Лекции.Орг


Поиск:




Тема 11. Докоммуникативный этап риторической деятельности: Элокуция 4 страница




СУГ­ГЕ­СТИВ­НОСТЬ голоса (от лат. suggestio — вну­ше­ние) — спо­соб­ность го­ло­са воз­дей­ст­во­вать на эмо­ции и по­ве­де­ние слу­ша­те­лей не­за­ви­си­мо от смыс­ла про­из­но­си­мых слов. При­ме­ни­тель­но к пе­да­го­ги­че­ской де­я­тель­но­сти С. г. за­клю­ча­ет­ся в том, что учи­тель с по­мощью не­ко­то­рых ню­ан­сов тем­б­ра ап­ел­ли­ру­ет к уче­ни­кам, ов­ла­де­ва­ет их вни­ма­ни­ем, вы­зы­ва­ет в них со­пе­ре­жи­ва­ние и сти­му­ли­ру­ет нуж­ные по­ве­ден­че­ские ре­ак­ции. Вы­де­ля­ют три уров­ня С. г. Пер­вый уро­вень (ни­зший) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что го­лос при­вле­ка­ет к се­бе вни­ма­ние, он вы­де­ля­ет­ся из мно­же­ст­ва дру­гих го­ло­сов. Слу­ша­тель не­про­из­воль­но об­ра­ща­ет на не­го вни­ма­ние, и со­дер­жа­ние ре­чи, про­из­но­си­мой с по­мощью это­го го­ло­са, луч­ше про­ни­ка­ет в со­зна­ние и под­соз­на­ние. При этом го­лос не обя­за­тель­но дол­жен быть ка­ким-то осо­бен­но кра­си­вым, при­ят­ным. На­про­тив, иног­да го­лос имен­но про­ти­во­по­лож­но­го ка­че­ст­ва — не­при­ят­ный, не­кра­си­вый — мо­жет пол­но­стью за­вла­деть вни­ма­ни­ем слу­ша­те­ля, вы­зы­вая при этом со­от­вет­ст­ву­ю­щие ас­со­ци­а­ции. Та­ким об­ра­зом, пер­вый уро­вень С. г. спо­со­бен вы­звать ори­ен­ти­ро­воч­ную ре­ак­цию, ус­та­но­вить пер­во­на­чаль­ный кон­такт меж­ду го­во­ря­щим и слу­ша­ю­щим (учи­те­лем и уче­ни­ком). Вто­рой уро­вень С. г. от­ли­ча­ет­ся от пер­во­го су­ще­ст­вен­но бо­лее силь­ной эмо­ци­о­наль­ной ре­ак­цией: го­во­ря­щий с по­мощью го­ло­са вы­зы­ва­ет со­пе­ре­жи­ва­ние сво­им чув­ст­вам, на­стра­и­ва­ет эмо­ции слу­ша­те­лей в тон со сво­и­ми пе­ре­жи­ва­ни­я­ми. Вто­рой уро­вень С. по­зво­ля­ет в не­ко­то­рой сте­пе­ни на­прав­лять мыс­ли­тель­ную де­я­тель­ность слу­ша­те­лей (уче­ни­ков), эмо­ци­о­наль­но ок­ра­ши­вая про­из­но­си­мый текст и тем са­мым рас­став­ляя эмо­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые ак­цен­ты. Тре­тий уро­вень (вы­сший) С. г. вы­ра­жа­ет­ся в том, что ре­ак­ция слу­ша­те­лей при­об­ре­та­ет по­ве­ден­че­ский ха­рак­тер. Слу­ша­те­ли со­вер­ша­ют ка­кие-то дви­же­ния, дей­ст­вия или, на­о­бо­рот, тор­мо­зят их на том ос­но­ва­нии, что в го­ло­се го­во­ря­ще­го по­я­ви­лась осо­бая кра­ска, та­кой тембр, ко­то­рый под­соз­на­тель­но вос­п­ри­ни­ма­ет­ся как им­пе­ра­тив, как не­что не­пре­лож­ное. При­ме­ни­тель­но к ре­че­вой де­я­тель­но­сти учи­те­ля этот уро­вень мож­но на­звать им­пе­ра­тив­но-оце­ноч­ным. Им­пе­ра­тив­ность нуж­на при от­да­че ко­манд, ука­за­ний и рас­по­ря­же­ний, при сан­к­ци­о­ни­ро­ва­нии от­ве­та. Обос­но­ван­ная уве­рен­ность в се­бе, в сво­их зна­ни­ях и пе­да­го­ги­че­ской компетен­ции — то­же сво­е­об­раз­ный им­пе­ра­тив, ре­гу­ли­ру­ю­щий ра­бо­ту в классе.

Опи­са­ние С. г. в ка­кой-то сте­пе­ни пе­ре­кли­ка­ет­ся с опи­са­ни­ем та­ко­го яв­ле­ния, как ин­то­на­ция. Од­на­ко сле­ду­ет иметь в ви­ду, что С. как тер­мин обоз­на­ча­ет яв­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ское. В то же вре­мя ин­то­на­ция и С. мо­гут в не­ко­то­ром смыс­ле вза­и­мо­дей­ст­во­вать друг с дру­гом, так как од­ним из ком­по­нен­тов ин­то­на­ции яв­ля­ет­ся тембр, а С. име­ет в своей ос­но­ве тем­б­раль­ную при­ро­ду. Та­ким об­ра­зом, по­яв­ле­ние С. в го­ло­се мо­жет из­ме­нить ин­то­на­ци­он­ное офор­м­ле­ние дан­но­го ком­му­ни­ка­тив­но­го ак­та.

