Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ормирование эмоционального климата среды




ќ—Ќќ¬џ ƒ»«ј…Ќј »

—–≈ƒќ¬ќ≈ ѕ–ќ≈ “»–ќ¬јЌ»≈

”чебное пособие

 

 

дл€ студентов _______курса

спец. __________

 

ћосква

ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈

 

¬ведение

–аздел I. ƒизайн в современном мире

√лава I.ќбщие пон€ти€ дизайна, его место в проектной культуре

ƒизайн как форма проектного сознани€

ѕредпосылки возникновени€ и кратка€ истори€. ¬иды дизайна, место дизайна в проектном творчестве, св€зь с другими видами искусств

∆изненные истоки дизайнерского проектировани€

ѕрагматическое и художественное начало в дизайнерском формооб≠разовании, роль требований производства.

“енденции развити€

 

√лава 2. —редовой дизайн и интеграци€ форм дизайнерского творчества

ѕон€тие о среде

—реда как объект проектировани€, ее характеристики и слагаемые. јрхитектурна€ среда, отличи€ от архитектуры.

–оль дизайна среды среди других видов дизайна, архитектурна€ среда и интерьер

“ипологи€ форм среды и задачи ее проектировани€

–азнообразие видов и форм среды.

 ритерии классификации средовых объектов и систем.

“ипы среды Ч интерьеры, городска€ среда, Ђсреда Ч событиеї,

интегральные формы, особенности их формировани€

–аздел 2. ќсобенности дизайнерского и средового проектировани€

√лава 3. ÷ели и средства дизайнерского проектировани€

ќсновные положени€

ƒвойна€ природа целей дизайна, роль комплекса объективных факторов, его художественна€ интерпретаци€

‘ункци€ как объект и фактор дизайнерской де€тельности

ћногозначность св€зей Ђфункци€ Ч формаї. ќсновные типы св€зей: Ђотражениеї действи€, масштаб и масштабность, Ђинструментальныеї и Ђрезультативныеї функции, пространственные, объемные и плоскостные задачи

¬изуализаци€ целевых установок дизайнпроектировани€

Ёлементарные слагаемые зрительных образов (форма, цвет, размер и пр.), их соединение в комплексные визуальные структуры (объем, пространство, масса, светоцветова€ система, ансамбли произведений дизайна) и суммарные образные представлени€

 

√лава 4. Ѕазовые категории дизайнерского проектировани€

»нтегральные слагаемые дизайнерского образа

Ёмоциональна€ ориентаци€, масштабность и тектоническа€ структура, их роль в формировании образного содержани€ дизайн-объекта

ƒизайн-форма как визуально-смыслова€ целостность

ѕон€тие о композиции. ѕредпосылки и цели нормировани€ компози≠ционных систем. Ёмоционально-эстетическое содержание средств визуализации дизайнерских решений

 омпозици€ как организационна€ и содержательна€  атегори€

Ёлементы композиции, средства и приемы формировани€ композици≠онных конструкций. “ипы композиционных структур, их плоскостные, объемные и пространственные вариации

4.4. ѕроектный анализ и задачи гармонизации дизайнерского решени€ 121

 онтроль за реализацией дизайнерской идеи в процессе проектиро≠вани€. ”словные композиционные схемы как средство поиска отклонений от первоначального замысла. ѕринципы гармонизации (совершенствовани€) проектного решени€

√лава 5.  омпозици€ и гармонизаци€ в средовом дизайне

—реда как объект проектировани€

 омплексность разработки средового решени€.

 омпозиционна€ роль предметного наполнени€.

‘ункциональна€ динамика средовых композиций, развитие среды во

времени. Ёмоциональна€ ориентаци€ как конечный результат работы

»справление и преобразование схемы визуальной организации

—редового объекта

¬арианты проектных деформаций средовой системы в процессе проектировани€. ћасштабна€ координаци€.  ардинальные изменени€ композиционной структуры. ¬заимосв€зь средств корректировки средового решени€

‘ормирование эмоционального климата среды

Ёмоциональна€ структура, ее виды и особенности формировани€. —вобода и иерархи€ проектных действий. “ехнологии дизайна среды

«аключение

Ћитература

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

 

—овременный этап развити€ проектного искусства, к которому в пол≠ной мере принадлежат и дизайн и архитектура, интересен одной особенно≠стью. ќна носит достаточно узкий, как бы внутрипрофессиональный харак≠тер и не всегда заметна даже специалистам. –ечь идет об интеграции це≠лей, методов и секретов мастерства у разных ветвей проектного творче≠ства: архитекторы все врем€ пробуют себ€ в дизайнерском плане, приду≠мыва€ новые формы стульев, автомашин и нестандартные приемы благоус≠тройства городских улиц и площадей, а дизайнеры активно занимаютс€ интерьером и моделированием пространственных ситуаций Ч тем, что раньше целиком принадлежало зодчим.

