Именно география всегда занималась изучением среды обитания людей, взаимоотношениями человека и природы. Появлению научной школы энвайроментализма предшествовала длительная история развития научных знаний, связанных с определяющей ролью природных условий для развития хозяйства. Отметим наиболее значительные теории и концепции, учитывающие взаимосвязь природной среды и особенностей регионального хозяйства.
1. Географический детерминизм — это система теоретических взглядов, значение которых носит общефилософский характер. Географический детерминизм зародился в эпоху феодализма и имел прогрессивное значение, так как реакционной в то время идее «все от Бога, все определено Богом и поэтому незыблемо» он противопоставил идею «все от природы и должно быть изменено, если не соответствует естественным законам». Развитие этого направления затем получило название школы естественного права.
Согласно идеям естественного права, в основе которых лежит принцип естественной природы человека, правление людей (монархов) должно быть заменено правлением законов. Эти идеи нашли отражение в развитии буржуазно-демократических революций в XVII—XVIII вв. и были закреплены в некоторых документах того времени (североамериканской Декларации независимости 1776 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.).
Приверженцы идей географического детерминизма придавали географическим факторам (особенно климату) решающее значение в формировании позитивных форм правления государством. Так, по мнению Шарля Луи Монтескье (1689—1755), жаркий климат порождает лень и страсти, убивает гражданские доблести и является причиной деспотичного правления. Эти идеи были впоследствии использованы для обоснования «права» на колониальное господство над народами стран экваториального и тропического поясов.
Географический детерминизм (географический фатализм) как научное воззрение использовался в практических целях для обоснования права господства одних наций (развивающихся в условиях «циклонического климата») над другими, развивающимися в условиях жаркого или холодного климата. Таким образом это научное течение вместе с теорией Мальтуса легло в основу теории расизма.
Идеями географического детерминизма увлекались многие немецкие ученые-философы. Например, родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804) рассматривал силы природы как определяющие развитие человеческого общества, хотя в принципе отрицал объективное существование законов природы. В своем произведении «Антропология» Кант пытался обосновать характер народов, их хозяйственную деятельность, религию действием физико-географических условий местности, в которой живет данный народ.
Большой вклад в формирование концепции географического детерминизма внес другой крупнейший немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831). Под влиянием идей Канта и натурфилософии Гегеля сформировались географические представления видного немецкого географа Карла Риттера (1779—1859). Развитие общества К. Риттер считал предрешенным окружающей его географической средой и полагал, что комплекс природных условий Западной Европы предопределяет более высокий уровень развития ее народов и их право на управление всеми другими народами.
Известный французский географ Элизе Реклю (1830—1905) в своих теоретических воззрениях также стоял на позициях географического детерминизма. При характеристике хозяйства решающее значение он придавал влиянию природных условий. Реклю предложил свою схему эволюции истории человечества. История, по его идее, «есть не что иное, как эволюция окружающей обстановки, вызываемая самою же окружающей обстановкой». Таким образом, историю общества он прямо выводил из эволюции окружающей природы.
2. Концепция географического детерминизма послужила теоретической основой для антропогеографической школы. Ее основатель — немецкий географ Фридрих Ратцель (1844—1904) — признавал географическую среду ведущим и основным фактором развития человеческого общества. Ратцель выступил в качестве одного из основных идеологов воинствующего германского государства, научно обосновав политические задачи кайзеровской Германии.
В частности, Ратцель рассматривал государство как живой организм (биологический вид), обладающий врожденным стремлением к захвату пространства. Природная среда, по Ратцелю, является естественным обоснованием политической агрессии. «Распространение» государства, т.е. захват им окружающих территорий, ученый отождествлял с распространением леса, наступлением его на окружающие пространства. Кроме того, по мнению Ратцеля, в наиболее благоприятных природных условиях складывается «высшая раса», призванная господствовать над всеми остальными. Одним из первых германских политиков Ратцель призывал к сохранению чистоты германской расы.
