Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ є 2. »стори€ развити€ социально-психологического




«нани€.

1. ѕоиск причин социального поведени€: от античности до XX в.

2. ќформление социальной психологии в самосто€тельную науку

3. ќсновные теоретические подходы в западной социальной психологии

1.

Ќачалом научного социально-психологического знани€ можно считать анализ множества наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности.

«десь следует назвать, прежде всего, трактаты ѕлатона и јристотел€, воззрени€ которых имеют как сходство, так и различи€. –ассматрива€ социальное поведение человека, ѕлатон исходил из его физиологической природы, объедин€ющей в себе три части: голову, сердце и живот. ¬ зависимости от преобладани€ той или иной части различаютс€ и индивидуальные характеры людей, и соответственно их предназначение в обществе. “ак, у философов преобладает ум, у воинов Ч мужество, у ремесленников Ч телесные вожделени€. Ќа подобной основе ѕлатон различает и отдельные народы.

‘илософию јристотел€ в целом называют иногда "социологически ориентированной", поскольку он рассматривал человека как "социальное животное". ¬ противоположность взгл€дам ѕлатона, считавшего первичным мир идей, дающий основу дл€ познавательной де€тельности человека, јристотель утверждал, что человек не может развиватьс€ нормально вне воздействий со стороны внешнего мира, общества. јристотель раздел€л общество на аристократию (лидеров) и народные массы. ѕри этом принадлежность к тому или иному социальному классу, по јристотелю, обусловлена врожденным психологическим складом человека.

јристотель считал, что государственное устройство видоизмен€етс€ в соответствии с потребност€ми и природой людей, живущих в данном обществе. ѕлатон, наоборот, рассматривал государственное устройство как некий абсолют, установленный дл€ всех людей при всех услови€х. “аким идеалом, по ѕлатону, €вл€етс€ господство аристократии.

Ёпоха ¬озрождени€ может быть представлена двум€ мыслител€ми, исходившими из пессимистической концепции порочности человека.

»таль€нский общественный де€тель, философ и историк Ќикколо ћакиавелли (1469Ч1527) полагал, что человек не способен избавитьс€ от своих порочных склонностей к убийству, обману, вероломству. ћакиавелли рассматривал общество как аморальное по своей сути, а власть как высшую ценность, утвержда€, что Ђцель оправдывает средстваї ¬ наиболее известном трактате ћакиавелли "√осударь" даютс€ советы, как манипулировать людьми. ¬последствии термин "макиавеллизм" стал использоватьс€ дл€ названи€ действий людей, пренебрегающих нормами общечеловеческой морали ради достижени€ политических целей.

ƒругим представителем пессимистической точки зрени€ на природу человека €вл€лс€ английский философ “омас √оббс (1588Ч1679). ќн считал, что люди в силу своей натуры про€вл€ют тенденции к враждебности по отношению друг к другу и "борьба всех против всех" €вл€етс€ естественной дл€ человечества. “ак же, как и ћакиавелли, √оббс про€вл€л пренебрежение к законности или морали, когда касалс€ прагматических вопросов эффективности государства, основанного на силе.

¬ XVIII в. идеи √оббса получили сравнительно широкое распространение. ќднако в то же врем€ они были подвергнуты и критике со стороны тех философов, которые считали, что человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формиру€ негативные черты. “акой веры в естественную доброту человека придерживались ∆.-∆. –уссо, ».  ант, ƒ. ƒидро, ћ.  ондорсе. ѕоследователи √оббса называли сторонников этой позиции "романтиками", полага€, что их собственный взгл€д на природу человека €вл€етс€ "реалистическим".

ћногие идеи √оббса подверглись дальнейшей разработке. ѕринцип личной выгоды как первопричину социального поведени€ человека обосновывал современник философ и экономист јдам —мит (1723Ч90). ќн считал, что благососто€ние общества должно строитьс€ на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере. ќн считал, что люди, преследу€ свои экономические интересы, ведомы "невидимой рукой" на благо общества, производ€ необходимые товары и услуги.

