Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 11. Докоммуникативный этап риторической деятельности: Элокуция 3 страница




Сле­ду­ю­щая си­с­те­ма от­ра­же­ния — аку­сти­че­ская. Мно­го­чис­лен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки го­ло­са че­ло­ве­ка со­зда­ют его об­раз, спо­соб­ст­ву­ют рас­поз­на­ва­нию его со­сто­я­ний, вы­яв­ле­нию пси­хи­че­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. Ос­нов­ная на­груз­ка в про­цес­се вос­п­ри­я­тия го­ло­со­вых из­ме­не­ний че­ло­ве­ка ло­жит­ся на аку­сти­че­скую си­с­те­му об­ща­ю­щих­ся пар­т­не­ров. Ха­рак­те­ри­сти­ки го­ло­са че­ло­ве­ка при­ня­то от­но­сить к про­со­ди­че­ским и эк­с­т­ра­лин­г­ви­сти­че­ским яв­ле­ни­ям.

Сле­ду­ю­щая си­с­те­ма от­ра­же­ния Н. п. — так­тиль­но-ки­не­сте­зи­че­ская, ко­то­рая да­ет пред­став­ле­ние о та­ке­си­че­ской струк­ту­ре Н. п. и вхо­дя­щих в не­го эле­мен­тах: фи­зи­че­ском кон­так­те и рас­по­ло­же­нии те­ла в про­стран­ст­ве. Фи­зи­че­ский кон­такт в ви­де при­кос­но­ве­ния, по­гла­жи­ва­ния, по­це­лу­ев, по­хло­пы­ва­ний яв­ля­ет­ся важ­ным ис­точ­ни­ком вза­и­мо­дей­ст­вия лич­но­сти с ок­ру­жа­ю­щим ми­ром. С по­мощью при­кос­но­ве­ний раз­лич­но­го ви­да фор­ми­ру­ют­ся пред­став­ле­ния о про­стран­ст­ве сво­е­го те­ла и зна­ния о ча­с­тях те­ла дру­го­го че­ло­ве­ка. При­кос­но­ве­ния в ви­де по­гла­жи­ва­ний вы­пол­ня­ют в об­ще­нии фун­к­цию одоб­ре­ния, эмо­ци­о­наль­ной под­дер­ж­ки. Ис­поль­зо­ва­ние лич­но­стью в об­ще­нии та­ке­си­че­ской си­с­те­мы Н. п. оп­ре­де­ля­ет­ся мно­ги­ми фак­то­ра­ми. Сре­ди них осо­бую си­лу име­ют ста­тус пар­т­не­ров, воз­раст, пол, сте­пень их зна­ком­ст­ва.

Оль­фак­тор­ная си­с­те­ма от­ра­же­ния по­зво­ля­ет вы­де­лить та­кую струк­ту­ру Н. п., как за­па­хи: ес­те­ст­вен­ные и ис­кус­ст­вен­ные. Си­с­те­ма за­па­хов, яв­ля­ясь без­ус­лов­ным не­вер­баль­ным ин­ди­ка­то­ром ин­ди­ви­да, мо­жет слу­жить до­пол­ни­тель­ной ха­рак­те­ри­сти­кой скла­ды­ва­ю­ще­го­ся о нем об­ра­за.

Про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки Н. п. — это фор­ма и спо­соб его су­ще­ст­во­ва­ния в об­ще­нии. Соб­ст­вен­но Н. п. вы­сту­па­ет ор­га­ни­за­то­ром про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ных ха­рак­те­ри­стик об­ще­ния. Меж­ду Н. п. и про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной ор­га­ни­за­цией об­ще­ния су­ще­ст­ву­ет пря­мая связь. Они вза­и­мо­дей­ст­ву­ют на ос­но­ве прин­ци­па рав­но­ве­сия: из­ме­не­ние ин­тен­сив­но­стей фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния под­струк­тур Н. п. при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию оп­ти­маль­но­го об­ще­ния с точ­ки зре­ния про­стран­ст­ва и вре­ме­ни, а из­ме­не­ние про­стран­ст­вен­ных ком­по­нен­тов об­ще­ния вы­зы­ва­ет пе­ре­кон­ст­ру­и­ро­ва­ние Н. п. (см. язык внеш­не­го ви­да учи­те­ля). Лит.: Бо­да­лев А.А. Вос­п­ри­я­тие и по­ни­ма­ние че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. — М., 1982; Его же: Лич­ность и об­ще­ние. — М., 1983; Го­ре­лов Н.И. Не­вер­баль­ные ком­му­ни­ка­ции. — М., 1980; Его же: Не­вер­баль­ные ком­по­нен­ты ком­му­ни­ка­ции. — М., 1980; Ла­бун­ская В.А. Не­вер­баль­ное по­ве­де­ние (со­ци­аль­но-пер­цеп­тив­ный под­ход). — Ро­с­тов н/Д., 1986. Л.Е. Ту­ми­на

Особенности невербального поведения учителя. Соотношение речи с паралингвистическими, кинесическими и проксемическими характеристиками оратора. Параязык в системе обратных связей. Условные / неусловные, национальные / интернациональные жесты. Специфика русской традиции артикуляции. Язык мимики. Интонация как паралингвистический канал связи.

ЯЗЫК ВНЕШ­НЕ­ГО ВИ­ДА УЧИ­ТЕ­ЛЯ — ус­т­ная речь учи­те­ля вос­п­ри­ни­ма­ет­ся уче­ни­ка­ми вме­сте с те­ми же­с­та­ми, ми­ми­кой, те­ло­дви­же­ни­я­ми, ко­то­рые со­про­вож­да­ют речь учи­те­ля (ес­ли уче­ни­ки его ви­дят) и со­став­ля­ют в со­во­куп­но­сти по­ня­тие Я. в. в. у. Мно­гие из них не­про­из­воль­ны: от­ра­жа­ют осо­бен­но­сти тем­пе­ра­мен­та учи­те­ля, ус­во­ен­ную им ма­не­ру об­ще­ния. И учи­тель, и уче­ник поль­зу­ют­ся в боль­шей или мень­шей ме­ре Я. в. в. у., ког­да го­во­рят. При этом в пе­да­го­ги­че­ском вза­и­мо­дей­ст­вии учи­те­ля и уче­ни­ка этот язык вы­пол­ня­ет важ­ные фун­к­ции.