Чрез­вы­чай­но важ­ным яв­ля­ет­ся воп­рос, как до­бить­ся С., как про­из­воль­но уп­рав­лять этим зна­чи­мым па­ра­мет­ром го­ло­са. Здесь из­ве­ст­ны сле­ду­ю­щие ре­ко­мен­да­ции. Во-пер­вых, вну­шить что-ли­бо уче­ни­ку пе­да­гог мо­жет лишь тог­да, ког­да сам глу­бо­ко ве­рит в то, что го­во­рит. Ве­ра в свою пра­во­ту, в ис­тин­ность и важ­ность то­го, о чем го­во­рит­ся в дан­ный мо­мент, вы­зы­ва­ет у не­го силь­ные эмо­ции, а те, в свою оче­редь, че­рез нер­в­но-мы­шеч­ный ме­ха­низм от­ра­жа­ют­ся в го­ло­се, в ча­с­т­но­сти обус­лов­ли­вая его тем­б­раль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки. Стра­ст­ная, эмо­ци­о­наль­ная речь пре­по­да­ва­те­ля вы­зы­ва­ет и у школь­ни­ков эмо­ци­о­наль­ное воз­буж­де­ние, ко­то­рое по за­ко­нам ин­дук­ции тор­мо­зит су­ще­ст­ву­ю­щие впе­чат­ле­ния и дан­ные про­шло­го опы­та. По­сте­пен­но школь­ник пе­ре­ста­ет кри­ти­че­ски от­но­сить­ся к со­дер­жа­нию ре­чи пе­да­го­га и при­ни­ма­ет его точ­ку зре­ния, да­же ес­ли она про­ти­во­ре­чит сло­жив­шим­ся ра­нее по­ня­ти­ям и ус­т­рем­ле­ни­ям. Во-вто­рых, тем­б­раль­ная ок­ра­ска го­ло­са оп­ре­де­ля­ет­ся тем или иным ре­жи­мом ра­бо­ты про­из­но­си­тель­но­го ап­па­ра­та: ак­тив­но­стью ды­ха­ния, ха­рак­те­ром смы­ка­ния го­ло­со­вых свя­зок, кон­фи­гу­ра­цией ре­че­во­го трак­та: мяг­кое, “теп­лое” зву­ча­ние обус­лов­ле­но мак­си­маль­ным объ­е­мом ро­тог­ло­точ­ных по­ло­стей и плав­ной по­да­чей ды­ха­ния, а “ме­талл” в го­ло­се по­яв­ля­ет­ся вслед­ст­вие плот­но­го смы­ка­ния го­ло­со­вых свя­зок и ак­ти­ви­за­ции фо­на­ци­он­но­го вы­до­ха; кро­ме то­го, уве­рен­ное, убе­ди­тель­ное зву­ча­ние ре­чи воз­мож­но толь­ко в том слу­чае, ес­ли в го­ло­се от­сут­ст­ву­ет да­же ми­ни­маль­ное дро­жа­ние (не­рит­мич­ные, ха­о­ти­че­ские мо­ду­ля­ции зву­ка); сле­до­ва­тель­но, не­об­хо­ди­мо сле­дить, что­бы ре­че­вое ды­ха­ние бы­ло ус­той­чи­вым, плав­ным, без лиш­них на­пря­же­ний.

Су­ще­ст­ву­ет по­ня­тие “ко­ман­д­ный го­лос”. От­да­вая ко­ман­ду, учи­тель сам дол­жен мак­си­маль­но со­брать­ся, его мы­шеч­ный то­нус бу­дет спо­соб­ст­во­вать со­от­вет­ст­ву­ю­щей ок­ра­ске го­ло­са, ко­то­рая адек­ват­но вос­п­ри­ни­ма­ет­ся на под­соз­на­тель­ном уров­не.

Для вну­ша­ю­щих на­став­ле­ний чрез­вы­чай­но важ­на ка­те­го­рич­ность то­на, фра­за про­из­но­сит­ся с чув­ст­вом не­прек­лон­ной уве­рен­но­сти в том, что школь­ник вы­пол­нит рас­по­ря­же­ние. В го­ло­се, как го­во­рит­ся, зву­чит ме­талл.

При кос­вен­ном вну­ше­нии, ког­да мы да­ем со­вет или одоб­ря­ем по­ве­де­ние школь­ни­ка, в го­ло­се слы­шит­ся теп­ло­та, пре­об­ла­да­ет мяг­кий тон, а для это­го нуж­но про­сле­дить, что­бы в мы­шеч­ном ап­па­ра­те, во всем те­ле не воз­ник­ли спаз­мы, “за­жи­мы” — лиш­ние на­пря­же­ния.

Для то­го что­бы в пол­ной ме­ре ов­ла­деть С. г., не­об­хо­ди­ма боль­шая тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та в кон­тек­сте пе­да­го­ги­че­ской де­я­тель­но­сти, в кон­к­рет­ных ре­че­вых си­ту­а­ци­ях. Лит.: Бех­те­рев В.М. Вну­ше­ние и вос­пи­та­ние. — Пг., 1923; Ку­ли­ков В.И. Пси­хо­ло­гия вну­ше­ния. — Ива­но­во, 1978; Шварц И.Е. Вну­ше­ние в пе­да­го­ги­че­ском про­цес­се. — Пермь, 1971. А.А. Князь­ков

ТЕМБР ГО­ЛО­СА (фр. timbre — ко­ло­коль­чик) — пси­хо­а­ку­сти­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка го­ло­са, обус­лов­лен­ная со­во­куп­но­стью фак­то­ров: фор­ман­т­ной струк­ту­рой спек­т­ра; сте­пенью вы­ра­жен­но­сти шу­мо­вых ком­по­нен­тов, не­гар­мо­ни­че­ских обер­то­нов; мо­ду­ля­ци­он­ны­ми про­цес­са­ми, ата­кой и за­ту­ха­ни­ем го­ло­со­во­го сиг­на­ла. Т. г. вос­п­ри­ни­ма­ет­ся син­те­ти­че­ски как спе­ци­фи­че­ская ок­ра­ска го­ло­са, по­зво­ля­ю­щая раз­ли­чать лю­дей (не ви­дя их) по го­ло­сам, да­же ес­ли вы­со­та, гром­кость и дли­тель­ность зву­ча­ния этих го­ло­сов оди­на­ко­ва. Т. г. име­ет важ­ное ком­му­ни­ка­тив­ное зна­че­ние. Го­раз­до лег­че, на­при­мер, ус­та­но­вить кон­такт с со­бе­сед­ни­ком или с ауди­то­рией, ес­ли го­во­ря­щий об­ла­да­ет при­ят­ным, кра­си­вым тем­б­ром го­ло­са. Т. г. мо­жет быть спон­тан­ным (не­про­из­воль­ным) и кре­а­тив­ным (спе­ци­аль­но сфор­ми­ро­ван­ным). Спон­тан­ный тембр ха­рак­те­рен для не­по­став­лен­ных го­ло­сов, осо­бен­но ког­да го­во­ря­щий взвол­но­ван или ког­да слу­хо­вой кон­т­роль за­труд­нен. На ос­но­ва­нии спон­тан­но­го тем­б­ра мож­но до­воль­но точ­но оп­ре­де­лить фи­зи­че­ское и эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ское со­сто­я­ние го­во­ря­ще­го. Кре­а­тив­ный тембр свой­ст­вен го­ло­сам по­став­лен­ным, про­фес­си­о­наль­ным. Он вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся с целью вы­ра­зить в го­ло­се толь­ко те эмо­ции и кра­ски, ко­то­рые име­ют пря­мое от­но­ше­ние к дан­ной ре­че­вой за­да­че.