¬ажной вехой становлени€ социальной психологии как науки были работы французского философа ќгюста  онта (1798Ч 1857). ѕорой его даже называют "единственным отцом социальной психологии"

¬ 1854 г. в последнем томе своей "—истемы позитивной политики"  онт за€вил о своем намерении создать "систему позитивной морали", име€ в виду -под этим термином, по сути, социальную психологию. ќднако он не успел осуществить свой замысел.

 онт обратил внимание на следующий парадокс: как человек может в одно и то же врем€ воздействовать на общество и сам формироватьс€ под его вли€нием. ѕо мнению  онта, психика человека развиваетс€ только в обществе и он всегда должен рассматриватьс€ исход€ из своего социального окружени€.  онт €вл€лс€ также основателем методологии позитивизма, в соот≠ветствии с которой при изучении поведени€ человека и €влений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Ќесмотр€ на известную ограниченность такого подхода, он обеспечил определенную основу дл€ возникновени€ эмпирического направлени€ в области социальных наук.

¬о второй половине XIX в. интерес к социально-психологической проблематике возрастает в разных странах. ¬ √ермании формируетс€ научна€ школа, сосредоточивша€ свое внимание на изучении психологии народов. Ёто направление возникло под вли€нием идей √егел€ о "мировом духе" или "мировом разуме", который направл€ет развитие цивилизации и общества в соответствии с диалектической логикой. «десь необходимо отметить, в первую очередь, концепцию "народной психологии" философа ћ. Ћацаруса (1824Ч1903) и €зыковеда √. Ўтейнтал€ (1823Ч 1899), которые в 1860 г. в Ѕерлине начали выпускать "∆урнал психологии народов и €зыкознани€". «а 30-летний период было опубликовано 20 томов этого издани€, которое рассматриваетс€ некоторыми как первый журнал социальной психологии. ќни объ€вили целью своего журнала "открытие законов, которые про€вл€ютс€ повсюду, где массы живут и действуют как единое целое" Ќа его страницах социально-психологическа€ проблематика рассматривалась исход€ из филологической, антропологической и исторической ориентации. ѕри этом €влени€ культуры прослеживались в их историческом развитии.

  указанному направлению можно отнести и работы "отца психологии" ¬. ¬ундта (1832Ч1920). ƒес€ть томов его "ѕсихологии народов" были опубликованы с 1900 по 1920 г.   сфере изучени€ "народной психологии" ¬ундт относил "те психические продукты, которые создаютс€ вследствие общественного характера человеческой жизни и поэтому необъ€снимы только исход€ из индивидуального сознани€" “ак, он считал, что €зыки, мифы и обычаи по своему происхождению социальны. ¬ соответствии с этим объектом социально-психо≠логического исследовани€ должен выступать €зык, миф, обычай.

¬ конце XIX Ч начале XX в. ведетс€ активный исследовательский поиск движущих сил, определ€ющих социальное поведение. ’арактерной чертой многих работ этого периода было выделение того или иного доминирующего фактора при анализе социально-психологической проблематики. ѕодобное упрощение сводило основы всех социально-психологических €влений к единственному объ€снению. ”. Ѕаджот и √. “ард называли в качестве такого фактора подражание, √. Ћебон Ч внушение, ”. ƒжеймс Ч привычку, ”. ћакдугалл и ”. “роттер Ч инстинкт, Ё. ƒюркгейм и Ћ. Ћеви-Ѕрюль Ч "коллективное сознание".

Ѕольшое вли€ние на развитие социально-психологической мысли оказали труды английского естествоиспытател€ „. ƒарвина (1809Ч1882). ¬ соответствии с принципом естественного отбора, который был им сформулирован, в "борьбе за существование" выживают особи "наиболее приспособленные".

