивистска€ доктрина, отстаиваема€  онтом, была направлена против умозрительного теоретизировани€ социальной философии и философии истории, на создание Ђпозитивной социальной наукиї столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории, основанные на фактах в их св€зи, изучаемых методами наблюдени€, сравнени€, эксперимента, точного измерени€. ѕозитивисты рассматривали общество как эволюционизирующий социальный организм, законы которого имели общность с природными.

—оциологию  онта можно рассматривать как попытку пон€ть устройство общества, его политико-динамическую структуру с помощью научных методов. Ќа формирование такого образа общества большое вли€ние оказал опыт революции; прагматический проект общественного устройства утверждалс€ на научном прогрессе. Ќаука должна была заменить собой произвольный авторитет королей и стать основой дл€ разумного общественного пор€дка. Ќаучное знание, согласно представлени€м  онта и его предшественников Ч ученых-энциклопедистов (ƒ. ƒидро и др.), выступает в качестве единого целого. «аконы природы должны распростран€тьс€ и на человеческое общество. ≈динство всех наук раскрывает единство законов.  онтовска€ социологи€ €вл€етс€ положительной наукой, подобной естественным наукам. ќгюст  онт может считатьс€ основателем социологии, поскольку он не только зан€лс€ изучением общества и социальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой дл€ будущей академической институционализации социологии как отдельной науки.

ƒве идеи, берущие начало в работах ќ.  онта, четко просматриваютс€ в ходе развити€ социологии: 1) применение научных методов дл€ изучени€ общества; 2) практическое использование науки дл€ осуществлени€ социальных реформ.

√лавные произведени€ ќ.  онта: Ђ урс позитивной философииї (1842), Ђ—истема позитивной политикиї (1850-1854).

—итуаци€ в науке, когда неудовлетворенность ученых-обществоведов возможност€ми философии привела к основанию новой социальной науки, имела широкий общественный контекст. ѕо€вление социологии, как уже отмечалось, было вызвано общественной потребностью понимани€ сущности и направлений крупномасштабных социальных перемен, происход€щих в передовых странах во второй половине XVIII Ц первой половине XIX в. (американска€ и французска€ буржуазные революции, промышленна€ революци€ в «ападной ≈вропе). Ёто был цивилизованный сдвиг к индустриальному и гражданскому обществу (плюралистическому, организованному, самосто€тельному по отношению к государству). Ёто была эпоха широкого интереса к социальному реформаторству, в котором многие общественные де€тели стремились оперетьс€ на науку, изучающую функционирование и развитие общественного стро€. »деологи€ прав человека, гражданина, республиканское и демократическое государственное устройство, предпринимательство и конкуренци€, рост городов были той социальной средой, в которой социальна€ наука должна была обратитьс€ к изучению конкретного человека, его повседневного поведени€. »так, формирующеес€ гражданское общество составило социальную основу возникновени€ социологии, а позитивистска€ школа Ц теоретическую.

¬тора€ половина XIX Ц первые дес€тилети€ XX в. стали дл€ социологии классическим этапом, который характеризуетс€ ее институционализацией, т.е. окончательным самоопределением, созданием классических парадигм (научно-теоретических моделей), ставших фундаментом социологии, выделением специальных социологических теорий. ¬ременные рамки этого этапа не бесспорны. ¬ литературе классический этап социологии иногда начинают с ќ.  онта, довольно часто с  . ћаркса, но следует учесть, что социологическое прочтение ћаркса Ц как основоположника социологии, теоретика социального отчуждени€ Ц было дано впоследствии (в период Ђмарксистского ренессансаї 1960-х гг.) неомарксистами ‘ранкфуртской школы, существующей с 1930-х гг. ј √ерберта —пенсера, по времени идеально вписывающегос€ в классический этап, иногда вместе с  онтом относ€т к Ђпротосоциологииї (предсоциологии), счита€, что эти ученые поставили, но не решили задачу перехода от умозрительной к верифицируемой, т. е. провер€емой, доказуемой теории.