ќбъ€снение этому €влению довольно простое. ƒело в том, что в дей≠ствительности нам служат не архитектура и дизайн по отдельности, а их нераздельное единство. —овременный город немыслим без машин, реклам и скамеек, а квартира Ч без бытового оборудовани€ и средств информа≠ции. » проектировать облик улицы или структуру здани€ без учета, причем досконального, их предметного наполнени€ безнадежно: абстрактна€ кра≠сота Ђпустогої пространства будет искажена и даже изуродована незапла≠нированным, но об€зательным Ђпо жизниї вторжением функционального дизайна. ≈динственный выход Ч проектировать комплексные предметно-пространственные композиции, синтезирующие архитектурные и дизайнер≠ские начала обсто€тельств нашего образа жизни.

—ращивание архитектуры и дизайна идет и по другим лини€м. “ак, считалось, что мир вещей изначально мобилен, динамичен и непрерывно обновл€етс€, тогда как архитектурное пространство по идее неподвижно и вечно. —егодн€ категоричность этого мнени€ под вопросом: городские ан≠самбли и интерьеры зданий все врем€ перестраиваютс€, преображаютс€ Ч то новыми способами освещени€, то сменой декоративного убранства, то новыми формами оборудовани€. ј некоторые часто дизайнерские объекты или устройства, например, эскалаторные спуски в метро, не уступают архи≠тектуре в монументальности. ѕричем нынче и дома, и посуду, и стиральные машины, и игрушки делают из металла, пластика или вообще неизвестных прошлому композитных материалов.

¬се это означает сближение, взаимопроникновение закономернос≠тей и приемов архитектурного и дизайнерского творчества. ѕричем част≠ные случаи приложени€ этих закономерностей к специфике именно дизай≠нерского или архитектурного формообразовани€ только помогают проек≠тировщикам пон€ть суть общих принципов. ѕотому что и там и тут действу≠ют одни и те же законы красоты, которые должен знать каждый художник: композиции и гармонизации как главной цели проектного формировани€ окружающих нас предметно-пространственных ансамблей, масштабности как непременного услови€ комфортного и осмысленного существовани€ человека в их среде, тектоники как основы выразительной визуальной организации материалов и конструкций, и т.д.

ќвладение этими законами Ч вопрос долгих лет целенаправленной учебы. ¬ проектной сфере Ч многократно осложненный тем, что и архи≠тектор и дизайнер, кроме умений художественных, должен освоить и мно≠жество других Ч св€занных с функциональным устройством архитектурно-дизайнерских объектов, их прочностью, экологичностью и т.д. „его и доби≠валось всегда специальное образование.

Ќынешнее врем€ добавило к этим привычным задачам профессио≠нального обучени€ новую: учитьс€ в архитектуре лучше одновременно. Ёто очень трудно Ч надо больше знать и уметь. Ќо возможно. „то автор и попыталс€ показать на примере самой молодой на сегодн€шний день про≠ектной специальности Ч ƒ»«ј…Ќј ј–’»“≈ “”–Ќќ… —–≈ƒџ.

ѕон€тие Ђдизайнї по€вилось в начале XX века, когда на помощь ремесленному декоративно-прикладному искусству, выборочно формиро≠вавшему в течение тыс€челетий предметный мир среды обитани€ человека, пришло массовое производство всего комплекса окружающих нас вещей. ќказалось, что веками бытовавшие методы создани€ мебели, одежды, посу≠ды, инструментов и множества других изделий прикладного характера, ког≠да один и тот же мастер придумывал, изготавливал и украшал свою про≠дукцию, в новых услови€х трансформировались. ѕотребовалс€ особый от≠р€д специалистов Ч дизайнеров, Ч зан€тых только проектированием бу≠дущих вещей и приборов, потому что их непосредственное изготовление Ч на станках, в сборочных цехах Ч гораздо лучше получалось у специали≠стов-производственников, инженеров и рабочих. ¬ результате выпуск нуж≠ных люд€м товаров и изделий увеличилс€ тыс€чекратно, а сами они приоб≠рели совершенно другой облик.

¬ переводе с английского Ђдизайнї (design) означает Ђпроектї, Ђри≠сунокї, Ђэскизї, а также действи€, св€занные с по€влением проекта или рисунка. Ќо прошедшее столетие придало этому термину значительно бо≠лее емкий смысл.