ћногие последователи ƒарвина обратились к его теории эволюции органического мира, чтобы использовать ее как основу дл€ объ€снени€ социальных и социально-психологических €влений. Ќа этой почве возник социальный дарвинизм, который делал акцент на "борьбе за существование" посредством межличностных и межгрупповых конфликтов, хот€ сам ƒарвин был далек от такой мысли. ќснователем социального дарвинизма €вл€етс€ английский философ и социолог √. —пенсер (1820Ч1903), выступивший со своими собственными эволюционными иде€ми и предвосхитивший точку зрени€ ƒарвина. —пенсер использовал дарви≠низм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими. »сход€ из этого, он оправдывал войны, политику колониализма и вообще любые действи€, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

¬след за —пенсером многие мысли≠тели второй половины XIX в. считали расовые, этнические, на≠циональные и классовые различи€ людей функцией биологиче≠ских факторов, обусловленных эволюционными процессами есте≠ственного отбора. ’от€ позиции этих исследовате≠лей по многим вопросам были различны, все они исходили из того, что биологическое изменение €вл€етс€ детерминантой изменени€ социального.

Ѕольшой вклад в формирование социально-психологического знани€ внес австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. ‘рейд (1856Ч1939). Ѕудучи основоположником психоанализа и соответствующей научной школы, ‘рейд в то же врем€ оказал значительное вли€ние на развитие всех социальных наук в XX в. ¬ отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведени€, ‘рейд полагал, что инстинктивные им≠пульсы человека приход€т в конфликт с интересами общества. ¬се разнообразие инстинктов ‘рейд сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь. ѕри этом общество рассматривалось как враждебна€ человеку сила, подавл€юща€ его инстинктивные импульсы, результатом чего €вл€ютс€ фрустрации. ‘рейд признавал необходимость цивилизации, дл€ того чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничтожени€ друг друга. ќднако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера.

ѕо мнению ‘рейда, именно в самой природе общества заложено стремление наход€щихс€ у власти лиц преп€тствовать свободному выражению импульсов людей, не имеющих власти. ѕри этом он видел необходимость в такой социальной системе, котора€ могла бы регулировать про€влени€ человеческой агрессивности.

Ќесмотр€ на у€звимость многих положений психоаналитической теории ‘рейда, она позволила по-новому подойти к объ€снению р€да социально-психологических феноменов. Ќа «ападе уже более полувека фрейдизм выступает в качестве одной из главных философских основ социальной психологии.

‘рейд был последним из крупных мыслителей, пытавшихс€ строить социально-психологическую теорию без соответствующего подкреплени€ эмпирическими данными. Ќа рубеже XIXЧ XX вв. в развитии социальной психологии начинаетс€ новый период Ч исследователи обращаютс€ к лабораторному эксперименту.

јмериканский психолог Ќ. “риплетт обратил внимание на то, что велогонщики часто достигают гораздо лучших результатов в ситуаци€х непосредственного соревновани€ друг с другом, нежели тогда, когда проход€т свою дистанцию в одиночестве, ориентиру€сь лишь на секундомер. — целью верификации этих выводов “риплетт провел следующий эксперимент. «адача ис≠пытуемых (детей от 8 до 17 лет) состо€ла в том, чтобы наматывать лесу на катушку спиннинга. ¬ одной серии испытуемые были разбиты на пары и каждого из двоих просили работать бы≠стрее, чем его оппонент. ¬ другой серии испытуемые работали в одиночестве и их инструктировали наматывать лесу так быстро, как только они могут. “риплетт обнаружил, что большинство детей работали быстрее в услови€х соревновани€ друг с другом, нежели в одиночестве. —тать€ “риплетта с изложением этих данных была опубликована в 1897 г. в "јмериканском психологическом журнале", а сам автор с тех пор приобрел репутацию пер≠вого экспериментатора в социальной психологии. ќднако такое начало не привело сразу к заметному увеличению количества лабораторных экспериментов. ѕодавл€ющее число экспериментальных работ было проведено социальными психологами в течение последних сорока лет.

 

2.

¬ажной вехой на пути окончательного оформлени€ социальной психологии в самосто€тельную науку €вилась публикаци€ в 1908 г. сразу двух учебников Ч "¬ведение в социальную психологию" английского психолога ”. ћакдугалла и "—оциальна€ психологи€" американского социолога Ё. –осса. ћакдугалл развивал "гормическую" теорию поведени€ людей в группах (от греческого "горме", что означает "животный импульс" и переводитс€ на многие €зыки как инстинкт). »так, поведение людей объ€сн€лось на основе инстинктов, направл€ющих все живое к определенным, биологически значимым цел€м. –осс, наход€сь под сильным вли€нием французской социально-психологической мысли, использовал концепцию подражани€ в качестве ключевого принципа при анализе социального поведени€.  ажда€ из этих двух книг выдержала более двадцати изданий и внесла важный вклад в развитие социальной психологии как самосто€тельной науки.