І 3. √ерберт —пенсер Ц социолог-позитивист

¬тора€ половина XIX в. в интеллектуальной истории «апада Ц врем€ увлечени€ успехами естествознани€ и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрени€, под вли€нием которого развивалась тогдашн€€ социологи€. Ўирокое распространение получила эволюционна€ теори€, опирающа€с€ на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве метода естественных и общественных наук. ¬иднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был √ерберт —пенсер (1820-1903), чье учение получило название Ђсоциальный дарвинизмї.

Ёволюци€ дл€ английского социолога Ц универсальный процесс, одинаково объ€сн€ющий все изменени€ как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. ќн сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом.

ѕлодотворной была догадка о том, что процесс развити€ (Ђразрастани€ї) любой единицы или совокупности единиц сопровождаетс€ прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем он более сложен. ¬ таком организме, как общество, —пенсер обнаруживает выделившиес€ подсистемы, которые в свою очередь подраздел€ютс€ дальше: внутренн€€ система выполн€ет задачу сохранени€ организма путем приспособлени€ к услови€м Ђпропитани€ї, внешн€€ система выполн€ет функции регулировани€ и контрол€ между подсистемами и в отношении окружающей систему среды, промежуточна€ же система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. “аким образом, четко просматриваетс€ функционализм —пенсера: системный характер общества как совокупности действий, которую невозможно свести к отдельным действи€м индивидов, и концепци€ структуры системы, котора€ образуетс€ благодар€ дифференциации и стабилизируетс€ через интеграцию.

ѕо степени интеграции —пенсер различал простые, сложные, вдвойне сложные общества, по сравнительному значению он располагал общества как типы развити€ между двум€ полюсами: военные общества и индустриальные общества. Ђ¬оенные (воинствующие)ї общества регулируютс€ путем жесткого принуждени€, а в Ђиндустриальныхї обществах контроль и централизаци€ слабее. —пенсер усматривает принципиальный путь развити€ от военных к индустриальным обществам, причем в качестве прототипа индустриально-демократических обществ имеет в виду, безусловно, јнглию. —пенсер не исключает и возврата к военным формам (социальную деградацию) и даже усматривал его в социалистических иде€х, которые в его врем€ получали все большее распространение. —пенсер отвергал не только их, но и все формы парламентаризма и вмешательства государства как Ђтиранию организацииї и преимущественное право государства перед индивидом.

—пенсер выдел€л три фазы Ђбольшой эволюцииї: неорганическую, органическую и надорганическую, которые плавно переход€т друг в друга. —оциальна€ эволюци€ Ц часть надорганической эволюции, котора€ подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную де€тельность, но своими последстви€ми превышающую возможности любых индивидуальных действий. ѕоначалу социальное вырастает из простого сложени€ индивидуальных усилий, но потом, по мере роста размеров и сложности обществ, приобретает собственный характер.

¬згл€ды —пенсера, чрезвычайно попул€рные в свое врем€, позже были отвергнуты наукой, а во второй половине XX в. вновь наметилс€ интерес к его теории, поскольку —пенсер оказалс€ важным предшественником структурного функционализма и системного анализа, зан€вших первостепенное место в современной социологии.

ќсновные произведени€ √. —пенсера: Ђ—оциологи€ как предмет изучени€ї, Ђќсновные началаї, Ђќсновани€ социо≠логииї.

Ћюбопытно отметить, что им€ √ерберта —пенсера и некоторые положени€ его социологического учени€ встречаютс€, к примеру, в произведени€х великого американского писател€ ƒжека Ћондона, в частности, в романах: Ђ∆елезна€ п€таї, Ђћартин »денї. ¬оистину √. —пенсер Ђвладел умамиї своих современников.