Че­ло­век спо­со­бен в ши­ро­ких пре­де­лах ме­нять тембр сво­е­го го­ло­са как не­про­из­воль­но, так и це­ле­нап­рав­лен­но. Од­на­ко при этом в той или иной сте­пе­ни тембр со­хра­ня­ет чер­ты ин­ди­ви­ду­аль­ной не­пов­то­ри­мо­сти. Ин­ди­ви­ду­аль­ность тем­б­ра обус­лов­ле­на тем, что раз­ме­ры ре­че­вых ор­га­нов и фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ние нер­в­ной си­с­те­мы, уп­рав­ля­ю­щей им, у каж­до­го че­ло­ве­ка не­пов­то­ри­мы. В то же вре­мя ши­ро­кое варь­и­ро­ва­ние тем­б­ра воз­мож­но бла­го­да­ря спо­соб­но­сти ре­че­во­го ап­па­ра­та ра­бо­тать в раз­но­об­раз­ных ре­жи­мах.

Т. г. за­ви­сит в ос­нов­ном от ха­рак­те­ра смы­ка­ния го­ло­со­вых скла­док и на­строй­ки ре­зо­на­то­ров — по­ло­стей глот­ки, рта и но­са. Чем плот­нее смы­ка­ют­ся го­ло­со­вые склад­ки, ко­леб­лясь в го­ри­зон­таль­ной пло­ско­сти, тем бо­лее на­сы­щен­ным, “гу­с­тым” по­лу­ча­ет­ся Т. Ре­зо­на­то­ры вы­пол­ня­ют дво­я­кую роль: оп­ре­де­ля­ют фор­ман­т­ную струк­ту­ру зву­ко­во­го спек­т­ра и кос­вен­но вли­я­ют на ра­бо­ту го­ло­со­вых скла­док. В го­ло­се при­сут­ст­ву­ет, как пра­ви­ло, не­сколь­ко фор­мант раз­ной ин­тен­сив­но­сти. Ес­ли энер­гия обер­то­нов го­ло­са пре­иму­ще­ст­вен­но со­сре­до­то­че­на в низ­ко­ча­стот­ной фор­ман­те по­ряд­ка 500 Гц, то го­лос вос­п­ри­ни­ма­ет­ся как мяг­кий, ок­руг­лый. Ес­ли же до­ста­точ­но яр­ко вы­ра­же­на так на­зы­ва­е­мая “вы­со­кая фор­ман­та” (об­ласть ча­с­тот по­ряд­ка 3000 Гц), то го­лос при­об­ре­та­ет ме­тал­лич­ность, звон­кость, с этой фор­ман­той свя­за­но та­кое ка­че­ст­во го­ло­са, как по­лет­ность. Каж­дая фор­ман­та в за­ви­си­мо­сти от ин­тен­сив­но­сти и рас­по­ло­же­ния на шка­ле ча­с­тот при­вно­сит в об­щее, син­те­ти­че­ски вос­п­ри­ни­ма­е­мое зву­ча­ние го­ло­са ка­кой-то осо­бый от­те­нок, спе­ци­фи­че­скую “кра­ску”.