Вы­де­ля­ют­ся че­ты­ре та­кие ос­нов­ные фун­к­ции: ре­гу­ли­ру­ю­щая, ука­за­тель­ная, изо­бра­зи­тель­ная, ре­а­ги­ру­ю­щая. Ре­гу­ли­ру­ю­щая фун­к­ция со­сто­ит в том, что же­с­та­ми, ми­ми­кой, те­ло­дви­же­ни­я­ми учи­тель уп­рав­ля­ет по­ве­де­ни­ем уче­ни­ка на уро­ке (на­при­мер, па­лец у губ — тре­бо­ва­ние ти­ши­ны; дви­же­ние ру­ки (ре­же рук) ла­донью квер­ху, сни­зу вверх — знак “встать” при не­вни­ма­тель­ном слу­ша­нии от­ве­та и т. д.); ука­за­тель­ная фун­к­ция за­клю­ча­ет­ся в том, что дви­же­ния за­ме­ня­ют на­бор сло­вес­ных пе­да­го­ги­че­ских кли­ше, свя­зан­ных с ор­га­ни­за­цией де­я­тель­но­сти уча­щих­ся (на­при­мер, ру­ка вы­тя­ги­ва­ет­ся по на­прав­ле­нию од­но­го из уча­щих­ся, за­ме­няя сло­ва от­ве­чай ты, про­дол­жай, а что ты ду­ма­ешь? и т. п.); изо­бра­зи­тель­ная фун­к­ция ис­поль­зу­ет­ся с целью до­пол­нить зна­че­ния слов (на­при­мер, дви­же­ние рук (паль­цев), по­ка­зы­ва­ю­щих раз­мер, фор­му и т. д.); ре­а­ги­ру­ю­щая фун­к­ция про­яв­ля­ет­ся тог­да, ког­да дви­же­ния яв­ля­ют­ся сред­ст­вом ус­та­нов­ле­ния кон­так­та (на­при­мер, ука­за­тель­ный па­лец вверх — знак это очень важ­но!). Лит.: Ла­ды­жен­ская Т.А. Жи­вое сло­во: ус­т­ная речь как сред­ст­во и пред­мет обу­че­ния. — М., 1986. Л.Е. Ту­ми­на

Просодический аспект общения. Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту.

Техника речи: речевое дыхание, голосоведение, дикция, интонация.

ПА­У­ЗА (греч. pausis — пре­кра­ще­ние) — вре­мен­ный пе­ре­рыв в зву­ча­нии, раз­ры­ва­ю­щий по­ток ре­чи, вы­зван­ный раз­ны­ми при­чи­на­ми и вы­пол­ня­ю­щий раз­лич­ные фун­к­ции.

П. при­над­ле­жит зна­чи­тель­ная роль в вы­ра­зи­тель­но­сти ре­чи. Их смыс­ло­вая роль так­же чрез­вы­чай­но ве­ли­ка. П. во вза­и­мо­дей­ст­вии с ме­ло­ди­кой чле­нят речь и фра­зы, а фра­зу (во вза­и­мо­дей­ст­вии с ме­ло­ди­кой и уда­ре­ни­я­ми) — на ре­че­вые звенья (син­таг­мы). В пер­вом слу­чае сум­мар­ная про­дол­жи­тель­ность П. ска­зы­ва­ет­ся на об­щем тем­пе ре­чи, во вто­ром — вли­я­ет на темп фра­зы.

Раз­ли­ча­ют П. син­так­си­че­ские и не­син­так­си­че­ские (пе­ре­ры­вы в зву­ча­нии ре­чи, вы­зы­ва­е­мые фи­зи­о­ло­ги­че­ски­ми и пси­хо­ло­ги­че­ски­ми при­чи­на­ми). Сре­ди пси­хо­ло­ги­че­ских П. обыч­но от­ме­ча­ют П. при­по­ми­на­ния, П. умол­ча­ния, П. на­пря­же­ния. В ус­т­ной ре­чи П. так же, как и сло­ва, яв­ля­ясь от­ра­же­ни­ем мыс­ли­тель­ных про­цес­сов, мо­гут сви­де­тель­ст­во­вать о за­труд­не­ни­ях го­во­ря­ще­го в под­бо­ре слов, вы­стра­и­ва­нии фра­зы и бо­лее круп­ных кон­ст­рук­ций, но мо­гут быть сде­ла­ны и спе­ци­аль­но, осоз­нан­но, рас­чле­няя вы­ска­зы­ва­ние в са­мых, на пер­вый взгляд, не­под­хо­дя­щих ме­с­тах (на­при­мер, в се­ре­ди­не сло­ва). Дли­тель­ность П. за­ви­сит от то­го, что вы­зы­ва­ет ос­та­нов­ку и ра­ди че­го она про­из­во­дит­ся.