І 4. —оциально-философска€ теори€ марксизма

 арл ћаркс (1818-1883) и ‘. Ёнгельс (1820-1895) еще с 1840-х гг. проводили, в св€зи со своей теоретической работой, конкретные социологические исследовани€ (анкетирование, наблю≠дени€, анализ официальных документов и периодической печати) Ц о немецких виноделах, о положении рабочих на английских предпри€ти€х и др. (например, работа Ёнгельса Ђѕоложение рабочего класса в јнглииї 1845 г., котора€ €вл€етс€ одной из первых в науке попыток конкретного социологического исследовани€, объединившего богатые эмпирические данные с масштабными теоретическими выводами).  ак отмечал ‘. Ёнгельс, научные подходы ћаркса и его самого включали собственно социологическую компоненту, статистическую оценку социального процесса и его законов.

 арл ћаркс считал, что произвел переворот в понимании природы человеческого общества. —ущность этого переворота заключалась в том, что истори€ человеческого общества у ћаркса предстала в Ђматериалистическомї, а не Ђидеалистическомї истолковании. ƒействительно, большинство мыслителей до ћаркса понимали историю общества как результат саморазвити€ јбсолютной »деи или ƒуха Ц некой абстрактной сущности. ѕо ћарксу же Ц истори€ человечества Ц это истори€ людей, наделенных от природы определенными потребност€ми, ради удовлетворени€ которых человек вынужден трудитьс€. “о, каким образом человек добывает средства к существованию, определ€ет Ђспособ производстваї - одно из основных пон€тий теории ћаркса. —ознание же человека, идейный багаж общества не первичны, а вторичны по отношению к способу производства и определ€ютс€ им.

√лавным фундаментальным трудом  . ћаркса, в котором материалистическое понимание истории получило всестороннее развитие, €вл€етс€ четырехтомный Ђ апиталї (1843-1883 гг.). ј впервые материалистическое понимание истории, как целостна€ конструкци€, было разработано в совместной работе  . ћаркса и ‘. Ёнгельса ЂЌемецка€ идеологи€ї (1846 г.). ћарксистское материалистическое понимание истории исходит из положени€, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составл€ют основу вс€кого общественного стро€. ћатериалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как социального организма, как единой социальной системы, источник развити€ и формировани€ которой заключаетс€ прежде всего в ней самой, а не находитс€ вовне.

“еори€ общества, основанием которой €вл€етс€ материалистическое понимание истории, признает действие многих факторов. ѕроизводственные отношени€ Ц это базис, но на ход исторического развити€ воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результата Ц государственный строй и т. п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрени€ (надстройка).

ќбосновыва€ материалистическое понимание истории,  . ћаркс и ‘. Ёнгельс подчеркивали основной принцип, а именно, что развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и прежде всего производительными силами; что с их изменением мен€етс€ способ производства, а вместе со способом производства Ц все экономические отношени€, а затем и вс€ надстройка общества.

јнализ производственных отношений дал им возможность подметить повтор€емость €влений общественной жизни; объединить €влени€ и процессы, происход€щие в разных странах, пон€тием общественной формации. ћаркс выдел€л следующие формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и будущую, коммунистическую, формацию. (ј также некий специфический тип социального устройства, характерный дл€ восточных обществ, например, дл€  ита€ Ц Ђазиатский способ производстваї). ¬ результате внутренних конфликтов, вызревающих внутри каждой формации, они смен€ют друг друга.

 онфликт этот имеет вид столкновений классов. ѕо сути же, у истоков конфликта, движущего человеческую историю, лежит возникающее в определенный момент существовани€ формации противоречие между Ђпроизводительными силамиї (людьми, включенными в производство и определенным образом организованными, обладающими некоторой совокупностью знаний и представлений), и Ђпроизводственными отношени€миї (сложившимис€ на основе производства отношени€ми собственности, права, управлени€ и т.д.). Ђѕроизводительные силыї и Ђпроизводственный отношени€ї - основные элементы Ђспособа производстваї.

