Данная модель Ольсона, являясь развитием идей многих экономистов XX века, и, в частности, Эдвардса и Белла (поэтому модель часто называют EBO – Edwards-Bell-Ohlson), представляет собой одну из наиболее перспективных современных разработок в теории оценки стоимости компании. Модель EBO позволяет выражать стоимость акционерного капитала через данные бухгалтерской отчетности, с учетом вносимых в нее корректировок, связанных с неадекватным отражением стоимости имущества предприятия. Согласно данной модели, стоимость компании выражается через текущую стоимость ее чистых активов и дисконтированный поток «сверхдоходов» (отклонений прибыли от «нормальной», т.е. средней по отрасли величины).
Развитие модели EBO тесно взаимосвязано с концепцией экономической добавленной стоимости (economic value added – EVA), поскольку обе они восходят к идее «остаточной прибыли» (residual income), т. е. прибыли за минусом ожидаемого уровня доходности. Экономическая добавленная стоимость за период времени равна:
,
где – экономическая добавленная стоимость;
– стоимость всех активов компании в начале периода ;
– стоимость привлечения и обслуживания капитала (в процентах);
– фактическая прибыль, полученная от использования капитала за период t.
Приведенное выше соотношение отражает создание стоимости на сумму остаточной прибыли компании.
Отличие EVA от EBO – в том, что EVA охватывает весь вложенный в компанию капитал (акционерный и заемный), а EBO – только собственный (акционерный).
Модель ЕВО базируется на трех основных предположениях:
1. Цена компании равна текущей стоимости ожидаемых дивидендов:
,
где – стоимость компании;
– поток дивидендов в момент времени ;
– стоимость обслуживания собственного капитала компании, ставка дисконтирования;
– математическое ожидание переменной, т. е. ее наиболее вероятное значение.
Приведенное выше равенство представляет собой стандартную модель дисконтирования дивидендов Гордона-Шапиро (DDM), частным случаем которой и является модель ЕВО.
2. Соотношение чистого прироста (clean surplus relation, CSR):
,
где – стоимость чистых активов в момент времени ;
– стоимость чистых активов в момент времени ;
– чистая прибыль за период от до ;
– дивиденды в момент времени .
3. Выразив из предыдущего равенства и подставив это в DDM, получим следующее выражение:
Несложные математические преобразования позволяют привести данное выражение к виду:
Очевидно, что ожидаемое значение последнего элемента в формуле равно нулю.
Определим «остаточную прибыль» (residual income) или «сверхдоходы» (abnormal earnings – термин, иногда встречающийся в экономической литературе и обозначающий то же, что и residual income) как:
,
Тогда цена компании может быть определена как сумма чистых активов и текущей стоимости будущих сверхдоходов:
Следовательно, цена компании может быть определена как сумма чистых активов и текущей стоимости будущих сверхдоходов:
Здесь же основной задачей является спрогнозировать сумму ожидаемой сверхприбыли. В таком варианте метод ЕВО сохраняет те же проблемы, что и все методы, основанные на прогнозировании денежных потоков. Прорывом в области практического использования являются последующие работы Ольсона, в которых он предложил принцип линейной информационной динамики. Это позволило существенно упростить расчетные формулы, отказаться от субъективных прогнозов потока сверхприбылей и сократить объем исходной информации.
Модель линейной информационной динамики представляется системой уравнений авторегрессии:
где – информация о будущих «сверхдоходах»;
и – постоянные параметры авторегрессии, значение которых меняются от 0 до 1;
и – остатки авторегрессии, математическое ожидание которых равно 0.
Российскими авторами значения и определены по данным рынка РТС (Российской торговой системы) и составляют: = 0,77, = 0,34.
Экономический смысл этой модели следующий. Уравнения отражают тот факт, что на свободном рынке «сверхприбыли», генерируемые компанией, не могут оставаться сколь угодно долго. Со временем сверхприбыли должны уменьшиться, и компания по уровню доходности выравнивается с другими компаниями этого класса. Динамика выравнивания сохраняется одинаковой в отношении множества различных компаний, что делает возможным определение коэффициентов рассматриваемой системы на основе статистических данных.
Значения 0,61 и 0,45, а так же 0,46 и 0,34 рассчитаны западными экономистами для компаний, выплачивающих и не выплачивающих дивиденды соответственно. Более быстрое падение сверхприбыли до нуля (приближение прибыли к среднеотраслевой) для западных компаний можно объяснить более высоким уровнем конкуренции.
После включения уравнений линейной информационной динамики формула расчета принимает следующий вид:
,
где ;
.
Ольсон определяет термином «другая информация», которая равна разнице между ожидаемыми «сверхдоходами» за период времени , основанными на имеющейся бухгалтерской информации, и ожидаемыми «сверхдоходами» за текущий период:
В свою очередь:
Таким образом, функция цены компании согласно модели Ольсона зависит от , , , , , и .
Значения переменных , и без труда можно найти в бухгалтерской отчетности.