Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В чем состоит роль философии в культуре?




Роль философии в культуре определяется тем, что филосо­фия является рефлексией над основаниями культуры. «Фило­софия извлекает культурные смыслы из социально-историче­ского контекста, очищает их от исторической конкретики и превращает в чистые логические конструкции — понятия, из которых начинает конструировать возможные идеальные миры»2. Обоснование мысли о возможности различных вари-

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 33.

2 Волков М. Генезис науки: Проблема социокультурных истоков. Улья­нов., 2000. С. 61-62.

антов ценностных, социальных, культурных и иных порядков,, а следовательно, мысли об оценке наличного бытия не как единственно возможного и наилучшего является интеллектуаль­ным завоеванием философии.

Ответ на вопрос о роли философии в культуре тесно связан с определением сущности культуры. С точки зрения деятель-ностного подхода культуру можно определить как систему ис­торически развивающихся внебиологических программ челове­ческой деятельности. Культура в этом плане выступает как си­стема разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение кото­рых делает человека человеком, обладающим языком, сознани­ем, искусством, наукой, религией, моралью, современной ин­дустрией и т. д. Культура передается от поколения к поколе­нию по принципу множества социальных эстафет и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.

Что является основанием универсальности культурных цен­ностей? Чем задаются универсалии культуры? Для чего живет человек? Главная задача философии и состоит в том, чтобы ре­шить проблему обоснованности ценностей. Она призвана объяс­нить, почему нужно отдать предпочтение одним ценностям пе­ред другими, задавая тем самым человеку четкие критерии вы­бора. Для ответа на эти вопросы философия использует знание, получаемое посредством рефлексии, пытающейся при­дать объективное значение переживаемой субъектом очевидности. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Вследствие этого философия выступает в важней­шей роли хранителя идеалов культуры как сферы свободной самореализации личности. Философия познает человека по­средством рефлексивного метода — через осмысление получен­ных в процессе личного опыта данных о свободе, ответствен­ности, ценностях и условий, в которых они сложились. Такой подход не «овеществляет» человека, превращая его в объект, и не ставит существование человека как человека под угрозу.

Методологическая (соотнесение различных, специфических способов видения объектов) и мировоззренческая (выработка упорядочивающих схем деятельности и поведения, гармонизи­рующих отношения человека и мира) функции философии слиты воедино. Философия — это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, выступающее в роли мето­дологии. Философия соотносит все формы, в которых мир дан человеческому сознанию,— объективный мир научного иссле-

дования, присущий искусству образно-символический способ освоения мира, морально-регулятивные принципы и нормы, способы мистического познания. Именно эту черту философии М. М. Бахтин характеризовал как «метаязык» всех наук (и всех видов познания и сознания). Философские проблемы возника­ют в контексте задачи построения целостной картины мира и выведения из нее определенных жизненных принципов. Способ появления философских проблем двоякий: либо в результате имманентного развития самой философии, столк­новения идей; либо в результате развития практики в любой сфере человеческой деятельности с точки зрения того, что она дает для видения действительности как определенный культур­ный феномен.

Философия как «критическая наука об общеобязательных ценностях» (определение принадлежит немецкому филосо­фу-неокантианцу В. Виндельбанду) в качестве объекта своего исследования имеет обладающие абсолютным значением оценки, «хотя бы они фактически не пользовались признани­ем или даже никем не признавались»1. Философия выявляет принципы нормативного сознания как абсолютного мерила логической, этической и эстетической оценки, т. е., обознача­ет высшие точки культурного развития или основания куль­туры.

В то же время, как отмечал А. Швейцер, философия долж­на не только исследовать нормативное сознание, но и нести культурные ценности в качестве действенных идей в обще­ственное мнение. А по образному выражению К. Маркса, фи­лософия должна не просто объяснять мир, а быть средством его изменения, причем к лучшему. По мнению А. Швейцера, именно этические ценности задают ориентиры всем сферам человеческой деятельности, культура носит этический харак­тер, отсюда вытекает роль философии как «стража культуры». Этот «страж» должен своевременно предупреждать людей о кризисе этических ценностей, способных породить культур­но-творческую деятельность: философия «должна была бы вну­шить людям, что им надлежит бороться за идеалы, на которых зиждется культура. Она должна была бы попытаться обосно­вать эти идеалы сами по себе, в их внутренней истинности... и поддержать (тем самым.— Л.Я.) их жизнеспособность»2.

1 Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. M.s 1995. С. 46.

2 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры: Избранное. М., 1993. С. 238





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 935 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.