Т. су­ще­ст­вен­но ме­ня­ет­ся, ког­да на­ря­ду с гар­мо­ни­че­ски­ми обер­то­на­ми в го­ло­се по­яв­ля­ют­ся раз­но­го ро­да шу­мо­вые при­зву­ки. Ча­ще все­го на­блю­да­ют­ся ох­рип­лость и осип­лость, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в ре­зуль­та­те не­ско­ор­ди­ни­ро­ван­но­сти ды­ха­ния с ра­бо­той гор­та­ни, а так­же ор­га­ни­че­ских по­ра­же­ний го­ло­со­вых скла­док и дру­гих уча­ст­ков ре­че­во­го ап­па­ра­та. Кро­ме то­го, ох­рип­лость и осип­лость мо­гут быть след­ст­ви­ем на­ру­ше­ний фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния нер­в­ной и эн­до­крин­ной си­с­тем. Все это от­но­сит­ся к спон­тан­но­му Т., его де­фек­там. Од­на­ко в не­ко­то­рых слу­ча­ях че­ло­век со­зна­тель­но вы­ра­ба­ты­ва­ет у се­бя хри­по­ту или си­по­ту в го­ло­се, ру­ко­вод­ст­ву­ясь со­об­ра­же­ни­я­ми эс­те­ти­че­ско­го или со­ци­аль­но­го тол­ка. В пе­да­го­ги­че­ском об­ще­нии кре­а­тив­ный Т. та­ко­го ха­рак­те­ра вряд ли уме­стен, за ис­к­лю­че­ни­ем ка­ких-то осо­бых слу­ча­ев, на­при­мер свя­зан­ных с чте­ни­ем ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний. Пе­да­го­гу не­об­хо­ди­мо стре­мить­ся очи­щать свой го­лос от все­воз­мож­ных шу­мо­вых при­зву­ков, до­би­ва­ясь бла­го­звуч­но­сти го­ло­са, так как шу­мо­вой ком­по­нент в го­ло­се — сви­де­тель­ст­во не­ра­ци­о­наль­ной ра­бо­ты ре­че­во­го ап­па­ра­та. Го­лос, как лю­бой звук, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся с точ­ки зре­ния его вос­п­ри­я­тия во вре­ме­ни ата­кой, мо­ду­ля­ци­я­ми или от­сут­ст­ви­ем мо­ду­ля­ции, за­ту­ха­ни­ем. Эти аку­сти­че­ские про­цес­сы ока­зы­ва­ют не­пос­ред­ст­вен­ное вли­я­ние на Т. Ко­рот­кая, “взрыв­ная” ата­ка де­ла­ет го­лос же­с­т­ким, на­по­ри­стым. Плав­ное, как бы “с раз­ду­ва­ни­ем” на­ча­ло зву­ка при­да­ет ему про­ти­во­по­лож­ный ха­рак­тер — го­лос ста­но­вит­ся мяг­ким, за­ду­шев­ным. Ес­ли вслед за фа­зой ата­ки на­сту­па­ет ко­рот­кая фа­за за­ту­ха­ния, то го­лос вос­п­ри­ни­ма­ет­ся как вы­крик, ла­ю­щий звук. Ес­ли фа­за за­ту­ха­ния дли­тель­ная, то воз­ни­ка­ет эф­фект сто­на или пла­ча. Как пра­ви­ло, меж­ду ата­кой и за­ту­ха­ни­ем су­ще­ст­ву­ет до­ста­точ­но про­дол­жи­тель­ная фа­за, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ли­бо от­сут­ст­ви­ем из­ме­не­ний гром­ко­сти и вы­со­ты, ли­бо мо­ду­ли­ро­ва­ни­ем этих па­ра­мет­ров. Мо­ду­ля­ции гром­ко­сти и вы­со­ты со стро­гой пе­ри­о­дич­но­стью (по си­ну­со­и­даль­но­му за­ко­ну) и с ча­с­то­той от 4 до 8 Гц на­зы­ва­ют эф­фек­том виб­ра­то. Лег­че все­го про­сле­дить виб­ра­то в опер­ном пе­нии, где оно круп­ное, “раз­ма­ши­стое”. В ус­т­ной ре­чи виб­ра­то воз­ни­ка­ет до­воль­но ре­дко — лишь в ми­ну­ты осо­бо­го эмо­ци­о­наль­но­го подъ­ема и у хо­ро­шо обу­чен­ных чте­цов. И у по­ю­ще­го, и у го­во­ря­ще­го виб­ра­то яв­ля­ет­ся ук­ра­ше­ни­ем го­ло­са. В том слу­чае, ког­да ча­с­то­та мо­ду­ля­ции до­сти­га­ет 8—13 Гц, воз­ни­ка­ет тре­мо­ля­ция, “ба­ра­шек” в го­ло­се, ко­то­рая от­но­сит­ся уже к де­фек­там го­ло­со­об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко тре­мо­ля­ция мо­жет быть вы­зва­на оп­ре­де­лен­ны­ми изо­бра­зи­тель­ны­ми или вы­ра­зи­тель­ны­ми за­да­ча­ми — ес­ли, на­при­мер, нуж­но изо­бра­зить го­лос ста­ри­ка или вы­ра­зить край­нюю сте­пень вол­не­ния.

Т. г. труд­но под­да­ет­ся опи­са­нию. Обыч­но для обоз­на­че­ния Т. г. ис­поль­зу­ют сло­ва, зна­че­ние ко­то­рых свя­за­но с пред­став­ле­ни­ем о раз­ных свой­ст­вах пред­ме­тов, поч­ти не име­ю­щих от­но­ше­ния к зву­ку: бар­хат­ный, бо­га­тый, го­ря­чий, рас­ка­лен­ный, же­с­т­кий, за­дав­лен­ный, мяг­кий, ос­т­рый, пол­ный, пу­с­той, свет­лый, сжа­тый, сла­бый, твер­дый, тем­ный, теп­лый, ту­с­к­лый, тя­же­лый, ши­ро­кий, хо­лод­ный, яс­ный. Дол­гое вре­мя в сце­ни­че­ском ис­кус­ст­ве бы­ла из­ве­ст­на си­с­те­ма четырех зна­ме­ни­тых Т.: зо­ло­то­го, се­реб­ря­но­го, мед­но­го и бар­хат­но­го. Ин­те­рес­ны вы­ска­зы­ва­ния о тем­б­ро­вых кра­сках го­ло­са из­ве­ст­но­го италь­ян­ско­го ба­ри­то­на Тит­та Руф­фо: “Я стре­мил­ся со­здать при по­мо­щи спе­ци­аль­ной во­каль­ной тех­ни­ки по­длин­ную па­лит­ру ко­ло­ри­тов. При по­мо­щи оп­ре­де­лен­ных из­ме­не­ний я со­зда­вал звук го­ло­са бе­лый, за­тем, за­ме­няя его зву­ком бо­лее на­сы­щен­ным, я до­во­дил его до ко­ло­ри­та, ко­то­рый на­зы­вал си­ним; уси­ли­вая тот же звук и ок­руг­ляя его, я стре­мил­ся к ко­ло­ри­ту, ко­то­рый на­зы­вал крас­ным, за­тем к чер­но­му, т. е. тем­но­му”. Очень ма­ло ис­поль­зу­ют­ся соб­ст­вен­но зву­ко­вые пред­став­ле­ния: глу­хой, дро­жа­щий, звон­кий, крик­ли­вый, на­заль­ный. Из­ве­стен и та­кой при­ем ха­рак­те­ри­сти­ки Т., ког­да пы­та­ют­ся на­зы­вать те чув­ст­ва, ко­то­рые они вы­ра­жа­ют: эмо­ци­о­наль­но-во­ле­вой Т., шут­ли­во-иро­ни­че­ский Т., гру­ст­ный, неж­ный, спо­кой­ный, уг­рю­мый. В не­ко­то­рых слу­ча­ях це­ле­со­об­раз­но ис­поль­зо­вать на­зва­ния Т., по­стро­ен­ные на ос­но­ве ас­со­ци­а­ций с той или иной фо­не­мой: у-об­раз­ный Т., и-об­раз­ный Т. и т. п. Ра­бо­та над Т. яв­ля­ет­ся цен­т­раль­ной за­да­чей при по­ста­нов­ке го­ло­са. Уме­ние сфор­ми­ро­вать адек­ват­ный ре­че­вой за­да­че Т. г. — од­но из важ­ней­ших про­фес­си­о­наль­ных уме­ний. Лит.: Бон­дар­ко Л.В. Зву­ко­вой строй со­вре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка. — М., 1977; Виль­сон Д.К. На­ру­ше­ния го­ло­са у де­тей. — М., 1990; Мак­си­мов И. Фо­ни­ат­рия. — М., 1987; Не­зай­кин­ский Е. Му­зы­ка — зву­ко­вой мир // Сов. му­зы­ка. — 1986. — № 11, 12. А.А. Князь­ков

