Предисловие: Конфуций, чье имя по-китайски звучит как Кун-Фу-Цзи – выдающаяся личность в китайской истории. Его «Беседы и Суждения» - книга по совершенствованию общества и личности, стала, по существу, религией и государственной идеологией. Конфуций, в сущности мечтал воскресить «золотой век» - идеальное, гармоничное общество, напоминающее большую семью. Дети, то есть народ, слушаются старших, то есть власть имущих, а те руководят и заботятся о своих подопечных. Но самое главное, в такой семье царят любовь и взаимное доверие. Согласие достигается не принуждением или устрашением, а тем, что каждый по доброй воле честно выполняет свои обязанности. Гуманность, справедливость, мудрость и благопристойное поведение – вот на чем держится благополучие государства.
Цзэн-цзы сказал: «Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями, повторяю ли заповеди учителя?
7. Цсы-ся сказал: «Если кто-либо вместо любви к прекрасному избирает уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не щадит своей жизни, служа государю, правдив в отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я обязательно назову его ученым человеком».
8. Учитель сказал: «Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он учится, его знания непрочны. Стремись к преданности и искренности; не имей друзей, которые бы уступали тебе (в моральном отношении); совершив ошибку, не бойся ее исправить».
14. Учитель сказал: «Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться».
16. Учитель сказал: «не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей».
15. Учитель сказал: «Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно».
10. Учитель сказал: «Благородный муж не выделяет в Поднебесной одни дела и не пренебрегает другими, он поступает так, как велит долг».
11. Учитель сказал: «Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду».
16. Учитель сказал: «Благородный муж находит суть в долге, маленький человек ищет суть в выгоде»
17. Учитель сказал: «Встретив достойного, думай, как сравняться с ним. Встретив недостойного, проверь самого себя».
23. Учитель сказал: «У сдержанного человека меньше промахов».
24. Учитель сказал: «Благородный муж стремится быть медленным в словах и быстрым в делах».
25. Учитель сказал: «Добродетельный человек не остается одиноким, у него обязательно появятся близкие ему по духу».
§ 7 (глава 2 «Кто управляет»): На вопрос Цзы-ю о почтительности Философ сказал: «Современная почтительность к родителям означает быть в состоянии кормить их; но ведь собаки и лошади также получают пропитание. При отсутствии почтительности, чем же будет различаться кормление родителей от кормления собак и лошадей?».
Вопрос: Как вы думаете, что имел в виду Конфуций в этих высказываниях? В чем, по его мнению, должна проявляться истинная почтительность?
Задание 2.
1.В чем состоит сущность философии конфуцианства? Основные принципы конфуцианской этики?
2.Идеал Конфуция «благородный муж». Прочтите отрывки из «Лунь Юй» и на этой основе составьте его «нравственный портрет».
3.Что значит «Золотая середина» по мнению философа?
4.Каковы взгляды мыслителя на взаимоотношение человека и общества?
Задание3. Проведите сравнительный анализ древнеиндийской и древнекитайской философии, отвечая на ключевые вопросы темы. Заполните на их основе таблицу.
1.Основные параметры сравнения древнеиндийской и древнекитайской философии:
2. Каковы главные проблемы древнеиндийской и древнекитайской философии?
3. Натурфилософские представления о природе, представления о первоначалах мира
4. Отношение к жизни и смерти?
5. В чем смысл жизни человека с их точки зрения?
6. Взгляд на социальную жизнь, на отношения человека и общества
7. Каков нравственный долг человека
Философские системы Древнего Востока | Древнеиндийская философия. Буддизм | Древнекитайская философия Даосизм | Древнекитайская философия Конфуцианство |
Основные проблемы | |||
Натурфилософские представления о природе | |||
Отношение к жизни и смерти | |||
Смысл жизни человека (нравственный долг) | |||
Отношение человека и общества |
Рекомендуемые источники информации:
Основные источники
1. Горелов А.А.учеб. пособ. «Основы философии» 2011.;
2.Губин В. Д. уч пос. «Основы философии»М.2011;
3.Краткий философский словарь. Под. ред. А. П. Алексеева. – М.:РГ – Прогресс, 2010.
4.Интернет -ресурсы1) http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www. 2) Alleg.ru/edu/philos 1.htm 3)http://www.diplom –inet.ru/resurshpilos
Дополнительная литература:
1. Антология китайской философии: в 2 т. – М., 1998.
2. Васильев, Л. С. История Востока: в 2 т. / Л. С. Васильев. – М., 2005.
3. Дао: гармония мира. – М., 2000.
4. История китайской философии. – М., 1989.
5. И-цзин: древнекитайская «Книга перемен». – М., 2000.
6. Конфуций: уроки мудрости. – М., 1998.
7. Малявин, В. Конфуций / В. Малявин. – М., 2007.
8. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М.,2007
Инструкции по выполнению практической работы№3
1. Приступая к выполнению работы, необходимо уяснить смысл ключевых терминов, без которых невозможно понять суть философии буддизма, даосизма, конфуцианство. Выпишите непонятные для вас термины, обратитесь к философскому словарю или словарю иностранных слов, они дадут вам толкование новых для вас понятий
2.Прежде, чем обратиться к первоисточникам, которые будут встречаться в ваших заданиях, необходимо первоначально прочесть соответствующий материал в учебном пособии, уяснить его, кратко законспектировать дома, и лишь затем, обратиться к оригинальному тексту.
3.Прочтитепредложенный отрывок из произведения, если текст непонятен, прочтите его несколько раз
4.Выделите главный смысл данного отрывка. Подумайте, что хотел сказать автор данного произведения. Для того, чтобы точно отвечать на вопросы, необходимо уметь сопоставлять и анализировать, видеть черты сходства и различий в философских системах и правильно заполнять таблицу.
5.В некоторых заданиях необходимо высказать собственное мнение. Прежде чем вы это сделаете, внимательно проработайте сам вопрос, еще раз обратитесь к учебному пособию. Только уяснив суть его, попытайтесь сформулировать собственное отношение к нему. Ваши выводы должны быть четко сформулированы и логично изложены.
6..Определите актуальность вопросов, поднимаемых автором в древности, для нашего времени