Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬изуализаци€ целевых установок дизайн-проектировани€




Ёлементарные слагаемые зрительных образов (форма, цвет, размер и пр.), их соединение в комплексные визуальные структуры (объем, пространство, масса, цветоцветова€ система, ансамбли произведений дизайна) и суммарные образные представлени€

≈сли условно отрешитьс€ от тех впечатлений, которые вызывает фун≠кционирование того или иного дизайнерского объекта, то дл€ воспри€ти€ и, соответственно, эмоционально-чувственной оценки этого объекта у нас остаетс€ только его форма Ч система Ђэлементарныхї зрительных об≠разов, соединенных нашим сознанием в цельную структуру, несущую информацию об ограничивающих Ђтелої объекта поверхност€х, прорисо≠вывающих его лини€х, их объемных и пространственных комбинаци€х, цве≠товых характеристиках и т.д.

 ак правило, форма обладает своим собственным эмоционально-ху≠дожественным смыслом, отражающим сложный ассоциативный р€д наших привычных оценок аналогичных материально-пространственных тел, про≠странств или цветовых сочетаний. √л€д€ на сто€щий на взлетной полосе авиалайнер, мы невольно сравниваем его с образом лет€щей птицы, стре≠лы, ракеты, отмеча€ динамичность, стремительность общего абриса и кон≠туров фирменной раскраски. ќтносимс€ к нему как к гигантской скульпту≠ре, олицетвор€ющей идею полета, свободного движени€ в свободной сти≠хии. —пецифическое эмоционально-чувственное содержание видитс€ нам в сочетании красок, начертании шрифтов рекламного постера, в коническом контуре никелированного кофейника, в сложной системе поддерживаемых и поддерживающих конструкций современного моста и т.д.

ƒело в том, что люба€ Ђэлементарна€ї форма или особенности ее слагаемых Ч точек, цветовых п€тен, граней и т.д. Ч производ€т на наши чувства совершенно определенные впечатлени€, продиктованные нашим Ђвоспри€тивным опытомї (по ћ. √инзбургу). ѕр€ма€ лини€ ассоциирует≠с€ с собранностью, конструктивностью, рационализмом и имеет дл€ нас качественно иной смысл, нежели плавна€, а тем более сложно прорисо≠ванна€ крива€. ќтличаетс€ чувственное воспри€тие линии (нити) от об≠раза плоскости Ч перва€ как бы Ђсуществуетї в средовом пространстве, втора€ Ч раздел€ет его. ≈ще богаче воздействие объемных и простран≠ственных форм: куб символизирует устойчивость, стабильность состо€≠ни€, шар Ч самодостаточность, безразличие к окружению; пространство узкое и высокое направл€ет взгл€д вверх, тесное Ч беспокоит, ограни≠чивает свободу.

—вои оттенки смысла имеют цветовые характеристики (красное воз≠буждает, голубое успокаивает), особенности фактуры тел, услови€ их осве≠щенности и т.п. Ќе менее важно и впечатление о весе, плотности реальных объектов Ч солидность массивных Ђкаменныхї форм пр€мо противопос≠тавл€етс€ в нашем сознании легкости, эфемерности пустотелых Ђнадув≠ныхї или решетчатых и каркасных конструкций.

¬се эти характеристики Ч размер, цвет, конфигураци€, масса Ч образуют слой первичных, исходных представлений о выразительности дизайнерской формы, которые служат своего рода фундаментом будущих образных впечатлений.

Ќо в жизни они существуют не по отдельности, а в самых разнооб≠разных сочетани€х Ч и между собой, и с соседними формами и ситуаци€≠ми, Ч переданных нам в виде контрастных или нюансных сопоставлений, ритмических р€дов, объемно-пространственных и цветовых комбинаций. »менно эти сочетани€ составл€ют следующий, основной слой эмоцио≠нально-образных ощущений. ќсновной, потому что складывающиес€ здесь визуальные конструкции будут впоследствии доминировать в системе оце≠нок дизайн-объекта.  ак это происходит, например, когда рассматриваетс€ облик мебельного гарнитура, где главное впечатление Ч от фактуры поли≠рованного или лакированного дерева Ч дополн€етс€ единством приемов организации формы и отделки деталей каркаса и обивки стульев и дива≠нов, рисунком орнамента и т.д. ѕри этом не имеет значени€, какой именно вид дизайнерского решени€ €вл€етс€ Ђносителемї впечатлений второго сло€, обобщающих первичные зрительные раздражени€. ќни могут при≠надлежать пространственным компонентам средового комплекса (например, круглый зал цирка), элементам оборудовани€ (р€ды мест дл€ зрите≠лей, окружающие арену), облику снар€дов дл€ работы цирковых артистов и т.д.  аждое их этих впечатлений, будучи абсолютно самобытным, под≠держивает и развивает общую праздничную, живую атмосферу цирко≠вого представлени€.