«начительным событием дл€ социальной психологии стало по€вление крупной работы двух социологов Ч американца ”. “омаса и пол€ка (затем переехавшего в —Ўј) ‘. «нанецкого "ѕольский кресть€нин в ≈вропе и јмерике". »х произведение состо€ло из п€ти томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 г. в —Ўј. Ёто был итог исследовани€, длившегос€ более дес€ти лет и посв€щенного приспособлению к новым услови€м жизни польских кресть€н, эмигрировавших в јмерику. ¬первые в качестве эмпирической основы исследовани€ широко использовались личные документы (письма, биографический и автобиографический материал). Ѕыло обнаружено сильное вли€ние социальной груп≠пы на поведение и установки ее членов. “огда “омас и «нанецкий определили социальную психологию как "научное исследование установок". — тех пор изучение установок прочно вошло в основ≠ную проблематику западной социальной психологии.

–€д американских авторов считает, что начало измерени€ установок также можно отнести к одной из важных вех формировани€ современной социальной психологии (Krech et al., 1962). ѕервым, кто обратилс€ к измерению установок (1925), был американский социолог Ё. Ѕогардус, приобретший с тех пор научную из≠вестность во многом благодар€ своей шкале "социальной дистанции". ѕод социальной дистанцией он имел в виду степень приемлемости, которую выражает личность по отношению к представителю другой социальной группы. Ѕогардус использовал свою шкалу с целью измерени€ и сравнени€ установок американцев к некоторым этническим группам. Ёто исследование повлекло за собой целый р€д работ, в результате которых были созданы различные шкалы дл€ измерени€ установок.

¬ 1928 г. Ћ. “ерстоун предложил использовать при измерении установок тот же методический подход, что и в психофизике, разработав в итоге шкалу "равных интервалов". ќн также определил р€д правил дл€ конструировани€ шкал установок. „ерез год Ћ. “ерстоун и Ё. „ейв применили шкалу "равных интервалов" с целью измерени€ отношений к религии. Ёта шкала включала в себ€ пункты, ранжированные от "высшей" до "низшей" благожелательности. –аботы Ѕогардуса и “ерстоуна послужили важным толчком дл€ создани€ многочисленных шкал установок.

¬ начале 30-х гг. –. Ћайкерт разработал методику, использующую континуум, на котором опрашиваемый мог локализовать тот или иной оттенок своей установки. Ёта сравнительно проста€ форма шкалировани€ установок широко используетс€ и сегодн€.

«а этими шкалами последовали другие, среди которых следует отметить социометрический метод якоба ћорено (1892Ч1974), уроженца –умынии, получившего высшее образование в ¬ене и с середины 20-х гг. работавшего в —Ўј. Ётот метод, обнародованный им в 1933 г., предназначалс€ дл€ измерени€ динамики межличностных отношений в группе. ¬ соответствии с концепцией ћорено, межличностные отношени€, особенно предпочтени€ и непри€ти€, представл€ют собой главные характерные черты человеческой жизни. —оциометрический метод позвол€ет получить картину предпочтений и непри€тий среди членов группы. Ёту картину можно представить графически в виде социограммы. ƒругой способ обработки данных Ч конструирование социометрических индексов, позвол€ющих дать количественное выражение социометрического статуса каждого члена группы и раз≠личных аспектов групповой структуры. — помощью социометрии получено немало важных данных о строении группы и ее функционировании. ѕостепенно социометри€ превратилась в отдельное направление западной социальной психологии.

