Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 аковы причины возникновени€ философии?




ќтветить на этот вопрос значит не просто дать ответ на во≠просы: из чего, как, когда и где возникла философи€ как нова€ форма мировоззрени€, но и дать ответ на вопрос, почему по≠требность в философии воспроизводитс€ в культуре человечества в многообразных региональных и национальных формах в раз≠личные исторические эпохи. ѕо вопросу об источниках возник≠новени€ философии существуют три основные концепции в ис≠тории философии. ѕерва€ Ч мифогенна€ Ч считает единствен≠ным источником происхождени€ философии предфилософский миф. Ќаиболее видными представител€ми данной концепции в истории философии €вл€ютс€ √. ¬. ‘. √егель и ј. ‘. Ћосев. ѕри этом √егель не проводил различи€ между мифом и рели≠гией, счита€ миф мировоззренческой частью любой религии. ќсновой мифологии, по √егелю, €вл€етс€ фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разум≠ной форме. ¬ мифологии как форме развити€ абсолютного духа форма противоречит содержанию, т. е. всеобщим определени€м истины. ‘илософи€ и возникает как попытка выразить объек≠тивно-разумное содержание мира в адекватной ему пон€тийной форме. ћиф как единственный духовный источник философии создает возможность философствовани€. ƒл€ того чтобы эта воз≠можность стала действительностью, нужен, по √егелю, р€д усло≠вий Ч расцвет действительной политической свободы и опреде≠ленна€ ступень зрелости культуры, когда исчезает направлен≠ность на единичное. —ова ћинервы Ч символ философской мудрости Ч вылетает, по √егелю, в сумерки, т. е. на закате реаль≠ной исторической эпохи, схваченной в мысли. ј. ‘. Ћосев, на≠против, отличает мифологию от религии, и именно из нерелиги≠озного мифа, по его мнению, возникает философи€. ќсновой мифа или Ђживого, одушевленного и в конце концов антропо-

морфного понимани€ быти€ї €вл€етс€ абсолютизаци€ родовой жизни. ‘илософи€ и возникает как попытка разгадать тайну вы≠сшей объективности нерелигиозного мифа.

¬тора€ концепци€ Ч сциентистска€ Ч рассматривает в каче≠стве единственного источника происхождени€ философии пред-философское, конкретное, научное знание. —истематизаци€ это≠го знани€, увеличение его объема и организованности приводит к возникновению философии.

—огласно третьей Ч гносеомифогенной Ч концепции про≠исхождени€ философии трем€ источниками философского зна≠ни€ €вл€ютс€ развитый религиозно-мифологический комплекс, эмпирическое научное знание и житейска€ мудрость, отражаю≠ща€ обыденный нравственный опыт. Ќеобходимую причину генезиса философии представл€ет противоречие между осно≠ванным на нерациональном воображении мифологическим ми≠ровоззрением и начатками научного мышлени€. ‘илософи€ возникает как распространение методов научного мышлени€, которое стремитс€ открыть не€вные существенные св€зи и от≠ношени€ в узкой области специального знани€, на все миро≠здание. ƒанное противоречие находит свое разрешение в фи≠лософии при определенных социальных услови€х, таких как наличие товарно-денежных отношений, установление частной собственности на землю и экономического господства город≠ской жизни, установление правовых норм.

Ќекоторые философы обращают особое внимание на роль нравственной потребности в возникновении философии как акта свободного и осознанного выбора. ‘илософи€ как нова€ форма духовной культуры формировалась не постепенно, а была введена сразу в ответ на потребность критически оце≠нить подлинное достоинство человека в мире. ‘илософи€ см€гчила антагонизм логоса (эпистемной предметности част≠ных наук) и мифа (мистической реальности божественной ис≠тины), прин€в на себ€ заботу о душе человека и его нравст≠венности. ‘илософское знание €вл€етс€ в первую очередь эти≠чески понимаемым знанием, познанием »стины и ƒобра, соедин€ющим в себе цели познани€ и нравственные цели'.

¬первые этот акт свободного выбора осуществилс€ одновре≠менно и независимо друг от друга в трех культурных регионах древности Ч ƒревней »ндии, ƒревнем  итае и ƒревней √реции. ѕравда, до конца XVIII в. большинство философов были европоцентристами и считали, что философи€ €вл€етс€ отличитель-

1 ћайоров √. √. –оль —офии-ћудрости в истории происхождени€ филосо≠фии // Ћогос. 1991. є 2.

ной чертой исключительно западной культуры и возникает только в ƒревней √реции. “ак, например, √. ¬. ‘. √егель отка≠зывал китайской философии в праве на существование, аргу≠ментиру€ свое мнение образностью, алогичностью и ассоциа≠тивностью воспри€ти€ мира, присущего китайским мудрецам. Ћишь с середины XIX в. по€вл€ютс€ концепции, отстаивающие наличие философии на ¬остоке. — точки зрени€  . ясперса (1883Ч 1969), философи€ возникает одновременно в трех неза≠висимых друг от друга регионах Ч  итае, »ндии и √реции в Ђосевое врем€ї Ч VIIIЧII вв. до н. э. ÷ентром этой оси €вл€≠етс€ V в. до н. э.Ч период, когда в  итае жили Ћао-цзы и  он≠фуций, в »ндии Ч Ѕудда, в √реции Ч ѕарменид, √ераклит, ѕла≠тон. Ќовизна Ђосевого времениї в этих культурах состоит в том, что Ђчеловек осознает бытие в целом, самого себ€ и свои гра≠ницы... ќсознава€ свои границы, он ставит перед собой высшие цели... ¬се это происходило посредством рефлексии, сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышлениеї1. Ќачалась борьба рационально проверенного опыта против мифа. „еловек не просто, может теперь внутренне про≠тивопоставить себ€ миру, но и открывает в себе истоки, позво≠л€ющие ему возвыситьс€ над миром и над самим собой. ‘илософы претендует на роль наставников и учителей полити≠ческой и социальной жизни. Ётому духовному скачку человече≠ства соответствовало определенное социальное устройство Ч су≠ществование множества мелких государств, их посто€нное об≠щение друг с другом. ѕравда, конкретный тип социального устройства, статус научного знани€, развитые формы мифологии существенно различались в указанных трех регионах, что во многом определило своеобразие и различи€ древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2282 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1893 - | 1508 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.