— созданием теории общественных формаций, разработанной ћарксом, по€вилась возможность рассматривать каждую стадию общественного развити€ в ее реальной целостности как особый социальный организм. ќбщественна€ формаци€ Ц основа того общественного быти€, которое, с одной стороны, определ€ет сознание, характер содержани€ социальной де€тельности людей, а с другой, Ц сама €вл€етс€ ее результатом.

“еори€ классовой борьбы и социальной революции отражены в работах ћаркса: Ђ¬осемнадцатое брюмера Ћуи Ѕонапартаї, 1852 г.; Ђ√ражданска€ война во ‘ранцииї, 1871 г.; Ђ ритика √отской программыї, 1875 г.; работа Ёнгельса Ђ ресть€нска€ война в √ерманииї, 1850 г. и других.

—оциальный детерминизм ћаркса Ц это одна из теорий, объ€сн€ющих процессы взаимодействи€ общества и личности. ќна противостоит рассуждени€м об обществе и личности вообще. “ак, Ђпорокиї общества детерминируютс€ не Ђиспорченностьюї человеческой природы, а самим обществом.

ѕризнание объективной неизбежности исторического процесса перехода общества от одного качественного состо€ни€ к другому не означает отрицани€ сознательной де€тельности, участи€ людей в ломке старых и создании новых общественных отношений. Ќапротив, научное понимание объективных закономерностей развити€ и функционировани€ общества создает предпосылки дл€ действительно созидательной, целеустремленной де€тельности человека.

¬ 1884 г. Ёнгельс написал книгу Ђѕроисхождение семьи, частной собственности и государстваї, в которой применил материалистическое понимание общественной жизни к истории первобытного общества. Ёта работа ‘. Ёнгельса €вл€етс€ значительным вкладом в развитие материалистически трактуемой антропологии.

“акова в общих чертах марксистска€ социально-философска€ теори€, несша€ в себе мощный революционный зар€д, ибо ћаркс был убежден в необходимости революций дл€ исторического развити€, которое с каждой эпохой все ближе подходит к совершенному состо€нию общества. ќднако если аналитическа€ сторона концепции ћаркса оказала большее вли€ние на социологию и позволила лучше пон€ть общество, то ее Ђпрактическийї и прогностический аспекты привели к печальными историческим последстви€м.

–оль  . ћаркса и ‘. Ёнгельса в развитии социологии еще требует уточнени€ и переосмыслени€, освобождени€ от идеологических подходов и предубеждений.

 

І 5. ‘ранцузский социолог Ёмиль ƒюркгейм и его теори€ аномии

 лассиком социологии €вл€етс€ французский ученый Ёмиль ƒюркгейм (1858-1917), который был убежденным республиканцем и защитником политической демократии, национального единства и социальной солидарности. ќн происходил из семьи раввина, в детстве изучал древнееврейский €зык, “ару и “алмуд. ќднако ƒюркгейм довольно рано отказалс€ продолжать семейную традицию. ƒалее он воспитывалс€ в ¬ысшей Ќормальной школе в ѕариже и училс€ там совместно с такими выдающимис€ в будущем личност€ми-интеллектуалами, как философ јнри Ѕергсон и политический де€тель-социалист ∆ан ∆орес. ¬ 1898 году ƒюркгейм, читавший тогда курс лекций по социальным наукам в г. Ѕордо, основал социологическое общество, которое стало основой его школы. — 1902 года Ёмиль ƒюркгейм преподавал в —орбонне.

  числу общих условий, необходимых дл€ превращени€ социологии в самосто€тельную науку, ƒюркгейм относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследовани€. —оциологи€ должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Ёлементами социальной реальности €вл€ютс€ социальные факты, совокупность которых есть общество. Ёти факты и составл€ют предмет социологии.