3. Поссибилизм (от франц. ро8$1Ы1ке — возможность), или французская школа «географии человека», — научное направление в географии, сформировавшееся в конце XIX — начале XX в., также берет свое начало от идей географического детерминизма. Основная идея посси-билизма связана с взаимодействием природной среды и деятельности человека. Приверженцы данного направления, основоположником которого считается Поль Видаль де ла Блаш (1845—1918), большое внимание уделяют результатам этого взаимодействия, которые выражаются в формах хозяйственной деятельности, размещении населения, характере населенных пунктов, пейзажах территорий.
Для французской школы географии человека характерно стремление найти гармонию и уравновешенность во взаимоотношениях природы и хозяйства. Согласно данной концепции основная задача экономической географии — найти формы хозяйственной деятельности, наиболее гармонирующие с окружающей средой, и следовать им. Таким образом, сторонники французской школы главное внимание уделяют обнаружению и использованию тех возможностей, которые природа предоставляет человеку.
4. Научное направление энвайроментализма опирается на идейные представления американского ученого Э. Хантингтона (1876—1948), который высказывал мысль о том, что природные условия северо-востока США благоприятствуют развитию промышленности комплексного типа. При этом все другие страны и районы следует рассматривать в качестве поставщиков сырья и рынков сбыта. В своей книге «Движущие силы цивилизации» Э. Хантингтон выделяет «климатические оп-тимумы человеческой деятельности», которые приходятся на США и Великобританию. Именно там наиболее рациональна, с его точки зрения, концентрация промышленного производства. В целом основная идея данного направления заключается в том, что окружающая среда играет решающую роль в определении хозяйственной деятельности, культуры и быта людей.
В дальнейшем в понятие окружающей среды было включено не только природное, но и социально-политическое окружение человеческого общества. В современной трактовке энвайроментализма естественным природным условиям уже не отводится решающей роли. Однако все большее значение придается вопросам антропогенного воздействия на природную среду и экологическим проблемам глобального характера.
Под влиянием антропогенного фактора меняется состояние природной среды. Естественные (природные) экосистемы в настоящее время встречаются очень редко: это субарктические и тропические регионы, пустынные и горные районы. В основном современная природная среда представлена природно-антропогенными экосистемами.
С историко-географической точки зрения различают три вида механизмов взаимодействия человеческого общества и природной среды.
1. Миграционный механизм господствовал на первых этапах развития человечества. Он характеризуется тем, что в случае возникновения новых, неблагоприятных условий жизни люди стремились мигрировать в те районы, где сохранялись природные условия, близкие к прежним (например, в ледниковые эпохи племена мигрировали к югу). В настоящее время этот механизм действует в тех условиях, где преобладают примитивные формы хозяйства. Действие данного механизма характеризует также такое явление, как экологическая миграция в странах с развитыми формами хозяйства. В контексте миграционного механизма следует рассматривать также сезонную (или более кратковременную) форму деятельности человека в экстремальных природных условиях (вахтовый метод работы).
2. Адаптационный механизм характеризуется долговременными попытками человека (начиная с первобытно-общинного строя) приспособиться к суровым природным условиям в процессе хозяйственного освоения новых территорий. Наука рассматривает адаптацию как движущую силу эволюционного прогресса, а развитие жизни в целом носит адаптивный характер.
3. Трансформационный (или конструктивный) вид взаимодействия человека с окружающей природной средой характеризуется тем, что человечество предпочитает не приспосабливаться к природной обстановке, а приспосабливать ее к своим потребностям. Это происходит путем изменения и замены природных компонентов среды техногенными. Так, первоначально освоив степные пространства, люди стали внедряться в пояс лесов, сокращая его. Наиболее характерной формой процесса трансформации природной среды является урбанизация. Для конструктивного подхода к природной среде характерны грандиозные проекты преобразования природы, предложенные в советское время (например, проекты переброски северных рек). Исчезнувшие цивилизации древности являются очевидным свидетельством неудачных попыток покорения природы. Результатом этого вида воздействия общества на природную среду является нарушение природной (ландшафтной) зональности: обезлесение, опустынивание, деградация почв.
В 1930-х годах в западной науке возникло понятие геоэкологии. Первоначально геоэкологию рассматривали как междисциплинарное направление, объединяющее экологические и географические подходы к изучению эко- и геосистем1. Постепенно представление о геоэкологии расширялось, и к настоящему времени сложилось одно из определений геоэкологии как науки, изучающей необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий.