Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Главные черты возможного постсоветского социализма в России




Вернемся к главным призна­кам “возможного у нас” социа­лизма. Повторю, что речь идет не о социализме, вырастающем как революционное отрицание исчерпавшего свой потенциал капитализма, а о социализме как спасении от вторжения ка­питализма, разрушающего на­циональную культуру и страну в целом. Это – “социализм не от хорошей жизни”, это стихийное движение по трудной тропе, ко­торая дает шанс уйти от безжа­лостного врага, грозящего гено­цидом. Возможности такого со­циализма в России, с одной стороны, сильно сократились из-за ликвидации СССР и “ла­геря социализма”, десятилет­него разграбления народного хозяйства и деградации многих фундаментальных условий жизни страны. С другой сто­роны, если полученные за де­сять лет уроки пойдут впрок, то мы выйдем из кризиса как идейно и интеллектуально об­новленное общество, освобо­дившееся от множества идолов и догм. Такое общество будет внутренне стабилизировано же­сткими, испы-танными на собст­венной шкуре дилеммами, бла­годаря чему оно может резко расширить диапазон свобод, и при этом удешевить усилия, на­правляемые на поддержание достаточного уровня лояльно­сти.

Прежде всего скажу о том ядре культурного основания общества, которое в своих глав­ных чертах не изменилось в ходе реформы – об антропологи-ческой модели. В России не произошло, как на­деялись “архитекторы пере­стройки”, нового варианта про­тестантской Реформации и не возникло “свободного инди­вида”. Человек сохранил орга­нический (общинный) тип соли­дарности. Этот вывод трудно строго обосновать эмпирически, я высказываю его как интуитив­ное суждение, подкрепленное многими косвенными призна­ками. Из этого суждения выте­кает много следствий как для устройства политической сис­темы, так и для хозяйства. Ан­тропологическая модель – фак­тор фундаментальный, его дей­ствие носит “молекулярный” ха­рактер, его нельзя преодолеть идеологическими ухищрениями, институциональными рефор­мами и даже репрессиями. Входя одновременно и в базис, и в надстройку общества, пред­ставление о человеке “перева­ривает” элементы идеологии и общественные институты, на­полняет их новым содержанием.

Вопреки распространенному мнению, общество с органиче ской солидарностью (“традици­онное общество”) вовсе не обя­зательно является застойным, оно способно к интенсивным нововведениям в политической и хозяйственной сфере. В нем при благоприятных условиях, как в Японии, даже может быть развит очень динамичный и аг­рессивный капитализм (но не “протестантского” типа). Таким образом, сохранение бытия России как традиционного об­щества, главным критерием от­несения к которому и является антропологическая модель, во­все не служит препятствием к быстрой модернизации и пере­носу (с необходимой адапта­цией) многих западных институ­тов и технологий.

Что же, на мой взгляд, должно будет измениться в российском социализме после “глотка капи­тализма”?

В обозримый период не про­изойдет реставрации советского типа государственной власти соборного и самодержавного типа. За последнюю треть ХХ века в обществе созрел и обрел язык раскол по многим линиям раздела, который делает не­возможным эффективное дей­ствие государства при власти соборного типа, предполагаю­щего принятие крупных реше­ний через консенсус. Если Рос­сия избежит гражданской войны и подавления слабых сторон в конфликте, то государственное устройство должно сдвинуться от соборной демократии к пред­ставительной, не советского, а парламентского типа с разделе­нием властей. Этот сдвиг не яв­ляется идеалом и в существен­ной мере противоречит антро­пологии нашего общества. Он – вынужденный ответ на общест­венный конфликт с примерным паритетом сторон.

Думаю, однако, сдвиг к пар­ламентаризму будет далеко не полным, так что “советский” (или “думский”) характер парла­мента во многом сохранится. Это значит, что не сложится равновесной системы партий, особенно в “правой” (“капитали­стической”) части политического спектра. Если общественное сознание преодолеет, наконец, евроцен­тристские догмы истмата (и ли­берализма) и проникнется по­ниманием культурных норм традиционного общества, то “архаические” соборные черты российского парламента станут не обузой, а источником его эффективности.

Вместе с представительной демократией будет склады­ваться своеобраз­ное гражданское общество. Это – внутренне противоречи­вое предположение, ибо по сути своей гражданское общество – продукт Реформации и буржу­азной революции, его субстра­том является гражданин-инди­вид. Кажется, однако, что воз­можна “пересадка” институцио­нальных структур гражданского общества на культурную почву с общинной антропологией. Для успеха такой сложной операции требуется понимание строения и “физиологии” как современ­ного, так и традиционного об­ществ. Вообще, от такого пони­мания в огромной степени зави­сит успех многих проектов большой программы по восста­новлению способного к разви­тию жизнеустройства в России.