“ак формируетс€ третий, суммарный слой визуальных впечатле≠ний, который определ€ет не отрывочные, разрозненные зрительные ощу≠щени€ и их столкновени€, а общую образную характеристику объекта. Ќо при этом Ђчастныеї моменты воспри€ти€ в этом общем многоголосном хоре не пропадают: наход€сь в цирке, мы отмечаем и вплетающиес€ в его образ самосто€тельные Ђнотыї, например, цветовые п€тна от лучей прожектора, и подчин€емс€ смыслу Ђпартийї и Ђмотивовї, порученных отдельным за≠конченным формам Ч кругу арены, ширме фокусника и т.п., одновременно включа€сь в настроени€ и переживани€, обобщающие совместную художе≠ственную работу всех элементов ансамбл€.

Ќадо только помнить, что все три сло€ впечатлений в реальном ди≠зайнерском решении составл€ютс€ в своего рода Ђматрешкиї Ч триада Ђчастное Ч комбинаци€ частного Ч общееї может относитьс€ и к слож≠нейшему средовому объекту, каким €вл€етс€ цирковое представление, и к любому его элементу, комплексному или простейшему Ч отдельному крес≠лу, прожекторной установке, €щику разносчика мороженого. ѕотому что в каждом из них есть Ђподстилающий слойї из частных сигналов визуальной информации, свое обобщение Ђпервого пор€дкаї Ч узнавание особенностей формы данного конкретного объекта и свое интегральное образное обобщение Ч понимание художественного смысла, сложенного этими фор≠мами. ѕричем интегральное впечатление существенно отличаетс€ от суммы считывани€ признаков дизайнерских форм, присущих низшим сло€м визу≠ализации авторского замысла; здесь вступают в силу законы диалекти≠ки Ч Ђколичествої взаимодействий переходит в Ђкачествої ощущений, хот€ их психофизиологическа€ основа Ч зрительное отражение свойств формы Ч на всех уровн€х объективно одинакова.

ѕримерный пор€док зрительного освоени€ дизайнерской формы на≠поминает своеобразную пирамиду: в ее основании лежит множество от≠дельных реакций глаза на те или иные зрительные раздражени€ Ч от ри≠сунка линий, цветных п€тен и пр.; средние Ђэтажиї составл€ют более или менее отчетливые представлени€ о предметах и €влени€х, вход€щих в ди≠зайнерский ансамбль, а венчает структуру комплексное мнение о ее смыс≠ле, предназначении, роли в жизни человека.

“акже, но в обратном пор€дке Ч от общего к частному Ч строитс€ система проектных действий дизайнера. Ќачинает проектировщик с осоз≠нани€ духа, ауры будущего произведени€, подсказанных ему превраще≠нием объективно возникшей дизайнерской идеи в субъективно приду≠манную форму идеи художественной. «атем обща€ установка распадает≠с€ на представлени€ о формах слагаемых дизайнерского целого и завер≠шаетс€ проектирование доведением до максимума выразительности от≠дельных параметров этих форм. ѕон€тно, что в натуре проектный про≠цесс далеко не столь детерминирован и может начатьс€ с любого звена этой воображаемой цепочки действий. Ќо обща€ структура процесса именно такова.

»нтересно отметить, что в указанной Ђтриадеї только ее средн€€ часть имеет относительно предсказуемый набор объектов проектирова≠ни€ Ч конкретных форм конкретных приборов или их частей, из которых состо€т эти издели€. “огда как обе Ђкрайниеї части Ч кажда€ по свое≠му Ч субъективны. ѕринципиальные целевые установки очень сильно за≠вис€т от случайных указаний заказчика, от личного ракурса авторского взгл€да на поставленную жизнью задачу. ј завершение работы Ч выбор реальных характеристик формы Ч вообще индивидуален, поскольку одно и то же впечатление в дизайне может быть достигнуто самыми разными сочетани€ми Ђэлементарныхї средств визуализации.

ѕоэтому дл€ профессионала чрезвычайно важно знать спектр целе≠вых установок проектной задачи: это поможет предопределить, каким зри≠тельным средствам и приемам их организации следует отдать предпочте≠ние на конечных стади€х работы над проектом.

 

√Ћј¬ј 4

Ѕазовые категории дизайнерского проектировани€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 478 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1400 - | 1205 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.