—реди выдающихс€ исследователей, в значительной степени повли€вших на формирование лица современной социальной психологии, необходимо назвать  . Ћевина (1890Ч1947), работавшего до 1933 г. в √ермании, а затем эмигрировавшего в —Ўј. Ћевин привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. »з физики он заимствовал общее представление о "поле сил", а из математики Ч пон€ти€ топологии (отрасли знани€, изучающей наиболее общие свойства геометри≠ческих фигур). ƒанные положени€ Ћевин использовал как основу дл€ анализа индивидуального и социального поведени€. ѕоэтому система его взгл€дов называетс€ "психологи€ пол€" или "топологическа€ психологи€".

¬ соответствии с теоретическим подходом Ћевина человек и его окружающа€ среда €вл€ютс€ компонентами единого динамического пол€, обладающего такими свойствами, как дифференцированность, изменчивость и атмосфера. –азличные части этого пол€ взаимозависимы. ќтсюда следует, что значение одиночного факта можно пон€ть, лишь исход€ из той позиции, которую он занимает в поле.  ак отмечал Ћевин, каждый психологический факт зависит от состо€ни€ личности и в то же самое врем€ обусловлен окружающей средой, хот€ их сравнительна€ важность различна в различных случа€х. ярким примером его творчества €вл€етс€ эксперимент (один из первых в социальной психологии групп), проведенный совместно с –. Ћиппиттом и –. ”айтом в 1938 г. ÷ель его состо€ла в изучении некоторых аспектов функционировани€ группы при различных типах групповой "атмосферы". Ёкспериментаторы организовали дл€ дес€тилетних мальчиков "клубы", члены которых на добровольной основе занимались изготовлением театральных масок, сборкой моделей самолетов и т.д. ƒети встречались периодически в течение нескольких недель. »сход€ из цели эксперимента, взрослые руководители групп создавали в них атмосферу того или иного типа: "автократическую", "демократическую" или "laissez-faire" (полной свободы дл€ прин€ти€ решений без какого-либо участи€ руководител€).Ѕыло обнаружено, что каждый из данных стилей руководства оказывает различное вли€ние на групповую "атмосферу".  ак отмечает в своем учебнике дл€ студентов американский психолог Ё. ’олландер, особа€ значимость этой работы Ћевина состо€ла в том, что она открыла возможности экспериментировани€ в лаборатории на "социальных системах" небольшого масштаба и свидетельствовала о "достижении социальной психологией своего совершеннолети€" (Hollander, 1971. –.70). ¬ажным результатом данной работы было также широкое развитие исследований в области "групповой динамики".

  концу 30-х гг. социальна€ психологи€ достигла своего наибольшего развити€ в —Ўј. ѕодъему социальной психологии способствовало по€вление трех специальных журналов, посв€щенных этой отрасли знани€. ¬ 1936 г. Ћевин основал ќбщество психологического исследовани€ социальных проблем (The Society for the Psychological Study of Social Issues), котopoe успешно работает по насто€щий день, объедин€€ сейчас более трех тыс€ч социальных психологов —Ўј и р€да стран, в том числе и –оссии.

¬ эти же годы начинает про€вл€тьс€ все более отчетлива€ тенденци€ привлечени€ социальных психологов к решению прикладных задач, главным образом в сфере де€тельности индустриальных организаций. ¬ последующем огромное вли€ние на развитие социально-психологического знани€ оказала ¬тора€ мирова€ война. ѕо задани€м нескольких военных ведомств —Ўј было проведено большое количество социально-психологических работ, охвативших широкий круг проблем. ћожно отметить исследовани€ лидерства, морального состо€ни€ войск, природы паники, первичных воинских групп, отношений между представител€ми различных рас и культур, действи€ слухов с целью контрол€ над их распространением и р€д других проблем "психологической войны".

јмериканский социолог ‘. ”экслер даже считает, что "массовое развитие социально-психологической профессии, по крайней мере в —оединенных Ўтатах, было в меньшей степени результатом индустриального научного менеджмента, а в большей Ч созданием военных" (Wexler, 1983. –. 45).

