Предисловие: Будда никогда не записывал свое учение. Это сделали его ученики примерно через 400 лет после смерти Учителя. Учение Будды изложено в произведении «Трипитака» - три корзины.
Отрывок из последней проповеди Будды:
Будьте сами светом для других. Будьте сами себе опорой и ни на кого не надейтесь. Пусть вам будет светом и опорой мое учение. Самое главное в моем учении – это умение контролировать свою душу. Надо уметь сдерживать свои желания и победить себя. Надо вести себя правильно, держать душу в чистоте, быть верным своим словам. Надо перестать желать, забыть гнев, держаться подальше от зла и никогда не забывать, что жизнь бренна. Если в сердце закрадутся злые желания, надо уметь победить их. Надо быть хозяином своего сердца. Сердце делает человека и Буддой, и скотом. Заблудившись, человек становится демоном, а просветлев – Буддой. Будьте чистыми душой и не сбивайтесь с правильного пути. Живите в мире и согласии друг с другом. Уважайте друг друга и не спорьте между собой. Вместе следуйте моему учению, вместе учитесь, вместе совершенствуйте себя, помогайте друг другу, делите радости правильного пути. Не увлекайтесь настоящим, не тратьте попусту времени на бесполезное. Срывайте цветы просветления и пожинайте плоды правильного пути. Учение, которое я вам даю, я получил путем Просветления. Тот, кто не будет следовать моим учениям, не увидит меня, находясь рядом со мной. А тот, кто будет следовать им, будет всегда вместе со мной, как бы далеко он от меня ни находился. Ученики мои! Близится конец мой, близится прощание с вами. Но не печальтесь. Нет рожденного, кто бы не умер. Когда я умру, мое тело истлеет, как телега. Это будет лишним доказательством бренности человеческого существования. Не печальтесь. Демон мирских страстей всегда начеку и готов в любую минуту сразить вас, когда ослабнет ваша бдительность. Если в вашей комнате поселится ядовитая змея, вы не сможете спокойно спать, пока не изгоните из своей комнаты эту ядовитую тварь. Вам надо бдительно охранять свою душу. Ученики мои! Пришел мой конец. Но не забывайте, что это смерть моей плоти. Сущность Будды не в плоти, а в Просветлении. Плоть разрушается, но Просветление вечно существует в правде и в деле Дхармы. Ученики мои! За последние 45 лет своей жизни я сказал все, что надо было сказать, я сделал все, что должен был сделать. Больше у меня нет от вас секретов, и во мне нет, и вне меня нет. Я сказал все, что надо было сказать. Ученики мои! Пришел мой конец, я ухожу в Нирвану, и это моя последняя проповедь.
Вопросы:
Каковы натурфилософские взгляды древних индусов:
1.Дайте определение основным понятиям древнеиндийской философии: Единое, атман, реинкарнация, карма, нирвана в Древнеиндийской философии?
2.Почему индусы называют реальный мир «майя», иллюзия? Каковы способы ее преодоления?
3.Поясните смысл понятия «дхарма»? Какие нравственные качества должен воспитывать в себе человек, чтобы преодолеть круг перерождений?
4.Каковы способы достижения нирваны?
5.Что Будда называет самым главным в своем учении? В чем причина страданий человека? Каков выход из этих страданий?
6.Как Будда относится к смерти? Подтвердите свой ответ цитатами из текста. Для чего человек должен совершенствоваться?
7.. Какие понятия отличают древнеиндийскую философию от всех других философий мира?
II Даосизм и даосские тексты:
Предисловие: Основателем даосизма считается Лао-Цзы, что переводится как «Старый мастер/философ» и означает почетный титул (а не имя).Именно Лао Цзы приписывается труд «Дао дэ цзин», состоящий из ряда высказываний.
Отрывки из «Дао дэ цзин»
«25. Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О, лишенная формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао; произвольно давая ей имя, назову ее великое. Великое – оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает предела. Не достигая предела, оно возвращается [к своему истоку]. Вот почему велико дао. Велико небо, велика земля, велик также и государь. Во Вселенной имеются четыре великих, и среди них – государь. Человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует самому себе».
«51. Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао и не ценила бы дэ. Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следует естественности».
Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее! Оно кажется праотцем всех вещей. Если притупить его проницательность, освободить его от хаотичности, умерить его блеск, уподобить его пылинке, то оно будет казаться ясно существующим. Я не знаю, чье оно порождение, я лишь знаю, что оно предшествует небесному владыке.
6. Превращения невидимого дао бесконечны. Дао – глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения – корень неба и земли. Оно существует вечно подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.
32. Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может его подчинить себе. Если знать и государи могут его соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сливаются в гармонии, наступают счастье и благополучие, а народ без приказания успокаивается. <…> Когда дао находится в мире, все сущее вливается в него, подобно тому как горные ручьи текут к рекам и морям.
42. Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.
Комментарий: Одно – это хаос, состоящий из мельчайших частиц ци; это первоначальная форма существования дао. Два – это легкие и тяжелые ци, из которых возникли три – небо, земля и человек]
«3. Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому, управляя [страной], совершенномудрый, делает сердца [подданных] пустыми, а желудки – полными. [Его управление] ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать».
«16. знающий постоянство становится совершенным; тот, кто достиг совершенства, становится справедливым; тот, кто обрел справедливость, становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот, кто следует небу, следует Дао. Тот, следует Дао, вечен, и до конца жизни [такой государь] не будет подвергаться опасности».
Вопросы:
1.Натурфилософские представления в Древнекитайской философии? Что такое Дао? Какими свойствами оно обладает?
2.Объясните, что такое Дэ? Как оно связано с понятием Дао?
2.Значение двух начал: инь и ян в космоцентрической картине мира в Древнем Китае?
3.Понятия «инь и ян»? Что они характеризуют в натурфилософии даосизма?
4.Как натурфилософия древних китайцев связана с их представлении о социальном устройстве общества?
5. Какой принцип китайской философии выражен в цитате «Нужно сделать свое сознание предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. В мире большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему истоку»? Прокомментируйте это высказывание.