Виды взаимопроникновения культур: культурное доминирование, имитация, комбинирование, культурное изобретение, культурная оппозиция, транскультурация.
Отношения между различными блоками культуры не всегда складываются гармонично. В частности, нередко возникают противоречия между национальными культурами, общепринятой и субкультурами. Их реальное существование порождает сложную, противоречивую систему взаимоотношений: взаимопроникновение, сосуществование, отторжение, противоборство. Культуры могут сосуществовать нейтрально, не мешая друг другу и не смешиваясь. Альтернативные контркультуры активно теснят друг друга, каждая из них стремится занять доминирующее положение и насадить в обществе свои ценности и стандарты.
На основе подобных отношений наблюдается два вида: ассимиляция — вынужденное (приспособительное) освоение языка другой культуры и культурного (добровольного)отбора и усвоения другой культуры. Освоение другой культуры происходит только в том случае, если у обеих культур существовал общий прототип. Иначе никакой ассимиляции или культурного отбора не происходит.
Культурное доминирование - совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом. Доминирующая культура, как правило, достигает господства путём контроля социальных институтов, таких как учебные заведения, коммуникация, художественная культура, право, политический процесс и бизнес.
Культурная оппозиция. Размышления об особенностях менталитета, чертах «национального характера» нередко вынуждают обратиться к проблемам возникновения и функционирования в культуре оппозиций, во многом определяющих ее существенные свойства. Культурную оппозицию можно рассмотреть как: структурную единицу культуры и принцип, организующий картину мира носителя культуры.
Транскультурация - понятие, используемое главным образом в современной культурологии. Т. проявляется тогда, когда конкретная этническая общность, в силу добровольной миграции или насильственного переселения, перемещается в другой, иногда весьма отдаленный район обитания, где полностью отсутствует культурная среда другой этнической общности или она представлена весьма незначительно.
Культурное изобретение. Большое значение для развития и функционирования культуры в целом имеют качественные изменения в структурных элементах, особенно в науке и технологиях. Эти изменения открывают новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.
Можно выделить три качественных скачка в развитии культуры:
- появление письменности, позволившей сохранить многие произведения
культуры и обмениваться ими;
- изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился
объем распространения культурной продукции;
- современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звуко
запись, голография, новые материалы в архитектуре и др.).
Понятие социокультурной среды и культурных ценностей.
«Социокультурная среда – конкретное, непосредственно данное каждому ребенку, социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества». Социокультурная среда отражает сущностные связи человека с социокультурным окружением. Она имеет набор устойчивых элементов (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые требуют анализа в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно самостоятельные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.
Ценностная подсистема как важнейший структурный элемент культуры. Это совокупность жизненных ценностей, целей, средств их достижения. Ценности в различных культурах не совпадают. В частности, что в одном обществе представляется нравственным, в другом — безнравственно. Для иностранца многое кажется бессмысленным, нелогичным в другой стране, а с позиции данной культуры это рационально, полезно, обоснованно.
Культура — это способ, метод ценностного усвоения действительности. Поэтому, чтобы определить, что значимо, что нет, что добро, а что зло, индивид должен иметь определенные критерии (ценности). Культура, рассматриваемая в ценностном аспекте, является своеобразным социальным механизмом, который определяет, воспроизводит и передает ценности в обществе. Виды социальных ценностей: экономические, нравственные, политические, эстетические и др. Всю эту систему пронизывают нравственные ценности. В целом, культурные ценности можно классифицировать по следующим признакам.
По масштабности: общечеловеческие, общецивилизационные, общенациональные (общеразделяемые), локальные (субкультурные). Общеразделяе-мые ценности — это ценности, признаваемые большинством членов общества: общие цели деятельности; морально-нравственные; эстетические идеи, верования. Локальные ценности поддерживаются определенными социальными общностями. Нельзя понять общество, не зная ценностно-смысловых аспектов деятельности его членов.
По критериям соответствия потребностям людей: прогрессивные ценности, антиценности, ранее созданные, но "невостребованные" ценности, которые обогнали свое время.
По способу вписания ценностей в эпоху: произведения культуры прошлого и современности, созданные различными направлениями (школами) на основе их сотрудничества или противоборства. Ценности вечные, непреходящие: классика, архетипы национальных культур, культурный поток, т.е. массовая культура.
Культурную основу общества образует общеразделяемая система ценностей, которая видоизменяется с его развитием. Без такой системы не может нормально существовать ни один народ. На основе фундаментальных ценностей формируются ценностные ориентации личности: ее важнейшие потребности,цели жизнедеятельности; т.е. культура не только интегрирует личность в социальную систему, но и прививает ей определенные интересы и цели. Общепринятые ценности прививаются добровольно или навязываются личности, что зависит от степени развитости демократии в обществе. Таким образом, ценности как регуляторы социальных связей могут объединять и разъединять людей.
Может наблюдаться и конфликт ценностей (политика и нравственность, экономика и демократия). Конфликт между ценностями различных поколений, групповыми и общечеловеческими. Данное естественно, если конфликт разрешается цивилизованными методами (не разрушаются церкви, памятники, не выбрасываются из церковных зданий музеи и т.д.). Дезинтеграция российского общества вызвала и дифференциацию общепринятых культурных ценностей, поэтому формирование новой системы общих ценностей для россиян является актуальной задачей.