1. Наследование есть преемство в частноправовой сфере человека (наследственное преемство).
Как бы ни конструировать это преемство, несомненно одно, что с его помощью достигается в обороте прочность существования гражданских прав и обязанностей, несмотря на кратковременность существования носителя их – человека. Образно можно даже представить себе, что благодаря наследованию человек в праве как бы не умирает, а продолжает существовать в лице своих преемников[см. сноску 1]. Следовательно, для наследственного преемства необходимы: наследодатель (человек, а не юридическое лицо)[см. сноску 2], наследник (им может быть и юридическое лицо), наследство (наследственная масса) и основание, в силу коего призывается кто-либо к наследованию (§ 48). Совокупность правил, регулирующих наследственное преемство, и составляет наследственное право в объективном смысле. Его необходимо строго отличать от права наследования, как права лица стать и быть наследником (юридическое положение наследника) т.е. от наследственного права в субъективном смысле. К сожалению, наши гражданские законы усвоили взгляд на наследование, преимущественно как на способ (порядок) приобретения имуществ. Поэтому, и наследственное право изложено у нас в кн. III гражданских законов, посвященной порядку приобретения и укрепления прав на имущества в особенности (разд. I, гл. V о духовных завещаниях и разд. II о приобретении имуществ наследством по закону). Такой взгляд обнаруживает, однако, лишь одну сторону дела – преемство, как наследственное право в объективном смысле. Другая же сторона – право наследования и вообще юридическое положение наследника, остается в т. Х ч. 1 в большой тени, давая, вследствие этого, место целому ряду сложных и запутанных контроверз в области нашего права наследования и составляя наиболее важный пробел нашего законодательства. Кроме того, нельзя не подчеркнуть, что взгляд на наследование, как на способ приобретения имуществ, и сам по себе довольно узок. Понятие наследования, как и самое наследство далеко не исчерпываются понятием о приобретении имуществ (2).
2. Наследство не есть лишь совокупность: а) имущественных прав умершего человека (актив), но и б) имущественных обязанностей (пассив).
а. Следовательно, получив наследство, лицо может иногда на деле не только не приобрести имуществ, но и уплатить своим имуществом долги наследодателя. Между тем, наш закон, определяя наследство, как совокупность имуществ, прав и обязательств (см. 1104), не выделяет с надлежащей ясностью пассива наследственной массы и не подчеркивает, вместе с тем, что в состав наследства могут входить и некоторые личные права, а не только имущественные[см. сноску 3]. Именно, не переходят к наследнику те личные права, кои по своей природе тесно связаны с нравственным существом наследодателя и с его смертью перестают существовать в гражданском обороте. Поэтому, не входят в состав наследства: семейные права (напр., право супружеской или родительской власти). Напротив, само собой понятно, что в состав наследственной массы войдут вещные и обязательственные права и иски. В состав наследственной массы войдет также право наследования (73/201, 01/44). Все эти права и есть актив наследственной массы, т.е. все то, что наследодатель имел или мог требовать: наличное и долговое имущество (ст. 416–419, 1258), а равно и некоторые личные права[см. сноску 4].
б. Пассив же наследственной массы составляют все те обязанности, исполнение которых лежало на наследодателе. Эти обязанности имущественного характера (долги, ст. 1259), но в современном праве возможны и личные обязательства[см. сноску 5].
Итак, актив и пассив составляют наследство, но для понятия наследства характерно еще то, что актив и пассив мыслятся, как цельная, единая масса. Поэтому, раз эта масса состоит из актива и пассива, то не может быть уже наследования в одном активе или одном пассиве. Поэтому же наследство, как в активе, так и в пассиве, приобретается одним актом – принятием наследства (§ 50).