Таким образом, оба эти про­цесса сделают государство бо­лее рациональным и бесстраст­ным, менее патерналистским и идеократическим. Однако оба эти качества не исчезнут, и не возникнет в России технократи­ческого “государства принятия решений”. “Кухарка” потеснится, но не уступит арену государст­венного управления “экспер­там”

На этом пути освоения либе­ральных институтов государство может впасть в соблазн, кото­рый станет фатальным для России – положить в основу но­вой технологии господ­ства манипуляцию обществен­ным сознанием. Высокая эф­фективность и относительная дешевизна этой технологии за­вели Запад на этом пути в такой тупик, что сегодня уже трудно даже представить себе нераз­рушительный выход. Манипуля­ция сознанием – наркотик, дозу которого приходится все время увеличивать. И этот наркотик действует на все общество, в том числе и на манипулирую­щую элиту, а не только на массу, поведение которой надо программировать. Сегодня в России интеллектуальная элита нашего “воровского капита­лизма” вынуждена применять против общества самые жест­кие, на грани преступного, сред­ства манипуляции – чтобы как можно дольше продержать на­род в оцепенении. Этот пере­бор, та духовная пытка, которой подвергло людей телевидение, помогут поставить вопрос реб­ром и в недалеком будущем от­казаться от использования тех­нологий манипуляции созна­тельно и категорически. Впро­чем, для идеократического, даже парламентского, государ­ства манипуляция не требуется и даже вредна. Нормы поведе­ния задаются ценностным кон­сенсусом квази-религиозного типа (не говоря о насилии, кото­рое, в общем, и манипулирую­щее капиталистическое госу­дарство применяет в очень ши­роких масштабах – не сравнить с СССР 70-х годов).

Надо подчеркнуть, что социа­лизм (после родовых мук), бла­годаря отказу от манипуляции и устранению антагонистических социальных противоречий, дает человеку несравненно больше свободы, нежели капитализм, все жизненное пространство ко­торого буквально напичкано ох­раной и запретами. Другое дело, что структура свобод и несвобод при социализме иная, чем при капитализме, а в чужом рту кусок кажется слаще. Но это – часть той же проблемы ин­фантильного сознания. Только ребенок думает, что можно по­лучить лакомый кусок соседа, не потеряв своего.

В обозримом будущем госу­дарство России, видимо, не бу­дет опираться на общепринятую “тотализирующую” идеологию типа советской. Сдвиг к парла­ментской демократии с этим не совместим, культурные и соци­альные различия в обществе резко усилились, Россия пере­живает волну этногенеза с бур­ным всплеском национального мифотворчества – все это ис­ключает возможность возникно­вения морально-политического единства, необходимого для укоренения тотальной идеоло­гии. Кроме того, индустриальная цивилизация в целом пережи­вает кризис своих идеологий, связанный с глубоким измене­нием научной картины мира. Перестройка картины мира оз­начает этап идеологического хаоса и нового большого идео­логического строительства.

Но это – общий фон, на кото­ром мы должны решить наши особые проблемы. Отсутствие общепринятой идеологии вовсе не означает, что общество и го­сударство может существовать без ядра коллективных пред­ставлений о Добре и зле, о че­ловеке и государстве, об их взаимных правах и обязанно­стях и т.д. – без всей той сис­темы идей и “универсума сим­волов”, которые лишь жестче увязываются и прикрываются пленкой идеологии. Вся эта кон­струкция в нашем обществе по­трясена и полуразрушена. Мы должны провести основатель­ную расчистку, чтобы начать ремонт и новое строительство.

Прежде всего, будет разре­шено одно из важнейших внут­ренних противоречий над­стройки советского общества, в которой ядро коллективных представлений было втиснуто в неадекватный им категориаль­ный аппарат исторического ма­териализма. Выросший из меха нистического детерминизма науки XIX века, евроцентрист­ского учения о “правильной” смене формаций и политэконо­мии капитализма, истмат (к тому же сильно вульгаризированный по сравнению с Марксом) не со­ответствовал ни реальности со­ветского общества, его куль­туры и хозяйства, ни сложности общего кризиса индустриа­лизма, который натолкнулся на препятствия, исключенные ист­матом из рассмотрения. Совет­ские люди “не знали общества, в котором живут”, и это было одной из важных причин пора­жения этого общества.

Необходимым условием для восстановления и принятия об­ществом новой программы со­циалистического строительства будет возникновение нового обществознания, методологиче­ские основания которого соот­ветствовали бы реальной слож­ности мира, природе нашего общества и динамике происхо­дящих процессов. В это обще­ствознание вернется очищен­ный от вульгаризаторских на­слоений диалектический метод Маркса, его всечеловечность, гуманистический и освободи­тельный пафос. Но это не будет марксизм Суслова или Ципко.