Ђ—оциальным фактомї, по определению ƒюркгейма, €вл€етс€ вс€кий образ действи€, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же врем€ свое собственное существование, независимое от него. ѕри рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведени€, религиозные веровани€ и обр€ды, €зык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Ёти образы мыслей, действий и чувствований существуют самосто€тельно, объективно.

ќбщество дл€ ƒюркгейма Ц это прежде всего совокупность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует моралью, занимает первое место. ћораль ориентирована на общество, а общество €вл€етс€ целью любого морального действи€. ќбщество становитс€ своего рода персоной, которой соответствует определенна€ мораль. Ђћораль (однако)Е начинаетс€ там, где начинаетс€ св€зь с обычной группойї. » Ђвс€ка€ мораль представл€етс€ нам системой правил поведени€ї.

 аждое общество имеет свою систему, соответствующую его структуре. ќбнаружить и продемонстрировать ее Ц это задача Ђнауки моралиї. ѕри этом она должна использовать окольные пути, ибо то, какова мораль в определенном обществе, лучше всего становитс€ очевидным на примере такого поведени€, которое отклон€етс€ от нее и потому вызывает применение социальных санкций. ѕредставление о том, как ƒюркгейм понимал св€зь между общественными структурами и соответствующими им системами оценок, дает его раннее произведение Ђќ разделении общественного трудаї (1893).

¬ качестве св€зующего звена между обществом и ценностными представлени€ми ƒюркгейм вводит пон€тие Ђсолидарностьї Ц как взаимодействие индивидуальных сознаний. Ёто взаимодействие создает системы общих ценностей и чувств Ц Ђколлективное сознаниеї, которое несводимо к отдельным индивидам. ≈го содержание и коллективные представлени€ воспринимаютс€ индивидом как обсто€тельство, которое оказывает на него давление извне. ¬ этом смысле они €вл€ютс€ Ђсоциальными фактамиї и обладают своего рода реальностью. —оциальные факты настолько же реальны, как и действи€ отдельных индивидов. ƒюркгейм выдел€л солидарности Ц Ђмеханическуюї и Ђорганическуюї. ѕри этом во второй фазе разделение труда призвано сыграть роль механизма общественных св€зей, а решающее значение в деле социальной интеграции приобретали коллективные представлени€ (идеалы и веровани€).

¬ вышедшем в 1895 г. труде Ђћетод социологииї он объ€вил овеществление социальных фактов основным требованием объективного научного рассмотрени€. —оциальные факты следует рассматривать как вещи, которые, подобно вещам в природе, могут быть пон€ты объективно и эмпирически.  оллективное социальное поведение становитс€ социальным фактом тогда, когда оно приобретает об€зательный характер, т. е. когда его нарушение влечет за собой негативные санкции. «адачей социологии, согласно ƒюркгейму, €вл€етс€ установление нормального через вы€вление девиантного поведени€, влекущего за собой санкции. Ћишь девиантное указывает на то, что всеми считаетс€ нормальным.

— помощью сравнительного метода ƒюркгейм пыталс€ проанализировать отражение определенных социальных фактов на всех социальных типах, которые наход€тс€ на одинаковой стадии развити€. —огласно ƒюркгейму, социо≠логическое объ€снение складываетс€ из анализа фактов и функций, причем причинами всегда €вл€ютс€ социальные факты, а не индивидуальные €влени€. ≈сли бы за исходный пункт принимались индивидуальные €влени€, то социологии неизбежно угрожала бы опасность стать просто довеском к психологии личности. “аким образом, социальные факты €вл€ютс€ причинными фактами, нахождение которых позвол€ет объ€снить определенные обсто€тельства воздействием этих причин. ќднако в то же врем€ социальные факты всегда функциональны, т. е. полезны дл€ коллектива, дл€ целого, дл€ общества, пока они нос€т принудительный характер. »х функциональность относитс€ к целому и потому независима от их вклада в определенные €сные и специфические политические, экономические или религиозные цели.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 473 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

1585 - | 1409 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.043 с.