Надзор за исполнением законов судебными приставами является новым направлением прокурорского надзора и обязан своим появлением изданию двух законодательных актов – федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Закон о судебных приставах) и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон – об исполнительном производстве). В ст. 19 Закона о судебных приставах было закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Несмотря на сравнительно долгий период, прошедший с момента издания названных законов, которые вступили в силу в октябре 1997 г., законодательное подтверждение деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами нашла лишь в Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. № 31 -ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон» «О прокуратуре Российской Федерации»». В какой-то мере это можно объяснить тем, что согласно ст. 25 Закона о судебных приставах полное функционирование службы судебных приставов должно было начаться с 1 января 1999 года.
Следует отметить, что в рассматриваемом случае законодатель изменил сложившейся традиции, лишь дополнив ст. 1 Закона о прокуратуре соответствующей строкой. При этом в Закон не была включена дополнительная глава, конкретизирующая предмет этого направления и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами. Данное обстоятельство представляется существенным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст. 129 Конституции РФ должны определяться федеральным законом. Законодательная неурегулированность этого вопроса создает трудности при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, мешает выработке единой практики надзора. Следует иметь в виду, что практика надзора в рассматриваемой области только еще складывается. Иными словами, здесь прокурорами еще не наработан опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора. Пробел в законодательстве должен быть устранен путем включения в Закон о прокуратуре самостоятельной главы, посвященной прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами.
Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами (администрациями), исполняющими приговоры и иные решения судов (см. гл. Х учебника). Что же касается применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов, то данное направление наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов (см. гл. VII учебника). Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является соблюдение прав граждан, относительно которых приняты судебные решения.
Предметом данного направления можно считать надзор за исполнением законов судебными приставами и в первую очередь надзор за законностью принимаемых ими мер и выносимых правовых актов. При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше Законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры. Предметом прокурорского надзора в данном случае является исполнение судебными приставами всякого иного законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов следует в первую очередь отнести федеральные законы от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и, ряд других.
Служба судебных приставов согласно ст.5 Закона о судебных приставах – структурное подразделение Министерства юстиции РФ и возглавляется заместителем министра юстиции – Главным судебным приставом РФ. В ее состав входят:
ü департамент судебных приставов Минюста России;
ü служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России;
ü служба судебных приставов органов юстиции субъектов Федерации;
ü подразделения судебных приставов районного уровня, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
При этом Закон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организации деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ с федеральными конституционными законами об этих судах. Думается, что данный вопрос следовало бы отразить в рассматриваемом Законе.
Функционально судебные приставы подразделяются на две. категории:
1) приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах;
2) приставов-исполнителей, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве.
Данное разделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами.
Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами способствует совершенствованию их деятельности, а стало быть обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что в свою очередь положительно сказывается на авторитете судей.