П. нуж­на слу­ша­те­лю. Она нуж­на, что­бы осоз­нать но­вую ин­фор­ма­цию, про­ре­а­ги­ро­вать, срав­нить ее с про­шлым опы­том, най­ти для нее ме­с­то в ря­ду ас­со­ци­а­ций и тем са­мым за­пом­нить. П. нуж­на го­во­ря­ще­му не толь­ко для то­го, что­бы на­брать воз­ду­ха, со­брать­ся с мыс­ля­ми, но и для то­го, что­бы ус­петь за­ме­тить ре­ак­цию на то, что про­из­не­се­но и как про­из­не­се­но. Ча­с­то имен­но ре­ак­ция слу­ша­те­лей на то или иное вы­ска­зы­ва­ние оп­ре­де­ля­ет даль­ней­шее про­те­ка­ние ре­чи. В лю­бом слу­чае П. — это не про­сто раз­рыв в по­то­ке ре­чи, не про­сто мол­ча­ние. Это — про­дол­же­ние раз­го­во­ра дру­ги­ми (не­вер­баль­ны­ми) сред­ст­ва­ми. Не­да­ром су­ще­ст­ву­ют та­кие вы­ра­же­ния, как “крас­но­ре­чи­вая па­у­за”, “крас­но­ре­чи­вое мол­ча­ние”. П. не­ред­ко с ус­пе­хом за­ме­ня­ет как от­дель­ные сло­ва, так и раз­вер­ну­тые вы­ска­зы­ва­ния. Уме­ние не ска­зать, опу­стить в раз­го­во­ре ка­кое-то сло­во или да­же фра­зу иног­да по­зво­ля­ет воз­дей­ст­во­вать на со­бе­сед­ни­ка го­раз­до силь­нее, чем са­мы­ми об­раз­ны­ми вы­ра­же­ни­я­ми. Опыт­ный учи­тель, бе­се­дуя с клас­сом, по­се­ре­ди­не фра­зы “вдруг” де­ла­ет П., и класс, как по ко­ман­де, друж­но “под­ска­зы­ва­ет” не­до­ста­ю­щее сло­во или окон­ча­ние фра­зы. Ко­неч­но, та­ким при­емом нель­зя поль­зо­вать­ся слиш­ком ча­с­то, но поль­за от не­го не­сом­нен­ная: он по­мо­га­ет ак­ти­ви­зи­ро­вать ра­бо­ту уче­ни­ков и обес­пе­чи­вать об­рат­ную связь. Вы­де­ля­ют П. дис­цип­ли­нар­но­го ха­рак­те­ра. Каж­до­му зна­ко­ма си­ту­а­ция, ког­да во вре­мя уро­ка не­о­жи­дан­но и по­сте­пен­но воз­ни­ка­ет ха­рак­тер­ный шум, ко­то­рый ме­ша­ет учи­те­лю го­во­рить, а уче­ни­кам — слу­шать. В этом слу­чае мно­гие учи­те­ля при­бе­га­ют к ис­пы­тан­но­му при­ему — рез­ко, на по­лу­сло­ве об­ры­ва­ют речь. Та­кая “дис­цип­ли­ни­ру­ю­щая” П. сра­ба­ты­ва­ет да­ле­ко не всег­да, и учи­те­лю не сто­ит зло­упот­реб­лять ею.

П. в ус­т­ной ре­чи, ког­да меж­ду го­во­ря­щи­ми есть воз­мож­ность не­пос­ред­ст­вен­но­го кон­так­та, всег­да чем-то на­пол­не­на: ми­ми­кой, взгля­дом, же­с­том, на­ро­чи­той не­под­виж­но­стью или, на­про­тив, пе­ре­ме­ще­ни­я­ми го­во­ря­ще­го (учи­тель мо­жет хо­дить, са­дить­ся, вста­вать, на­кло­нять­ся). Та­ким об­ра­зом, о П. мож­но го­во­рить как о яв­ле­нии ин­то­на­ци­он­но-син­так­си­че­ском и как эле­мен­те не­вер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции. Лит.: Зин­дер Л.Р. Об­щая фо­не­ти­ка. — М., 1979; Мас­лов Ю.С. Вве­де­ние в язы­ко­зна­ние. — М., 1987; Све­то­за­ро­ва Н.Д. Па­у­за // ЛЭС. — М., 1990; Цеп­ли­тис Л.К. Ана­лиз ре­че­вой ин­то­на­ции. — Ри­га, 1974. А.А. Князь­ков

Голос и слух в акте коммуникации. Профессионально значимые качества голоса учителя: благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносливость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата). Гигиена голоса учителя. Постановка голоса, техника речи. Учет индивидуальных особенностей при постановке голоса.

ТИП ГО­ЛО­СА — раз­но­вид­ность че­ло­ве­че­ско­го го­ло­са (пев­че­ско­го и ре­че­во­го), вы­де­ля­е­мая на ос­но­ве вы­сот­но-тем­б­раль­ных при­зна­ков. С точ­ки зре­ния от­но­си­тель­ной вы­со­ты зву­ча­ния ти­по­ло­ги­че­ская клас­си­фи­ка­ция го­ло­сов име­ет сле­ду­ю­щий вид:

 

 

Голос Мужской Женский Детский

Вы­со­кий тенор сопрано сопрано или дискант

Сред­ний баритон меццо-сопрано

Низ­кий бас контральто альт

Тем­б­раль­ная ха­рак­те­ри­сти­ка Т. г. ме­нее оп­ре­де­лен­на. На­при­мер, опи­са­ние тем­б­ра и ба­са, и ба­ри­то­на обыч­но да­ет­ся че­рез оп­ре­де­ле­ния: бар­хат­ный, мяг­кий, глу­бо­кий, объ­ем­ный, мас­сив­ный. Та­кие раз­ные ти­пы го­ло­са, как со­пра­но и те­нор, так­же опи­сы­ва­ют­ся сход­ным об­ра­зом: лег­кий, звон­кий, се­реб­ри­стый, неж­ный, тон­кий. Иног­да ха­рак­те­ри­зу­ют тембр од­но­го ти­па го­ло­са че­рез дру­гой тип: ба­ри­то­наль­ный те­нор, ба­ри­то­наль­ный бас и т. п. В це­лом зву­ча­ние низ­ких го­ло­сов ас­со­ци­и­ру­ет­ся с чем-то бо­лее мас­сив­ным и объ­ем­ным по срав­не­нию с вы­со­ки­ми го­ло­са­ми. Лит.: Гор­ба­че­вич К.С., Хаб­ло Е.П. Сло­варь эпи­те­тов рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка. — Л., 1979; Мак­си­мов И. Фо­ни­ат­рия. — М., 1987; Му­зы­каль­ная эн­цик­ло­пе­дия. — М., 1973. А.А. Князь­ков

