Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Каковы основные черты философского мышления?




Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов (под ред. Алексеева А.П., Яковлевой Л.Е.) М.,: Проспект 2009.

Автор вопросов № 1-9 – проф. Л.Е. Яковлева, вопроса №10 – доц. Н.Ф. Рахманкулова

Номер в конце страницы

I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Является ли философия наукой?

Ответ на этот вопрос зависит в первую очередь от четкого определения того, что мы понимаем под наукой. Современная нау­ка как особый социальный институт возникла в Европе в период XV—XVII вв. Целью науки является получение объективных знаний о реальности, пригодных для практического использования и при­менения. В отличие от обыденного познания наука ориентируется на поиск сущности явлений, на поиск объективной истины, кото­рая не обнаруживается простым наблюдением, а требует специаль­ных процедур трансформации реальных объектов в идеальные, су­ществующие только в мысли, объекты. По мнению Б. Рассела, нау­ка «с помощью наблюдения и рассуждения устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее». Критериями научного знания как продукта научной деятельности являются систематизированность, непротиворечивость, доказательность, интерсубъективность, опытная проверяемость, воспроизводимость. Науку можно определить как «наблюдение, классификацию, описание, экспериментальные ис­следования и теоретическое объяснение естественных явлений». Область сверхчувственного, сверхъестественного не является пред­метом научного познания. Если исходить из выработанных филосо­фией науки XX в. критериев научности, то можно сказать, что фи­лософия не является наукой, так как большая часть философских утверждений эмпирически непроверяема и неопровержима. В фи­лософии никогда не было господствующей парадигмы, т. е. сово­купности ценностей, технических средств, способов решения иссле­довательских задач и установок, разделяемых всем научным сооб­ществом. В ней всегда шла борьба течений, школ, направлений. Аксиомы философии не предполагают эмпирического обоснования. Поэтому в философии нет общезначимости в том смысле, что каж­дый, кому понятно значение философских положений, должен со­глашаться с ними. Большинство философских утверждений нельзя оценивать как истинные или ложные.

В то же время если под наукой иметь в виду методически организованное мышление, то философия бесспорно является гуманитарной наукой, специфика которой состоит в соотнесе­нии различных способов видения объектов. Философия гово-

рит не о законах, а о смыслах, не о первой, а о второй приро­де или культуре. Философия является службой обеспечения субъективных предпосылок человеческой свободы. Так как именно философия проясняет обоснованность той или иной системы ценностей в ответе на главный мировоззренческий вопрос — для чего живет человек? Тем самым она, с одной стороны, задает человеку четкие критерии выбора системы ценностей, с другой стороны, позволяет человеку и требует от человека осуществлять этот выбор самостоятельно. Выделяя это назначение философии, В. С. Соловьев писал, что филосо­фия во все времена «освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание... Она делает человека вполне человеком»1. Философия обогащает наше интеллектуальное воображение и уменьшает догматиче­скую уверенность, мешающую заниматься творчеством.

Каковы основные черты философского мышления?

Философское знание уже Сократом и Платоном противо­поставлялось знанию, ограниченному познанием действитель­ности. Если научное знание описывает и объясняет область того, что есть, то философское знание охватывает также и об­ласть того, что должно быть, - область ценностей, смысла и целей человеческого существования. Больше всего филосо­фия интересуется тем, что меньше всего занимает науку,— свя­зью данных явлений действительности с общим и целым, по­нимания жизненного смысла и значения тех явлений, которые в отдельности изучаются различными науками. Философские понятия, сравнительно с научными понятиями, при большем их объеме, неизбежно беднее содержанием. Так как они при­званы быть орудием познания при разрешении проблем более обширных, чем научные проблемы,— проблем предельных оснований бытия и познания. В чем же особенность философ­ского подхода к явлениям действительности? Можем ли мы говорить о философском мышлении как особом складе ума, а не только о философии как некотором профессиональном занятии? Уже в античной философии проводилось различение между философией как наукой (Аристотель) и философией как любовью к мудрости (Платон) — особого рода духовной деяте­льностью, которая проясняет многосложность мира и занятия

1 Соловьев В. С. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 125.

которой предполагают наличие определенных нравственных качеств и умственных добродетелей. Философское мышление есть прежде всего выделение самого важного, существенного из бесконечного многообразия окружающих нас явлений. «Смысловой фильтр» отбора информации, характерный для философии, выражается в трех чертах философского мышле­ния: рефлексивности, целостности и критичности.

Рефлексивность — это стремление к предельной осознанности своих действий, т. е. настроенность на выявление смысла собы­тий и их связи между собой. И начинается рефлексия с детского удивления перед миром и загадками его устройства. Почему это так? Для чего? А как это происходит? Великое удивление, из ко­торого рождается дух философствования,— это падение власти частностей и отвлеченности, когда человеку впервые открывается | перспектива бесконечности целого, возможность устремиться к его пониманию, а значит, познать не только умом, но и от­крыть многое чувству и воле. По определению Тейяра де Шардена, рефлексия — это «приобретенная сознанием способность со­средоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предме­том, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением — способностью уже не просто позна­вать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что зна­ешь»1. Рефлексия не во всех случаях приводит к подлинно фило­софскому мышлению, поводом для нее могут быть ложные, на­думанные проблемы. Например, соответствие идей, гипотез неким нерушимым постулатам, сформулированным в другое вре­мя, в других условиях. Поучительный пример — средневековая схоластика, всерьез обсуждавшая вопрос о том, сколько дьяволов может поместиться на острие ножа, или догматизированный марксизм, посвятивший тома различению построения социализ­ма в целом, в основном и окончательно. Тем не менее без реф­лексии философского мышления не бывает.

Целостность философского мышления означает направлен­ность на объединение многообразия человеческой жиз­ни — личной, социальной, познавательной — через выявление их связи. Подходить к миру с точки зрения целостности вовсе не означает все знать об этом мире. Целостность какого-либо явления — это отнюдь не сумма его свойств, которые можно было бы выделять до бесконечности. Философски мыслящий человек представляет себе основные тенденции развития мира, общества, познания, может соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять свое место в этом развитии.

1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 136.

Критичность как черта философского мышления означает в первую очередь способность оценивать и обновлять основа­ния своей собственной деятельности в меняющемся мире. Фи­лософское мышление сильно именно своим умением задавать все новые и новые вопросы миру и самому себе. В философии нет запрета на критику, запрета на сомнение. Можно согласи­ться с суждением Б. Рассела, что «философию надо изучать не за определенность ответов на ее вопросы... но скорее за сами эти вопросы, ибо эти вопросы расширяют наше представление о том, что, возможно, обогащают наше интеллектуальное вооб­ражение и уменьшают догматическую уверенность, мешающую разуму заняться спекулятивным творчеством»1. К числу этих вопросов относятся следующие. Разделен ли мир на дух и ма­терию, а если да, то что такое дух и материя? Подчинен ли дух материи или нет? Имеет ли Вселенная какое-либо единст­во или цель? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь нам присущей склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокую оценку, или же к добру нужно стремить­ся, если даже оно человеку несет гибель? и другие вопросы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4213 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.