ТЕМП РЕ­ЧИ (лат. tempus — вре­мя) — сте­пень бы­с­т­ро­ты че­ре­до­ва­ния зву­ча­щих эле­мен­тов ре­че­во­го по­то­ка.

Це­ле­со­об­раз­но раз­ли­чать Т. р. (раз­вер­ну­то­го вы­ска­зы­ва­ния), Т. фра­зы, Т. син­таг­мы (ре­че­во­го сег­мен­та) и Т. фо­не­ти­че­ско­го сло­ва. Из­ме­ре­ние Т. р. ос­но­ва­но на под­сче­те чис­ла зву­ко­вых еди­ниц (зву­ков, сло­гов, слов), про­из­но­си­мых в еди­ни­цу вре­ме­ни. Иног­да Т. оп­ре­де­ля­ют по сред­ней дли­тель­но­сти зву­ко­вой еди­ни­цы. Так, ха­рак­те­ри­зуя не­ко­то­рый Т. р., мож­но ска­зать, что чис­ло сло­гов, про­го­ва­ри­ва­е­мых за од­ну се­кун­ду, со­став­ля­ет 2,8 или что сред­няя дли­тель­ность сло­га при та­ком тем­пе — 352 мс (мил­ли­се­кунды). Вы­де­ля­ют так­же “аб­со­лют­ный” Т. р. (темп ар­ти­ку­ли­ро­ва­ния) — ко­ли­че­ст­во сег­мен­тов и то­наль­ных зву­ков в еди­ни­цу вре­ме­ни зву­ча­щей ре­чи. Оп­ти­ми­за­ция ре­че­во­го об­ще­ния тес­но свя­за­на с вы­бо­ром оп­ти­маль­но­го Т. р.. Оп­ти­маль­ный Т. р., в за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий, мо­жет быть и мед­лен­ным, и бы­с­т­рым, и уме­рен­ным. Обыч­но про­ти­во­по­став­ля­ют мед­лен­ный и бы­с­т­рый Т. р. не­ко­то­ро­му сред­не­му Т. р. и на­зы­ва­ют его “нор­маль­ным”. Пра­виль­нее этот по­след­ний на­зы­вать уме­рен­ным или сред­ним тем­пом, по­сколь­ку по­ня­тия “нор­маль­ный” и “оп­ти­маль­ный” близ­ки по со­дер­жа­нию. Сред­ний Т. р. рус­ских со­став­ля­ет око­ло 120 слов в ми­ну­ту. Ины­ми яв­ля­ют­ся нормы “учеб­ной ре­чи”: в V—VI клас­сах учи­тель, как пра­ви­ло, про­из­но­сит не бо­лее 60, а в XI — не бо­лее 75 слов в ми­ну­ту.

Ско­ро­сть ре­чи за­ви­сит от ин­ди­ви­ду­аль­ных ка­честв го­во­ря­ще­го, его тем­пе­ра­мен­та, под­го­тов­лен­но­сти к раз­вер­ну­то­му вы­ска­зы­ва­нию, от со­дер­жа­ния ре­чи и си­ту­а­ции об­ще­ния. Т. ар­ти­ку­ли­ро­ва­ния воз­ра­ста­ет при про­из­не­се­нии язы­ко­вых еди­ниц, ко­то­рые яв­ля­ют­ся при­выч­ны­ми, как бы “ле­жа­щи­ми на­го­то­ве” в ак­тив­ном сло­вар­ном за­па­се го­во­ря­ще­го (раз­лич­но­го ро­да ус­той­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, при­выч­ные ре­че­ния, меж­до­ме­тия и т. д.). Ча­с­т­ная бе­се­да, осо­бен­но на слу­чай­ные те­мы, про­те­ка­ет в бо­лее бы­с­т­ром Т., чем пуб­лич­ное вы­ступ­ле­ние (и в ча­с­т­но­сти урок). За­ме­че­но: чем важ­нее со­дер­жа­ние, тем мед­лен­нее речь. Т. р., осо­бен­но лек­ции, зна­чи­тель­но за­мед­ля­ет­ся, ес­ли слу­ша­те­ли ве­дут за­пись. Ког­да речь про­из­но­сит­ся в боль­шом за­ле, от­ра­жен­ное эхо мо­жет на­кла­ды­вать­ся на по­сле­ду­ю­щие сло­ва, по­э­то­му в этом слу­чае сле­ду­ет го­во­рить мед­лен­нее.

За­мед­ле­ние Т. р. мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся дву­мя спо­со­ба­ми: пу­тем уве­ли­че­ния дли­тель­но­сти зву­ков и пу­тем про­из­не­се­ния фра­зы с па­у­за­ми меж­ду сло­ва­ми. Убы­ст­ре­ние Т. р. до­сти­га­ет­ся пу­тем со­кра­ще­ния дли­тель­но­сти зву­ков (т. е. уве­ли­че­ни­ем ско­ро­сти ар­ти­ку­ля­ции); при бы­с­т­ром Т. р. па­у­зы меж­ду сло­ва­ми де­ла­ют­ся ко­ро­че или вов­се ис­че­за­ют. При убы­ст­ре­нии Т. р. со­глас­ные со­хра­ня­ют­ся луч­ше, чем глас­ные. Это свя­за­но с тем, что при их про­из­не­се­нии ар­ти­ку­ля­ци­он­ные дви­же­ния но­сят бо­лее ком­пак­т­ный ха­рак­тер и, сле­до­ва­тель­но, мо­гут быть со­вер­ше­ны с боль­шей ско­ро­стью. Что ка­са­ет­ся глас­ных, то убы­ст­ре­ние Т. р. при­во­дит к их ко­ли­че­ст­вен­ной и ка­че­ст­вен­ной ре­дук­ции. Дру­гим след­ст­ви­ем убы­ст­ре­ния ре­чи мо­жет быть ис­чез­но­ве­ние ря­да зву­ков — яв­ле­ние, до­воль­но ча­с­то встре­ча­ю­ще­е­ся в оби­ход­ной ре­чи.