АДАП­ТИВ­НОСТЬ ГО­ЛО­СА (от лат. adaptare — при­спо­соб­лять) — ка­че­ст­во про­фес­си­о­наль­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го го­ло­са, его спо­соб­ность под­стра­и­вать­ся к кон­к­рет­ным аку­сти­че­ским ус­ло­ви­ям: ве­ли­чи­не и фор­ме по­ме­ще­ния, в ко­то­ром при­хо­дит­ся го­во­рить, его гул­ко­сти или за­глу­шен­но­сти (боль­шой или ма­лой ре­вер­бе­ра­ции), ко­ли­че­ст­ву и про­стран­ст­вен­но­му рас­по­ло­же­нию слу­ша­те­лей — с по­мощью со­от­вет­ст­ву­ю­щих ва­ри­а­ций тем­б­ра го­ло­са и дру­гих его па­ра­мет­ров, что обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шую слы­ши­мость, фо­не­ти­че­скую раз­бор­чи­вость и ком­фор­т­ное вос­п­ри­я­тие ре­чи. А. г. пред­по­ла­га­ет сфор­ми­ро­ван­ность на­вы­ков в гра­да­ции гром­ко­сти го­ло­са, его тем­б­ров, вы­сот­но­го (ме­ло­ди­че­ско­го) ди­а­па­зо­на, а так­же уме­ния це­ле­нап­рав­лен­но кон­т­ро­ли­ро­вать про­из­но­си­мое, ког­да вос­п­ри­я­тие соб­ст­вен­но­го го­ло­са в кон­к­рет­ных аку­сти­че­ских ус­ло­ви­ях ана­ли­зи­ру­ет­ся и оце­ни­ва­ет­ся с по­зи­ций ком­му­ни­ка­тив­ной це­ле­со­об­раз­но­сти (А.А. Князь­ков).

ВЫ­СО­ТА ГО­ЛО­СА — слу­хо­вое ощу­ще­ние ча­с­то­ты зву­ка, об­ра­зу­ю­ще­го­ся в ре­зуль­та­те про­хож­де­ния воз­ду­ха меж­ду пе­ри­о­ди­че­ски смы­ка­ю­щи­ми­ся и раз­мы­ка­ю­щи­ми­ся го­ло­со­вы­ми склад­ка­ми. Меж­ду ча­с­то­той зву­ка и его В. су­ще­ст­ву­ет слож­ное со­от­но­ше­ние. Не слу­чай­но еди­ни­цей из­ме­ре­ния ча­с­то­ты яв­ля­ет­ся герц (1 ко­ле­ба­ние в се­кун­ду = 1 Гц), а еди­ни­цей из­ме­ре­ния В. — мел. Кро­ме то­го, раз­ли­че­ние вы­со­ты за­ви­сит от на­тре­ни­ро­ван­но­сти слу­ха и при­род­ных дан­ных. Так, слух на­строй­щи­ка улав­ли­ва­ет из­ме­не­ние ча­с­то­ты по­ряд­ка 0,2%. В то же вре­мя для не­ко­то­рых слу­ша­те­лей и 20-про­цен­т­ное раз­ли­чие в ча­с­то­тах не­за­мет­но. Ин­то­ни­ро­ва­ние ре­чи обус­лов­ле­но преж­де все­го мо­ду­ля­ци­я­ми го­ло­са по вы­со­те, сво­е­го ро­да ме­ло­ди­че­ским ри­сун­ком. Уме­ние точ­но вос­п­ри­нять ме­ло­ди­ку ре­чи, т. е. уло­вить на слух все вы­сот­ные из­ме­не­ния го­ло­са, — од­но из не­об­хо­ди­мых ус­ло­вий эф­фек­тив­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ния. Не ме­нее важ­но на­у­чить­ся уп­рав­лять сво­им го­ло­сом так, что­бы его вы­сот­ные па­ра­мет­ры по­зво­ля­ли ре­а­ли­зо­вать лю­бой ме­ло­ди­че­ский ри­су­нок, что­бы вы­сот­ный ди­а­па­зон го­ло­са был до­ста­то­чен для вы­ра­же­ния ши­ро­кой гам­мы чувств и эмо­ций. В. г. оп­ре­де­ля­ет­ся ча­с­то­той ко­ле­ба­ний го­ло­со­вых скла­док (чис­лом смы­ка­ний и раз­мы­ка­ний в се­кун­ду). При­чем эта ча­с­то­та пря­мо про­пор­ци­о­наль­на уп­ру­го­сти (сте­пе­ни на­пря­же­ния) го­ло­со­вых скла­док и об­рат­но про­пор­ци­о­наль­на их мас­се и дли­не. Так как мас­са и дли­на го­ло­со­вых скла­док у жен­щин и де­тей мень­ше, чем у муж­чин, то жен­ские и де­тские го­ло­са зву­чат в це­лом вы­ше муж­ских. В пре­де­лах од­но­го ре­ги­ст­ра го­лос ста­но­вит­ся все бо­лее вы­со­ким за счет уве­ли­че­ния воз­душ­но­го дав­ле­ния в лег­ких и тра­хее и за счет боль­шей мы­шеч­ной ра­бо­ты са­мой гор­та­ни. Из это­го сле­ду­ет, что поль­зо­ва­ние наи­бо­лее вы­со­ким уча­ст­ком ди­а­па­зо­на тре­бу­ет боль­ших энер­ге­ти­че­ских за­трат, что не всег­да мо­жет обес­пе­чить ор­га­низм го­во­ря­ще­го. В ре­зуль­та­те, ес­ли го­ло­со­вой ап­па­рат не­до­ста­точ­но тре­ни­ро­ван, воз­ни­ка­ет риск со­рвать го­лос.