¬ последние дес€тилети€ в —Ўј отмечаетс€ дальнейшее расширение сферы социально-психологических работ (и теоретических, и прикладных), возникновение новых научных центров, увеличение выпуска дипломированных социальных психологов. “ак, к 1970-м гг. секци€ социальной психологии и психологии личности стала самым многочисленным подразделением јмериканской ѕсихологической јссоциации. —оциальные психологи составл€ли одну четверть всех университетских психологов. ¬ыход в свет в 1968 г. п€титомного "–уководства по социальной психологии" считаетс€ важной вехой в ее развитии (Lindzey and" Aronson, 1968). Ётот фундаментальный труд до сих пор выполн€ет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологического знани€. ≈го последнее дополненное переиздание вышло в 1985 г.

¬ качестве характерной тенденции развити€ американской социальной психологии последнего времени можно отметить несомненное повышение ее научного статуса. Ёто дало повод за€вить одному из ее представителей Ё. Ѕершайду, что "социальна€ психологи€ зан€ла почти центральное положение в современной психологической науке" (Berscheid, 1992. –. 531). Ќар€ду с возрастанием числа лабораторных социально-психологических исследований расшир€етс€ сфера прикладных работ. —оциально-психологические знани€ все шире используютс€ дл€ решени€ проблем формировани€ здорового образа жизни, преодолени€ стрессовых ситуаций, бережного отношени€ к природным ресурсам, профилактики отклон€ющегос€ поведени€.

ћожно сказать, что определенные исторические услови€ способствовали развитию социальной психологии именно в —Ўј, в то врем€ как в ≈вропе до 60-х гг. XX в. социальна€ психологи€ не смогла найти достаточной общественной поддержки.  ак отмечает немецкий психолог  . √рауманн, в довоенной (до ¬торой мировой войны) ≈вропе социальна€ психологи€ не имела надлежащих институтов, были лишь отдельные ученые, интересовавшиес€ ее проблематикой (’ьюстон и др., 2001). —реди наиболее €рких исследователей можно назвать ‘. Ѕартлетта в јнглии и ∆. ѕиаже в Ўвейцарии, плодотворно работавших и в послевоенный период.

Ѕартлетт обнаружил, что социальные факторы играют значительную роль в процессах воспри€ти€, воображени€, воспоминани€ и мышлени€. ѕри этом различные социальные вли€ни€ на людей обусловлены их принадлежностью к тем или иным социальным группам. ¬ частности, Ѕартлетт показал, что наблюдение и воспоминани€ обычно социальны по своей природе, а также социально обусловлены.

ѕиаже рассматривал психологию развити€ ребенка в социально-психологическом аспекте, св€зыва€ это развитие с совершенствованием морального сознани€ ребенка. ќн полагал, что "психическа€ жизнь может рассматриватьс€ как социализированна€ органическа€ жизнь" (Piaget, 1970. –.242). ≈го главные интересы были сосредоточены в области генетической эпистемологии (теории познани€), включа€ эксперименты по моральному развитию детей. -Ёти эксперименты привели ѕиаже к изучению кооперации и развити€ идеи справедливости у детей. ¬клад ѕиаже в разработку проблем социализации ребенка неоспорим. ≈го теори€ когнитивного развити€ открыла новую страницу в детской социальной психологии.

јктивизаци€ социально-психологической науки в ≈вропе отмечаетс€ в течение последних четырех дес€тилетий. ¬ 1966 г. была основана ≈вропейска€ ассоциаци€ экспериментальной социальной психологии (EAESP), играюща€ сейчас заметную роль в объединении усилий социальных психологов ≈вропы. ¬ажна€ тенденци€ развити€ социально-психологической мысли в ≈вропе состоит в том, что все большее число исследователей начинает отходить от научных стандартов, заданных американской социальной психологией, демонстриру€ свою теоретическую и методологическую самосто€тельность. Ќачинаетс€ поиск альтернатив развити€ социальной психологии на иных, нежели в —Ўј, основани€х. —тара€сь преодолеть свойственный американской социальной психологии "ползучий эмпиризм", делающий акцент на лабораторном эксперименте, европейские ученые провозглашают необходимость осуществлени€ исследовательской работы, исход€ из более широкого "социального контекста", который включал бы в себ€ актуальные проблемы современного европейского сообщества.