¬ 1969 году » —»ƒ, конгресс ћеждународного совета дизайнерских организаций, обозначил Ђдизайнї как творческую де€тельность, цель которой Ч определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью. » относитс€ это не только к внешнему виду, но и к функциональным особенност€м (потребительским качествам) этих предме≠тов, и к удобству и целесообразности их изготовлени€, ибо дизайн стре≠митс€ охватить все аспекты формировани€ окружающей человека среды, обусловленные промышленным производством.

ќт промышленного производства сегодн€ завис€т практически все стороны нашей жизни Ч от выпуска предметов обихода и орудий произ≠водства до удобства и комплексного обустройства жиль€, общественных зданий, площадей и улиц города, да и самих промышленных предпри€тий. ѕоэтому дизайн, который понимаетс€ нами и как сфера проектной де€≠тельности общества, и как совокупность вещей и устройств, делающих наше существование удобнее и легче, и как особым образом сформиро≠вавша€с€ эстетическа€ концепци€ современного образа жизни, играет в сегодн€шнем мире столь серьезную роль.

¬се это делает курс Ђќсновы дизайна и средовое проектированиеї важнейшей частью обучени€ будущих архитекторов и дизайнеров любого профил€, а особенно тех из них, кто посв€тил себ€ работе над интерьера≠ми. —егодн€ полноценный интерьер любого назначени€ немыслим без ин≠тенсивного оснащени€ мебелью, оборудованием, разного рода украшени€≠ми, предметами быта, которые вместе с архитектурной основой должны составл€ть среду Ч эстетически завершенный, удобный, целесообраз≠но организованный предметно-пространственный ансамбль. »ли Ч по ¬. √ропиусу Ч Ђгармоничное пространство дл€ жизниї, невозможное без тесного взаимодействи€ двух искусств Ч архитектуры и дизайна, взаимо≠действи€, требующего определенного уровн€ знаний и умений в обеих сфе≠рах проектной де€тельности.

 

* * *

 

Ќасто€щее пособие отвечает задачам обучени€ курсу Ђјрхитектур≠но-дизайнерское проектированиеї в учебных заведени€х архитектурного профил€ и призвано ознакомить учащихс€ с предметом, методологией и особенност€ми художественного (дизайнерского) проектировани€ в раз≠ных област€х предметного и предметно-пространственного творчества.

 урс показывает роль и место дизайна в формировании интерьеров и городских ансамблей, раскрывает отличи€ работы дизайнеров от труда других проектировщиков, обучает навыкам подхода к решению архитек≠турно-дизайнерских задач разного типа. ќн включает теоретическую часть (общие положени€ технической эстетики, классификацию видов и форм дизайна, методы дизайнерского проектировани€, в т.ч. в сфере архитек-турно-средового дизайна) и набор сведений, раскрывающих специфику ре≠шени€ отдельных дизайнерских задач (графический дизайн, бытовой, ви≠зуальные коммуникации, оборудование интерьера, комплексное формиро≠вание средовых объектов и систем).

ƒисциплина €вл€етс€ базовой в структуре предметов специализа≠ции 29021.05 Ђƒизайн интерьераї специальности Ђјрхитектураї, органи≠чески дополн€€ ранее изученные проектные курсы, и служит основой пред≠метов Ђ»нтерьерї, Ђ олористика интерьераї и ЂЁргономика и оборудова≠ние интерьераї.

ѕособие содержит сведени€ о характере и принципах работы специ≠алистов, формирующих оборудование и предметное наполнение архитек≠турной среды, об особенност€х технологии средового дизайна как основы интерьерного (архитектурно-дизайнерского) проектировани€, которые не≠обходимы дл€ успешного сотрудничества техников-архитекторов с други≠ми проектировщиками, работающими в области интерьера.

Ќо главна€ задача пособи€ Ч научить студентов пониманию того, как отражаютс€ смысл и формы организации нашей жизни на существе дизайнерских решений, показать, какие именно особенности нашего со≠знани€, мышлени€, воспри€ти€ окружающего нас мира лежат в основе эф≠фективности приемов и результатов архитектурно-дизайнерского проекти≠ровани€, подготовив их к сознательному творчеству.

 

–ј«ƒ≈Ћ I

ƒ»«ј…Ќ ¬ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќћ ћ»–≈

 

√Ћј¬ј I

ќбщие пон€ти€ дизайна, его место в проектной культуре





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1080 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1347 - | 1292 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.