Важ­но от­ме­тить, что все ха­рак­те­ри­сти­ки го­ло­са: и В., и гром­кость, и тембр — тес­но вза­и­мо­дей­ст­ву­ют. Так, гром­кость рас­тет с В. г. В свя­зи с этим ча­с­то воз­ни­ка­ет тер­ми­но­ло­ги­че­ская пу­та­ни­ца. На­при­мер, го­во­рят: Он по­вы­сил го­лос или: Со­бе­сед­ни­ки го­во­ри­ли на по­вы­шен­ных то­нах, при этом вов­се не имея в ви­ду В. г., а лишь сте­пень его слы­ши­мо­сти, т. е. гром­кость. Лит.: Бон­да­рен­ко Л.В. Зву­ко­вой строй со­вре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка. — М., 1977; Гель­фанд С.А. Слух: вве­де­ние в пси­хо­ло­ги­че­скую и фи­зи­о­ло­ги­че­скую аку­сти­ку. — М., 1984; Ос­но­вы ин­же­нер­ной пси­хо­ло­гии / Под ред. Б.Ф.Ло­мо­ва. — М., 1986. А. А. Князь­ков

ГИБ­КОСТЬ (ПО­ДВИЖ­НОСТЬ) ГО­ЛО­СА — ка­че­ст­во про­фес­си­о­наль­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го го­ло­са, его спо­соб­ность по во­ле го­во­ря­ще­го бы­с­т­ро и не­при­нуж­ден­но пе­ре­хо­дить с од­ной вы­со­ты на дру­гую, с гром­ко­го зву­ча­ния на ти­хое, с од­но­го тем­б­ра на дру­гой, от мяг­кой ата­ки к твер­дой или при­ды­ха­тель­ной, а так­же пе­ре­клю­чать и сме­ши­вать ре­ги­ст­ры. Лит.: Най­де­нов Б.С., Ше­ве­лев Н.Н. Го­лос и речь // Вы­ра­зи­тель­ное чте­ние. — М., 1972; Сав­ко­ва З.В. Как сде­лать го­лос сце­ни­че­ским. — М., 1975. А. А. Князь­ков

ГРОМ­КОСТЬ ГО­ЛО­СА — субъ­ек­тив­ное слу­хо­вое ощу­ще­ние ин­тен­сив­но­сти (си­лы) зву­ка, об­ра­зу­ю­ще­го­ся в ре­зуль­та­те ра­бо­ты го­ло­со­во­го ап­па­ра­та. Про­фес­си­о­наль­ное вла­де­ние го­ло­сом пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние в пе­да­го­ги­че­ском об­ще­нии мно­же­ст­ва гра­да­ций Г., боль­шо­го ди­на­ми­че­ско­го (гром­ко­ст­но­го) ди­а­па­зо­на. Ча­ще все­го учи­тель го­во­рит не очень ти­хо, но и не очень гром­ко, од­на­ко ему не­об­хо­ди­мо иметь го­ло­со­вой “за­пас проч­но­сти” — бы­ва­ют слу­чаи, ког­да тре­бу­ет­ся про­из­не­сти что-ли­бо на пре­дель­ной звуч­но­сти, но при этом не пе­рей­ти на крик и не со­рвать го­лос. Г. г. за­ви­сит от мно­гих фак­то­ров. Преж­де все­го от дав­ле­ния воз­ду­ха в лег­ких и тра­хее (в под­скла­доч­ном про­стран­ст­ве), а оно, в свою оче­редь, обус­лов­ле­но ак­тив­но­стью ды­ха­тель­ной му­с­ку­ла­ту­ры (точ­нее, мышц-вы­ды­ха­те­лей) и плот­но­стью смы­ка­ния го­ло­со­вых скла­док. Кро­ме то­го, го­лос, рож­да­ясь в гор­та­ни и про­хо­дя по ре­че­во­му трак­ту, об­ре­та­ет оп­ре­де­лен­ную ок­ра­ску — тембр в за­ви­си­мо­сти от ре­жи­ма смы­ка­ния го­ло­со­вых скла­док и кон­фи­гу­ра­ции (фор­мы и раз­ме­ров) ро­тог­ло­точ­ных и но­со­вых по­ло­стей. Го­лос бу­дет гром­че, при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях, ес­ли в его тем­б­ре бу­дет боль­ше звон­ко­сти, ме­тал­лич­но­сти, рез­ко­сти, прон­зи­тель­но­сти, т. е. боль­ше “удель­ный вес” вы­со­ко­ча­стот­ных обер­то­нов. Од­на­ко с точ­ки зре­ния эс­те­ти­ки и эко­но­мии мы­шеч­ных уси­лий важ­но, что­бы вы­со­ко­ча­стот­ные обер­то­ны ле­жа­ли в об­ла­сти 2000—4000 Гц, где об­ра­зу­ет­ся так на­зы­ва­е­мая вер­х­няя фор­ман­та, при­да­ю­щая го­ло­су по­лет­ность и при­ят­ную ок­ра­ску. Г. г., т. е. его слы­ши­мость, тем боль­ше, чем бо­лее яв­но вы­ра­же­на в нем вер­х­няя фор­ман­та, так как слух че­ло­ве­ка име­ет наи­боль­шую чув­ст­ви­тель­ность имен­но в этой по­ло­се ча­с­тот.