Ќасто€щий этап развити€ социальной психологии как науки на «ападе оцениваетс€ неоднозначно. Ќакоплен огромный эмпирический (в том числе экспериментальный) материал. ќднако высказываетс€ больша€ неудовлетворенность качеством теоретического осмыслени€ этого материала. ¬ прикладной сфере социальна€ психологи€ также не оправдывает многих ожиданий. Ќеслучайно в р€де западных публикаций двух последних дес€тилетий говоритс€ о "кризисе" социальной психологии.

ќднако современное состо€ние социальной психологии (даже если согласитьс€ с термином "кризис") можно рассматривать как своеобразную "болезнь роста". —оциальна€ психологи€, несмотр€ на свою долгую предысторию, €вл€етс€ молодой наукой.

 

3.

¬ современной западной социально-психологической науке прин€то выдел€ть следующие основные теоретические подходы: социокультурный, эволюционный, социальное научение, феноменологический и социально-когнитивный (Kenrick, Neuberg and Cialdini, 2002).  аждый из этих подходов представл€ет собой совокупность теорий, объединенных общей методологической позицией.

—оциокультурный подход. ќсновы такого подхода были заложены в одном из первых учебников по социальной психологии Ё. –осса, опубликованном в 1908 г. ѕо его мнению, источники социального поведени€ людей присущи не отдельной личности, а социальной группе. –осс рассматривал группу как своеобразную целостность, обладающую свойственным ей сознанием. ¬ самом начале своей книги –осс определил социальную психологию как науку о "психических стади€х и течени€х, которые возникают среди людей вследствие их св€зей" (Ross, 1908. –. 1). Ќар€ду с –оссом другие социологически ориентированные теоретики также подчеркивают роль социального окружени€ в психических про€влени€х отдельных индивидов. ¬ соответствии с современным социокультурным подходом считаетс€, что убеждени€, ценности и предрассудки человека обусловлены прежде всего факторами группового уровн€ (наци€, социальный класс, нормы культуры).

¬ центре данного теоретического подхода находитс€ концепци€ культуры, которую мы самым общим образом можем определить как знани€, убеждени€, обычаи и €зык, передаваемые из поколени€ в поколение в пределах определенного общества. »так, можно сказать, что социокультурный подход объ€сн€ет социальное поведение вли€нием больших социальных групп.

Ёволюционный подход. ≈сли исследователи социокультурного направлени€ рассматривают в первую очередь различи€ в поведении людей, представл€ющих разные культуры, то сторонники эволюционного подхода, наоборот, интересуютс€ €влени€ми сходства как в разных культурах, так и среди различных представителей живых организмов (включа€ человека). Ќачала такого подхода были представлены в другом раннем учебнике по социальной психологии ”. ћакдугалла, также вышедшем в 1908 г. ≈го автор ищет корни социального поведени€ человека в его физической и психической предрасположенности, котора€ помогала нашим предкам выживать и давать потомство. ÷ентральной дл€ эволюционного подхода €вл€етс€ иде€ естественного отбора, выдвинута€ „. ƒарвином. ¬ соответствии с ней предполагаетс€, что животные, наиболее приспособленные к услови€м окружающей среды, имеют больше шансов выжить и произвести на свет жизнеспособное потомство, передав ему по наследству соответствующие свойства. —о временем новые свойства живых организмов, больше подход€щие дл€ определенной среды, приход€т на смену менее пригодным дл€ жизни и т.д.

 онечно, было бы ошибкой полагать, что эволюци€ могла привести к формированию лишь негативных "инстинктов", которые "запрограммированы при рождении" и не могут подвергатьс€ сильному вли€нию среды. »меетс€ немало современных данных, убедительно говор€щих о том, что биологические факторы оказывают разное вли€ние на человека и другие животные организмы, и эти факторы св€заны также с воздействием окружающей среды. ƒаже самые основные биологические потребности, такие как голод, привод€тс€ в действие факторами окружающей среды. »так, эволюционный подход направлен на поиск причин социального поведени€ в физических и психических склонност€х, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство.