Сле­до­ва­тель­но, вы­со­кий Т. р. со­зда­ет труд­но­сти для дик­ции при про­из­не­се­нии как со­глас­ных, так и глас­ных и мо­жет при­ве­сти к на­ру­ше­ни­ям ор­фо­э­пи­че­ско­го ха­рак­те­ра, к сни­же­нию ин­фор­ма­тив­ной цен­но­сти вы­ска­зы­ва­ния. Что­бы это­го не про­изош­ло, тре­бу­ют­ся хо­ро­шая на­тре­ни­ро­ван­ность ар­ти­ку­ля­ции и уме­ние сле­дить за своей речью с точ­ки зре­ния оптимального, наи­бо­лее под­хо­дя­ще­го Т. р.Лит.: Бон­дар­ко Л.В. Фо­не­ти­че­ское опи­са­ние язы­ка и фо­но­ло­ги­че­ское опи­са­ние ре­чи. — Л., 1981; ЛЭС. — М., 1990; Но­жин Е.А. Ос­но­вы со­вет­ско­го ора­тор­ско­го ис­кус­ст­ва. — М., 1973; Но­сен­ко Э.Л. Эмо­ци­о­наль­ное со­сто­я­ние и речь. — Ки­ев, 1981; Ос­но­вы пе­да­го­ги­че­ско­го ма­с­тер­ст­ва. — Ки­ев, 1987. А.А. Князь­ков

ФОР­СИ­РО­ВА­НИЕ ГО­ЛО­СА (фор­си­ров­ка) — чрез­мер­ное уси­ле­ние зву­ча­ния, со­про­вож­да­ю­ще­ес­я ис­ка­же­ни­ем тем­б­ра. Ча­с­то Ф. г. учи­те­ля пы­та­ют­ся пе­ре­крыть шум в клас­се, при­чем Ф. в этом слу­чае воз­ни­ка­ет, как пра­ви­ло, не­про­из­воль­но, ав­то­ма­ти­че­ски и пе­ре­хо­дит в при­выч­ку. При си­с­те­ма­ти­че­ской Ф. го­ло­со­вой ап­па­рат силь­но из­на­ши­ва­ет­ся, что мо­жет при­ве­сти к проф­неп­ри­год­но­сти.

Что­бы из­бе­жать это­го, сле­ду­ет, во-пер­вых, эко­ном­но рас­хо­до­вать фо­на­ци­он­ное ды­ха­ние; во-вто­рых, по ме­ре уве­ли­че­ния гром­ко­сти и вы­со­ты зву­ча­ния от­тя­ги­вать ко­рень язы­ка на­зад и вниз, плав­но на­дав­ли­вая на над­гор­тан­ник, на­клон ко­то­ро­го по­зво­ля­ет снять лиш­нюю на­груз­ку с го­ло­со­вых скла­док. Лит.: Дмит­ри­ев Л.Б. Ос­но­вы во­каль­ной ме­то­ди­ки. — М., 1968; Ро­ма­нов­ский Н.В. Хо­ро­вой сло­варь. — М., 1980. А.А. Князь­ков

ПЕ­ДА­ГО­ГИ­ЧЕ­СКИЙ ГО­ЛОС — про­фес­си­о­наль­но сфор­ми­ро­ван­ный го­лос, в пол­ной ме­ре обес­пе­чи­ва­ю­щий зву­ко­вую сто­ро­ну пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ния. Ком­п­лек­с­ная ха­рак­те­ри­сти­ка П. г., вклю­ча­ю­щая та­кие па­ра­мет­ры, как по­тен­ци­аль­но вы­со­кий уро­вень гром­ко­сти, ши­ро­кий ди­на­ми­че­ский и вы­сот­ный ди­а­па­зон, раз­но­об­ра­зие тем­б­ров, бла­го­звуч­ность, по­лет­ность, по­ме­хо­устой­чи­вость, суг­ге­стив­ность, адап­тив­ность, гиб­кость, ус­той­чи­вость, вы­нос­ли­вость, вы­яв­ля­ет его спе­ци­фи­ку по от­но­ше­нию к дру­гим про­фес­си­о­наль­ным го­ло­сам, та­ким, как пев­че­ский го­лос, ко­ман­д­ный го­лос, сце­ни­че­ский (ак­тер­ский) го­лос, дик­тор­ский голос.

В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния П. г. мож­но вы­де­лить не­сколь­ко эта­пов. На пер­вом эта­пе в со­зна­нии обу­ча­е­мо­го об­ра­зу­ет­ся слу­хо­вая мо­дель — пред­став­ле­ние о том, как дол­жен зву­чать го­лос пе­да­го­га в той или иной си­ту­а­ции, что­бы оп­ти­ми­зи­ро­вать пе­да­го­ги­че­скую ком­му­ни­ка­цию. За­тем вы­яс­ня­ет­ся, с по­мощью ка­ких пси­хо-фи­зи­о­ло­ги­че­ских ме­ха­низ­мов до­сти­га­ет­ся нуж­ное зву­ча­ние. На сле­ду­ю­щем эта­пе, про­во­дя ак­тив­ный тре­нинг, вы­ра­ба­ты­ва­ют­ нуж­ные уме­ния и на­вы­ки. За­тем про­во­дит­ся слу­хо­вой ана­лиз по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов. За­клю­чи­тель­ный этап — до­вод­ка и “шли­фов­ка” го­ло­са в ре­аль­ных пе­да­го­ги­че­ских си­ту­а­ци­ях, в пря­мом кон­так­те с уче­ни­ка­ми, их ро­ди­те­ля­ми и кол­ле­га­ми. Лит.: Ва­си­лен­ко Ю.С. О го­ло­се пе­да­го­га // Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка. — 1972. — № 7; Виль­сон Д.К. На­ру­ше­ние го­ло­са у де­тей. — М., 1990; Дмит­ри­ев Л.Б. Ос­но­вы во­каль­ной ме­то­ди­ки. — М., 1968; Мо­ро­зов В.П. Био­фи­зи­че­ские ос­но­вы во­каль­ной ре­чи. — Л., 1977. А.А. Князь­ков