На­ко­нец, Г. г. воз­ра­ста­ет по ме­ре уве­ли­че­ния ча­с­то­ты ко­ле­ба­ний го­ло­со­вых скла­док, т. е. вы­со­ты го­ло­са. При од­ном и том же уси­лии ды­ха­тель­ной му­с­ку­ла­ту­ры наи­мень­шую Г. име­ют ниж­ние зву­ки ди­а­па­зо­на, Г. жен­ских го­ло­сов пре­вы­ша­ет Г. муж­ских. Та­кая за­ви­си­мость Г. г. от его вы­со­ты так­же свя­за­на с осо­бен­но­стя­ми слуха. Г. г. во мно­гих слу­ча­ях обус­лов­ле­на осо­бен­но­стя­ми слу­хо­во­го са­мо­кон­т­ро­ля го­во­ря­ще­го. Так, учи­тель не­про­из­воль­но уве­ли­чи­ва­ет Г. г., ког­да класс на­чи­на­ет шу­меть. При­чем не­про­из­воль­ное уве­ли­че­ние Г. про­ис­хо­дит, как пра­ви­ло, за счет уси­ле­ния ра­бо­ты ды­ха­тель­ных мышц и по­вы­ше­ния ча­с­то­ты ко­ле­ба­ний го­ло­со­вых скла­док (ис­поль­зо­ва­ния вер­х­не­го уча­ст­ка ди­а­па­зо­на). Та­кая не­уп­рав­ля­е­мая ре­ак­ция на шум не­ра­ци­о­наль­на и ча­с­то при­во­дит к за­бо­ле­ва­ни­ям го­ло­со­во­го ап­па­ра­та. Что­бы го­лос был ус­лы­шан на фо­не шу­мо­вой по­ме­хи, на­до преж­де все­го по­за­бо­тить­ся о фор­ми­ро­ва­нии по­ме­хо­устой­чи­во­го тем­б­ра, т. е. об уси­ле­нии с по­мощью ро­тог­ло­точ­ных ре­зо­на­то­ров со­от­вет­ст­ву­ю­щих обер­то­нов. Что ка­са­ет­ся вы­со­ты го­ло­са, то иног­да имен­но ниж­няя часть ди­а­па­зо­на (при ус­ло­вии пра­виль­но вы­бран­но­го тем­б­ра) да­ет вы­иг­рыш в слы­ши­мо­сти, так как воз­ни­ка­ет контр­аст меж­ду вы­со­ки­ми де­тски­ми го­ло­са­ми и низ­ким го­ло­сом учи­те­ля. Лит.: Бон­дар­ко Л.В. Зву­ко­вой строй со­вре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка. — М., 1977; Мо­ро­зов В.П. За­ни­ма­тель­ная био­аку­сти­ка. — М., 1987; Ос­но­вы ин­же­нер­ной пси­хо­ло­гии. — М., 1986. А. А. Князь­ков

ДИ­А­ПА­ЗОН (греч. dia pason (chordon) — че­рез все (стру­ны) — со­во­куп­ность зву­ков (то­нов), ко­то­рые мо­гут быть вос­п­ро­из­ве­де­ны дан­ным го­ло­сом. Ча­ще все­го го­во­рят о вы­сот­ном (ме­ло­ди­че­ском), или то­но­вом Д., ко­то­рый оп­ре­де­ля­ет­ся как ин­тер­вал меж­ду са­мым низ­ким и са­мым вы­со­ким зву­ком (то­ном) в пре­де­лах воз­мож­но­стей дан­но­го го­ло­са. Вы­сот­ный Д. за­ви­сит от мно­гих фак­то­ров: воз­ра­ста, ана­то­мо-фи­зи­о­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей го­ло­со­во­го ап­па­ра­та, эмо­ци­о­наль­но­го и фи­зи­че­ско­го со­сто­я­ния че­ло­ве­ка, его обу­чен­но­сти; в про­цес­се це­ле­нап­рав­лен­ной ра­бо­ты над го­ло­сом Д. его рас­ши­ря­ет­ся. Боль­шой вы­сот­ный Д. не­об­хо­дим для рас­ши­ре­ния вы­ра­зи­тель­ных и изо­бра­зи­тель­ных воз­мож­но­стей го­ло­са, ме­ло­дич­но­сти ре­чи.

Раз­ли­ча­ют так­же Д. ди­на­ми­че­ский и Д. тем­б­раль­ный. Что ка­са­ет­ся ди­на­ми­че­ско­го Д., то он пред­став­ля­ет со­бой ряд гра­да­ций си­лы или гром­ко­сти го­ло­са. Ди­на­ми­че­ский Д. пря­мо не свя­зан с аб­со­лют­ной си­лой или гром­ко­стью. На­при­мер, го­лос, ко­то­рый мо­жет уве­ли­чи­вать звуч­ность от ед­ва слыш­но­го до уме­рен­но гром­ко­го, бу­дет по ди­на­ми­че­ско­му Д. ши­ре, чем тот, ко­то­рый вос­п­ри­ни­ма­ет­ся в пре­де­лах от гром­ко­го до не очень гром­ко­го. Ко­неч­но, нуж­но стре­мить­ся к то­му, что­бы го­лос ох­ва­ты­вал мак­си­мум гра­да­ций звуч­но­сти, — это по­зво­ля­ет сде­лать речь и хо­ро­шо слы­ши­мой, и вы­ра­зи­тель­ной. При этом на­до из­бе­гать фор­си­ро­ва­ния зву­ка, ког­да го­лос ис­ка­жа­ет­ся и на­хо­дит­ся на гра­ни сры­ва. В му­зы­ке, пе­нии и от­ча­сти в сце­ни­че­ской ре­чи при­ня­то обоз­на­чать гра­да­ции гром­ко­сти италь­ян­ски­ми тер­ми­на­ми — в по­ряд­ке воз­ра­ста­ния: пи­а­нис­си­мо (pp), пи­а­но (p), мец­цо-пи­а­но (mp), мец­цо-фор­те (mf), фор­те (f), фор­тис­си­мо (ff). Оче­вид­но, эту шка­лу удоб­но рас­про­ст­ра­нить на все слу­чаи, ког­да ана­ли­зи­ру­ют­ся гром­ко­ст­ные ха­рак­те­ри­сти­ки го­ло­са и ре­чи.