Советский проект потерпел поражение как выражение кре­стьянского мессианизма в уже городском обществе “среднего класса”. Сконцентрированный на идее “сокращения страда­ний”, в реализации которой со­ветский строй достиг замеча­тельных успехов, он авторитар­ными способами нормировал “структуру потребностей”. Быст­рая смена в ходе урбанизации “универсума символов” и струк­туры потребностей (особенно в среде молодежи) вошла в кон­фликт с идеологически узако­ненными нормами. Узость этих норм при резком увеличении разнообразия потребностей сделала “частично обездолен­ными” едва ли не большинство граждан. Крамольное недоволь­ство общественным строем стало массовым. Хотя это недо­вольство не означало антисоветизма и не приводило к требованию сме­нить его фундаментальные ос­нования, его смогли эффек­тивно использовать те социаль­ные группы, которые были за­интересованы именно в ликви­дации советского строя (прежде всего ради присвоения собст­венности).

Новый социализм, если нам удастся выйти из кризиса без катастрофы, будет строиться уже людьми сложного город­ского общества, с пониманием той роли, которую играет в жизни общества разнообразие. Спектр морально оправданных и экономически обеспеченных потребностей будет не просто расширен, он станет регулиро­ваться гораздо более гибкими нормами. Принципиального конфликта с базисом социа­лизма это не создает, а возни­кающая напряженность в отно­шениях с культурными нормами вполне может быть снята в рам­ках традиционного общества. Жесткость заданного в СССР образа жизни была унаследо­вана от длительной жизни в мо­билизационных условиях (об­щинная деревня, а затем “ка­зарменный социализм”) и не вытекает ни из принципов со­циализма, ни типа культуры. Реформа была травмирующим и разрушительным выходом из мобилизационного состояния, но она хотя бы сняла про­блему через разрыв непрерыв­ности.

Хозяйственная система того социализма, который, как я по­лагаю, при благоприятном сте­чении обстоятельств и доста­точных усилиях общества воз­можен в России, должна резко отличаться от советской сис­темы своим разнообразием. Дилемма “план-рынок” является ложной, в сложном и большом народном хозяйстве ни один тип предприятия и ни один тип кон­троля и управления не обеспе­чивает достаточной устойчиво­сти и способности к адаптации. Избыточное огосударствление советского хозяйства все более затрудняло выполнение хозяй­ством многих важных функций и по ряду причин само станови­лось источником недовольства – не давая возможности само­реализации для значительной части людей с сильно развитым “предприни­мательским инстинк­том”, прида­вая государству слишком па­терналистский ха­рактер и за­вышая претензии к нему всего населения.

К несчастью, в советский мар­ксизм не удалось включить тео­рии некапиталистических сис­тем хозяйства (например, А.В.Чаянова), и в среде совет­ской партийной интеллигенции было создано устойчивое мне­ние о том, что частная собст­венность на средства производ­ства предопределяет тип хозяй­ства как капитализма. Видимо, это глубокое заблуждение, су­ществует обширный класс предприятий (малые предпри­ятия в промышленности и сфере услуг, крестьянский двор на селе), которые при господ­стве капиталистической сис­темы успешно мимикрируют под “клеточки капитализма”, вовсе ими не являясь. В будущем со­циалистическом жизнеустрой­стве России на таких предпри­ятиях будет производиться очень большая часть товаров и услуг – и при этом они могут не генерировать капитализм и не подрывать общественный строй, основанный на солидар­ности.

Главное, чтобы то “твор­ческое меньшинство”, которое выработает проект восстанов­ления целостного и воспроизво­димого жизнеустройства Рос­сии, знало общество, в котором живет, и искало приемлемое со­ответствие своей доктрины ре­альным “анатомии и физиоло­гии” этого общества. Построе­ние нового социализма должно стать “молекулярным” процес­сом и творчеством масс в го­раздо более трудных для руко­водящей элиты условиях, не­жели после 1920 г.

http://www.kara-murza.ru/books/articles/os-soc2.html

-- ------------------------------------------

ТОВАРИЩИ!

БЕЗ ВАШЕЙ РЕГУЛЯРНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЮЛЛЕТЕНЬ

«ЗА СТАЛИНА!»

ВЫХОДИТЬ НЕ СМОЖЕТ!

ЖДЕМ ПОМОЩИ!

-------------------------------------

Редакция благодарит

Г. П. Асинкритова из Твери,

В. Н. Скворцову из

Минеральных Вод

и Л. А. Кононегко из

Владивостока за поддержку газеты!

------------------------------------------------------





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 456 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2555 - | 2198 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.