ПО­СТА­НОВ­КА ГО­ЛО­СА — про­цесс ус­во­е­ния пра­виль­ной ко­ор­ди­на­ции, наи­бо­лее ра­ци­о­наль­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия ор­га­нов и си­с­тем ре­че­во­го ап­па­ра­та в це­лях про­фес­си­о­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния. Бла­го­да­ря П. г. го­ло­со­вой ап­па­рат при­об­ре­та­ет спо­соб­ность вы­дер­жи­вать зна­чи­тель­ную го­ло­со­вую на­груз­ку и да­вать мак­си­мум зву­ко­вой энер­гии при ми­ни­маль­ной за­тра­те сил. Обыч­но ра­бо­та по П. г. вклю­ча­ет в се­бя боль­шое ко­ли­че­ст­во уп­раж­не­ний, из ко­то­рых важ­ней­ши­ми яв­ля­ют­ся: уп­раж­не­ния на по­ста­нов­ку ды­ха­ния, ко­то­рое дол­ж­но быть, с од­ной сто­ро­ны, ров­ным и плав­ным, а с дру­гой — мо­биль­ным, гиб­ким, бы­с­т­ро из­ме­ня­ю­щим дав­ле­ние воз­ду­ха на уров­не гор­та­ни и, глав­ное, эко­ном­ным, ког­да вся энер­гия вы­до­ха транс­фор­ми­ру­ет­ся в энер­гию зву­ко­вых ко­ле­ба­ний, в го­лос; уп­раж­не­ния на по­ста­нов­ку ро­то-гло­точ­ной ар­ти­ку­ля­ции, т.е. на вы­ра­бот­ку оп­ре­де­лен­но­го по­ло­же­ния язы­ка, гор­та­ни, над­гор­тан­ни­ка, нёбной за­на­ве­ски, ниж­ней че­лю­сти и губ, а так­же на сня­тие из­лиш­них на­пря­же­ний с этих ор­га­нов; уп­раж­не­ния на по­ста­нов­ку ата­ки зву­ка — од­но­го из важ­ных мо­мен­тов го­ло­со­об­ра­зо­ва­ния, где воз­мож­ны три ва­ри­ан­та на­ча­ла ко­ле­ба­ний го­ло­со­вых скла­док: твер­дая ата­ка, мяг­кая и при­ды­ха­тель­ная. По­ста­нов­ка ата­ки тес­но свя­за­на с ра­бо­той над го­ло­со­вы­ми ре­ги­ст­ра­ми. Осо­бо сле­ду­ет от­ме­тить уп­раж­не­ния, пре­сле­ду­ю­щие цель вы­рав­ни­ва­ния ре­ги­ст­ров на всем го­ло­со­вом ди­а­па­зо­не — от са­мых низ­ких до вер­х­них зву­ков го­лос дол­жен зву­чать оди­на­ко­во на­сы­щен­но, звуч­но и гиб­ко. Кро­ме то­го, ши­ро­ко рас­про­ст­ра­не­ны уп­раж­не­ния для вы­ра­бот­ки вы­сот­но­го (ме­ло­ди­че­ско­го) ди­а­па­зо­на, ди­на­ми­че­ских (гром­ко­ст­ных) ню­ан­сов и др.

При фор­ми­ро­ва­нии го­ло­са пе­да­го­гу важ­но так­же до­би­вать­ся бла­го­звуч­но­сти, спо­соб­но­сти к вну­ша­ю­ще­му воз­дей­ст­вию (суг­ге­стив­но­сти), вы­нос­ли­во­сти и ря­да дру­гих ка­честв. (См. так­же пе­да­го­ги­че­ский го­лос.)

Не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем вы­ра­бот­ки тех или иных па­ра­мет­ров зву­ча­ния го­ло­са яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние их слу­хо­во­го пред­став­ле­ния в со­зна­нии обу­ча­е­мо­го, мо­де­ли­ро­ва­ние с по­мощью внут­рен­не­го слу­ха. Ес­ли же па­мять обу­ча­е­мо­го ли­ше­на чет­ких слу­хо­вых ори­ен­ти­ро­вок, то ра­бо­та по фор­ми­ро­ва­нию про­фес­си­о­наль­но­го го­ло­са те­ря­ет смысл. Кро­ме слу­хо­вых ощу­ще­ний, при по­ста­нов­ке го­ло­са боль­шое зна­че­ние име­ют ки­не­сте­зи­че­ские и виб­ра­ци­он­ные ощу­ще­ния, сиг­на­ли­зи­ру­ю­щие о ха­рак­те­ре ра­бо­ты ре­че­вых ор­га­нов. В ча­с­т­но­сти, виб­ра­ци­он­ные ощу­ще­ния в пе­ре­дней ча­с­ти ли­ца, в об­ла­сти так на­зы­ва­е­мой “ма­с­ки” сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что зву­ча­ние ор­га­ни­зо­ван­о пра­виль­но. Раз­ные ви­ды ощу­ще­ний, как бы “под­стра­хо­вы­вая” друг дру­га, по­мо­га­ют луч­ше кон­т­ро­ли­ро­вать ка­че­ст­во об­ра­зу­ю­ще­го­ся в дан­ный мо­мент го­ло­са. В ме­то­ди­ке П. г. су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во под­хо­дов. За­ня­тия мо­гут быть ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми и груп­по­вы­ми; под ру­ко­вод­ст­вом пе­да­го­га, са­мо­сто­я­тель­но или с пар­т­не­ром; с при­ме­не­ни­ем му­зы­каль­ных ин­с­т­ру­мен­тов, тех­ни­че­ских средств или без них.