Тем­б­раль­ный Д. — это раз­но­об­ра­зие тем­б­ров, зву­ко­вая “па­лит­ра” го­ло­са, оп­ре­де­лен­ный на­бор спе­ци­фи­че­ски зву­ча­щих ва­ри­ан­тов. Из­ве­ст­но, что каж­дый че­ло­век об­ла­да­ет ин­ди­ви­ду­аль­ным, при­су­щим толь­ко ему тем­б­ром, ко­то­рый обус­лов­лен осо­бен­но­стя­ми фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния ре­че­во­го ап­па­ра­та. Но ре­че­вой ап­па­рат до­ста­точ­но пла­сти­чен и мо­жет гиб­ко пе­ре­стра­и­вать свою ра­бо­ту. Так, не пред­став­ля­ет боль­шо­го тру­да осу­ще­ст­вить на­за­ли­за­цию, ла­би­а­ли­за­цию, па­ла­та­ли­за­цию зву­ка, что при­во­дит к су­ще­ст­вен­но­му из­ме­не­нию тем­б­ра. При из­ве­ст­ной тре­ни­ров­ке уда­ет­ся про­из­воль­но рас­ши­рять и су­жать глот­ку, опу­скать и под­ни­мать гор­тань (с раз­ма­хом до 8 см), ме­нять ре­жим смы­ка­ния го­ло­со­вых скла­док. Чем боль­ше ва­ри­ан­тов ар­ти­ку­ля­ции ус­ва­и­ва­ет че­ло­век, тем раз­но­об­раз­нее в тем­б­ро­вом от­но­ше­нии зву­чит его го­лос, тем ши­ре его тем­б­раль­ный Д., а это обес­пе­чи­ва­ет бо­лее точ­ное ре­ше­ние ком­му­ни­ка­тив­ных за­дач. Лит: Мак­си­мов И. Фо­ни­ат­рия. — М., 1987; Фант Г. Аку­сти­че­ская те­о­рия ре­че­об­ра­зо­ва­ния. — М., 1964. А. А. Князь­ков

ДИК­ЦИЯ (лат. diktio — про­из­не­се­ние ре­чи) — 1) про­из­но­ше­ние, ма­не­ра вы­го­ва­ри­вать сло­ва; 2) раз­бор­чи­вость ре­чи, от­чет­ли­вость про­из­не­се­ния зву­ков, сло­гов и слов.

Хо­ро­шая Д. обус­лов­ле­на ак­тив­ной ар­ти­ку­ля­цией со­глас­ных и глас­ных. Осо­бен­но труд­но до­бить­ся хо­ро­шей Д. в тех слу­ча­ях, ког­да си­ту­а­ция тре­бу­ет го­во­рить в бо­лее бы­с­т­ром по срав­не­нию с при­выч­ным для го­во­ря­ще­го тем­пе. При зна­чи­тель­ном уве­ли­че­нии тем­па ар­ти­ку­ля­ци­он­ных дви­же­ний Д. как бы “сма­зы­ва­ет­ся”, вос­п­ри­я­тие ре­чи за­труд­ня­ет­ся, что со­вер­шен­но не­до­пу­сти­мо в пе­да­го­ги­че­ской ра­бо­те.

Для вы­ра­бот­ки бе­зуп­реч­ной Д. нуж­на це­ле­нап­рав­лен­ная тре­ни­ров­ка ре­че­во­го ап­па­ра­та. Сре­ди уп­раж­не­ний, ча­ще все­го ис­поль­зу­е­мых в этих це­лях, сле­ду­ет на­звать ско­ро­го­вор­ки и чи­с­то­го­вор­ки. По­ми­мо ре­че­вых уп­раж­не­ний в ра­бо­те над Д. по­лез­но ис­поль­зо­вать и во­каль­ные при­емы, на­при­мер пес­ни, ко­то­рые рас­счи­та­ны на ис­пол­не­ние в бы­с­т­ром тем­пе. Пе­ние пе­сен по­вы­ша­ет эмо­ци­о­наль­ный то­нус, ак­ти­ви­зи­ру­ет ды­ха­ние, за­да­ет же­с­т­кий рит­ми­че­ский ри­су­нок ис­пол­ня­е­мо­го тек­ста.

Ра­бо­та над Д., кро­ме вы­пол­не­ния ар­ти­ку­ля­ци­он­ных уп­раж­не­ний, пред­по­ла­га­ет раз­ви­тие слу­хо­вой на­блю­да­тель­но­сти. Не­об­хо­ди­мо на­кап­ли­вать в своей па­мя­ти слу­хо­вые об­раз­цы эта­лон­но­го про­из­но­ше­ния, без­уко­риз­нен­ной Д. и вме­сте с тем под­ме­чать и ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи не­бреж­но­го вы­го­ва­ри­ва­ния слов. При этом сле­ду­ет учесть, что пло­хая Д. мо­жет быть ре­зуль­та­том не толь­ко вя­лой ар­ти­ку­ля­ции, но и де­фек­тов ре­че­во­го ап­па­ра­та. Лит: Ни­коль­ская С.Т. Тех­ни­ка ре­чи. — М., 1978; Ста­нис­лав­ский К.С. Собр. соч. — Т. 3. — М., 1955; Сце­ни­че­ская речь /Под ред.И.П.Коз­ля­ни­но­вой. — М., 1976; Фи­мо­че­ва Т.Б., Че­ве­ле­ва Н.А., Чир­ки­на Г.В. Ос­но­вы ло­го­пе­дии. — М., 1989. А. А. Князь­ков

ИН­ТЕН­СИВ­НОСТЬ ГО­ЛО­СА (от лат. intensio — на­пря­же­ние] — энер­ге­ти­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка го­ло­са, ко­то­рая мо­жет быть из­ме­ре­на спе­ци­аль­ны­ми при­бо­ра­ми и оп­ре­де­ля­ет­ся зву­ко­вой энер­гией, про­хо­дя­щей за еди­ни­цу вре­ме­ни че­рез еди­ни­цу пло­ща­ди. И. г. поч­ти ни­ког­да не из­ме­ря­ет­ся не­пос­ред­ст­вен­но. При по­мо­щи мик­ро­фо­на из­ме­ря­ет­ся зву­ко­вое дав­ле­ние, а И. г., про­пор­ци­о­наль­ная квад­ра­ту зву­ко­во­го дав­ле­ния, ес­ли это нуж­но, оп­ре­де­ля­ет­ся ли­бо ана­ли­ти­че­ски (по фор­му­ле), ли­бо с по­мощью со­от­вет­ст­ву­ю­щей элек­т­рон­ной схе­мы.