“еори€ социального научени€. √ораздо более современной и попул€рной, чем два предыдущих направлени€, €вл€етс€ сейчас на «ападе, особенно в —Ўј, теори€ социального научени€. Ётот подход к исследованию социального поведени€ об€зан своим происхождением трудам ј. Ѕандуры и –. ”олтерса, в которых социальное поведение рассматриваетс€ как продукт прошлого опыта индивида и его научени€ в процессе получени€ вознаграждений и наказаний. ѕри этом особенно подчеркиваетс€ роль подражани€ в развитии тех или иных поведенческих форм. Ўирокую известность приобрели эксперименты Ѕандуры по моделированию обучени€ детей посредством использовани€ наблюдени€. “ак, например, было обнаружено, что дети могут научитьс€ агрессии, наблюда€ за различными формами агрессивного поведени€ взрослых. Ёти важные выводы поддерживают положение о том, что агресси€ не €вл€етс€ свойством, непременно присущим человеку (как полагают многие), но может оказыватьс€ результа≠том вли€ний со стороны окружени€. Ѕандура также подчеркивал роль убеждений, ожиданий, возможности выбора и самоподкреплени€ как важных факторов, определ€ющих индивидуальное поведение. »так, можно заключить, что данный подход удел€ет основное внимание опыту научени€ в прошлом как детерминанту социального поведени€ индивида.

‘еноменологический подход. ¬ отличие от всех трех упом€нутых выше подходов, удел€ющих определенное внимание окружающей среде, феноменологический подход, наоборот, делает акцент на уникальной точке зрени€ индивида, или его феноменологии. ¬ соответствии с таким подходом, который ведет свое начало от работ  . Ћевина, социальное поведение человека направл€етс€ именно его субъективной интерпретацией событий социального мира. ÷ентральным в системе взгл€дов Ћевина на социальное поведение человека €вл€етс€ пон€тие "жизненного пространства". ¬ это "пространство" входит вс€ сумма возможных событий, которые вли€ют на индивида из прошлого, насто€щего и будущего, как это ему представл€етс€. ѕри этом поведение человека €вл€ет собой его движение сквозь участки данного жизненного пространства. ќдни из этих участков привлекательны, а другие Ч не привлекательны. Ћевин полагал, что интерпретаци€ человеком той или иной ситуации св€зана с его цел€ми в данный момент. “ак, если фанату какой-либо футбольной команды не терпитс€ вв€затьс€ в драку с поклонниками "чужой" команды, он может интерпретировать случайный толчок как агрессивный выпад с другой стороны. ќбщепризнано, что подход Ћевина, основанный на цел€х, взаимодействии человека и ситуации и феноменологии, оказал огромное вли€ние на социальную психологию. »так, суть феноменологического подхода состоит в том, что социальное поведение направл€етс€ субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды.

—оциально-когнитивный подход. —читаетс€, что внимание сторонников предыдущего, феноменологического, подхода к внутреннему опыту человека привело естественным образом к тесным св€з€м между социальной и когнитивной психологией, подчеркивающей роль "внутренних", ментальных процессов. ќсновна€ проблематика когнитивной психологии Ч это процессы ощущени€, воспри€ти€, интерпретации, суждени€ и запоминани€ со≠бытий окружающей среды. «а последние двадцать лет число социальных психологов, обратившихс€ к социально-когнитивному подходу, значительно возросло. —торонники этого подхода изучают психические процессы, св€занные с тем, какие именно событи€ привлекают внимание человека, как он интерпретирует эти событи€ и хранит в своей пам€ти. ѕредполагаетс€, что социальное поведение человека направл€етс€ его вниманием к тому или иному аспекту ситуации, его пониманием этой ситуации и, наконец, возникшими у него ассоциаци€ми данного событи€ с аналогичным опытом прошлого, сохранившимс€ в пам€ти. »так, социально-когнитивный подход сосредоточиваетс€ на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные событи€, интерпретирует их и сохран€ет в пам€ти.

–ассмотренные выше различные подходы к пониманию социально-психологических €влений не противоречат друг другу.  аждый из них представл€ет собой лишь одну из граней социально-психологического анализа. ѕоэтому указанные подходы можно рассматривать как взаимодополн€ющие. Ћишь сочетание всех этих подходов, их комплексное использование обеспечивают всесторон≠нее изучение того или иного €влени€ социальной психологии.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1370 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1448 - | 1250 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.033 с.