Ча­с­то ис­поль­зу­ет­ся ме­тод ими­та­ции, ког­да обу­ча­е­мый пы­та­ет­ся под­ра­жать сво­е­му учи­те­лю или дру­го­му ав­то­ри­те­ту. По­ло­жи­тель­но­го эф­фек­та в дан­ном слу­чае мож­но до­бить­ся, ес­ли ана­то­мо-фи­зи­о­ло­ги­че­ские дан­ные ими­та­то­ра и ими­ти­ру­е­мо­го до­ста­точ­но близ­ки. В ос­но­ве дру­го­го ме­то­да, ко­то­рый мож­но на­звать са­мо­ими­та­цией, ле­жит яв­ле­ние ко­ар­ти­ку­ля­ции, т. е. вза­и­мо­вли­я­ния аку­сти­че­ских ха­рак­те­ри­стик зву­ков, про­из­но­си­мых один вслед за дру­гим, что по­зво­ля­ет как бы при­стра­и­вать к пра­виль­но зву­ча­ще­му го­ло­со­во­му то­ну звук, тре­бу­ю­щий кор­рек­ции.

Су­ще­ст­ву­ет так­же ме­тод ими­та­ци­он­но-иг­ро­вой. Обу­ча­е­мые с по­мощью го­ло­са, ми­ми­ки и пан­то­ми­ми­ки изо­бра­жа­ют, на­при­мер, иг­ру в мяч, ез­ду на мо­то­цик­ле, ра­бо­ту пуль­ве­ри­за­то­ра, на­со­са и т. п., про­из­но­сят тек­сты, пре­об­ра­жа­ясь по воз­мож­но­сти в ма­ля­ра, про­дав­ца на ба­за­ре и пред­ста­ви­те­лей дру­гих про­фес­сий. Мо­де­ли­ро­ва­ние си­ту­а­ции, вжи­ва­ние в нее по­мо­га­ет на ин­ту­и­тив­ном уров­не пра­виль­но ско­ор­ди­ни­ро­вать ра­бо­ту ре­че­вых ор­га­нов. Прин­ци­пи­аль­но дру­гой под­ход про­сле­жи­ва­ет­ся в ме­то­дах ана­ли­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра. Они ос­но­ва­ны на со­зна­нии то­го, что то или иное ка­че­ст­во зву­ча­ния есть ре­зуль­тат оп­ре­де­лен­ной ар­ти­ку­ля­ции (в ши­ро­ком смыс­ле это­го сло­ва). Так, ес­ли го­во­рить или петь “на улыб­ке”, то го­лос как бы “свет­ле­ет”, а ес­ли рас­сла­бить (т. е. опу­стить) нёбную за­на­ве­ску, то не­из­беж­но по­я­вит­ся но­со­вой при­звук. Кро­ме по­добных про­стей­ших ар­ти­ку­ля­ций, воз­мож­ны и бо­лее слож­ные: опу­ска­ние гор­та­ни, на­клон над­гор­тан­ни­ка, ими­та­ция зев­ка, варь­и­ро­ва­ние плот­но­сти смы­ка­ния го­ло­со­вых скла­док. Зная, к ка­ким аку­сти­че­ским эф­фек­там они при­во­дят, обу­ча­е­мый це­ле­нап­рав­лен­но из­ме­ня­ет в нуж­ную сто­ро­ну зву­ча­ние сво­е­го го­ло­са.

Осо­бое ме­с­то за­ни­ма­ют ме­то­ды ре­флек­тор­но­го воз­дей­ст­вия на го­лос. Один из них по­лу­чил на­зва­ние “эф­фек­та То­ма­ти­са”: обу­ча­е­мый го­во­рит или по­ет пе­ред мик­ро­фо­ном, ко­то­рый под­клю­чен к эк­ва­лай­зе­ру (ус­т­рой­ст­ву, по­зво­ля­ю­ще­му из­ме­нять спек­т­раль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки зву­ка, а сле­до­ва­тель­но и тембр го­ло­са), и слы­шит свой го­лос, об­ра­бо­тан­ный этим эк­ва­лай­зе­ром, в на­уш­ни­ках. Эф­фект То­ма­ти­са за­клю­ча­ет­ся в том, что ис­ход­ный го­лос обу­ча­е­мо­го на­чи­на­ет не­про­из­воль­но, ав­то­ма­ти­че­ски при­бли­жать­ся к то­му го­ло­су, ко­то­рый обу­ча­е­мый слы­шит в на­уш­ни­ках.

Бли­зок к эф­фек­ту То­ма­ти­са по ме­ха­низ­му воз­дей­ст­вия на го­лос ме­тод за­глу­ше­ния, ког­да обу­ча­е­мо­му с по­мощью на­уш­ни­ков, в ко­то­рые по­дан шу­мо­вой сиг­нал, “от­клю­ча­ют” слу­хо­вой кон­т­роль. Вслед­ст­вие это­го не­про­из­воль­но по­вы­ша­ет­ся гром­кость го­ло­са, иног­да про­ис­хо­дит ре­ги­ст­ро­вая пе­ре­строй­ка и дру­гие из­ме­не­ния па­ра­мет­ров зву­ча­ния.

П. г. — ра­бо­та слож­ная, ком­п­лек­с­ная, она тре­бу­ет уче­та мно­же­ст­ва фак­то­ров: воз­ра­ста, по­ла, фи­зи­че­ских и пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей лич­но­сти обу­ча­е­мо­го. Но важ­нее все­го чет­ко пред­став­лять цель, ра­ди ко­то­рой эта ра­бо­та про­во­дит­ся: од­но де­ло по­ста­вить го­лос для пе­ния на сце­не, дру­гое — для ко­ман­до­ва­ния во­ин­ским под­раз­де­ле­ни­ем. Постановка пе­да­го­ги­че­ско­го го­ло­са, ко­неч­но, ба­зи­ру­ет­ся на об­щих те­о­ре­ти­че­ских ос­но­вах, но име­ет и свою спе­ци­фи­ку. А.А. Князь­ков





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1157 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

781 - | 751 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.