Дан­ные о зна­че­ни­ях зву­ко­во­го дав­ле­ния или И. г. обыч­но пред­став­ля­ют­ся в ло­га­риф­ми­че­ской шка­ле, т. е. в де­ци­бе­лах (дБ) по от­но­ше­нию к на­чаль­но­му ло­га­риф­ми­че­ско­му уров­ню, при­ни­ма­е­мо­му за 0 (нуль). И. г. за­ви­сит от ре­жи­ма ра­бо­ты го­ло­со­вых скла­док и ве­ли­чи­ны воз­душ­но­го дав­ле­ния под ни­ми. Чем вы­ше под­скла­доч­ное воз­душ­ное дав­ле­ние и чем плот­нее смы­ка­ют­ся го­ло­со­вые склад­ки, тем боль­ше И. г.. Лит.: Фант Г. Аку­сти­че­ская те­о­рия ре­че­об­ра­зо­ва­ния. — М., 1964; Бон­дар­ко Л.В. Зву­ко­вой строй со­вре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка. — М., 1977. А. А. Князь­ков

МЕ­ЛО­ДИ­КА (от греч. melodikos — ме­ло­ди­че­ский, пе­сен­ный) — из­ме­не­ние вы­со­ты го­ло­со­во­го то­на в ре­чи, че­ре­до­ва­ние вы­со­ких и низ­ких то­нов.

Хо­тя М. вы­сту­па­ет как один из ком­по­нен­тов ин­то­на­ции, их отож­де­ст­в­ле­ние не­пра­во­мер­но, ибо в ин­то­на­ци­он­ной струк­ту­ре су­ще­ст­вен­ны и дру­гие сла­га­е­мые — па­у­зы, темп и т. д.

М. от­ли­ча­ет­ся от му­зы­каль­ной ме­ло­ди­ки: во-пер­вых, ре­че­вые то­ны сколь­зя­щие, у них нет то­наль­ной оп­ре­де­лен­но­сти, а му­зы­каль­ные — за­фик­си­ро­ва­ны на стро­го оп­ре­де­лен­ной вы­со­те; во-вто­рых, в ре­чи от­сут­ст­ву­ет фик­си­ро­ван­ная дли­тель­ность, ха­рак­тер­ная, на­при­мер, для во­каль­ной му­зы­ки. Лит.: Зин­дер Л.Р. Об­щая фо­не­ти­ка. — М., 1979; Мас­лов Ю.С. Вве­де­ние в язы­ко­зна­ние. — М., 1987; Тор­су­е­ва И.Г. Ме­ло­ди­ка ре­чи // ЛЭС. — М., 1990. А.А. Князь­ков

ПО­ЛЕТ­НОСТЬ — спо­соб­ность го­ло­са быть слы­ши­мым на боль­шом рас­сто­я­нии при ми­ни­маль­ных за­тра­тах сил го­во­ря­ще­го или по­ю­ще­го. При этом и у то­го, кто го­во­рит, и у то­го, кто слу­ша­ет, воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние об­лег­чен­но­го зву­ко­из­в­ле­че­ния — го­лос как бы “ле­тит”. Не­за­ви­си­мо от ти­па го­ло­са, вы­со­ты и тес­си­ту­ры, а так­же гром­ко­сти зву­ча­ния, в по­лет­ном го­ло­се всег­да при­сут­ст­ву­ет не­ко­то­рая ме­тал­лич­ность, слы­шит­ся сво­е­об­раз­ный “зво­но­чек” — при­звук в об­ла­сти чет­вер­той ок­та­вы, ес­ли вос­поль­зо­вать­ся нот­ным обоз­на­че­ни­ем. Вы­со­ко­ча­стот­ные обер­то­ны в этой об­ла­сти, на­зван­ные “вы­со­кой фор­ман­той”, с наи­боль­шей лег­ко­стью вос­п­ри­ни­ма­ют­ся на­шим слу­хом, по­э­то­му го­лос, в тем­б­ре ко­то­ро­го со­дер­жат­ся та­кие обер­то­ны, от­ли­ча­ет­ся хо­ро­шей слы­ши­мо­стью. По­лет­ный го­лос, ис­пы­ты­ва­ю­щий воз­дей­ст­вие все­воз­мож­ных шу­мов, рель­еф­но вы­де­ля­ет­ся и тем са­мым про­яв­ля­ет по­ме­хо­устой­чи­вость. П. — од­на из важ­ней­ших ха­рак­те­ри­стик тем­б­ра про­фес­си­о­наль­но­го, в ча­с­т­но­сти пе­да­го­ги­че­ско­го го­ло­са. Ес­ли в го­ло­се нет П., то это не толь­ко обед­ня­ет вы­ра­зи­тель­ные воз­мож­но­сти го­во­ря­ще­го, но и ука­зы­ва­ет на не­ра­ци­о­наль­ную ор­га­ни­за­цию фо­на­ции, не­до­ста­точ­ное вла­де­ние го­ло­сом. Де­ло в том, что по­яв­ле­ние вы­со­кой фор­ман­ты обус­лов­ле­но оп­ре­де­лен­ной кон­фи­гу­ра­цией ре­зо­на­то­ров ре­че­во­го трак­та, а так­же спе­ци­фи­че­ским вза­и­мо­дей­ст­ви­ем мышц ды­ха­тель­ной си­с­те­мы и гор­та­ни. Пра­виль­ная по­ста­нов­ка го­ло­са по­зво­ля­ет при­дать ему, по­ми­мо дру­гих ка­честв, и П. Лит.: Ко­зю­рен­ко Ю.И. Зву­ко­за­пись с мик­ро­фо­на. — М., 1988; Мо­ро­зов В.П. Био­фи­зи­че­ские ос­но­вы во­каль­ной ре­чи. — Л., 1977; Юс­сон Р. Пев­че­ский го­лос. — М., 1974. А.А. Князь­ков





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 990 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2317 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.